09 июня 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

Задача: арендовать автомобиль с помощью смартфона. Тестируем сервис каршеринга в Минске

Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

Смартфоны решительно разбаловали пассажиров! Лет тридцать назад все садились в «Волгу» с шашечками и не ворчали. А нынче клиент привередливый и даже — о боже! — вправе оставить негативный отзыв. Меньше чем через месяц (а точнее — 3 июля) в Минске запустят новый сервис по аренде автомобилей. Предполагается, что пользователь сможет бронировать машину через смартфон, а оплата будет списываться с банковской карточки. В чем плюсы и минусы каршеринга по-белорусски, какими будут автомобили, что за риски несет пользователь? Корреспонденты Onliner.by разбирались во всех нюансах, тестируя приложение на ходу.

Первое, во что упирается взгляд после прохождения таможенного контроля на вокзале в Вильнюсе, — это реклама каршеринга. В Берлине сервис DriveNow в считанные месяцы стал чрезвычайно популярным. В Москве гремят «Делимобиль» и BelkaCar, ставшие полноценным дополнением к общественному транспорту.

Так что появление подобного сервиса в Минске было вопросом времени. И вот в конце 2016-го минская компания DriveTime заявила о таких планах. Запуск на некоторое время пришлось отложить, что, по словам представителей сервиса, было связано со сменой платформы, поиском других партнеров и доработкой приложения. Но как только предоставилась возможность протестировать новую услугу, мы сразу приняли в этом участие.

Регистрируемся в приложении и заключаем договор

Первым делом, разумеется, нужно скачать приложение, которое доступно в Google Play и AppStore, а затем пройти регистрацию (процедура бесплатная). Но если в случае с Uber достаточно просто привязать банковскую карту и указать электронную почту, то с сервисом по каршерингу все сложнее.

Ох уж эти формальности! Однако понять компанию тоже можно — все-таки в пользование предоставляется автомобиль (заметьте, без залога) и сервис пытается минимизировать все возможные риски, которых немало.

Некоторое время назад мы считали, что краткосрочная аренда машины в Беларуси вообще невозможна в силу особенностей законодательства (в частности, антиалкогольных поправок), но...

Берем в руки смартфон, жмем кнопку «Зарегистрироваться». Сначала приложение требует фотографии документов — снимки последней страницы паспорта и штампа с регистрацией, водительского удостоверения и обратной стороны талона к нему (где указаны статьи Кодекса об административных правонарушениях за наиболее серьезные нарушения). В довершение нужно сделать «селфи» с водительским удостоверением — таковы особенности процедуры авторизации. Все это, впрочем, занимает пару минут.

— При необходимости оператор может потребовать другие документы, — предупреждают представители компании DriveTime. — Например, медицинскую справку — в особенности, если есть особая отметка в правах.

Теперь нужно подождать, пока обработают данные. Как говорят сотрудники компании, время авторизации максимально сократят, но в некоторых случаях потребуется детально проверить информацию (это может занять до пяти рабочих дней).

Кому могут отказать? Это возможно, если оператор уличит потенциального пользователя сервиса в обмане либо фальсификации сведений. Или, что более вероятно, водитель регулярно превышал скорость, был оштрафован за пьяное вождение и так далее.

Пока ожидаем ответ, решаем привязаться к банковской карте (такая возможность есть до одобрения заявки). Оговоримся, что в качестве платежной системы выбрана bePaid, которой лично мы со спокойной душой доверили данные. В этот момент произошло списание 10 копеек, которые тут же вернулись на счет. Как объяснили сотрудники DriveTime, это проверка наличия средств.

На экране появляется карта (используются картографические данные Google), на которой отмечены доступные автомобили. Пока мы не можем начать аренду, поскольку нет подтверждения от оператора. Зато можем сосчитать число машин — их шесть. Выбрав ближайшую, можно увидеть марку, модель, уровень топлива, тариф и расстояние до нее пешком.

— Первое время будут предоставляться Renault Sandero Stepway, Ravon R2 и R3, Peugeot 408. На момент запуска число автомобилей составит около двадцати, но потом планируется постоянно увеличивать их количество, — уточняют сотрудники компании. — По нашим оценкам, такому городу, как Минск, нужно до тысячи каршеринговых машин, чтобы удовлетворить спрос.

Мы проходили регистрацию в ускоренном режиме и вскоре получили SMS-сообщение. После этого нужно прийти в салон сотовой связи МТС и заключить договор присоединения (или же по указанному адресу может выехать курьер). В документе оговорены правила пользования сервисом. Учредители DriveTime не новички в вопросах аренды автомобилей — несколько лет занимаются прокатом машин и специфику знают хорошо. Говорят, что все риски юристами учтены, но не в ущерб добропорядочному клиенту.

Забираем машину и изучаем тарифы

Получив одобрение от сервиса, приступаем к аренде. Сразу вспоминается берлинский опыт. В случае с DriveTime все реализовано похожим образом: выбираем ближайшую машину — это Renault Sandero Stepway, теперь госномер указан. Отсчет времени пошел. Есть двадцать бесплатных минут, чтобы добраться до автомобиля — в это время никто не сможет перехватить его.

Чтобы исключить злоупотребления, разработчики ввели ограничение: в течение суток бесплатно зарезервировать/отменить бронь машины можно трижды. В четвертый и последующие разы это обойдется в 6 копеек.

Навигация направляет нас к автомобилю. Но где же хетчбэк? Как оказалось впоследствии, машина была «спрятана» за грузовиками. На такой случай есть подсказка — через приложение можно попросить просигналить. Тогда на искомом транспортном средстве моргнут поворотники и оно подаст звуковой сигнал.

Продолжаем разбираться с приложением. Сейчас оно просит выбрать тариф. На первых порах их будет всего два (в будущем список планируется расширить): минутный и суточный.

Вопрос оплаты — один из самых важных для пользователя. Изначально анонсировалось, что каршеринг в Минске выйдет дешевле, чем, например, такси или Uber. Оплата привязана ко времени использования автомобиля.

Так, в минутном тарифе предусмотрены следующие расценки: 1 минута поездки — 29 копеек, 1 минута ожидания (не путать с бронированием!) — 6 копеек. Сюда также включены 70 бесплатных километров. Если этот лимит превысить, то каждый следующий километр обойдется в 19 копеек. Суточный тариф предполагает оплату в 99 рублей, и на 24 часа автомобиль ваш. Лимит — 200 километров, каждый следующий километр сверх нормы также стоит 19 копеек.

Тарифы при использовании каршеринговых автомобилей

Тариф Время Лимит
Минутный 1 минута поездки — 29 копеек. 1 минута в режиме ожидания — 6 копеек 70 км. Каждый последующий — 19 копеек
Суточный 24 часа — 99 рублей, деньги списываются сразу 200 км. Каждый последующий — 19 копеек

— Но первый месяц работы — с 3 июля по 3 августа — взимать плату за пройденные сверх лимита километры не будут, — заверяют представители сервиса.

Сильно уйти в минус не получится — система, которая периодически проверяет баланс, сразу пришлет уведомление. При необходимости с водителем свяжется оператор.

Итак, нам нужен минутный тариф. Вероятно, он будет пользоваться наибольшей популярностью в Минске.

— Только не спешите сразу подтверждать состояние. Прежде нужно осмотреть машину, — сразу оговариваются специалисты.

Все очень серьезно! Фактически, нажимая на «лайк», вы подписываете акт приема-передачи. Только в данном случае он не на бумаге, а на экране смартфона. К этому моменту мы отнеслись внимательно — осмотрели кузов, диски, стекла, заглянули в салон. Вроде бы все в порядке. Но обратили внимание на едва заметную потертость возле ручки водительской двери.

В таком случае надо выбрать «дизлайк», а затем сообщить оператору, в чем причина, отправив снимок через мессенджер (номер указан в приложении). Переслали фото, дождались ответа и только потом открыли автомобиль. Технически момент попадания в салон реализован очень просто — надо всего лишь нажать кнопку на смартфоне.

— А что если за руль арендной машины сядет пьяный? — моделируем вполне реальную ситуацию. — В Беларуси действует ряд жестких мер, в том числе предусмотрена конфискация транспортного средства, если это второй такой случай для водителя за год.

— Наиболее вероятный риск для каршеринга, исходя из опыта Литвы и России, действительно связан с управлением автомобилем в пьяном виде, — признает один из учредителей DriveTime Иван Дылевич. — В будущем мы планируем установить специальный алкозамок — пока не дунешь, двигатель не заведется. В то же время мы прекрасно понимаем, что это не панацея и данную меру легко обойти. Однако в договоре учтены все нюансы, включая передачу управления третьим лицам.

Иван Дылевич, один из учредителей DriveTime

Проверяем документы, которые хранятся в бардачке: техпаспорт, страховка, сертификат о прохождении техосмотра, согласование на использование наклеек. Все в порядке, можно ехать.

Машина с АКП, парктроником, оснащена кондиционером и другими опциями. Для непродолжительной поездки большего и не надо. Как свидетельствует западный опыт, обычно каршеринговые автомобили используют для краткосрочной аренды. Да, чуть не забыли: в салоне установлен Wi-Fi-роутер от МТС — можно подключиться и серфить в интернете. Предоставление приятных «плюшек» для пользователей — фирменные «фишки» подобных сервисов.

Тарификация стартует с момента нажатия кнопки «Начать аренду». Чтобы не тратить время, быстренько заводим двигатель (кстати, ключ из замка зажигания достать нельзя технически) и начинаем движение. В приложении отражается оплата, маршрут, актуальный запас хода, выбранный тариф.

Едем, паркуемся, заправляемся

По пути рассуждаем, кому в принципе интересен такой сервис. Например, горожанам, у которых нет своего автомобиля, но водительские права имеются. То есть транспортное средство используется нерегулярно, время от времени. Надо, например, заехать в гипермаркет после работы? Бронируешь, паркуешься (включая режим ожидания) и грузишь пакеты. Затем можно оставить машину прямо во дворе. В пользу такого сценария говорят исследования в России. Они показали, что при ежедневном пробеге менее чем в 50 километров каршеринг — оптимальное решение.

— В определенном смысле каршеринг дает больше свободы, — считает второй учредитель компании Иван Желтоногин. — В автомобиле нет постороннего человека, который слушает не ту музыку, что вы любите, или курит. Кроме того, в салоне на одно место больше — ведь в качестве водителя выступает сам пользователь.

Иван Желтоногин, один из учредителей DriveTime

Именно то, что, по сути, услуги по управлению машиной клиент оказывает сам себе, и позволяет сэкономить на поездке. На Западе каршеринг считают не конкурентом такси, а дополнением к общественному транспорту, новым видом перевозок.

В тариф включена плата за пользование парковками на улицах Минска (только открытого типа), топливо, страховка, даже стеклоомыватель. То есть пользователю практически ни о чем не придется беспокоиться — соблюдай правила и все.

Надо сказать, яркие наклейки на машине здорово дисциплинируют. Во всяком случае, мы четко понимали, какое привлекаем внимание, и старались не допускать нарушений ПДД.

Разумеется, за автомобилем ведется дистанционный контроль — в любой момент можно проверить, где он находился, по какому маршруту двигался. А если система поймет, что машиной управляют агрессивно (например, постоянно превышается скорость, прыгают обороты или кто-то решил слить топливо), то с пользователем сразу же свяжутся. Существуют жесткие сценарии, вплоть до принудительной остановки двигателя.

В случае если автомобиль попадет на камеру скорости, все также решаемо — «письмо счастья» перенаправят тому, кто в это время пользовался арендной машиной.

— Слушай, а что если ДТП? — вдруг спрашивает фотокорреспондент.

На самом деле ничего сверхъестественного — нужно действовать по ПДД (остановиться, включить «аварийку», выставить знак, вызвать экстренные службы и далее по списку). А кроме всего прочего, сообщить оператору сервиса. Все автомобили застрахованы по каско. Однако это не значит, что пользователю грозит только штраф от ГАИ в случае виновности.

— Если авария была совершена по вине клиента (или же вина обоюдная), то ему придется возместить ущерб за причиненный вред, — цитируют договор представители компании. — В случае когда ущерб составляет менее 3500 рублей — компенсировать ремонт. При этом сумма не может превышать более 700 рублей. Если же ущерб составляет 3500 рублей и более, то будет истребован штраф в размере 20% от причиненного вреда.

Ладно, не будем о плохом. Как уже отмечалось, сервис предусматривает парковку на время, причем машина будет зарезервирована за вами и никто не сможет ее забронировать. По нашему тарифу минута в режиме ожидания обходится в 6 копеек.

Выходим из салона, пытаемся закрыть автомобиль (опять же с помощью смартфона). Приложение требует проверить, поднят ли ручник, закрыты ли стекла, выключен ли свет фар и стоит ли рычаг АКП в положении «P». Только тогда центральный замок защелкивается.

Убедившись, что в приложении моментально отобразилась смена счетчика, снова открываем салон и садимся за руль. Поскольку далеко не отходили, состояние проверять не пришлось, но, предупреждаем, это будет не лишним. Ведь водитель отвечает за сохранность автомобиля в течение всего времени пользования. Важный момент: оставить машину в режиме ожидания можно в любой точке Беларуси. Но закончить аренду в Смолевичах или Гродно не получится — система не разрешит (подробнее об этом — чуть ниже).

Отдельно нужно сказать про заправку и обслуживание каршеринговых автомобилей. Да, это прерогатива персонала, в обязанности которого входит и распределение машин по городу.

Но если вам вдруг потребовалось залить топливо, то это можно сделать самостоятельно. Более того, сервис в благодарность начислит вам 15 бесплатных минут.

Разумеется, мы не преминули попробовать. Заезжаем на АЗС «Белоруснефти» (заправить каршеринговые автомобили можно только в этой сети). В бардачке находим «таблетку» и жетон с кодом. Момент! «А какой бензин заливать?» — спрашиваем у оператора. Отвечают: АИ-92.

Хорошо все-таки, что у нас есть оперативная связь. А если бы не было? Представители компании пообещали учесть этот момент и обозначать в будущем тип топлива и октановое число на жетоне.

Однако тут же сталкиваемся с другой сложностью. Вставляем «таблетку» в автомат, он просит указать номер колонки. Вводим «7», но вот те раз — система отказывается принимать ответ. Убеждаемся, что все верно. Тем не менее вторая, третья, четвертая попытка тоже неудачные.

В конце концов оказывается, что надо указать номер пистолета. Тогда бензин полился. Остается отчитаться перед сервисом. Для этого требуется взять чек и сделать его фото на фоне приборной панели, а затем отправить через мессенджер (сам чек нужно оставить в бардачке). Взамен приложение сигнализирует, что начислено бесплатных 15 минут.

Оставляем машину и рассуждаем о преимуществах

Завершение поездки на каршеринговой машине тоже имеет ряд особенностей. Закончить аренду можно только в пределах МКАД в разрешенном для стоянки месте (не в закрытом гараже или паркинге). В эту зону включены такие микрорайоны, как Уручье. А вот с аэропортом вопрос решается, но поначалу оставить там автомобиль будет нельзя.

Возвращаем машину на прежнее место. Приложение снова просит проверить, все ли закрыто, выключено и т. д. После этого практически одновременно приходит уведомление о снятии денег с карточки (на смартфон) и отчет сервиса (на электронную почту). Заметим, что если бы мы выбрали второй тариф, то списание произошло бы сразу.

Подсчитываем. Пользовались автомобилем 71 минуту — это стоило 20,74 рубля, 44 минуты машина находилась в режиме ожидания — 2,65 рубля. Итого: 23,39 рубля. Чуть позже были зачислены бонусы и стоимость снизилась до 19 рублей.

Что будет, если автомобиль повредят уже после окончания аренды? Не сделают ли виновным последнего пользователя? Представители сервиса заверяют, что с каждым таким случаем (как и с другими нештатными ситуациями) они намерены разбираться отдельно.

— Пока стать пользователями сервиса могут только граждане Беларуси, но в дальнейшем мы хотим подключать также иностранцев, — заверил Иван Желтоногин. — В планах — приобрести электромобиль, который скорее нужен для имиджевых целей. Что касается конкуренции, то можем только приветствовать появление аналогичных сервисов в Беларуси. Убеждены, это позволит привлечь еще больше пользователей и популяризировать идею каршеринга.


Не один раз мы описывали преимущества подобных сервисов на Западе: простота и удобство краткосрочной аренды автомобиля с помощью смартфона, нет необходимости нести расходы на обслуживание и оплату налогов при использовании личной машины. Это отличное решение для нерегулярных поездок, в особенности в городе. Самое интересное, что развитие таких технологий за границей поощряется местными властями. Лучшие места на паркингах зарезервированы за каршеринговыми автомобилями, компании получают льготы. Совместное использование машин называют одной из эффективных мер по уменьшению количества вредных выхлопов, заторов, снижению нагрузки на улично-дорожную сеть и парковки.

Продать свой автомобиль можно на «Автобарахолке» Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by