06 июля 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Анна Иванова

Место проведения экзамена изменить нельзя? О конфликте между частной автошколой и ГАИ

Автор: Андрей Журов. Фото: Анна Иванова

«Взяли кредит, арендовали помещение для учебного класса и территорию для автодрома. А теперь наш бизнес под угрозой существования», — обратились в редакцию представители небольшой частной автошколы из Заславля. Когда мы выслушали взволнованную пару учредителей, сложилось ощущение, что все не так просто: «Экзаменаторы отказываются выезжать по месту расположения учебной организации, абсолютное большинство курсантов не могут сдать с первого раза, видеозапись предоставлять не хотят». За комментариями мы обратились в ГАИ Минской области. Там рассказали свою версию событий и продемонстрировали спорные фрагменты одного из роликов.

Принципиальный вопрос: где сдавать экзамен в ГАИ?

Инициаторами обращения в редакцию стали учредители «Чиллаут ФМ», которые сами же работают в учебной организации, — Надежда Трубкина (директор автошколы, она же преподает теорию) и Игорь Бондарик (мастер производственного обучения). Не совсем обычное название организации объясняют тем, что изначально планировали открыть радиостанцию, но передумали и решили обучать вождению.

— Проштудировали законодательство, арендовали помещение для учебного класса и территорию для автодрома, — рассказывают собеседники. — Затем подали заявку для регистрации. Технически процедуру удалось пройти практически сразу: у специалистов сертифицирующей организации (УП «Белтехосмотр») возник вопрос к эстакаде, но мы все быстро исправили. Нам подсказали, как правильно оформить документы. Отметим, что проверяли все: кто механик, какое образование у инструкторов, соблюдаются ли требования к автодрому.

Надежда Трубкина и Игорь Бондарик

По словам Надежды и Игоря, в конце октября прошлого года процесс сертификации был завершен, и они стали набирать курсантов в первую группу. Одним из преимуществ учредители считали то, что экзаменатор из ГАИ будет приезжать в Заславль. Был подписан соответствующий договор с УВД Миноблисполкома — до 31 декабря 2017 года (дату указываем не просто так, это будет иметь значение в дальнейшем). Это типовой документ, в котором оговорены условия. Одна сторона должна своевременно сообщать о дате экзамена, обеспечить явку курсантов (плановой группы), подготовить учебные автомобили и т. д. Другая — принять экзамен, составить акт о выполненных работах и пр.

Практика приема экзаменов по месту расположения автошколы была введена для удобства курсантов, которые живут в регионах. В последние годы от нее стали постепенно отказываться, поскольку теперь добраться в любую точку страны не так сложно, как 15—20 лет назад. Однако в Минской области сотрудники Межрайонного экзаменационного отдела ГАИ по-прежнему выезжают по адресам учебных организаций.

Представители «Чиллаут ФМ» считают это нормальной практикой:

— Людям, которые учатся в небольшом городе, непросто сдавать экзамен на пр. Дзержинского в Минске.

— Неужели это критично? — спросили мы.

— А вы представьте, что вас отправят в центр Москвы и попросят сдать экзамен там... Сдадите? А вот нам говорят, что люди должны уметь ездить везде.

— По вашему выходит, что пределы Заславля они не будут покидать никогда...

— Нет, ну почему... Со временем. Что, они сразу поедут в центр города? Сомневаемся. Дело не в этом. Договор подписали ведь...

В документе, о котором идет речь, есть существенная оговорка. В подпункте 4.2 сказано: «Каждая из сторон вправе отказаться от исполнения настоящего договора, известив об этом другую сторону за 10 дней». На него впоследствии сослались сотрудники ГАИ, аргументируя расторжение договора и отказ выезжать в Заславль.

Версия автошколы

Разумеется, конфликт возник не на пустом месте. Реакции экзаменаторов предшествовали определенные события. Вот как их описывают руководители автошколы: «Наступил день экзамена для первой группы. Большинство курсантов успешно сдали теоретическую часть и „площадку“. А вот с „городом“ возникли проблемы. Например, экзаменатор дает команду развернуться на перекрестке. Курсант предупреждает: на данном перекрестке видимость меньше 100 метров, и разворот запрещен. А экзаменатор говорит: что ты мне рассказываешь? Но в ПДД четко указано: разворот запрещен в местах, где видимость дороги хотя бы в одном направлении движения менее 100 метров. Заставляли выполнять этот сложный маневр по несколько раз. Так легче всего завалить человека. Некоторым была выставлена ошибка 7.2 ПДД („Участники дорожного движения обязаны не создавать препятствий и опасности для дорожного движения, действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимно вежливыми. Каждый участник дорожного движения, соблюдающий настоящие Правила, вправе рассчитывать на то, что и другие участники дорожного движения будут выполнять содержащиеся в них требования“)».

— А что они сделали? — интересуемся.

— Вот это вопрос. Курсант же просто ехал! Например, девушка чуть-чуть откатилась назад, а ей ставят движение задним ходом на перекрестке... Очень часто курсанту ставили ошибку за непоказанный поворот, хотя он еще не начинал маневр, только подъезжал к перекрестку. Ошибки должны выставляться за допущенные, а не за возможно допущенные нарушения. В результате права с первого раза получили только два человека из четырнадцати. Остальным пришлось еще ездить в ГАИ.

По мнению представителей автошколы, сейчас число курсантов в целом снизилось, но количество попыток сдать экзамен — увеличилось.

— После этого стали действовать иначе, — продолжают Игорь и Надежда. — Набрали группы поменьше, чтобы лучше обучить людей. В одной из них допустили к экзамену в ГАИ не всех. Обычно находятся те, кто пришел отсидеться, рассчитывая, мол, я плачу, а «корочку» мне дадут.

В одной из групп к экзамену в ГАИ было допущено три курсанта из семерых, в другой — пять из семерых. В первой успешно теорию сдала только одна женщина (во второй — четыре из пятерых), которая получила допуск к «площадке» и «городу» (экзамен принимался в Заславле).

«Нам запретили использовать наш видеорегистратор, — возмущается Игорь Бондарик. — Тем не менее курсантка успешно сдала „площадку“. А во время экзамена в городе я решил посмотреть, как будет проходить процесс, из салона автомобиля. На возражение экзаменатора заметил, что как собственник машины имею право находиться на заднем сиденье... По этому поводу возник конфликт.

На мой взгляд, было много спорных моментов, некоторые команды подавались слишком поздно. Итог — „Экзамен не сдан“. Сразу результат мы не оспаривали, но через несколько дней отправились с курсанткой к руководству МЭО ГАИ Минской области. Тут началось самое интересное... Руководитель отдела угрожал расторжением договора. Видеозапись нам показать отказались и не объяснили ни одного пункта нарушений.

В последующем от организации и от курсанта была написана жалоба начальнику ГАИ Минской области на неправомерные действия. После этого нам пришло дополнительное соглашение, условие которого делало невозможным выезд сотрудников для приема экзаменов в нашей организации. Затем был проведен внеплановый инспекционный контроль со стороны УП „Белтехосмотр“.

Мы направили документы начальнику УГАИ МВД и в Следственный комитет. В ответах, полученных позже, разъяснялось одно и то же. При проведении проверки нарушений со стороны сотрудников МЭО не обнаружено. Даже если нашу организацию по каким-либо причинам закроют, мы продолжим добиваться справедливости».

После безрезультатного для себя визита в ГАИ Минской области курсантка обратилась в УГАИ МВД. В письме она не соглашалась с вменяемыми нарушениями. Жаловалась, что экзаменатор отвлекал от вождения, задавая вопросы по теории. Упоминала отклонение от маршрута («во время обучения маршрута по улице Завадской не было») и др.

Ключевых моментов, на которые обращает внимание курсантка, несколько. Первый касается разворота. Экзаменатор дал команду совершить его в первом разрешенном месте. Что является таковым? Мнения разделились. Как считает женщина, она правильно оценила обстановку и двигалась к разрешенному месту, но не смогла сразу сказать, почему на других участках разворот запрещен.

Из письма курсантки в УГАИ МВД

Второй ключевой момент касается появления на проезжей части человека. Курсантка описывает события следующим образом: «На полосе был припаркован автомобиль. Водитель которого вышел на проезжую часть не убедившись, что дорога свободна, и последовал ни через дорогу, а к тротуару. Так как в данном месте только по одной полосе движения в каждом направлении, я приняла решение объехать данное препятствие на дороге путем выезда на полосу встречного движения (полоса была свободна). Я показала заблаговременно левый световой указатель, затем правый. Экзаменатор повышая голос указывал: „Смотрите-смотрите, она человека чуть не сбила!“ В момент приближения к данному автомобилю я видела, что водитель уходит с проезжей части. Может ли идти речь о создании аварийной ситуации?»

Наконец, третий пункт касается скорости и работы с коробкой переключения передач. «Минимальная разрешенная скорость движения транспортных средств в населенном пункте в ПДД не указана, — напоминает курсантка в жалобе. — На участке маршрута (во время приближения к регулируемому перекрёстку), где экзаменатором было сделано замечание о малой скорости, установлен знак „ограничение максимальной скорости 40 км/ч“. Я двигалась со скоростью 35 км/ч. Двигаясь с данной скоростью, я не создала препятствие для других участников дорожного движения. Я двигалась по левой полосе, так на правой полосе с не большими интервалами были припаркованы транспортные средства. С одной стороны ошибка за маленькую скорость, а с другой мне говорят, что я ехала слишком быстро. Как же так?»

Версия ГАИ Минской области

За комментариями мы обратились в отдел ГАИ, который отвечает за прием экзаменов у курсантов в Минской области. Там сразу поняли, о какой учебной организации идет речь.

— У нас в области 29 автошкол, и ни с одной таких проблем не возникало, — заверил начальник МЭО ГАИ Минской области Андрей Шидловский. — Мое знакомство с представителями «Чиллаут ФМ» состоялось после того, как первая группа их выпускников неудачно сдала экзамен. Учредители с ходу заявили, что у наших сотрудников якобы предвзятое отношение. Разумеется, это не так. Сейчас процесс сдачи фиксируется на видео и объективно установить ситуацию не составляет труда.

Нам продемонстрировали запись экзамена курсантки, которая обратилась с жалобой, и прокомментировали ключевые пункты.

— Курсантка двигалась по улице, на которой двойная сплошная линия разметки (1.3) сменяется прерывистой (1.5), — сообщили в ГАИ. — Экзаменатор действительно дал указание развернуться в первом разрешенном месте. Однако курсантка проехала мимо нескольких таких участков (заезды во дворы). Сразу она не смогла пояснить, почему там нельзя совершить данный маневр. А затем стала ссылаться на п. 72.2 ПДД (разворот запрещается в местах, где видимость дороги хотя бы в одном направлении движения менее 100 метров). Но это не та ситуация, в которой действует данный пункт, что хорошо видно на скриншотах.

Второй момент касался появления на проезжей части водителя Reanult Sandero. Тот припарковался в крайней правой полосе, а сам находился во втором ряду. По мнению инспекторов, в данной ситуации курсантке следовало затормозить.

— Во время сдачи экзамена курсантка заехала левыми колесами на сплошную линию разметки, — замечает Андрей Шидловский. — Однако не это трактуется как создание аварийной ситуации, а именно реакция на появление на проезжей части человека. Тот нарушил ПДД, вопросов нет, но в данном случае следовало снизить скорость вплоть до остановки, как того требуют правила. После этого можно было останавливать экзамен, но курсантке дали еще один шанс. Однако она им не воспользовалась.

Также был продемонстрирован фрагмент видео, на котором зафиксирован спорный момент, связанный со скоростью.

— Курсантка ссылалась на то, что нижний порог скоростного режима в ПДД не оговорен, хотя в правилах имеется соответствующий знак 4.7 «Ограничение минимальной скорости», — продолжает начальник МЭО ГАИ Минской области. — Это тоже свидетельствует об уровне подготовки женщины. Кроме того, в пункте 91.4 ПДД сказано: «Водителю запрещается создавать препятствие для дорожного движения, двигаясь без вынужденной необходимости с малой скоростью». Именно это мы и наблюдаем затем: сначала был установлен знак ограничения скорости в 40 км/ч, однако зона действия его ограничена. При этом женщина продолжала ехать медленно на пониженной передаче. Двигатель ревет, другие автомобили обгоняют ее по встречной. В результате экзаменатор сделал замечание.

Подытоживая, инспекторы говорят: «Общий уровень подготовки курсантки говорит о том, что она пока не может самостоятельно управлять транспортным средством на дорогах общего пользования. Мы не вправе выдавать разрешение, если человек не умеет пользоваться рычагом КПП, плохо ориентируется на дороге, называет пешеходов препятствием и объезжает их по встречной полосе. Регулярно отслеживаем статистику ДТП с участием водителей-новичков и считаем, что ситуация с подготовкой курсантов непростая».

По данным ГАИ Минской области, автошкола «Чиллаут ФМ» за все время выпустила около двадцати курсантов. Получили водительские права лишь шесть из них.

— А как-то мы случайно услышали разговор двух курсанток, которые успешно справились с теорией, — сообщили сотрудники МЭО ГАИ Минской области. — Девушки рассуждали: что теперь делать, брать дополнительные занятия? Решили вникнуть, попросили изложить ситуацию в письменном виде. А когда узнали, о какой автошколе идет речь, не удивились. Это были курсантки «Чиллаут ФМ». Они объясняли, что практические занятия длились менее двух часов, им говорили, что они не сдадут экзамен с первого раза. После обращения нами было направлено соответствующее письмо в УП «Белтехосмотр». Узнав об этом, представители автошколы написали заявление на своих бывших курсанток в РУВД. И это была далеко не первая их жалоба!

Экзаменаторы из ГАИ уверяют, что даже после этой ситуации у них нет предвзятого отношения к курсантам ни одной автошколы.

Встреча двух сторон

Выяснив позиции обеих сторон, мы решили поприсутствовать на встрече представителей автошколы и руководства МЭО ГАИ. Разговор, продолжавшийся больше часа, сложно назвать продуктивным.

— На автошколу оказывается давление, — считает директор «Чиллаут ФМ» Надежда Трубкина. — Нам пришло дополнительное соглашение из УВД, в котором сказано, что его надо подписать в течение десяти дней. Иначе, мол, договор будет расторгнут. В документе оговорено, что экзаменатор будет выезжать тогда, когда наберется группа курсантов не менее чем из восьми человек.

В ГАИ Минской области подтверждают существование такого документа и говорят, что разослали его во все 29 автошкол региона, не делая для кого бы то ни было исключения.

— Мы остались единственным подразделением в стране, которое выезжает принимать экзамены по вождению, — заметил Андрей Шидловский. — Всего в области шесть городов, в которых можно сдать экзамены: Минск, Столбцы, Борисов, Молодечно, Слуцк, Солигорск. Заславль находится довольно близко от столицы, и мы не видим больших проблем, чтобы добраться сюда. Нам экономически нецелесообразно выезжать в другой город ради двух-трех человек. В результате принято решение составить дополнительное соглашение. Почему именно восемь курсантов? Считаем это оптимальным количеством.

Касаемо «Чиллаут ФМ» позиция инспекторов такая: договор расторгнут, они не имеют права выезжать в Заславль, но готовы принимать экзамен на ул. Семашко в Минске хоть сейчас. Надежда Трубкина настаивает, что есть договоренность, люди не готовы к сдаче в большом городе. В автошколе намерены добиваться приема экзамена на своей территории.

— Аргументация, что в Минске сдать сложно, не принимается, — непоколебим Андрей Шидловский. — Поймите, мы не выдаем водительское удостоверение по Заславлю! С белорусскими правами гражданин имеет право двигаться по всей территории РБ и даже выезжать в другие страны, подписавшие Венскую конвенцию.

Тогда мы предложили поприсутствовать и понаблюдать со стороны, как будут приниматься экзамены. Выступить, так сказать, гарантом прозрачности процесса. Тем не менее в день сдачи «площадки» нам никто не позвонил. Позднее объяснили: это было пожелание курсантов. Что ж, наше дело предложить...

А после практического экзамена вновь раздался звонок. Руководители автошколы опять утверждали, что экзаменатор был предвзят. Мы снова обратились в ГАИ за очередным комментарием. Удивленные инспекторы лишь поинтересовались: «А упоминали ли представители учебной организации, что они предоставили автомобиль, в котором вдруг перестали включаться передачи? Именно ссылаясь на неисправность учебной машины они апеллировали к тому, что их курсантка не смогла выполнить диагональную парковку».


Действия автошколы кажутся логичными: ее руководители пытаются добиться лучших условий для курсантов. Однако позиция ГАИ тоже мотивированная — водительские права готовы выдавать только тем, кто может проехать и по тихой заславской улочке, и по минской магистрали. В этой ситуации в невыгодном положении оказались сами учащиеся «Чиллаут ФМ». Ведь им говорили одно, а на деле оказалось совсем другое.

Инструктора по вождению можно найти с помощью сервиса «Услуги»

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by