Во время отпускного сезона фокус внимания сосредоточен на загородных трассах, где на прошлой неделе произошел резкий всплеск аварийности. Сейчас предприняты масштабные меры — на дороги выехали спецавтомобили, машины «в гражданском исполнении», мотовзводы. Основные трассы, ведущие в Минск, находятся под усиленным контролем круглосуточно. С одним из экипажей ГАИ корреспонденты Onliner.by выехали на дежурство. Градус напряжения рос по мере приближения темноты, а когда стало смеркаться, наряд, находившийся поблизости, запросил поддержку: требовалось задержать водителя. Мужчина врезался в забор возле магазина, а потом наотрез отказывался выйти из автомобиля. Инспекторам пришлось действовать жестко.
Возле основных трасс, ведущих в Минск, дежурят наряды ГАИ района. В любой момент готовы подключиться сотрудники спецподразделений области и «Стрелы». Кольцо вокруг города одно из самых сложных — и по расстояниям, и по специфике.
«Поедем к садовым товариществам, — предлагают инспекторы ГАИ Минского района. — Сейчас на дорогах местного значения регистрируется много ДТП. Часть аварий удается предотвратить благодаря профилактике. Иногда достаточно появления в зоне видимости автомобиля со спецсигналами».
Патрульная машина останавливается на развилке в лесу недалеко от Крыжовки. Вроде бы рядом с городом, но уже лес и все признаки дачного отдыха. Местом притяжения считается магазин, расположенный возле железнодорожной станции.
— Вчера здесь остановили водителя мотоцикла, — рассказывают сотрудники ДПС. — У него имелись права категории B, категорию А не получал. Это трактуется как движение без права управления. А через несколько минут выехал несовершеннолетний парнишка на скутере. Удостоверение категории А1 и АМ можно получать с 16 лет, но у него прав не было.
Сейчас особый акцент делают при контроле водителей двухколесного транспорта. С 16 по 19 июня в Минской области случилось шесть учетных мотоаварий, в которых три человека погибли, а шесть получили травмы. Лишь в одном происшествии не усматривалось вины мотоциклистов.
Инспекторы останавливают несколько автомобилей. У водителей все в порядке, их состояние подозрений не вызывает. Люди расслаблены и находятся в хорошем настроении, несмотря на накрапывающий дождик.
Это тоже результат. Расчет простой: увидев, что поблизости несут дежурство, водители передадут информацию другим, и это остановит тех, кто сомневается — садиться пьяным за руль или нет.
Некоторое время поплутав по узеньким дачным дорогам, выезжаем в Заславль. Нас встречает полусонный город со спокойным, размеренным движением. На одной из второстепенных улиц обращает на себя внимание Toyota Celica с транзитными номерами, свернувшая во двор. За рулем — девушка. Проверив документы, инспекторы просят ее поторопиться с постановкой автомобиля на учет.
Рядом останавливается Fiat, водитель открывает капот и что-то внимательно рассматривает. Это показалось сотрудникам ГАИ странным, и они решают проверить молодого человека. Водитель жалуется, что «подтраивает двигатель». Его права, техпаспорт, сертификат о прохождении техосмотра и прочее в порядке.
Заодно инспекторы решают проверить еще несколько автомобилистов. Все спокойно предъявляют документы. То, что водители трезвы, сомнений не вызывает.
— Жители Заславля, как и других небольших населенных пунктов, завели группы в Viber. Там сообщают, когда приезжает наряд ГАИ, и делятся другими новостями города, — говорят сотрудники ГАИ. — Уверен, туда уже сбросили фото служебного автомобиля, и это тоже хороший эффект. Значит, нарушители не рискнут выезжать.
На одном из перекрестков замечаем водителя скутера. Мужчина в возрасте, шлем имеется, номера не спрятаны. Он явно едет не для фана, а по делу, и относится к категории водителей, которые не склонны к опасному поведению. Однако имеется четкое указание, и инспектор тянется к тангенте громкоговорящего устройства:
— Водитель скутера, примите вправо.
Быстрая проверка показывает, что наши предположения верны: к мужчине никаких претензий нет.
А вот шофер встречного грузовика явно нарушает: в кабине Mercedes находятся дети. Сотрудники ГАИ напоминают: перевозить детей до 12 лет (если их рост не превышает 150 см) разрешено только в специальном удерживающем устройстве. Мужчина разводит руками: только-только забрал у бабушки, везет домой.
Выясняется, что раньше водителя (в текущем году) привлекали по этой же статье КоАП — за нарушение правил перевозки пассажиров и грузов. Следовательно, действует повторность — мужчине выписывают штраф в 2 б. в. (сейчас — 46 рублей).
Покружив немного по Заславлю, инспекторы решают вновь сменить место патрулирования. Служебный автомобиль опять выезжает в район Крыжовки. Навстречу движется ВАЗ с номерами из Санкт-Петербурга. За рулем — гражданин Украины, в салоне находится еще несколько человек. На всякий случай у всех проверяют документы и просят открыть багажник.
Кроме непристегнутого ремня безопасности у водителя, других нарушений не замечено. «Я ж не на дороге, на трассе бы пристегнулся», — оправдывается мужчина, явно имеющий поверхностное представление о том, что это в Беларуси считается нарушением ПДД.
Чем ближе вечер, тем выше градус напряжения. На одной из улиц Ратомки посреди проезжей части стоят двое мужчин. На асфальте — пивная бутылка. На требование покинуть дорогу реагируют не сразу. Прохожие утверждают, что живут рядом. Им напоминают про запрет на распитие алкоголя в общественных местах и настоятельно рекомендуют переместиться домой.
Переезжаем в Тарасово. Сотрудники ГАИ останавливаются и решают понаблюдать за обстановкой в этом оживленном населенном пункте. Из выбранной точки хорошо проглядывается подъем. Обгон там запрещен, но некоторые рискуют. Итог — лобовые столкновения, съезды в кювет.
В потоке из кроссоверов и представительских седанов выделяется микроавтобус. Как показалось, он резко свернул налево. Инспекторы решают проверить, в чем дело, и уже через пять минут водитель дает пояснения: «С чего вы решили, что я скрываюсь? Я тут живу. С женой едем в магазин садового инструмента и принадлежностей».
Однако во время проверки документов возникает вопрос. Водителем оказывается гражданин Грузии, имеет вид на жительство в Беларуси, наши права не получал (на это дается 90 дней — достаточно сдать теоретический экзамен).
— В базе отмечено, что удостоверение действующее, хотя это нетипично, — открывает планшет инспектор. — Тем не менее ранее водитель неоднократно привлекался к ответственности за управление без прав. Сейчас к нему претензий нет.
Водитель Volkswagen облегченно выдыхает и отправляется по своим делам. Патрульный автомобиль тем временем выдвигается в Ждановичи, потом к Минскому морю, а затем снова направляется к молодечненской трассе. Это распространенная тактика ГАИ. Некоторые водители решают, что патруль окончательно уехал. А он возвращается.
На примыкании к трассе Р28 инспекторы замечают маневр Nissan X-Trail, который совершает обгон в запрещенном месте. Через несколько сотен метров его останавливают. Водитель реагирует абсолютно адекватно, не отпирается и сразу признает нарушение.
— Куда торопились? — спрашивают сотрудники ГАИ, оформляя протокол.
— Да, в общем-то, никуда. Возвращаемся с дачи. Впереди ехал автомобиль с наклейкой «70», и я решил его обогнать.
Судя по милицейской базе, у мужчины за довольно большой водительский стаж нарушений ПДД немного. Тем не менее ему придется прийти на прием в ГАИ по месту жительства. За нарушение правил обгона предусмотрено лишение водительских прав. Надеемся, обойдется без крайней меры. Ведь задача дорожной милиции — вернуть в законопослушное русло большинство автомобилистов, которые пытаются рискнуть: а что будет, если...
Периодически ловим оперативную информацию по милицейской радиостанции. «ДТП с велосипедистом. Опросите пострадавшего». «Напоминаем о необходимости усилить контроль за водителями мотоциклов и мопедов». «Внимание, начала движение колонна военной техники для репетиции парада».
В какой-то момент в эфире появляется сообщение о водителе, врезавшемся в забор в деревне Чачково. Очевидцы сообщают, что он пытается уехать с места происшествия. Возможно, мужчина пьян. Туда сразу выдвигается ближайший наряд.
Вскоре коллеги попросят помощи у нашего наряда ГАИ — водитель наотрез отказывается покидать салон. Это обычная практика для ДПС: иногда требуется силовая поддержка или нужно помочь в поисках скрывшегося автомобиля.
Инспекторы довольно хорошо ориентируются на месте. И хотя в деревне несколько магазинов, мы быстро находим место происшествия. Минивэн Chrysler «торчит» в заборе, рядом несколько групп зевак. Слышны язвительные комментарии: «Хотим посмотреть, как он вас тут всех уложит».
Сотрудники ГАИ кратко переговариваются и подходят к автомобилю. Водитель находится на заднем сиденье, крутит фиги и кривляется. Мужчина настроен довольно агрессивно, выходить из салона не хочет. Ему еще раз предлагают выйти из машины, но все просьбы он игнорирует.
Не успеваем опомниться, как инспекторы быстро достают мужчину из минивэна, надевают наручники и ведут в патрульный автомобиль. Это занимает несколько секунд — похоже, группа поддержки не ожидала такого поворота. Зрелища не получилось. Публика разочарована? Но что бы она говорила, если бы на пути Chrysler оказался не забор, а другая машина или человек? Впрочем, давайте не будем драматизировать — среди очевидцев нашлись те, кто позвонил в ГАИ. Это хороший знак — значит, не всем плевать.
По пути инспекторы пытаются поговорить с мужчиной, который периодически предпринимает попытки освободиться и бормочет что-то нечленораздельное:
— Как зовут? Почему так ведете себя?
— Я сказал быстренько... — ощущение, что задержанный не понимает, где находится.
— Что быстренько?
— Быстренько... Кому сказал... — мужчине явно не нравится, что его руки находятся в наручниках.
По трассе автомобиль ГАИ движется с включенными спецсигналами. Несмотря на «крякалки», сирену и мигалки, далеко не с первого раза машины в крайнем левом ряду перестраивались правее, хотя все возможности безопасно сделать это были.
К чему спешка? А вы представьте, что сзади находится нарушитель в неадекватном состоянии, который периодически пытается вырваться...
Наконец мужчину доставляют в РУВД. Теперь можно выдохнуть. Самое сложное позади. Остаются формальности. По документам устанавливают личность нарушителя (1973 г. р.), у него открыты водительские категории B и C. Но как он оказался в Чачково и чей автомобиль повредил — не ясно. Попытки выяснить это ни к чему не приводят:
— Место работы?
— Какое твое дело?
— Где живете?
— Не твое дело.
В дежурной части такие гости бывают часто. Ведут себя по-разному. В данном случае задержанный напоминает капризничающего ребенка. То усмехается, то пытается исподтишка ударить инспектора ногой. Вроде бы соглашается продуть в алкотестер (прибор сертифицирован, прошел госповерку), но когда подносят трубку, отворачивается.
— Я просто буйный, — без конца повторяет водитель.
— Продуй, лучше будет. Такова процедура, — уговаривают его.
— Грамотный, да?
В конце концов оформляется отказ от прохождения медосвидетельствования. В протоколе будет указано: имеются признаки опьянения — характерный запах, покраснение кожи и роговицы глаз. Водителя уводят в изолятор, где он пробудет до утра. Проснувшись, мужчина хлопнет себя по лбу: что я натворил! Через некоторое время из отделения его заберет жена. Настоящие проблемы, конечно, еще впереди — разбирательство в ГАИ, штрафы, компенсация ущерба.
Традиционное усиление контроля принесло нужный эффект. Например, для Минского района это были очень спокойные выходные. За три дня — с пятницу по воскресенье — не произошло ни одного учетного ДТП (с пострадавшими и погибшими), в то же время инспекторы задержали восемь пьяных водителей.
Алкотестеры в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by