08 июля 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

«Всегда найдется водитель, который поедет вразрез». Опять разбор с площади Бангалор

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Название этого города постоянно фигурирует в ветке форума «Срочно в номер! Видео с ваших регистраторов». Разумеется, индийский мегаполис ни при чем — все дело в необычной схеме организации движения на одноименной площади в Минске. Очередной ролик появился на этой неделе: автор видео сначала вынужден был затормозить на круге из-за Hyundai из Минской области, а потом уворачиваться от Audi.

— Этот узел очень популярен среди владельцев видеорегистраторов, — начинает разбор Юрий Краснов, поеживаясь под лучами нежаркого июльского солнышка. — Самый главный вопрос, который задают минские водители: доколе? Я знаю ответ... Вынужден вас разочаровать, но никогда это не закончится. Всегда найдется водитель, который поедет вразрез и будет мешать.

В рассматриваемом ролике таковых оказалось сразу двое. Сначала водитель кроссовера Hyundai застыл в полосе, из которой мог ехать только прямо. А когда ряд освободился и автор видео начал движение, справа от него показалась Audi, тоже поворачивавшая налево.

— Водитель Hyundai, очевидно, понял, что попал. Он стал пропускать Audi с прицепом, которая двигалась согласно задуманной схеме движения, — комментирует эксперт. — Но как только кроссовер тронулся, перед ним выехал таксист на Renault Logan. Получилось, что Hyundai оказался между двух огней.

Много раз мы рассказывали об особенностях движения на этом круговом перекрестке. Четыре года назад на площади принципиально изменили правила игры. Главный недостаток старой схемы заключался в том, что большинство водителей (около 85%) пропускали меньшинство (примерно 15%), которые поворачивали налево или разворачивались по кругу.

Чтобы отсечь меньшинство и дать преимущество большинству, прямо на круге установили светофоры. Кроме того, эксперты решили задействовать четвертую полосу, которая существовала там всегда, но никто ее реально не использовал. Для этого придумали «карман», куда надо, по задумке, заезжать для поворота налево или разворота.

— Создалось ощущение, что автор ролика ожидал нечто такое, — считает Юрий Краснов. — Вообще это стало типичным на площади Бангалор. Автомобилисты, которые в курсе схемы движения, словно хотят подловить кого-то на незнании: ага, попался! Хотя на самом деле таких водителей, которые поедут вразрез, можно определить. Они, как правило, едут с включенным левым указателем поворота. Особенность рассматриваемой ситуации в том, что Hyundai ехал прямо перед автором видео.

Сверху хорошо видно, что бóльшая часть потока едет по задумке. Но кто-то выбивается из трафика. И вот какую особенность мы заметили: такие автомобилисты часто блокируют ряд, невольно забивая канал.

— Что мог поделать автор видео? — переспрашивает эксперт. — Теоретически перестроиться правее и продолжить движение прямо. На круговом перекрестке прерывистую разметку можно пересекать. В формулировке из ПДД содержится двойное отрицание, которое может сбивать с толку. Но если вчитаться, то суть ясна: линии разметки 1.5—1.8 разрешается пересекать с любой стороны, кроме перекрестков, на которых не организовано круговое движение.

Юрий Краснов обращает внимание на еще один нюанс, о котором иногда забывают водители. Перед выездом на круг автомобили отсекают светофоры. Сначала загорается дополнительная секция (стрелка), но она не дает преимущественного права, и нужно уступить тем, кто едет по кольцу.

— Хочу отметить реакцию автора ролика, — обращает внимание эксперт. — Когда справа от него появилась Audi 80, он сразу притормозил, и столкновения не произошло. Это говорит о том, что он хорошо видит обстановку. А вот сигналить Hyundai было бесполезно. Возможно, человек боялся подъехать или опасался не вписаться.

Больше всего вопросов в этой ситуации вызывает поведение водителя Audi. Если Hyundai выполнял поворот налево из третьего ряда, то седан — из второго.

Если минут 10—15 пристально понаблюдать за дорожной обстановкой на пл. Бангалор, то невольно приходишь к выводу — большинство водителей крадутся, ожидая подвоха. Особенно те, кто поворачивает налево или разворачивается по схеме ОДД. Дело в том, что во время выполнения этих маневров после выезда из «кармана» можно занимать любой ряд. Но там ведь могут ехать другие автомобили... Вот водители и высматривают ситуацию в зеркало заднего вида. Это разумно, и такие действия, убеждены, каждый день предотвращают десятки столкновений.

— Вот Citroen поехал не из того ряда, — наблюдает за потоком Юрий Краснов. — А там Toyota, за ней еще одна, и потом Great Wall...

Очевидцами самой опасной ситуации мы стали, когда находились непосредственно возле площади. Volkswagen Passat, двигавшийся по второму ряду, стал поворачивать налево, подрезав Nissan Qashqai. Браво водителю кроссовера! Он обратил внимание на указатель поворота универсала и притормозил, что предотвратило ДТП. Что характерно, у Volkswagen были не минские номера.

— Подобные ситуации на площади Бангалор будут возникать постоянно. Ведь тут будут ездить водители, незнакомые с организацией дорожного движения, — прогнозирует эксперт. — На ходу разобраться в схеме непросто. Данный узел вообще выделяется из ряда подобных в Беларуси: обычно приоритет у тех, кто едет на круге правее.

В конце выпуска Юрий Краснов сам сел за руль и несколько раз повернул налево на площади. Всякий раз находились водители, пытавшиеся выполнить этот маневр не из той полосы. Однажды подрезал водитель автобуса, потом Audi, еще одна...

— Основные меры предосторожности такие, — советует эксперт. — Потише ехать, двигаться с одинаковой скоростью и отслеживать ситуацию сзади, помня о геометрии перекрестка и прочих нюансах. А учить кого-то бесполезно. Помню, сам как-то пытался подсказать пожилой паре, как нужно было действовать. А бабушка, сидевшая на пассажирском сидении, грозно мне так показала кулаком. То есть люди, которые неправы, считают, что виновна другая сторона. Глупо цитировать ПДД и показывать на схему в такой ситуации.


— 29-й закон безопасного поведения на дороге гласит: даже если вы правы, а оппонент — нет, проявите благородство, — подытоживает разбор Юрий Краснов. — Ведь доказывать правоту арсеналом средств, доступных обычному водителю, бессмысленно.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by