Едва ли не самым опасным маневром на междугородных трассах остается обгон. Последствия таких столкновений довольно тяжелые — процент гибели и получения тяжких травм очень высокий. Сейчас контроль за скоростью, а также за соблюдением правил обгона (поскольку этот маневр часто сопряжен с превышениями) усилен. Во время рейда ГАИ Минского района были остановлены несколько водителей, которые рискнули выехать на встречную полосу в запрещенном месте. Некоторые с ходу соглашались с нарушениями, другие протестовали: «Это была вынужденная мера!» А в какой-то момент прямо на наших глазах водитель ВАЗа ушел в кювет... Читайте репортаж из окрестностей Минска.
— Часто ДТП, произошедшие из-за нарушений правил обгона, случаются на местных дорогах, — рассказывают перед рейдом инспекторы. — Водитель легкового автомобиля упирается в «медленный» автобус или грузовик, затем следует резкий маневр и...
Местная дорога Сеница — Прилуки — Самохваловичи считается аварийно опасной. Характерный трафик для «энки», которая приближена к крупному городу: много легковых автомобилей, рейсовые автобусы, грузовики... Патрульная машина останавливается в деревне Скориничи (Минский район). На этом участке скоростной лимит понижен до 40 км/ч. Причина — риск наезда на пешеходов. Такие ДТП здесь неоднократно фиксировались.
Искушение быть первее того, кто «тянется» 40 км/ч, подталкивает к обгону, который тут запрещен. Вот на выезд на встречную полосу решается водитель Peugeot 206. Мужчина явно не ожидал, что его маневр попадет в поле зрения ГАИ.
— Знаете, что нарушили? — спрашивают инспекторы.
— Да, скорость...
— А еще? Обратите внимание на сплошную линию разметки, а также знак приоритета на перекрестке. Видите?
— Да-да, я даже не спорю.
Во время оформления оказывается, что мужчина забыл водительское удостоверение дома. По базе сотрудники ГАИ выясняют: оно действующее, имеется.
За это нарушение (протокол составляется по части 8 статьи 18.14 Кодекса об административных правонарушениях) предусмотрены крупный штраф (от 2 до 10 б. в.) с лишением прав (до 1 года) или без лишения. Решение на месте вынесено быть не может — это прерогатива руководителей ГАИ.
В ПДД целая глава посвящена обгонам. Этот маневр запрещен на пешеходных переходах, мостах и путепроводах, на участках с ограниченной обзорностью, в конце подъемов и так далее. На обозначенных перекрестках — тоже. За каждым таким табу — свое обоснование. Представьте, если водитель будет выезжать со второстепенной дороги, а по главной кто-то будет выполнять обгон. В такой ситуации риск совершения ДТП возрастает.
Некоторое время инспекторы дежурят на этом участке. Средняя скорость у потока снижается, никто не пытается выскочить на встречку. В общем, водители действуют образцово-показательно. Очевидно, что они предупреждены встречными автомобилистами. Воспринимать такую реакцию нужно только положительно. Главное, чтобы это вызывало устойчивое изменение поведения.
Инспекторы решают переместиться на другую трассу. По пути замечают подростков на велосипедах, которые едут по обе стороны дороги. Опасно! Сотрудники ГАИ аккуратно опережают ребят и просят остановиться. Те объясняют, что направляются к водоему.
Искупаться в жаркую погоду — милое дело. Но до воды надо еще добраться! Инспекторы объясняют, как нужно ехать безопасно. Все обходится внушением. Только убедившись, что подростки вняли предупреждению, патруль продолжает движение.
Часто во время патрулирования сотрудники ГАИ переключают внимание с основной цели рейда на другие, не менее важные. «Когда замечаешь потенциальную опасность, нельзя не реагировать. Как-то на этой дороге преследовали пьяного водителя. Он не пожалел свой ВАЗ и буквально „прыгнул“ в поле. Мы хорошо знали местность, объехали по другой дороге и заблокировали ему путь. Тот был очень удивлен», — вспоминают инспекторы.
Выезжаем на дорогу, которая ведет к Мачулищам. Закруглений тут много, любой обгон может привести к печальным последствиям. А привлекает внимание сотрудников ДПС водитель Mitsubishi, который почему-то останавливается на обочине. Инспекторы предполагают: встречные моргнули, он чего-то испугался и решил переждать.
Разумеется, это вызывает подозрения. Через несколько минут водитель Mitsubishi уже дает объяснения. Выясняется, что не пройден техосмотр, хотя с 2014 года у него ни одного нарушения ПДД. Мужчина поясняет: «Езжу редко, вот и не проходил».
Тут же останавливают Volkswagen Transporter, на который, как оказывается, не оформлена «автогражданка». По словам водителя, сейчас у него проблемы с деньгами. Да, про последствия в случае мелкого ДТП он знает. Финансовый риск, на наш взгляд, несоизмеримый. Отметим также, что давно есть возможность оплатить взнос в два этапа.
Продолжаем наблюдать за ситуацией. С пригорка открывается хороший вид на дорогу, которая закручивается в петлю. Инстинкт самосохранения у большинства водителей выше желания быть быстрее. Даже когда впереди тихоход — мало кто рискует выполнить обгон. Напомним, в ПДД четко оговорено: маневр запрещен в конце подъемов и на участках с ограниченной обзорностью дороги.
Ситуация кажется спокойной, и сотрудники ГАИ решают сменить место патрулирования. Но не успевает служебная машина доехать до закругления, за которым мы так пристально наблюдали четверть часа, как встречный ВАЗ входит в неуправляемый занос. Все происходит за доли секунды: машину разворачивает на 180 градусов и она оказывается в кювете.
Инспекторы включают спецсигналы и подъезжают к месту ДТП. Новости хорошие. Водитель жив-здоров, да и автомобиль поврежден несильно — отлетел только подкрылок.
— Почему так случилось, знаете? — спрашивают сотрудники ГАИ у молодого человека, управлявшего ВАЗом.
— Занесло...
— А из-за чего?
— Ну скорость... Надо было помедленнее ехать.
Это классическая ситуация, которая в протоколе обычно отражается фразой «не учел погодные и дорожные условия, выбрал неправильную скорость для движения...»
Пока проводилось оформление происшествия, внимание привлек водитель грузовика. Он проехал мимо машины ГАИ (на Skoda были включены спецсигналы), а потом стал выполнять обгон легкового автомобиля, пересекая сплошную линию разметки.
Короткое преследование завершается на трассе Минск — Микашевичи. Водитель грузовика с ходу идет в атаку: «Я не мог остановиться! Чего он тормозил? Думаете, я при вас бы так сделал?»
Просмотрели кадры, сделанные во время маневра: стоп-сигналы у Nissan, которого обгонял грузовик, не горели. Впрочем, это тоже не смутило водителя, который продолжил отчаянно отпираться: «Ну не тормозил он, просто резко сбросил скорость... Это была вынужденная мера. Где я такую махину остановлю?»
На замечания о том, что нужно бы соблюдать скорость и держать безопасную дистанцию, посыпались очередные контраргументы. «За то, что я предотвратил аварию, еще и буду наказан. Лучше бы бил его в заднюю часть», — заключает водитель грузовика.
Честно говоря, слушать подобные доводы от шофера с 20-летним стажем смешно. Если в простой ситуации он не в состоянии предотвратить ДТП иначе как выехав на встречную, то можно ли ему доверять автомобиль и грузы? А если обстановка будет по-настоящему аварийной?
Рейд продолжается в Гатово. Дорога, которая ведет отсюда в Новый Двор, считается одной из самых аварийных в Минском районе. Тяжелый грузовой трафик плохо сочетается с движением легковушек. Итог очевиден: не раз тут происходили лобовые столкновения из-за нарушений правил обгона.
Именно такую ситуацию замечаем через четверть часа: в объектив попадает Toyota Corolla, водитель которой решил выехать на встречную полосу. Мужчина реагирует спокойно, хотя не скрывает своей досады — дескать, нельзя, что ли, было на месте решить.
Нет, это нарушение считается очень серьезным. Неспроста введены столь суровые санкции вплоть до лишения водительских прав... А статистика аварийности говорит, что такие меры оправданны.
При выполнении обгона роль человеческого фактора существенно возрастает. Слишком многое зависит от водителей — правильно ли они определят скорость попутного автомобиля и технические возможности своего. А как поведет себя встречный? Пойдет на принцип и не снизит скорость или, наоборот, не станет обострять ситуацию? Эксперты дают примерно одни и те же рекомендации: лучше отказаться от маневра, чем рисковать. Однако по-прежнему роль управляющего автомобилем остается ключевой.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by