Нам хочется быть уверенными в том, что наше имущество в безопасности. Автомобиль припаркован на охраняемой стоянке, деньги хранятся на банковском счете, в квартире установлена металлическая дверь. Мы стремимся обезопаситься и когда речь идет о чем-то менее дорогостоящем. Вряд ли кто-то оставит даже самый невзрачный велосипед без присмотра. Самое простое: купить велозамок — все то же успокаивающее чувство защищенности за разумную цену. Придется вас разочаровать: ваш велосипед в опасности. Рассказываем правду о велозамках в сегодняшнем материале Onliner.by.
Эксперт торговой сети velozona.by Игорь подобрал пять наиболее распространенных типов велосипедных замков. Они различаются как по материалу, так и по способу фиксации. Задача: проверить каждый замок на прочность.
В этом нам помогут обученные взломщики, которые легально оказывают услуги по вскрытию практически любых механизмов. По понятным причинам они предпочли остаться инкогнито — издержки профессии.
— Очень важно — не питать иллюзий. Любой замок можно вскрыть, все дело в затраченном времени, усилиях и приспособлениях, которые для этого понадобятся, — предупредили профессионалы. — Владельцу будет полезно знать, насколько защищено его имущество, чтобы, возможно, предпринять какие-то дополнительные меры для его сохранности.
— Один из начальных вариантов, но в то же время очень распространенный. Такие замки стоят немного, весят мало, просты в эксплуатации. По сути это стальной трос малого диаметра, который находится в силиконовой оплетке. В зависимости от модели замка могут различаться диаметр троса и его длина, — рассказал Игорь.
На самом деле длина вашего велозамка имеет важное значение. С помощью короткого троса вы пристегнете раму. Это здорово, но злоумышленники могут украсть велосипедные колеса или седло. У современных моделей велосипедов эти части крепятся на быстросъемных эксцентриках — чтобы их снять, не потребуется даже ключа.
— Если трос велозамка имеет достаточную длину, используйте его таким образом, чтобы пристегнуть не только раму, но и оба колеса, а по возможности и седло — так надежнее, — говорит эксперт.
Еще о надежности. Взломщик задумчиво повертел в руках один из самых бюджетных вариантов замка, представленных на рынке.
— Эти кодовые замки по своей сути такие же, какие можно встретить на дорожных чемоданах. Вы крутите диски с цифрами, а они блокируют механизм, — пояснили профессионалы. — Особой надежностью этот вариант не отличается. Все зависит от того, как нужно его вскрыть. Есть вариант сделать это аккуратно, почти не повредив устройство, а можно действовать быстро и грубо. Вряд ли человек, который задумал похитить ваш велосипед, будет особенно щепетильным, согласны?
Мы намеренно не раскрываем всей тонкости работы профессиональных взломщиков. Но следует обратить внимание владельцев на слабые места этой модели.
— Предупрежден — значит, вооружен. Так говорят, и это правда. Поверьте: тот, кто идет на преступление, знает, как вскрыть замок. Эта информация нужна в первую очередь тем, кто считает, что ввел код и обезопасил себя от всего на свете, — отметили профессионалы.
Сам принцип с использованием кода, а не ключа достаточно эффективен. Возможно, не стоит полагаться на модели с небольшим числом комбинаций, но если на вашем замке 4—5 числовых дисков — этого достаточно, чтобы никому и в голову не пришло подбирать подходящее сочетание.
— Опасность в другом. Самое уязвимое звено такого замка — как раз числовые диски. Если они сделаны из пластмассы — пиши пропало. Достаточно пары сильных ударов чем-то крепким по замку, чтобы он разлетелся. Диски должны быть металлическими. От физического воздействия они деформируются и намертво блокируют замок — он будет испорчен, но вы сохраните имущество, — предупреждают взломщики.
У самых дешевых моделей есть неприятное свойство: при выборе нужного числа на цифровом диске конструкция замка начинает заметно люфтить — зазоры увеличиваются, замок будто приоткрывается. Подобрать нужную комбинацию в этом случае не составит труда. Делайте выводы, нужна ли вам такая защита.
Имеет ли определяющее значение диаметр троса? Лишь в некоторой степени.
— Конечно, мы рекомендуем приобретать замки с бóльшим диаметром троса, так как они надежнее, — говорит Игорь, специалист магазина. — К слову, тросовые замки отличают малый вес и гибкость. Их удобно скручивать и перевозить непосредственно на раме велосипеда или под седлом, при помощи специального крепления.
Маленькая хитрость: выбирайте тот замок, который выглядит внушительнее. Согласитесь, что если никто не охотится именно за вашим велосипедом, то злоумышленник выберет ту модель, которую, на первый взгляд, проще похитить. Толстый трос наверняка отпугнет такого вора. Впрочем, в случае серьезного давления подобная защита тоже не выстоит.
— Зачем возиться с замком, если можно просто перекусить трос? Чем он толще, тем больше шанс, что инструмент вора его не возьмет. Впрочем, это уже вопрос к инструменту, — говорят взломщики.
Что касается самого механизма, то лучше отдать предпочтение варианту с тубулярным ключом — к нему сложнее подобрать отмычку.
— Любой замок можно вскрыть при помощи специнструмента — например, просто высверлив сердцевину. Но вариант этот сложный, трудоемкий и шумный. Чтобы обезопасить себя на такой случай, оставляйте велосипед в людных местах — не предоставляйте злоумышленнику возможность «работать» в укромном месте. Лучше всего, если поблизости есть камера видеонаблюдения — это наверняка его спугнет, — советуют эксперты.
«Возьму кованую цепь и застегну ее амбарным замком», — приходилось слышать и такие предложения от самых радикальных велосипедистов. Эксперты к такому варианту относятся скептически.
— Взять можно что угодно, но вы сначала попробуйте повозить кованую цепь с металлическим замком даже в рюкзаке — это тяжело. Кроме того, такая «защита» при использовании исцарапает всю велосипедную раму, что также неприятно, — говорит Игорь. — Впрочем, спросом пользуются адаптированные варианты из относительно легких цепей, спрятанных в текстильную оболочку. Они не «травмируют» раму, хотя обычно их длина меньше, чем у тросов.
Что скажут взломщики? Хороша ли цепь?
— Нормальный вариант, если преступник не станет работать тяжелым инструментом. Учтите, можно вскрыть и амбарный замок, — улыбаются эксперты, играя звеньями цепи. — Уж если выбрали цепь со встроенным замком, обращайте внимание на места крепления — обычно это самое слабое звено. Только дилетант станет терзать всю цепь, если достаточно высверлить одну заклепку в нужном месте. Не стесняйтесь тщательно рассматривать велозамок перед покупкой, задавайте больше вопросов. Если вы найдете слабое место — не сомневайтесь, его найдет и злоумышленник.
Цепь должна выглядеть надежно. Места креплений должны быть не только заклепаны, но и заварены. В таком случае это относительно надежный вариант. Но дешевым он не будет — это нужно понимать.
Еще одна разновидность тросового велозамка, но классом повыше.
— Внутри обычный стальной трос, такой же, как в других замках. Но его защищает металлический короб, состоящий из полых шаров и цилиндров, которые, с одной стороны, гарантируют необходимую гибкость, а с другой — не оставляют прорех для того, чтобы добраться до троса тем же болторезом. Снаружи вся конструкция заключена в силикон, чтобы не царапать раму при использовании замка, — провел ликбез Игорь.
Этот вариант массивнее и тяжелее тех замков, что мы уже рассмотрели. Механизм на тубулярном ключе, а до троса, кажется, не добраться. Длина, впрочем, ограничена: не удастся обмотать и раму, и колеса.
— В целом неплохой замок. Если будет нужно — его вскроют, но повозиться придется, — задумчиво говорят взломщики.
Они внимательно изучают конструкцию, пытаясь определить слабые места.
— Вряд ли удастся вскрыть такой быстро и бесшумно. Болторезом не подберешься — смотри, стыки плотные. Распиливать или высверливать — шумно и долго. Но при покупке все проверьте. Особенно места стыка: если при загибе оголяется трос — это плохо, в том месте он будет уязвим, — предупредили профессионалы.
И еще один момент: внимательно осмотрите саму конструкцию запора. Она должна быть цельной и тяжелой. Если вы нашли какую-то заклепку, велика вероятность, что, высверлив ее, злоумышленники отопрут замок — сердцевина просто вывалится. Крепость металла, тубулярный ключ и сварные швы в местах соединений — это черты относительно надежного замка.
Об этой конструкции ходит много разговоров. Металлическая дужка, которая запирается в специальном устройстве. Представлены различные варианты, стоимость которых может превышать $100 в эквиваленте.
— Самые продвинутые модели заслуженно пользуются авторитетом. Владельцам дорогих велосипедов, наверное, стоит подумать над тем, чтобы максимально эффективно защитить свое имущество, — предположил Игорь. — Однако и здесь не обходится без минусов. Одним замком, скорее всего, удастся пристегнуть либо только раму, либо только колесо. Разве что возить с собой сразу три U-Lock.
Как вариант, можно использовать такой замок вместе с цепью. Это относительно надежно, но сказывается на весе и стоимости.
Конструкция «подковы» жесткая. Обычно в комплекте с замком идет специальное крепление на раму велосипеда. Когда-то была обнаружена уязвимость конструкции в месте запора скобы. На более продвинутых моделях этот риск устранен при помощи дополнительной защиты.
— Здесь используется такой же механизм замка, как в почтовом ящике. Дужка попадает в гнездо и там блокируется. С самой подковой сложнее что-либо сделать — разве что перепилить. Но это наверняка вызовет нежелательное для преступника внимание со стороны окружающих. Поэтому покупателю нужно больше внимания уделить конструкции замка: из какого материала он выполнен, какой тип запирающего устройства. Учтите, что пластик неустойчив к физическому воздействию. Наверняка этим и попытается воспользоваться вор. Металл надежнее, но дороже, — предупредили профессиональные взломщики.
— Знаете, а я вообще не люблю ломать что-то. Куда приятнее сохранить вещь: если уж и нужно ее открыть, то стараюсь сделать это аккуратно. К нам в службу часто обращаются и владельцы велосипедов: потерял человек ключ, например, — что ему делать? Помогаем, разумеется, в том случае, когда установлено, что вскрываем замок, который принадлежит заявителю. Иначе не работаем, — рассказал взломщик.
Совет от профессионала
— Лучше не пожалеть денег и купить замок понадежнее. Тот, кому надо, вскроет любой механизм. Но если создать ему определенные сложности, он, возможно, и не сунется. Для тех, кто хочет подстраховаться, существуют и другие варианты: маркировка велосипедной рамы специальным образом, страхование имущества. Но самый надежный способ — просто не оставлять свой велосипед без присмотра, — подвел итог Игорь.
Выражаем благодарность сети магазинов velozona.by за помощь в подготовке репортажа
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by