23 августа 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

«Все хотят из Granta сделать Subaru». Как улучшают Lada в Тольятти

При подъезде к Тольятти невольно обращаешь внимание на плотность автомобилей Lada на квадратный километр. Куда ни глянь — Granta, Priora или «девятка» на худой конец. Жизнь многих горожан по-прежнему напрямую или косвенно связана с заводом-гигантом. Тут машины производят, сами же покупают и улучшают. Причем необязательно в цехах «АвтоВАЗа». Во время большой командировки в Россию корреспонденты Onliner.by решили нырнуть в тему автотюнинга и посмотреть, как совершенствуют автомобили на родине «Жигулей».

Подъезжай к «Пламени»

«Пламя» и Железный рынок — эти два названия знает каждый автомобилист из Тольятти. Точки, где можно найти все что угодно для автомобилей Lada — от стеклоочистителей до услуг по чип-тюнингу. Лучшей рекламой всегда была молва среди водителей: на заводе только-только начинают выпуск новой модели, а в «Пламени» уже вовсю комплектующие продают. Откуда запчасти? Вестимо, из цеха...

История происхождения деталей была известна, пожалуй, только самим поставщикам. Понятное дело, часть произведена на самом «АвтоВАЗе» (каким образом запчасти попали на прилавки — уже другой вопрос). Также в самом городе и окрестностях до сих пор работает не один десяток компаний, производящих комплектующие к Lada.

«Сделано в Тольятти» всегда звучало как бренд и служило хорошей рекламой.

— Началось все еще в 1990-е, когда доработкой занимались в основном в гаражах. Тюнингом это назвать будет громко: так, меняли оптику, устанавливали обвесы, монтировали сигнализацию. Все это считалось очень популярным и модным, но постепенно сошло на нет, — рассказывает управляющий самого популярного установочного центра в Тольятти. — Сейчас такое совершенствование уходит в небытие. Ездить на автомобиле с минимальным дорожным просветом уже не комильфо, да и неудобно — дороги сами понимаете какие, плюс «лежачие полицейские».

Раньше в Тольятти устремлялись автовладельцы со всей страны. Запчасти к ВАЗам были в дефиците, их доставали из-под полы, а поближе к предприятию удавалось найти быстро и подешевле. Сфера развивалась и отвечала на запросы. Приезжие, которым нужны были запчасти, брали проводников, а те за определенную сумму возили по проверенным местам.

— Постепенно образовались два автокластера, где можно было найти все в одном месте и не мотаться по всему Тольятти, — продолжает наш проводник. — «Пламя» — как раз один из таких кластеров.

Кирпичное здание гаражно-строительного кооператива увешано кондиционерами, спутниковыми тарелками и баннерами: «Шины всех размеров», «Тонировка срочно», «Все детали для Lada». Отделаться от ощущения, что сфера застряла в 1990-х, сложно. Но это сугубо личные впечатления. Автовладельцев, приезжающих сюда, такой антураж мало смущает.

Гаражные боксы переоборудованы под магазинчики. Открыл ворота — начинай торговлю. Кажется, тут можно найти все для автомобиля, произведенного в России: насадки на выхлопные трубы, пружины, занижающие клиренс, оптику, даже спецсигналы.

В одной из точек обращаем внимание на шкаф с торжественной наклейкой «Оригинальные запчасти» и эмблемой Lada. Так продают только элитную продукцию, бережно подсвеченную лентой светодиодов.

А на одном из боксов заметили наклейку ФК «Динамо» (Минск). Продавцом оказался наш земляк из Витебска. Говорит, с 2004 года живет и работает в Тольятти. К российским реалиям привык, но по родине скучает.

В ГСК «Пламя» (Тольятти) встретили земляка из Витебска. Живет и работает в России с 2004 года

Вообще, за все время командировки не единожды сталкивались с неожиданной реакцией. Узнав, что мы из Минска, люди явно становились добродушнее, охотнее общались и готовы были всячески помочь.

Из Lada делают реплику Audi или Mitsubishi

Как говорит управляющий установочного центра, внешний тюнинг стремительно теряет актуальность и в России. Хотя «тема жива», и, как правило, молодые люди заказывают готовые комплекты, которые нужно только установить. Производством обвесов занимается тольяттинская фирма, весьма успешная в 1990-е и сейчас переживающая ребрендинг.

Комплект, в который может входить до десяти элементов, стоит от 15 тысяч российских рублей (от 490 белорусских). Установка — еще 7—10 тысяч (230—320 белорусских).

На улицах Тольятти мы видели несколько ВАЗов, подвергшихся подобного рода изменений. Обычно это были старые «восьмерки» или «девятки» с аэрографией, насадками на выхлопную трубу, характерными «юбками» и пр.

— В последнее время модным стало делать из Lada реплику Audi или Mitsubishi. Правда, это довольно затратно для кошелька, — сообщили нам собеседники.

А проще и даже дешевле — приобрести заводскую «заряженную» версию автомобиля. В Тольятти самые массовые модели — Priora и Granta, которые иногда встречаются в спортивном исполнении. В этом Минск или Брест разительно отличаются от родины ВАЗа.

На тольяттинских улицах крайне редко встречаются Volkswagen или Audi из 1990-х. Зато Kalina или 2110-я модель — в каждом дворе.

По совпадению в день нашего визита в установочной центр как раз приехал клиент на Granta Sport. У владельца, который приобрел машину недавно, поинтересовались первыми впечатлениями: «Честно говоря, я не хотел покупать спортивную версию, но мне она досталась со скидкой, грех было не взять. Сейчас вот привыкаю: чуть другая подвеска, двигатель 114 „лошадей“, сзади тормоза дисковые. По трассе реально валит».

Еще одна популярная в ГСК «Пламя» услуга — замена оптики. Правда, сейчас все обычно ограничивается минимальными доработками — вставить в соответствующее гнездо произведенный на одном из городских предприятий комплект. Фантазии и фривольности могут потом быть чреваты проблемами при прохождении техосмотра, за который в России обещают взяться всерьез.

Управляющий показывает коробку с дневными ходовыми огнями для Kalina. На упаковке гордо отмечено: «Сделано в Тольятти», имеется подобие советского знака качества.

— Совершенствование автомобиля сейчас все чаще носит утилитарный характер. Например, некоторые клиенты просят установить омыватели фар. Да, приходится повозиться — произвести монтаж моторчика, подвести трубки к баку стеклоомывателя. Но водители довольны, — отмечает собеседник.

На чип-тюнинг решаются немногие — как правило, те, у кого есть деньги и желание. «В автомобилях Lada вроде „лошадей“ достаточно, а приемистости не хватает», — объясняет мотивацию этих заказчиков управляющий.

Есть вариант подешевле — электронный корректор дроссельной заслонки. Чтобы не было паузы после нажатия на педаль газа, а отклик был быстрее, устанавливают такой вот девайс.

Электронный корректор дроссельной заслонки

Старые сиденья забираем — новые устанавливаем

Особенной популярностью стала пользоваться замена салона. Это своеобразный trade-in: из автомобиля достают старые сиденья, а взамен устанавливают новые, с более выраженной боковой и плечевой поддержкой.

По словам управляющего установочного центра, производством сидений занимается одно из предприятий, входящих в состав компании. В цехах берут за основу вазовский каркас, снимают старую обивку, придают форму, меняют геометрию. Материал — на выбор заказчика. Замена всего салона — от 12 тысяч российских рублей (около 390 белорусских).

Этим работы с интерьером не ограничиваются. В установочный центр часто обращаются владельцы Lada, которых не устраивает шум и вибрация в салоне. Грешат этим российские автомобили, что поделаешь...

— Сейчас есть широкий спектр материалов, которые позволяют решить эту проблему, — демонстрирует образцы собеседник. — Много времени уходит на разборку, подготовку. Работы занимают в среднем два дня. А вес автомобиля увеличивается на 30—40 килограммов. Но результат стоит того — многие довольны. Стоимость такой услуги — от 16 тысяч российских рублей (от 520 белорусских).

Затемнение стекол в России по-прежнему остается одной из любимых тем автовладельцев. Многие автомобили затонированы, как говорится, на всякий случай, мол, мало ли что. Видов пленок предлагается немало: «дубай», «карбон», «инфинити». Сотрудники центра говорят, что сейчас наиболее популярна атермальная «хамелеон».

А можно решить вопрос радикально: продают готовые комплекты шторок для Lada, причем не только для задней полусферы. Во время командировки не раз замечали автомобили с зашторенными передними боковыми стеклами, причем эти машины находились в движении.

— А что насчет техосмотра? В России ведь это тоже запрещено, как и у нас, — поинтересовались мы.

— Да, техосмотр не пройдешь. Но люди как-то находят варианты, — уклончиво ответили нам.

Lada — одни из самых угоняемых

Для России по-прежнему актуальна проблема автокраж. Одними из самых угоняемых автомобилей считаются как раз Lada. Не ясно, связано ли это с массовостью марки или данные машины пользуются спросом у злоумышленников, но статистика неумолима... Так что огромная часть заказов касается установки охранных систем — не только сигнализации, но и механических устройств.

Управляющий центра на примере Granta показывает устройство, блокирующее замок зажигания. Тут ничего нового нет — секретные и полусекретные кнопки были популярны еще не так давно и у нас. Но в РФ этому по-прежнему уделяется больше внимания. Как говорится, ситуация располагает...

— Да, и еще — если берут сигнализации, то нередко с дистанционным автозапуском двигателя, чтобы не мерзнуть с утра в холодном автомобиле, — добавляют специалисты.

Мощные музыкальные системы обычно монтируют молодые люди на подержанных Lada. В центре предлагают услуги по установке полок из дерева: в этом случае акустика сидит прочно, на ямках не гремит. Монтаж для Granta, например, стоит от 1000 российских рублей (от 32 белорусских).


На российских дорогах все меньше встречается вычурных автомобилей с задранным антикрылом, заниженной подвеской и выхлопной трубой, изрыгающей гром и проклятия. Доработка Lada, как и других легковушек, часто сводится к повышению комфорта и удобства. Тут все похоже на белорусскую ситуацию. Установочные центры часто не меняют радикально внешний вид автомобиля, а делают то, что не было сделано на заводе.

Что касается самого Тольятти, то город произвел на нас неоднозначное впечатление. Три очень разных района и по назначению, и по устройству, и по обитателям. Расскажем о его градостроительных и дорожных особенностях в отдельной публикации. А статьи из командировки можно отслеживать по этой ссылке.

Благодарим автоцентр «Хёндэ АвтоГрад» за предоставленный автомобиль,
а также магазин imarket.by за помощь в организации поездки

Автомобили ВАЗ в «Автобарахолке»

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский