«Покатушки» на 55-тонном БелАЗе по дорогам Африки и скромная жизнь работника алмазного рудника. Репортаж с другого конца света
103
09 августа 2017 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: auto.onliner.by
«Покатушки» на 55-тонном БелАЗе по дорогам Африки и скромная жизнь работника алмазного рудника. Репортаж с другого конца света

БелАЗ — одна из машин, на которой рядовой человек вряд ли когда-нибудь сможет прокатиться. Не удалось и мне. До Зимбабве добрался, а за руль гиганта все же не пустили — нужно специальное разрешение и соответствующая категория прав. Ничего страшного. Здесь, на территории дилера, со мной согласился прокатиться водитель-испытатель. Занимаю единственное пассажирское сиденье огромного самосвала и готовлюсь отправиться в пробную поездку. В Зимбабве завезли «небольшую» модель массой 55 тонн и высотой не больше двухэтажного домика. Ладно, хватит ходить вокруг да около. Поворачиваем ключ зажигания.

Кружок по полигону — под наблюдением охранников

Надо сказать, «волшебный ключик» совсем не напоминает своими размерами об огромной машине под названием 7555, которую он заводит. Это обыкновенный ключ-флажок размером с две фаланги пальца. Поворот — и американский двигатель Cummins KTTA 19-C дает понять, что готов к сложной работе, характерным для грузовых дизелей рыком. Его мощность — 522 кВт, или 710 л. с. Но на подобных автомобилях «лошадей» не считают, ведь основная характеристика — это тяговитость. Для любителей цифр сообщу: крутящий момент составляет 2731 Н·м при 1400 об/мин. Для сравнения: мотор Bugatti Veyron раскручивается до 1250 Н·м при 2200—5500 об/мин. Особенно на БелАЗе не разгонишься: максимальная скорость по паспорту — 55 км/ч, но на карьерах скорость ограничена до 30—35 км/ч.

Расход — 25 литров дизельного топлива в час. Если рассчитать, что в баке помещается 700 литров, то на практике он опустошается за три смены безостановочной работы. Тем не менее кружок по испытательному полигону сделать можно.

С передвижениями на алмазном карьере строго. Местные охранники следят, чтобы все действа проходили в определенных местах. Каждая зона каких-либо работ отделена забором и колючей проволокой. Нельзя просто выйти прогуляться, осмотреть красоты зимбабвийской саванны или взобраться на небольшую гору, дабы взглядом измерить масштаб карьера, и уж тем более сделать селфи на память. Все передвижения по охраняемой территории — только на автомобилях (в основном пикапах), которыми управляют проверенные водители, нанятые Zimbabwe Consolidated Diamond Company (ZCDC).

Белорусы, ранее выезжавшие в подобную командировку на алмазные месторождения в Архангельскую область, считают, что условия в Зимбабве по сравнению с Россией — как в летнем лагере. «Там вообще нельзя было выходить из зданий, — говорят мужчины. — Если охранники видели человека на улице в нерабочее время, без расспросов брали под белы рученьки». Действительно, в Зимбабве правила помягче: за три дня с разрешения управителей рудника один БелАЗ (поливооросительная машина) отправился на заправку технической водой, другой (карьерный самосвал) — в пробную поездку во время презентации перед руководством ZCDC и представителями официального дилера «БелАЗа» в регионе — компании SOHRA OVERSEAS FZE. Остальные поездки — только в учебных целях. Считайте, белорусские водители-испытатели устраивают автошколу для африканских коллег.

Трудности перевоза

А поучиться есть чему. Видно, что жодинские конструкторы пытались максимально упростить управление многотонной машиной, однако многие ее технологии не применяются в «гражданском» автомобилестроении. Пример? Да хотя бы педали. Коробка передач — шестиступенчатый гидромеханический «автомат» плюс одна задняя (на других моделях бывает и две). Тогда откуда взялась третья педаль? Сцепление? Ни в коем случае — это дополнительные тормоза.

Вообще, их правильнее было бы назвать основными. Стандартной дисковой тормозной системой передних колес (средняя педаль) пользуются только на ровной поверхности при пустом кузове. А когда на плечах БелАЗа груз под 50 тонн и он едет с горки, простые тормоза не помогут. Мало того что они вряд ли остановят машину, так еще трение колодок о диски вполне может привести к пожару. Как говорит мой сегодняшний «инструктор по вождению» Александр — инженер по наладке и испытаниям, водитель-испытатель, — такие ситуации случались не раз. Все из-за неопытности и невнимательности водителей. Итак, крайняя левая педаль регулирует многодисковые маслоохлаждаемые тормоза задних колес. Из-за того, что диски находятся в охлаждаемом масле, они не перегреваются.

В целом зимбабвийцы — народ довольно разгильдяйский. Возможно, поэтому здесь, на алмазных рудниках, так нужен сервисный центр. Учитывая, как легко сжечь дорогостоящий самосвал, наши ребята с опаской поглядывают на водительские привычки африканцев: машины они не глушат даже во время длительного простоя, игнорируют протекание солярки из бака, могут подолгу не менять масло. Белазовцы говорят, мол, наш автослесарь, отважившийся приехать сюда на заработки и открывший собственную СТО, просто озолотится. Хорошие диагносты и ремонтники, по их словам, здесь в цене. Ну а в качестве доказательства своих слов вновь кивают на кладбище разбитой техники, покоящейся за территорией дилера.

В кабине

Из кабины высокого 55-тонника виден край этой свалки. То, что посадка тут высокая, очевидно и для тех, кто ни разу не водил автомобиль размером с дом. Строгое правило: подниматься по лестнице в кабину нужно только лицом к машине, бывали случаи падения с неприятными последствиями. По просьбе водителей установили специальную лампу, освещающую лестницу, — на случай, если работы закончились после заката. Выключить ее можно с помощью кнопки, скрытой в переднем бампере. Тут же, на бампере, можно заметить и один из редких элементов, не имеющих белорусского гражданства, — противотуманку. Мы поинтересовались, каков процент использования деталей made in Belarus. Оказалось, 85%.

Говорят, управлять БелАЗом несложно, рулежка сравнима с легковушками — современные системы позволяют. Но вот почувствовать габариты нелегко. Чего стоит один факт: правое зеркало находится в другом от кабины конце палубы, в трех шагах от водительского места. Для безопасности правый борт оснастили камерой. Еще одна стоит сзади. Изображения выводятся на отдельный монитор в кабине. Благодаря камере замечаю даже африканского воробья, скрывшегося от жаркого солнца в тени БелАЗа.

Вот незадача — на лобовом стекле видны трещины. «Это не беда, при доставке такое бывает. В подобных случаях выставляется счет перевозчику», — комментирует водитель-испытатель и переводит мой взгляд на панель у крыши кабины.

Красная кнопка включает систему пожаротушения: огнеупорная смесь поступает сразу на все основные агрегаты. Сюда же выводятся показания датчика приближения к линии электропередач (он выглядит как антенна). Машина высокая: чтобы ненароком не наехать на электропровода, предусмотрели и такую функцию. Первая зона (10 метров до ЛЭП) — просто загорается лампочка, вторая зона — срабатывает вторая лампочка, третья зона (6 метров) — подается одиночный звуковой сигнал, четвертая зона (4 метра) — звук усиливается, а подъем платформы самосвала блокируется (чтобы не зацепить). Тут же доступны данные о всей системы: находится ли она в рабочем состоянии («готов») или неисправна («авария»).

Справа видны заглушки на месте дополнительных устройств. Говорят, там вполне неплохо смотрится аудиомагнитола или даже DVD с экраном. К слову, шумоизоляция в кабине отличная: при работающем моторе можно разговаривать не повышая голос. Думаю, музыку можно слушать тоже без проблем — лишь бы от работы не отвлекала.

То, чего нет даже в самых крутых легковушках

Из приятностей в вопросе комфорта — солнцезащитные шторки и пневмосиденье водителя. Пассажир таким удобством обделен. Основная панель приборов представляет собой современный дисплей, соседствующий с набором лампочек, дублирующих показания. Тут выведены шкалы: рабочее давление в коробке передач, температура в системе охлаждения, скорость, давление масла в двигателе, нагрев мотора, число оборотов в минуту. В углу — своеобразный одометр: показывает, через сколько моточасов машине понадобится плановая диагностика.

Рычажок, связанный с педалью газа, можно в шутку назвать круиз-контролем. Но основная его функция — ускорить подъем и опускание платформы. Одним словом, если газануть — кузов поднимется быстрее (оптимально — держать 300 оборотов). Сама платформа также имеет несколько датчиков. Один из них не дает развить большую скорость при незакрытом до конца кузове. Другой заставляет «крышку» автоматически опускаться, если водитель уже начал движение и забыл про нее. Есть и кнопка блокировки. Когда-то водители жаловались на сильный удар при опускании платформы. К замечаниям прислушались, и теперь механизм работает намного мягче — почти как доводчик двери. Справа от платформы можно заметить три лампы. Они показывают степень загрузки. Слева направо: белый свет говорит о резерве грузоподъемности, желтый — об оптимальной норме, красный — о перегрузке.

Полная масса самосвала — более 95 тонн (40 тонн самой машины плюс 55 тонн груза) — требует особой подвески. Здесь она гидропневматическая. В качестве газа используется азот, потому что тот же воздух слишком быстро нагревается и расширяется. Поэтому подвеску «заряжают» из баллона.

Остальные рычаги, кнопки и тумблеры — как в обычной легковушке: поворотники, «аварийка», сигнал клаксона, дворники, рычаг автоматической КПП и управление кондиционером.

Для карьеров, в особенности африканских, страшной проблемой является пыль. В целях борьбы с ней в Зимбабве привезли несколько поливооросительных машин. Когда одна из них во время тестовой обкатки ударила струей из брандспойта на добрую сотню метров, африканские работники пришли в полный восторг. Нашлись и те, кто не постеснялся по-детски поаплодировать такому внезапному фонтану среди саванны.

Но полагаться только на поливооросительные машины было бы неправильно. Поэтому в каждом карьерном самосвале предусмотрена централизованная система смазки. Конструкция принудительно качает смазку по всем узлам, к каждому — отдельная трубка. Система работает самостоятельно, ориентируется на показатели датчиков. Водителю остается лишь следить за уровнем бака — тот расположен на палубе. Здесь же покоится ящик с двумя мощными аккумуляторами и фильтром. Поговаривают, что, несмотря на все старания, менять его приходится часто — из-за все той же вездесущей песчаной пыли.

Еще одна особенность — расположение «труб» выхлопа. Если они будут находиться слишком низко, работникам придется дышать газами. К тому же пропадет видимость. Потому инженеры разместили выпуск прямо под опускающейся платформой.

В кабине БелАЗа время летит незаметно. Еще 15 минут назад в зимнем Зимбабве светило солнце, а теперь уже последние минуты заката. Белорусы говорят, что день здесь как будто выключают. Спешно паркуем 7555-й (мысленно благодаря камеру заднего вида) и возвращаем ключ-флажок на место.


Истории алмазного рудника

Вместе с ребятами из Жодино загружаюсь в кузов пикапа, готовлюсь смотреть на лагерь работников и слушать рассказы об алмазных контрабандистах под ароматы местной африканской кухни... И тут машина притормаживает, всех просят выйти. Охранники указывают на одноэтажное здание КПП — мол, тебе туда. В помещении стоят еще двое, на столе покоится дубинка, другого оружия не видно. «Не переживай, — успокаивают белазовцы. — Обыск в конце рабочего дня — стандартная для этих мест процедура».

Процедура проходит довольно неординарно: каждого выезжающего (как выяснилось позже, даже VIP) обыскивают от пальцев рук до пят, однако в автомобиль и валяющиеся в нем рюкзаки даже не заглядывают. Возможно, формальность, но, напомню, отличить алмаз от стекловидного камня сможет только профессионал. Как именно — загадка.

По дороге в лагерь белорусы говорят, что сами не знают таинства этого процесса. Смеются: возможно, и видели алмазы под ногами, да не приметили. Их работа драгоценных камней никак не касается — они лишь занимаются машинами, вывозящими руду. А вот Грэйс знает об алмазах чуть больше (забегая вперед, скажу: мы случайно встретились с девушкой во время поездки в город бывших контрабандистов). Ее профессия — сортировщик алмазов. И хотя ей велено не распространяться на этот счет, она немного приоткрыла завесу секретности. Интерпретирую ее слова: «Камни лежат в верхнем слое почвы. Ее снимают, грузят на самосвалы. Те отправляются на дробильню. Часть руды попадает на ленту конвейера. Сам он находится под П-образным прозрачным куполом. В нем есть отверстия с зафиксированными в них перчатками. Я вставляю в них руки и отбираю из всей каменной массы алмазы. Голыми руками их трогать запрещено. Со стороны это похоже на работу химиков или вирусологов: толстые перчатки и стекло между тобой и предметом».

Грэйс

Вернемся к поездке на загруженном пикапе. На выезде с КПП мое внимание обращают на клетку высокого металлического забора с навешенной сверху колючей проволокой. Утверждают, что это подобие камеры предварительного заключения. По словам мужчин, чуть ли не каждое утро здесь появляются новые люди. Кто-то из белорусов уверяет, что видел, как за неизвестными без светоотражающих жилетов бежали охранники с оружием. Для пущей правдоподобности убеждают: сотрудники пользуются M16 и автоматическими винтовками производства ЮАР (скорее всего, Truvelo или Vektor). Говорят, пару раз слышали выстрелы, неоднократно видели и погоню с собаками. Африканец слышит знакомое слово — уже, видимо, выучил его — и вторит: «Sabaska, yes! Am-am. Beware!» Местный работник говорит, что контрабандисты пробираются через дырки в заборе, установленном по периметру разработки, и просеивают песок из определенных мест сквозь сито. Все, что остается, забирают домой и убегают, а там уже как повезет: найдется алмазик или нет. Конечно, сказанные слова похожи на слухи, но проверять все эти утверждения небезопасно. Да и невозможно, не нарушив закон.

О жизни в рабочем лагере

Белорусы, отправившиеся в командировку в Африку, живут довольно скромно, но комфортно. Первые сотрудники прибыли сюда сразу после заключения договора между зимбабвийской ZCDC и дилером SOHRA, еще до поставки первого БелАЗа. Их задачей было обустроить лагерь: жилье, удобства (например, стиральные машины), развлечения, отдых (баня), обеспечение запаса питьевой воды, консультирование местных поваров (какую именно пищу готов принять белорусский желудок) и так далее. Спустя почти полгода я вижу лагерь таким:

Со временем лагерь, в котором после заката встречаются и белорусы, и африканцы, оброс своими историями, мемами, «звездами», спортивными чемпионами, домашними животными.

Инженер по наладке и испытаниям Александр, который помог мне разобраться в сложных конструкциях карьерного самосвала, заканчивает этот вечер лирической фразой: «Кто бы что ни говорил, но жизнь в таких длительных командировках, несмотря на знакомство с новыми странами и людьми, не сахар. Я, например, пропустил выпускной своего сына. Что говорить, конечно скучаем: и по родным, и по земле».

Как такового единого времени для отбоя здесь нет. Но все знают: завтра в 6:30 вставать. Позже — никак. Ведь в 18:00 день «выключают», работы приходится останавливать. Сегодня фуры доставили новую партию фронтальных погрузчиков, а значит, впереди много дел. У белазовцев в планах — сборка техники. У меня — поездка в Мутаре, город бывших алмазных контрабандистов, где можно будет познакомиться с особенностями африканской автомобильной жизни.

Начало репортажа: «Как БелАЗы отправились добывать алмазы в Зимбабве». Продолжение: «По дорогам Африки — в город бывших алмазных контрабандистов».

Домкраты в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: auto.onliner.by
ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
09.08.2017 в 8:04

Нормально!) Бедные африканцы алмазы БЕЛАЗами возят) а по делу: рад за БЕЛАЗ, валюта стране нужна

92
Лучший комментарий
09.08.2017 в 8:04

Нормально!) Бедные африканцы алмазы БЕЛАЗами возят) а по делу: рад за БЕЛАЗ, валюта стране нужна

09.08.2017 в 8:05

Даже в такой глуши живут котики.

09.08.2017 в 8:06

Несомненно лучший тест-драйв онлайнера!

09.08.2017 в 8:08

Молодцы, что видео добавили. Хоть и маленькое.

09.08.2017 в 8:11

В моем далёком детстве у меня был БелАЗ, игрушечный. Весь из дерева. Выпускали такие в СССР. Чет взгрустнулось... Ностальгия...

09.08.2017 в 8:11

Конечно спорить не стану работа интересная.Плохо что далеко от дома.Но зато оплачиваемая

09.08.2017 в 8:14
Нельзя просто выйти прогуляться, осмотреть красоты зимбабвийской саванны или взобраться на небольшую гору, дабы взглядом измерить масштаб карьера,

А говорят "обезьяны"... Какие ж это обезьяны, когда у их ТБ на высоте!

09.08.2017 в 8:14

Белые и черные в одном кадре просто шик! Не важно какой у человека цвет, он либо человек, либо нет.

09.08.2017 в 8:16

«Кто бы что ни говорил, но жизнь в таких длительных командировках, несмотря на относительную финансовую выгоду и знакомство с новыми странами и людьми, не сахар" - а что такое "относительная финансовая выгода" не раскрыто в статье

09.08.2017 в 8:16

БелАЗ - наша гордость и национальное достояние...

09.08.2017 в 8:17

Суде по всему увиденному они там просто пылятся! на колесах только только протектор притерся, на ящике даже пленка осталась заводская, продолжать не стоит: показуха.

09.08.2017 в 8:17
Учитывая, как легко сжечь дорогостоящий самосвал, наши ребята с опаской поглядывают на водительские привычки африканцев: машины они не глушат даже во время длительного простоя, игнорируют протекание солярки из бака, могут подолгу не менять масло.

Все ж малость ошибся в своём высказываний выше.:-)

09.08.2017 в 8:17

Ну кто там вчера ныл, что беларускае усе г, в цивилизованных странах не работает?
Вот ваша "надежная техника"

09.08.2017 в 8:19

А покажите в максимальной комплектации.

09.08.2017 в 8:20
БелАЗ - наша гордость и национальное достояние...
SOLDYK

Да ладно....)))) сами себе верите?

09.08.2017 в 8:20
Вот незадача — на лобовом стекле видны трещины. «Это не беда, при доставке такое бывает. В подобных случаях выставляется счет перевозчику»,

Молодец автор, иначе бы опять заклювали.

09.08.2017 в 8:23
Говорят, там вполне неплохо смотрится аудиомагнитола или даже DVD с экраном.

Странно, кто ж её туда ставил и зачем?

09.08.2017 в 8:24

если буперы либхер и белл оказались в таком состоянии что на фото, то интересно что через года 3-4 будет с белазиками???

09.08.2017 в 8:24

Очень интересный цикл статей. С нетерпением жду 3-й части.

09.08.2017 в 8:28

Главное, есть баня!

09.08.2017 в 8:30

Интересно было узнать не обижают ли ребят в плане з.п. Так, для общего нытья)

09.08.2017 в 8:44

БелАЗЫ в каталоге onliner.by :)

09.08.2017 в 8:51

Котам жизнь ...тепло и кормят

09.08.2017 в 8:55
Ну кто там вчера ныл, что беларускае усе г, в цивилизованных странах не работает?
Вот ваша "надежная техника"
самизнаетекто

Автомобильная фирма Bell - американская.

09.08.2017 в 8:59
Ну кто там вчера ныл, что беларускае усе г, в цивилизованных странах не работает?
Вот ваша "надежная техника"
самизнаетекто

Автомобильная фирма Bell - американская.

Novateka

А комментарий понять не пробовал?

09.08.2017 в 9:07

До Зимбабве добрался, а за руль гиганта все же не пустили — нужно специальное разрешение и соответствующая категория прав.
чего то помнится один человек катался на белазе без допуска разрешения и категории прав
https://www.youtube.com/watch?v=mzU-zRb5gj0

09.08.2017 в 9:14
Нормально!) Бедные африканцы алмазы БЕЛАЗами возят) а по делу: рад за БЕЛАЗ, валюта стране нужна
pol123456

Наивности нет придела. И причём тут деньги которые пройдут через белаз к стране? Они осядут у чиновников, все до последней копейки.

09.08.2017 в 9:16
Ну кто там вчера ныл, что беларускае усе г, в цивилизованных странах не работает?
Вот ваша "надежная техника"
самизнаетекто

надёжная не значит вечная.

09.08.2017 в 9:19
Ну кто там вчера ныл, что беларускае усе г, в цивилизованных странах не работает?
Вот ваша "надежная техника"
самизнаетекто

Белазы буду лежать там же рядом, учитывая какие они эксплуатанты

09.08.2017 в 9:23
Нельзя просто выйти прогуляться, осмотреть красоты зимбабвийской саванны или взобраться на небольшую гору, дабы взглядом измерить масштаб карьера,

А говорят "обезьяны"... Какие ж это обезьяны, когда у их ТБ на высоте!

Katolik7

Какое ТБ??!! Охрана смотрит что бы ты не вынес лишнего и всего-лишь. Смех. Там очередь небось стоит на работу .Один сломался, на его место 2 новых придут.

09.08.2017 в 9:27

Саня Лашук на всех фотках.

09.08.2017 в 9:32

Работа у Белазовцев не скучная.

09.08.2017 в 9:36
Я бы тоже на таком покатался.
miha312

в жодино на заводе можно купить сертификат и покататься. причем не на этой малютке, а на нормальном

09.08.2017 в 9:37

Белаз - наша гордость!!! Это факт!!! Лайк Belarus

09.08.2017 в 9:41
Я бы тоже на таком покатался.
miha312

Так а что тебе мешает это сделать? Возьми экскурсию на Белаз в Жодино и покатайся по полигону рядом с водителем в кабине на 130т самосвале...

09.08.2017 в 9:52

Отличный репортаж, текст и фотки) Благодарность репортеру!

09.08.2017 в 9:57

Не жизнь, а экзотика.

09.08.2017 в 10:00

Там алмазов столько что проще технику сгноить, чем ремонтировать.

09.08.2017 в 10:10
Я бы тоже на таком покатался.
miha312

Так в чем проблема? Пожалуйста в Жодино, покупаете сертификат на поездку и Вас катают по территории завода. Стоит вполне не дорого. Заодно и экскурсию проведут.

09.08.2017 в 10:14
Беседка для отдыха и развлечений

Знаем мы, какие там развлечения. Как у Кузьмича на дальнем кордоне. Наливай да пей. И беседка соответствующая.
.
А вообще классный репортаж. Спасибо.
БелАЗ молодцы.

09.08.2017 в 10:17
чего то помнится один человек катался на белазе без допуска разрешения и категории прав
DNDikovitski

У него высшая категория :))))

09.08.2017 в 10:30

что с битым стеклом? поменяли уже?)

09.08.2017 в 10:41

В Зимбабве люди по алмазам ходят,а живут в полной нищете.

09.08.2017 в 10:43

Хорошо, что наши БЕЛАЗы пользуются там спросом.

09.08.2017 в 10:49

Помниться-америкосы и англичане гуманитарку и медикоменты туда вбухивали, а теперь перестали, так что скорее там осталась только алмазная пыль...

09.08.2017 в 10:54

Там холодно что ли ? Что все зайцы в комбинезонах и ботинках

09.08.2017 в 11:07
Нормально!) Бедные африканцы алмазы БЕЛАЗами возят) а по делу: рад за БЕЛАЗ, валюта стране нужна
pol123456

Только ни кто ее присутствие не ощутит .

09.08.2017 в 11:10

По поводу кладбища техники, это у них нормальное явление. Контора купила какие то машины, они работают, потом ломается, если ремонт плевый то местные чинят все сами. Если что то серьезное, то машина ставится на стоянку и потиху становится донором для других, пока полностью ее не раздербанят (у них это норма) Проблема у них в том, что высоквалифицированных спецов мало а пригласить европейцов дорого. Но теперь нашлась новая ниша белоруские и украинские инженеры и врачи едут в Африку на заработки (самое интересное, туда китайцы ехать особо не хотят)

09.08.2017 в 11:11
Там холодно что ли ? Что все зайцы в комбинезонах и ботинках

да нет, они шапки и куртки при +22 носят, просто когда большую часть года + 30-38, то 22 это уже зябко ))

09.08.2017 в 11:14

Ну кто там вчера ныл, что беларускае усе г, в цивилизованных странах не работает?
Вот ваша "надежная техника"
самизнаетекто

Белазы буду лежать там же рядом, учитывая какие они эксплуатанты

совершенно верно, лет через пять - шесть рядом с катами будут лежать белазы. Наблюдал такое в Мозамбике где наши Мазы, лежали в перемешку с Камазами, Вольвами и Мерседесами. Проблема не в технике, проблема в эксплуатантах, они там ездять пока не "упреться", сколько раз видел у них на дорогах грузовики с оторванными рессорами и перекрученными рамами, про лысую резину с булками, даже не буду вспоминать.

09.08.2017 в 11:24

Интересный репортаж ! ждем продолжения !

09.08.2017 в 11:25

Да замените уже лобовик или выкиньте вообще его. Была трещинка, а уже паутинка...

09.08.2017 в 11:27
Нормально!) Бедные африканцы алмазы БЕЛАЗами возят) а по делу: рад за БЕЛАЗ, валюта стране нужна
pol123456

Не алмазы, а руду.

09.08.2017 в 11:30
Суде по всему увиденному они там просто пылятся! на колесах только только протектор притерся, на ящике даже пленка осталась заводская, продолжать не стоит: показуха.
empowering

Они только собрали машины и пока еще не ввели в эксплуатацию. Показуха кому? Тебе?

09.08.2017 в 11:54

Я бы тоже в такую экспедицию съездил... Завидую слегка...

09.08.2017 в 11:55
То, чего нет даже в самых крутых легковушках. Из приятностей в вопросе комфорта — солнцезащитные шторки и пневмосиденье водителя

это такая шутка? а зачем в легковой шторка? - там есть козырьки прочее. а вообще тема кабины не раскрыта. чтотам за микро крутёлки печки справа под гномичью руку сделаны? если это рабочая техника то и делать надо нормально.

09.08.2017 в 11:55
miha312

ну так вперед в Жодино. Там экскурсии проводят и покататься дают.

09.08.2017 в 12:42

Очень,хорошая познавательная статейка!Я бы наверно поработал бы там!!!

09.08.2017 в 12:57
В моем далёком детстве у меня был БелАЗ, игрушечный. Весь из дерева. Выпускали такие в СССР. Чет взгрустнулось... Ностальгия...
Katolik7

у меня железный игрушечный сссровский как новый стоит ...

09.08.2017 в 12:57

новый белаз с разбитым лобовиком привезли

09.08.2017 в 13:01
Нормально!) Бедные африканцы алмазы БЕЛАЗами возят) а по делу: рад за БЕЛАЗ, валюта стране нужна
pol123456

даже зимбабвийский доллар

09.08.2017 в 13:13

Эх, Африка, как же хочется вернуться туда... Спасибо за отличный репортаж, прям как вернулся...

09.08.2017 в 13:15

почему на русском как понять африканцу что написано или постоянно работают наши ?

09.08.2017 в 14:10

Вот повезло Зимбабве: разбогатеют на алмазах сейчас.
Может уже пора скупать зимбабвийские доллары пока они дешёвые?

09.08.2017 в 14:11

Вот так и надо, все комплектующие комминс, хелла, тогда и надежность будет и гденить продать удастся...

09.08.2017 в 14:13

А грузоподъёмность белаза не страдает, если его кузов сначала распилить, а потом заварить?

09.08.2017 в 14:26
Главное, есть баня!
Katolik7

А вот баня с зелеными шайками убого смотрится. Что изнутри, что снаружи.

09.08.2017 в 14:29
КвазиБэтмен Сегодня в 9:14
Нормально!) Бедные африканцы алмазы БЕЛАЗами возят) а по делу: рад за БЕЛАЗ, валюта стране нужна
pol123456
Наивности нет придела. И причём тут деньги которые пройдут через белаз к стране? Они осядут у чиновников, все до последней копейки.
КвазиБэтмен

А при грамотном раскладе, те кому они причитаются их в РБ могут и не привозить......

09.08.2017 в 14:33
В Зимбабве люди по алмазам ходят,а живут в полной нищете.
Hahol79

Алмазы на хлеб не намажешь.
А те кто их продают и покупают и без алмазов изначально к батону с маслом икру имели.

09.08.2017 в 14:35

Катоў таксама з Беларусі прывезлі?

09.08.2017 в 14:39

Персонаж "звезда Прэша" не раскрыт.

09.08.2017 в 14:55
Вот так и надо, все комплектующие комминс, хелла, тогда и надежность будет и гденить продать удастся...
brisk16

Они уже не один десяток лет их добывают

09.08.2017 в 14:57
А грузоподъёмность белаза не страдает, если его кузов сначала распилить, а потом заварить?
Cy-4AH
А грузоподъёмность белаза не страдает, если его кузов сначала распилить, а потом заварить?
Cy-4AH

Нет не страдает: он изначально спроектирован так

09.08.2017 в 14:58
новый белаз с разбитым лобовиком привезли
vd30

Внимательно статью почитай.

09.08.2017 в 15:10
То, чего нет даже в самых крутых легковушках. Из приятностей в вопросе комфорта — солнцезащитные шторки и пневмосиденье водителя

это такая шутка? а зачем в легковой шторка? - там есть козырьки прочее. а вообще тема кабины не раскрыта. чтотам за микро крутёлки печки справа под гномичью руку сделаны? если это рабочая техника то и делать надо нормально.

кирпичный

Это ты неудачно пошутил или просто затупил?

09.08.2017 в 15:11

Крутой репортаж!спасибо

09.08.2017 в 15:31

Следующий репортаж прошу про котов - как они змей душат?

09.08.2017 в 15:50

Собирают алмазы прям с "поверхности" земли, а страна самая бедная в мире. Парадокс.

09.08.2017 в 16:11
Мы поинтересовались, каков процент использования деталей made in Belarus. Оказалось, 85%.


Неужели двигатель + мелочевка это 15% этого авто? Разве что по весу, а по стоимости?

09.08.2017 в 16:15
Персонаж "звезда Прэша" не раскрыт.
kostya_cheh

а че раскрывать?ПРЭША для белорусского трэша))))))))))))))))))

09.08.2017 в 16:44
Мы поинтересовались, каков процент использования деталей made in Belarus. Оказалось, 85%.


Неужели двигатель + мелочевка это 15% этого авто? Разве что по весу, а по стоимости?

W_2014

Может, поштучно считали.
Шильдик, покрышки - вот уже 7 штук. А мотор и противотуманка - 2 штуки.

09.08.2017 в 16:47
В Зимбабве люди по алмазам ходят,а живут в полной нищете.
Hahol79

Алмазы на хлеб не намажешь.
А те кто их продают и покупают и без алмазов изначально к батону с маслом икру имели.

ssergg

Нефть тоже стаканами не пьют.
Однако же арабские шейхи своих не обижают ;)

09.08.2017 в 17:30

Сколько зарплата у них?

09.08.2017 в 17:33

у них там ЗИМА счас

09.08.2017 в 17:48
Ну кто там вчера ныл, что беларускае усе г, в цивилизованных странах не работает?
Вот ваша "надежная техника"
самизнаетекто

Техника в руках дикаря - кусок железа. Это просто иллюстрация поговорки. еще одна вспомнилась - сдуру можно и [censored] сломать.

09.08.2017 в 17:50
Мы поинтересовались, каков процент использования деталей made in Belarus. Оказалось, 85%.


Неужели двигатель + мелочевка это 15% этого авто? Разве что по весу, а по стоимости?

W_2014

Тоже про это подумал.

09.08.2017 в 19:05
Нормально!) Бедные африканцы алмазы БЕЛАЗами возят) а по делу: рад за БЕЛАЗ, валюта стране нужна
pol123456

что поц подразумевает под понятием "стране"?!!!

09.08.2017 в 19:56
Мы поинтересовались, каков процент использования деталей made in Belarus. Оказалось, 85%.


Неужели двигатель + мелочевка это 15% этого авто? Разве что по весу, а по стоимости?

W_2014

по количеству

09.08.2017 в 19:58

Интересный цикл статей.

09.08.2017 в 20:12
Строгое правило: подниматься по лестнице в кабину нужно только лицом к машине,

может все-таки "спускаться?" а то как-то странно выглядит процесс подъема по лестнице спиной к машине :)

Еще одна особенность — расположение «труб» выхлопа. Если они будут находиться слишком низко, работникам придется дышать газами. К тому же пропадет видимость. Потому инженеры разместили выпуск прямо под опускающейся платформой.

на самом деле нету там никаких труб выхлопа. выхлоп из двигателя направляется прямо в лонжероны кузова, которые являются ребрами жесткости, и там по каналам выхлопные газы выходят сзади кузова и заодно подогревают кузов чтобы порода не примерзала (последнее актуально для северных регионов)

Рычажок, связанный с педалью газа, можно в шутку назвать круиз-контролем. Но основная его функция — ускорить подъем и опускание платформы.

ручной газ. ничего особенного: на тракторах применяется испокон веков. используется совсем не только для ускорения разгрузки платформы. скорее это вторичное назначение

оптимально — держать 300 оборотов

может 300х10 ? 3000

Полная масса самосвала — более 95 тонн (40 тонн самой машины плюс 55 тонн груза) — требует особой подвески. Здесь она гидропневматическая.

скорее правильный термин "пневмогидравлическая"

09.08.2017 в 20:13
Мы поинтересовались, каков процент использования деталей made in Belarus. Оказалось, 85%.


Неужели двигатель + мелочевка это 15% этого авто? Разве что по весу, а по стоимости?

W_2014

Может, поштучно считали.
Шильдик, покрышки - вот уже 7 штук. А мотор и противотуманка - 2 штуки.

Yuri222

в машине несколько тысяч деталей. но откуда тебе это знать? ты же кроме шильдика ничего не видишь :)

09.08.2017 в 21:26

Попахивает кидаловом

09.08.2017 в 21:35

что-то мне в Зимбабве захотелось...

09.08.2017 в 21:53

а теперь о главном за чей щет покатушки опять в убытках как всегда.

09.08.2017 в 22:50
Нормально!) Бедные африканцы алмазы БЕЛАЗами возят) а по делу: рад за БЕЛАЗ, валюта стране нужна
pol123456

Валюта в страну придёт, а вот дальнейшая Ее судьба вызывает вопросы...

10.08.2017 в 6:55

Очень интересно, конечно, отличный репортаж. Удивляет только, как при такой высокой цене машины, такой убогий салон? Неужели тяжело скопировать или просто покупать современные комфортные салоны у тех же поставщиков, что и у конкурентов? Кнопочки какие-то странные, пластик вырви глаз. Все давно уже придумано, только адаптируй под авто. Дополнительные клиенты потянутся.

10.08.2017 в 7:10
По поводу кладбища техники, это у них нормальное явление. Контора купила какие то машины, они работают, потом ломается, если ремонт плевый то местные чинят все сами. Если что то серьезное, то машина ставится на стоянку и потиху становится донором для других, пока полностью ее не раздербанят (у них это норма) Проблема у них в том, что высоквалифицированных спецов мало а пригласить европейцов дорого. Но теперь нашлась новая ниша белоруские и украинские инженеры и врачи едут в Африку на заработки (самое интересное, туда китайцы ехать особо не хотят)
Incarnatus

Зато в Беларусь почему-то китайцы едут

10.08.2017 в 9:46

Привет Валере, Саше, Вите!!!!!!
https://content.onliner.by/news/1100x5616/f77cc3a0c3287506dc10111a5da78f75.jpeg

10.08.2017 в 11:28

отличный репортаж!

10.08.2017 в 17:43
Очень интересно, конечно, отличный репортаж. Удивляет только, как при такой высокой цене машины, такой убогий салон? Неужели тяжело скопировать или просто покупать современные комфортные салоны у тех же поставщиков, что и у конкурентов? Кнопочки какие-то странные, пластик вырви глаз. Все давно уже придумано, только адаптируй под авто. Дополнительные клиенты потянутся.
Hopheyhalaley

убогий? а ты у конкурентов видел? знаешь срок службы этой машины и условия ее эксплуатации? я уверен что нет, иначе бы таких глупых вопросов не задавал.

12.08.2017 в 11:41

https://content.onliner.by/news/1100x5616/bbb96bba6ff80ffb9a7d5722dd8b8896.jpeg
Мне одному кажется что у нового БЕЛАЗа лобовик треснул??

13.08.2017 в 17:28

Не думал что он внутри так выглядит как из 1980-х годов - на саморезах, кнопки на картонках, обтянутых дерматином, стекла вставлены в алюминиевые подоконники - по-другому не скажешь вообще из 60-х.

14.08.2017 в 13:21
оптимально — держать 300 оборотов

может 300х10 ? 3000

A-Lexus

Тоже обратил внимание, оптимальные ниже холостых раза в два
И стоит добавить, что тахометр размечен как раз до 3000 и они уже уверенно в красной зоне, поэтому что имелось в виду понять сложно