Около месяца назад были приняты изменения и дополнения в Закон об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках, который условно называли законом об Uber. Каким образом будет урегулирован порядок работы онлайн-сервисов и служб в сфере пассажирских перевозок, которые работают на белорусском рынке? Что теперь ждать пользователям Uber и аналогичных платформ? Компетентный комментарий специально для Onliner.by подготовила Надежда Хаданович, адвокат адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры».
Напомним, Uber по закону не является такси, что постоянно подчеркивают представители сервиса. С правовой точки зрения это сервис по перевозке пассажиров в нерегулярном сообщении. В отличие от, к примеру, «Яндекс.Такси», который сотрудничает в Беларуси со службой такси 135. Закон сконцентрирован в большей степени на деятельности последних и, как следствие, на повышении их конкурентоспособности и технологичности.
Так, Законом об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках (далее — Закон) вводится термин «диспетчер такси».
Диспетчер такси — это юридическое лицо, оказывающее услуги по организации и управлению технологическим процессом выполнения автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, включая прием и передачу заказов на выполнение автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, справочно-информационные, консультационные и иные сопутствующие услуги, в том числе с использованием средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет, в частности посредством электронной информационной системы с функцией оплаты в безналичном порядке (далее — электронная информационная система).
Основная польза такой формулировки — в выделенном фрагменте. Другими словами, теперь можно будет привязать банковскую карточку к мобильному приложению любой службы такси, чего нельзя было сделать ранее (сейчас функционал был реализован таким образом только у Uber, который службой такси не является).
Но есть один момент, касающийся порядка функционирования электронной информационной системы. В нашей стране допустимой будет считаться система, которая зарегистрирована в Государственном регистре информационных систем в установленном порядке. Сейчас такой порядок хоть и определен, однако он является обязательным только для государственных информационных систем и, вероятно, претерпит определенные изменения в связи с принятием Закона.
Еще одно из ключевых нововведений Закона: диспетчерская теперь может быть не только «классической», то есть помещением с десятками диспетчеров и телефонами, но и «виртуальной» — современной онлайн-платформой, мобильным приложением. Сюда же будет подпадать и услуга заказа такси через USSD-запрос. Формально и виртуальная диспетчерская, и USSD-запросы уже существуют на практике. Однако теперь их существование и порядок функционирования стал закреплен на законодательном уровне.
Закон одновременно с этим вводит термин «диспетчер автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении» (как уже уточнялось ранее, именно такую деятельность и осуществляет Uber сегодня).
Диспетчер автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении — юрлицо, оказывающее услуги по организации и управлению технологическим процессом выполнения автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении (за исключением автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси) на определенной территории, включая также прием и передачу заказов на выполнение автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, справочно-информационные, консультационные и иные сопутствующие услуги, в том числе с использованием средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет.
Сюда же подпадают сервисы по онлайн-бронированию мест в маршрутных такси, следующих, например, из Минска в Солигорск и обратно.
То есть в одно и то же время юридически сохраняется возможность работы сервисов наподобие Uber, перевозчики-партнеры которого не являются автомобилями-такси, и создается правовое поле для работы служб такси, деятельность по обработке и сопровождению заказа которых в большей степени перенесена в онлайн-среду, включая получение оплаты от клиента.
Вывод: для Uber все остается по-прежнему — становиться службой такси ему не нужно. Деятельность же служб такси «подтягивается» юридически под уже существующие на практике реалии: заказ машин через мобильное приложение, сайт и USSD-запрос, а также предоставляются новые возможности по привязке аккаунта в мобильном приложении службы такси к банковской карте.
Законом определяется, что организация автомобильных перевозок пассажиров как в нерегулярном сообщении (сервисы наподобие Uber), так и автомобилями-такси может осуществляться с привлечением диспетчеров. С такими диспетчерами должен быть заключен соответствующий договор об оказании услуг (примерная форма договора об оказании услуг диспетчера в зависимости от вида автоперевозки будет установлена Министерством транспорта и коммуникаций). При этом для пассажиров, как и ранее, имеется разница в порядке документального оформления поездки:
Важное изменение: перевозка автомобилями-такси, заказанная через электронную информационную систему, теперь сможет осуществляться с выключенной кассой, совмещенной с таксометром. Другими словами, если таксист выполняет заказы на перевозку пассажиров только с использованием электронной информационной системы, то таксометр вовсе не потребуется.
В этом случае перевозчики могут сэкономить на оборудовании — для учета пробега и времени поездки при расчете стоимости будет достаточно использования электронной информационной системы. Доступ к такой системе может обеспечиваться, к примеру, за счет специального раздела в мобильном приложении (онлайн-сервисе) или после создания отдельного приложения (сервиса) для перевозчиков (например, электронного таксометра).
Более детальные изменения в порядке работы диспетчеров различного типа будут прописаны в Правилах автомобильных перевозок пассажиров.
Прием платежей в пользу третьих лиц рассматривается контролирующими органами как расчетно-кассовое обслуживание (РКО). РКО — это банковская операция, которая заключается в том, что банк принимает денежные средства от плательщика в пользу получателя платежа (совершаются платежи в пользу третьих лиц). Другими словами, получатель платежа (продавец товара, исполнитель) получает оплату не напрямую от плательщика, а через посредника в лице банка.
Так как РКО является именно банковской операцией в силу статьи 14 Банковского кодекса Республики Беларусь, то только банки (небанковские кредитно-финансовые организации) могут осуществлять соответствующую деятельность в Республике Беларусь, то есть юридические лица, обладающие специальным разрешением (лицензией) на банковскую деятельность.
На практике это означает, что практически любые схемы, которые предполагают наличие посредника в процессе расчетов между плательщиком (клиентом) и продавцом товара, а также услуги с зачислением денежных средств на расчетный счет такого посредника могут рассматриваться как безлицензионная банковская деятельность. Как следствие, посредник может быть привлечен к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность.
При этом наличие прямой оговорки в Законе о том, что посредством электронной информационной системы пассажиры могут осуществлять оплату поездок в безналичном порядке в соответствии с законодательством, скорее свидетельствует о том, что все-таки необходимым будет привлечение посредника в лице банка, который будет обрабатывать соответствующий платеж и зачислять денежные средства на счет перевозчика (если, конечно, владельцем системы не выступает сам такой перевозчик).
На этот вопрос отвечает отдельное положение Закона. Согласно ему, использование в автоперевозках информационных систем будет происходить с учетом особенностей, предусмотренных специализированным законодательством, а если такие информационные системы (ресурсы, сети) подключены к интернету, — также законодательством в сфере использования национального сегмента сети Интернет.
Ключевой документ в сфере использования национального сегмента сети Интернет — Указ Президента № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет». Несмотря на то что он действует уже достаточно продолжительное время, на практике все еще возникает множество вопросов по его применению к новым для Беларуси сервисам.
Согласно Указу, только в том случае, когда компания (юрлицо, его филиалы и представительства) создана в соответствии с белорусским законодательством и находится в Беларуси, ей обязательно использовать информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента сети Интернет при реализации услуг в онлайн-среде. В том числе такой компании нужно размещать серверы только на территории Беларуси и использовать именно эти серверы в работе.
Если же речь идет о компании-нерезиденте, созданной по законодательству иностранного государства, то такая компания даже при условии осуществления деятельности на территории Беларуси не обязана использовать сети, системы и ресурсы национального сегмента сети Интернет. Наглядный пример — Aliexpress, который позволяет пользователю из Беларуси заказать одежду и другие вещи из Китая.
Вывод: с учетом положений Закона у сервисов наподобие Uber не возникает необходимости в создании юридического лица на территории Беларуси для оказания здесь услуг в качестве диспетчера. А значит, переходить в национальный сегмент сети Интернет Uber не потребуется.
Принятая редакция Закона — это инструмент, который помогает белорусским службам такси «подтянуться» под уже существующие на рынке стандарты: онлайн-оплата банковской картой, прием заказов через Интернет и так далее. Кроме того, Закон помогает снизить расходы – например, за счет отсутствия необходимости устанавливать таксометр при использовании электронной информационной системы. При этом деятельность сервисов, не относящихся с правовой точки зрения к категории «диспетчер такси» (вроде Uber), усложняться и существенно меняться не будет.
Новый порядок автомобильных перевозок пассажиров вступит в силу 23 января 2018 года.