Что будет с Uber после изменения законодательства? Комментарий юриста

25 891
23 августа 2017 в 16:09
Источник: Надежда Хаданович, адвокат адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»

Что будет с Uber после изменения законодательства? Комментарий юриста

Источник: Надежда Хаданович, адвокат адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»

Около месяца назад были приняты изменения и дополнения в Закон об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках, который условно называли законом об Uber. Каким образом будет урегулирован порядок работы онлайн-сервисов и служб в сфере пассажирских перевозок, которые работают на белорусском рынке? Что теперь ждать пользователям Uber и аналогичных платформ? Компетентный комментарий специально для Onliner.by подготовила Надежда Хаданович, адвокат адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры».

Нужно ли Uber становиться службой такси?

Напомним, Uber по закону не является такси, что постоянно подчеркивают представители сервиса. С правовой точки зрения это сервис по перевозке пассажиров в нерегулярном сообщении. В отличие от, к примеру, «Яндекс.Такси», который сотрудничает в Беларуси со службой такси 135. Закон сконцентрирован в большей степени на деятельности последних и, как следствие, на повышении их конкурентоспособности и технологичности.

Так, Законом об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках (далее — Закон) вводится термин «диспетчер такси».

Диспетчер такси — это юридическое лицо, оказывающее услуги по организации и управлению технологическим процессом выполнения автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, включая прием и передачу заказов на выполнение автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, справочно-информационные, консультационные и иные сопутствующие услуги, в том числе с использованием средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет, в частности посредством электронной информационной системы с функцией оплаты в безналичном порядке (далее — электронная информационная система).

Основная польза такой формулировки — в выделенном фрагменте. Другими словами, теперь можно будет привязать банковскую карточку к мобильному приложению любой службы такси, чего нельзя было сделать ранее (сейчас функционал был реализован таким образом только у Uber, который службой такси не является).

Но есть один момент, касающийся порядка функционирования электронной информационной системы. В нашей стране допустимой будет считаться система, которая зарегистрирована в Государственном регистре информационных систем в установленном порядке. Сейчас такой порядок хоть и определен, однако он является обязательным только для государственных информационных систем и, вероятно, претерпит определенные изменения в связи с принятием Закона.

Еще одно из ключевых нововведений Закона: диспетчерская теперь может быть не только «классической», то есть помещением с десятками диспетчеров и телефонами, но и «виртуальной» — современной онлайн-платформой, мобильным приложением. Сюда же будет подпадать и услуга заказа такси через USSD-запрос. Формально и виртуальная диспетчерская, и USSD-запросы уже существуют на практике. Однако теперь их существование и порядок функционирования стал закреплен на законодательном уровне.

Закон одновременно с этим вводит термин «диспетчер автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении» (как уже уточнялось ранее, именно такую деятельность и осуществляет Uber сегодня).

Диспетчер автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении — юрлицо, оказывающее услуги по организации и управлению технологическим процессом выполнения автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении (за исключением автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси) на определенной территории, включая также прием и передачу заказов на выполнение автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, справочно-информационные, консультационные и иные сопутствующие услуги, в том числе с использованием средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет.

Сюда же подпадают сервисы по онлайн-бронированию мест в маршрутных такси, следующих, например, из Минска в Солигорск и обратно.

То есть в одно и то же время юридически сохраняется возможность работы сервисов наподобие Uber, перевозчики-партнеры которого не являются автомобилями-такси, и создается правовое поле для работы служб такси, деятельность по обработке и сопровождению заказа которых в большей степени перенесена в онлайн-среду, включая получение оплаты от клиента.

Вывод: для Uber все остается по-прежнему — становиться службой такси ему не нужно. Деятельность же служб такси «подтягивается» юридически под уже существующие на практике реалии: заказ машин через мобильное приложение, сайт и USSD-запрос, а также предоставляются новые возможности по привязке аккаунта в мобильном приложении службы такси к банковской карте.

Как будет регулироваться деятельность диспетчеров?

Законом определяется, что организация автомобильных перевозок пассажиров как в нерегулярном сообщении (сервисы наподобие Uber), так и автомобилями-такси может осуществляться с привлечением диспетчеров. С такими диспетчерами должен быть заключен соответствующий договор об оказании услуг (примерная форма договора об оказании услуг диспетчера в зависимости от вида автоперевозки будет установлена Министерством транспорта и коммуникаций). При этом для пассажиров, как и ранее, имеется разница в порядке документального оформления поездки:

  • При автомобильной перевозке пассажиров в нерегулярном сообщении (по типу Uber) необходимо заключать договор фрахтования.
  • При автомобильной перевозке автомобилем-такси перевозка выполняется на условиях публичного договора, то есть оформление письменных документов, помимо чека, не требуется. Более того, при приеме заказа через электронную информационную систему не требуется даже оформление чека в подтверждение совершенной поездки, так как диспетчер должен всю информацию, содержащуюся в чеке, а также иные минимальные данные о поездке (которые скоро будут определены в законодательстве) передать в электронном виде.

Важное изменение: перевозка автомобилями-такси, заказанная через электронную информационную систему, теперь сможет осуществляться с выключенной кассой, совмещенной с таксометром. Другими словами, если таксист выполняет заказы на перевозку пассажиров только с использованием электронной информационной системы, то таксометр вовсе не потребуется.

В этом случае перевозчики могут сэкономить на оборудовании — для учета пробега и времени поездки при расчете стоимости будет достаточно использования электронной информационной системы. Доступ к такой системе может обеспечиваться, к примеру, за счет специального раздела в мобильном приложении (онлайн-сервисе) или после создания отдельного приложения (сервиса) для перевозчиков (например, электронного таксометра).

Более детальные изменения в порядке работы диспетчеров различного типа будут прописаны в Правилах автомобильных перевозок пассажиров.

Почему нельзя привязать банковскую карточку к мобильному приложению службы такси сейчас?

Прием платежей в пользу третьих лиц рассматривается контролирующими органами как расчетно-кассовое обслуживание (РКО). РКО — это банковская операция, которая заключается в том, что банк принимает денежные средства от плательщика в пользу получателя платежа (совершаются платежи в пользу третьих лиц). Другими словами, получатель платежа (продавец товара, исполнитель) получает оплату не напрямую от плательщика, а через посредника в лице банка.

Так как РКО является именно банковской операцией в силу статьи 14 Банковского кодекса Республики Беларусь, то только банки (небанковские кредитно-финансовые организации) могут осуществлять соответствующую деятельность в Республике Беларусь, то есть юридические лица, обладающие специальным разрешением (лицензией) на банковскую деятельность.

На практике это означает, что практически любые схемы, которые предполагают наличие посредника в процессе расчетов между плательщиком (клиентом) и продавцом товара, а также услуги с зачислением денежных средств на расчетный счет такого посредника могут рассматриваться как безлицензионная банковская деятельность. Как следствие, посредник может быть привлечен к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность.

При этом наличие прямой оговорки в Законе о том, что посредством электронной информационной системы пассажиры могут осуществлять оплату поездок в безналичном порядке в соответствии с законодательством, скорее свидетельствует о том, что все-таки необходимым будет привлечение посредника в лице банка, который будет обрабатывать соответствующий платеж и зачислять денежные средства на счет перевозчика (если, конечно, владельцем системы не выступает сам такой перевозчик).

Что повлечет за собой возможность использования диспетчерами информационных систем?

На этот вопрос отвечает отдельное положение Закона. Согласно ему, использование в автоперевозках информационных систем будет происходить с учетом особенностей, предусмотренных специализированным законодательством, а если такие информационные системы (ресурсы, сети) подключены к интернету, — также законодательством в сфере использования национального сегмента сети Интернет.

Ключевой документ в сфере использования национального сегмента сети Интернет — Указ Президента № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет». Несмотря на то что он действует уже достаточно продолжительное время, на практике все еще возникает множество вопросов по его применению к новым для Беларуси сервисам.

Согласно Указу, только в том случае, когда компания (юрлицо, его филиалы и представительства) создана в соответствии с белорусским законодательством и находится в Беларуси, ей обязательно использовать информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента сети Интернет при реализации услуг в онлайн-среде. В том числе такой компании нужно размещать серверы только на территории Беларуси и использовать именно эти серверы в работе.

Если же речь идет о компании-нерезиденте, созданной по законодательству иностранного государства, то такая компания даже при условии осуществления деятельности на территории Беларуси не обязана использовать сети, системы и ресурсы национального сегмента сети Интернет. Наглядный пример — Aliexpress, который позволяет пользователю из Беларуси заказать одежду и другие вещи из Китая.

Вывод: с учетом положений Закона у сервисов наподобие Uber не возникает необходимости в создании юридического лица на территории Беларуси для оказания здесь услуг в качестве диспетчера. А значит, переходить в национальный сегмент сети Интернет Uber не потребуется.


Принятая редакция Закона — это инструмент, который помогает белорусским службам такси «подтянуться» под уже существующие на рынке стандарты: онлайн-оплата банковской картой, прием заказов через Интернет и так далее. Кроме того, Закон помогает снизить расходы – например, за счет отсутствия необходимости устанавливать таксометр при использовании электронной информационной системы. При этом деятельность сервисов, не относящихся с правовой точки зрения к категории «диспетчер такси» (вроде Uber), усложняться и существенно меняться не будет.

Новый порядок автомобильных перевозок пассажиров вступит в силу 23 января 2018 года.

Найти юриста можно через сервис «Услуги»