Лето заканчивается. Теплый ветер сонно ворочается где-то в зарослях, поля укрыл туман. Тихо. Низко над автострадой пролетают фуры, ярко освещенные бортовыми огнями. Мы сворачиваем в сторону, туда, где темно. Это ночная смена экипажа ГАИ, с которым по пригородным дорогам отправились и корреспонденты Onliner.by. Кому не спится ночью накануне выходного дня, как не нужно начинать свидание с девушкой и что странного в машине, оставленной в стороне от проезжей части, — ответы в нашем репортаже из патрульного автомобиля.
— Вам нужно было вчера приезжать, — при встрече говорят инспекторы. — Был один неординарный товарищ...
С этой фразы, кажется, начинается каждый наш рейд с ГАИ.
— У мужчины родился сын. Он выпил и сел за руль: хотел к теще съездить, порадовать. Вот и порадовал, — без улыбки говорят сотрудники. — Причем водитель сам себя выдал — мы не собирались его останавливать. Во-первых, его Opel Vectra был без регистрационного знака. Во-вторых, он проехал мимо и ускорился, явно стараясь поскорее уехать. Это вызвало подозрения.
Автомобиль остановили, проверили документы. Водитель только несколько дней назад купил машину, даже не успел поставить ее на учет. За рулем он находился в состоянии алкогольного опьянения. Теперь ему грозит крупный штраф и лишение водительских прав сроком на три года.
Отдел ГАИ Минского района находится в Ратомке. Перед заступлением на службу экипаж прошел инструктаж. Плановая процедура: до инспекторов доводят ситуацию на дорогах, информацию об учетных ДТП (авариях с пострадавшими) и так далее. После этого можно нести службу.
— Сегодня наш основной участок — трасса Р28 (Минск — Молодечно — Нарочь) и прилегающие к ней дороги. Но при необходимости отправимся туда, куда вызовут, — предупреждают инспекторы.
Усаживаемся в патрульную Skoda Octavia. Сотрудники ГАИ говорят о машине если не с гордостью, то с явным удовольствием.
— Двигатель у нее чешский — сами понимаете. Километраж уже приличный: за каждую такую смену выходит по 200—300 км. Да и специфика работы не особо щадящая: то разгон, то торможение. Но пока тьфу-тьфу...
На стоянке стоит восемь автомобилей с красно-синими проблесковыми маячками на крыше. Одна Lada Vesta, остальные — Skoda.
— Хорошая машина — резвая. С усиленной подвеской. А с другой стороны, раньше на «Жигулях» несли службу. Те быстрее 140 км/ч и не разгонялись, но ничего, как-то догоняли и Mercedes, и BMW.
— И кому охота в такое время ездить, — мы с подозрением разглядываем проезжающие машины.
— По-разному. Теплый сезон еще не закончился, хоть люди уже реже выбираются на природу. Одни на дачу уезжают, другие — на рыбалку, — спокойно отвечают инспекторы.
— А почему так поздно едут? — не унимаемся мы.
— Мало ли... Может, человек работал допоздна.
На молодечненской трассе все чин чином. В обе стороны снуют фуры: белорусы, поляки, прибалты. Люди на работе — так же, как и мы. Легковых автомобилей не много. Инспекторы принимают решение проверить второстепенные дороги.
В Минском районе контроль на дорогах осуществляют подразделения районной и областной ГАИ. Территория условно разделена — чтобы не пересекаться. Кстати, служба ведется в три смены. Взять наш экипаж: пять ночей подряд, с 23:00 до 8:00.
— На дороге, где мы едем, раньше часто случались ДТП с животными. Как-то было, что аварии происходили четыре ночи подряд. Зверь на проезжей части — это очень опасно. Тот же лось может весить и полтонны — сами понимаете, чем грозит столкновение с ним, — говорят инспекторы.
Сегодня здесь спокойно, и мы едем дальше по направлению к населенному пункту Петришки. По пути сотрудники ГАИ останавливают Ford Scorpio. Из автомобиля выходит мужчина, у него нет страховки.
— Закончилась, а новую не успел оформить, — разводит руками водитель.
Его приглашают в служебную машину для составления протокола.
Эксплуатация автомобиля без заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности — штраф в размере 5 б. в. (ч. 1 ст. 18.20 КоАП).
— Страховка, техосмотр, скорость — это, наверное, основные нарушения, которые сегодня выявляются на дорогах. Ну и, конечно же, нетрезвые водители, — рассказывают инспекторы. — Причем, как показывает практика, хоть с ужесточением ответственности нарушителей и стало меньше, но в первую очередь все зависит от самого человека.
Сотрудникам ГАИ иной раз приходится иметь дело с «принципиальными» нарушителями.
— Вот, например, не проходит водитель техосмотр. Раз попадается, второй. Исправно платит штраф, не спорит, соглашается с нарушением. А на техосмотр все равно не едет. Хотя это ему, наверное, дешевле бы обошлось.
Управление транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр, — предупреждение или штраф в размере от 1 до 3 б. в. (ч. 5 ст. 18.12 КоАП).
Перевалило за полночь. В районе тихо. Между тем пятницу и воскресенье инспекторы называют потенциально самыми неспокойными днями.
— Заедем в Радошковичи, посмотрим, как здесь дела. Недалеко работает ГАИ области, этот городок находится на границе зон ответственности, — говорят сотрудники.
Проезжаем мимо какого-то местного ресторанчика. Люди, курящие на улице, провожают экипаж удивленным взглядом. Из заведения доносится музыка — застолье в самом разгаре. Очевидно, что никто разъезжаться не собирается.
— Возле дорог есть объекты тяготения: места, куда люди приезжают или приходят в любое время. Это кафе, ночные магазины, АЗС, банкоматы. Мы об этом знаем, поэтому стараемся почаще здесь появляться, — поясняют инспекторы.
Это работает с точки зрения профилактики нарушений: люди регулярно видят машину ГАИ и ведут себя благоразумнее.
Возле местного общежития видим Volkswagen. Машина ехала во встречном направлении, однако резко изменила направление движения и поехала в обратную сторону. Либо водитель просто заблудился, либо...
Патрульная Skoda без труда настигает Passat. Инспектор подходит к водительской двери и после недолгого диалога приглашает водителя пройти в служебный автомобиль. Молодой человек обреченно садится на пассажирское сиденье, называет свои анкетные данные.
— Водительское удостоверение есть? — задает вопрос сотрудник ГАИ.
— Нет. Не получал.
— А катаетесь регулярно...
В базе инспекторы видят всю необходимую им информацию: молодой человек действительно никогда не получал права. Однако с 2014 года уже в третий раз попадается за рулем. Автомобиль принадлежит не ему, а маме. Парень уверяет, что она не знает о том, что он взял ключи от машины.
— За девушкой поехал. Здесь недалеко совсем — метров 500, — грустно говорит молодой человек.
Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления, — штраф в размере от 5 до 20 б. в. (ч. 1 ст. 18.19 КоАП).
Пока оформляются документы, парню действительно звонит девушка — она ждала, замерзла и вообще «где ты?».
— Я возле общаги, приходи сюда. Нет, не подъеду — меня ГАИ поймала.
— Вы бы все-таки сдали на права, — в порядке совета говорит инспектор. — Молодой же парень, в наше время без прав как-то несолидно. Не такая же проблема — отучись и сдай.
— Сдам. Все как-то не до того было...
В Прилуках, куда мы приехали, сохранилась усадьба семейства Чапских, а точнее, целый дворцово-парковый комплекс. Кароль Чапский на рубеже XIX—XX веков был городским головой Минска. Старинные здания находятся в хорошем состоянии. Подсвеченные ночью, они создают мистический колорит этих мест. Но экскурсии на службе не положены. И мы проезжаем историю лишь слегка замедлившись.
Чуть в стороне от дороги замечаем автомобиль, который как-то странно припаркован. Кажется, машину бросили наспех: одно из окон слегка приоткрыто, работает магнитола.
— Опыт подсказывает вот что. Нас опередило несколько машин — кто-то мог моргнуть фарами. Возможно, водитель этого автомобиля очень боялся попасться, поэтому поскорее сбежал. Но это только предположение, — говорит сотрудник ГАИ.
— А как с пьяными за рулем обстоят дела? Ответственность ужесточили — стало ли их меньше?
— Да как сказать. С одной стороны — да, если говорить только о цифрах. Конец лета, а я насчитаю человек 12 нетрезвых, задержанных нашим экипажем. Раньше к этому времени таких было раза в два больше. С другой стороны, нарушители не перевелись и вряд ли переведутся. Разговариваешь с такими людьми и понимаешь: они об ответственности не думают.
Работа ГАИ во многом ориентирована на выявление нетрезвых водителей. С учетом того, какую опасность они представляют на дороге, важно остановить их прежде, чем произойдет что-то плохое.
— На самом деле большинство нарушителей сами себя выдают, — рассказывают инспекторы. — Доходило до смешного. Как-то работали на слуцкой трассе. Проверяли документы у водителя одной машины, вдруг рядом затормозила другая. Нетвердой походкой идет мужчина: «Как проехать до Микашевичей?» А у самого все признаки. Я говорю: «Все, похоже, вы уже приехали». На освидетельствовании выясняется — больше 2 промилле.
Управление транспортным средством в нетрезвом виде — штраф в размере от 50 до 100 б. в. с лишением права управления сроком на 3 года (ч. 1 ст. 18.16 КоАП).
Иногда нарушители идут на такую хитрость: увидели впереди экипаж ГАИ — остановились. Из машины выходит человек, поднимает капот. Затем водитель меняется местами с пассажиром, если тот трезв. И так они продолжают движение. Инспекторам эти фокусы хорошо известны.
— Сейчас пошла другая мода: мужья стали привлекать к развозу жен, просят отвезти за добавкой. Останавливаешь машину, а там четверо мужиков ну никакие! А за рулем девушка хрупкая — трезвая.
Еще один случай произошел не так давно. Экипаж преследовал ехавшего с пассажиром мотоциклиста, который не подчинялся требованиям об остановке. На первом Т-образном перекрестке он не справился с управлением и на скорости вылетел в кювет.
— Я подъезжаю, боюсь подумать, что с ними. Лежат люди в неестественных позах. А потом один зашевелился, другой. В рубашке родились: у обоих — ни царапины. Только пьяные вусмерть, — рассказал сотрудник ГАИ.
Повороты, повороты, и дорога снова привела нас в Ратомку, откуда начался путь. На молодечненской трассе все по-прежнему: деловито разъезжают груженые фуры. На выезде замечаем стоящий Volkswagen. Машина расположена как-то странно, рядом — водитель.
— Что-то там не то, давайте проверим, — говорят инспекторы. — Автомобиль стоит на подъеме, практически в полосе движения. Либо поломка, либо что-то с водителем.
Подъезжаем. Возле машины бродит мужчина в характерной одежде — рыбак.
— Доброй ночи. Что у вас случилось?
— Да вот налетел на яму, два колеса под замену.
Действительно, оба колеса с левой стороны Volkswagen значительно повреждены — в таком состоянии автомобиль не поедет.
— А где же вы такую яму нашли? Вроде дорога в порядке.
Мужчина показывает. Оказывается, это не яма, а ливневка на обочине. Как водитель на нее наскочил — сам не понимает. С одной стороны, это ДТП. Ливневка расположена не на проезжей части, а за линией разметки. С другой — мужчине и так придется раскошелиться на два колеса.
— Может вам эвакуатор вызвать?
— Так уже, его и жду...
— Тогда знак аварийной остановки выставьте, как полагается. Все же на дороге машина.
Тем временем по рации поступает сообщение о ДТП на АЗС, расположенной на 22-м километре внешнего кольца МКАД, недалеко от съезда на улицу Кижеватова. Кольцевую обслуживает ГАИ города, а то, что находится за ее пределами на некоторых участках, — район. Поэтому выезжаем.
Произошло вот что. Водитель автомобиля Mercedes S-Class заправился, расплатился и собрался уезжать. Но не достал заправочный пистолет из горловины бензобака. Машина поехала, а пистолет оторвался от шланга топливораздаточной колонки.
— По сути, это рядовое ДТП. Чаще всего виновнику грозит небольшой штраф, а ущерб возместит его страховая компания, если, конечно, есть страховка. Хуже, когда водитель думает, что остался незамеченным, и уезжает. Это скрытие с места ДТП, за такой проступок грозит лишение прав.
Нарушение ПДД, повлекшее повреждение иного имущества, — штраф в размере от 3 до 30 б. в. или лишение права управления сроком до 2 лет (ч. 1 ст. 18.17 КоАП).
Инспекторы рассказывают, что автомобилисты реагируют по-разному.
— Был случай: водитель выезжал с АЗС, наехал на ведро для мойки машин, снес металлическое ограждение. Вышел, посмотрел по сторонам, попытался вернуть металлическую конструкцию на место, но она упала. Мужчина вернулся в машину, поехал. Чувствует, что-то не так. Снова вышел, посмотрел под днище, выковырял оттуда ведро, отнес его на место. Наконец уехал. Вызываю его в ГАИ, говорит: «Не я». Пришлось смотреть видеозапись. Вы бы видели его лицо.
Оставление водителем места ДТП, участником которого он является, — штраф в размере от 5 до 20 б. в. или лишение права управления сроком до 2 лет (ч. 4 ст. 18.17 КоАП).
На этот раз все относительно нормально. Топливораздаточная колонка повреждена, но ничего серьезного — ее восстановят. Даже на заправке сотрудники не удивлены — обычное дело.
Водитель Mercedes терпеливо дожидался нас у своей машины. Говорит, сам не знает, как такое произошло. Регулярно здесь заправляется, и такой казус. Со своей виной полностью согласен. Инспекторы составляют протокол. За ДТП водителю грозит штраф, страховка у него есть, поэтому не нужно тревожиться о компенсации нанесенного ущерба.
Сотрудники ГАИ записали все необходимые данные. «Прошу не привлекать водителя к ответственности...» — написал работник станции в протоколе.
— Все, сейчас ничего не произойдет, — со знанием дела говорит инспектор. — Кто с вечера отдыхал — уже спит. Теперь на дорогах можно встретить разве что рыбаков, которые едут удить. А позже появятся дачники, что с утра пораньше решили выехать из города.
Как он сказал, так и вышло. Пустые дороги медленно просыпались с наступлением осеннего, но еще такого летнего утра. Сквозь дымку поднималось солнце, обещая погожий день.
Совсем скоро экипаж сдаст смену и отправится отдыхать. А уже вечером все повторится, и патруль отправится нести службу. Как и всегда.
Аренда автомобилей в сервисе «Услуги» Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by