Когда вождение потеряет смысл. Автомобильные технологии, которыми мы будем пользоваться через 10 лет

19 162
17 сентября 2017 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: auto.onliner.by

Когда вождение потеряет смысл. Автомобильные технологии, которыми мы будем пользоваться через 10 лет

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: auto.onliner.by

Прежде чем подумать «это невозможно в нашей стране», вспомните, сколько времени прошло с момента появления в Беларуси первого массового мобильника до абсолютного распространения смартфонов. За каких-то 15 лет «звонилки» уступили место девайсам с интернетом и возможностью просмотреть видео. Кто мог предположить это в начале 2000-х? Нынешний Франкфуртский автосалон богат на концепты и инновации — не зря девизом стала фраза «Будущее сейчас». И если прототипы отображают развитие дизайнерской мысли, то представляемые технологии говорят об инженерных достижениях. На примере стенда компании Bosch мы покажем, к чему стремятся мировые автостроители. Автономное вождение, просмотр фильмов во время движения, связь машины с домом и прокатным велосипедом (на случай пробок), исправление «скоростных» ошибок водителя, реакция конструкции модели на опасность — все это не запредельное будущее. Уже сегодня есть работающие образцы этих систем, именно на них мы и предлагаем взглянуть.

Очевидно, автомобиль работает благодаря множеству соединенных систем. Новейшие технологии также сплетены в своих функциях, потому стоит их рассмотреть по принципам «от простого к сложному», «от существующего к перспективному».

Датчики

Камерами в авто уже никого не удивить. Вначале появились устройства в заднем бампере — для помощи в парковке. После к ним добавили переднюю и по одной в каждом из боковых зеркал — для кругового обзора. Bosch предлагает увеличить их количество во много раз: устанавливать по три камеры на каждой из сторон переднего бампера, две с фронтальной части и одну под лобовым стеклом — и все это в сочетании с приемными датчиками, которые анализируют движение предметов за бортом. Выглядит это следующим образом.

Для чего этого нужно? С помощью такой системы автомобиль сможет самостоятельно «видеть» дорожную ситуацию, а его реакция на доли секунды будет опережать человеческую. Одно из применений — экстренное торможение при возникновении препятствий (в том числе движущихся — таких, как велосипедист). Датчики сами распознают приближающийся на скорости предмет и задействуют тормозную систему.

Другое применение — минимизация последствий ДТП. Понимая, что столкновение неизбежно, автомобиль сам подтягивает ремень, на долю секунды раньше удара запускает подушки безопасности, при лобовом столкновении — чуть наклоняет вперед сидения. Переживая за оставленный в салоне видеорегистратор, можно думать, что система слишком далека от реальности. Однако она уже собрана и даже действует. Вот, например, ее работа при внезапном появлении велосипедиста.

Также это еще один шаг к автономному вождению. Если автомобиль будет самостоятельно распознавать объекты на дороге, зачем тогда нужен водитель? Первый этап автономности — поиск места для парковки. Специалисты вычислили, что этот процесс занимает кучу времени, которое автовладелец мог бы провести с большей пользой.

Вначале разработали возможность, чтобы авто самостоятельно парковалось в «гараж» с пульта — это реализовано даже в «белорусском» Geely Emgrand GT. Другой пример — ситуация у аэропорта или вокзала. Человек может приехать вовремя, но из-за поисков опоздать на рейс. Инженеры разработали систему, при которой достаточно оставить авто в определенной зоне, запустить приложение на смартфоне, и машина сама найдет зарезервированное место либо первое свободное. Тут возникает другой вопрос — скорость реакции властей. Пока что автономное вождение не имеет законодательной «визы». В то же время автоматическая парковка уже реализована на территории музея Mercedes-Benz. В приведенном ниже видео показана ее работа от визита посетителя до отъезда. Обратите внимание на столбики, расставленные по периметру паркинга. Без них невозможно воплотить идею в жизнь. Но это пока. Вероятно, вскоре машины смогут взаимодействовать друг с другом и, например, подсказывать, есть ли рядом свободное место.

Связность

Идея в том, что информацией можно делиться не только в соцсетях, размещая посты о котиках и новом путешествии. Каждый день при поездке на работу или обратно водителю нужны более полезные практические данные. И ими могут делиться другие машины в автоматическом режиме. Например, автомобиль может забросить в «облако» сведения о резкой смене погоды, о внезапно образовавшейся пробке. Эти данные с привязкой к месту на карте из «облака» прилетят в машину самостоятельно, о неприятностях будет знать и само авто, и водитель. Что немаловажно, люди не задействованы в сообщениях, а значит, система не сможет врать.

И эта идея — отнюдь не далекое будущее. Систему Connected Horizon уже установили на сотню машин одного из немецких автопарков. С них и начнется воплощение инженерной мысли в жизнь. Логично: те же таксисты чаще других ездят по городу, а потому знают о ситуации там, только пока не могут поделиться сведениями с остальными. Для полноценной работы каждый автомобиль должен быть подключен к интернету. Напомним, первыми шагами внедрения интернета в автомобили станут связь с АЗС и со страховыми компаниями.

Что автомобилист может получить из «облака», наполненного сообщениями от других машин? Давайте перечислим основные моменты. Это препятствия — например, место происшествия. Сейчас многие смотрят на мобильниках онлайн карты, чтобы знать о пробках и выбрать: ехать через город или по МКАД. С новой системой автомобиль сам подскажет маршрут, зная, что на пути проблема (затор, ДТП, строительные работы). Это помощник на поворотах: Horizon знает точную максимальную скорость для прохождения крутого поворота для авто и сам снизит скорость. Это помощник в выборе скоростного режима. Сейчас некоторые навигаторы пищат, когда водитель превышает. В будущем автомобиль сам притормозит. Хотя последнее слово останется за автомобилистом: если он захочет нарушить, это его выбор. Это адаптивный круиз-контроль: машина сама сбросит, когда знак «120» сменится на «90» или трасса — населенным пунктом. И наконец, внедорожный круиз-контроль: например, настройки подвески изменятся в зависимости от состояния бездорожья в данном конкретном месте при нынешней погоде.

При поломке автомобиль сообщит о неприятности водителю и предложит записаться на диагностику в СТО. Станция автоматически получит уведомление о визите клиента и узле, вышедшем из строя. Если авто застрянет в длительной пробке, система посоветует пересесть на электровелосипед и построит маршрут до ближайшей байк-парковки. Из салона авто можно будет зарезервировать двухколесное средство, получить ПИН для доступа к нему.

При таком развитии, когда интернет будет в каждой машине, а внедренные датчики способны распознать предметы вокруг движущегося автомобиля, можно задуматься и об автономном вождении.

Автономное вождение

Для наглядности технологии Bosch представила демонстративный прототип, больше напоминающий космический корабль, нежели реальное авто. Нас познакомили с технологиями, которыми напичкан космолет, и ощущение нереальности многократно усилилось. Можно подумать, что прототип годен разве что для съемок в футуристических фильмах, если бы не одно «но» — все реально работает уже сегодня. По прогнозам специалистов из Германии, на загородные трассы подобные машины выедут через 5 лет, а через 10 их использование станет возможным и в городе.

Чудеса технологий начинаются при включении. Камера, встроенная в панель над рулем, считывает и распознает лицо. После загружается  меню, адаптированное именно под человека, находящегося за рулем: с его настройками, музыкой для магнитолы, рабочими файлами и документами. Иконки на панели перед водительским сиденьем выбираются непосредственно глазами. То есть достаточно сместить взгляд вбок, и иконка перелистнется — так работает система, следящая за зрачками.

В прототипе нет никаких кнопок, тумблеров или «шайб» — только сенсорные экраны. Управление средней панелью осуществляется опять же с помощью сенсора и датчика «воздушных свайпов». Последний считывает жесты, которые водитель делает над панелью, а не непосредственно по ней. То есть махнул рукой — меню сменилось, сделал жест, будто что-то подбираешь — загружается стартовое меню и так далее.

Руль более походит на джойстик с двумя кнопками: да и нет. Его можно сложить — тогда включается система автономного вождения. После этого сиденья отодвигаются назад, принимают удобное положение. Водитель может делать свои дела, не обращая внимание на дорогу: заняться рабочими вопросами, посмотреть фильм, почитать, узнать, как там дома, нужно ли что-то купить по дороге, что можно приготовить на ужин (о еде расскажет робот и «умный» холодильник с камерами). Машина управляет собой сама, ведомая датчиками, корректируемая данными из «облака». Можно ли будет спать за рулем — вопрос открытый, это зависит от законов, которые еще предстоит принять. Пока что инженеры придумали функцию, при которой машина, не заметив зрачков, сама съедет в крайнюю правую полосу и доедет до ближайшей парковки у трассы. Движение именно по автобанам считается более простым и однообразным, а потому внедрение автопилота начнется именно с магистралей. Вся система будет работать по принципу приложений для смартфонов с постоянными обновлениями.  

В целом инженеры разделяют два пути автомобильного будущего: полностью автономные шаттлы, в которых будут ехать только пассажиры, и автомобили с системой помощи, в которых роль водителя намного облегчат. Невозможно, скажете вы? Тем не менее это работает, притом уже сейчас.  

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by