В ГАИ рассказали, можно ли снимать инспектора на видео во время остановки

 
UPD
16 октября 2017 в 9:00
Автор: Андрей Гомыляев
Автор: Андрей Гомыляев

«Почему инспекторы останавливают просто так, для проверки документов? Потеря времени раздражает», — с таким вопросом обратился минчанин к главе Минской ГАИ во время прямой линии. Вадим Гаркун заметил, что у сотрудников есть методология, которая определяет, по какому именно поведению водителя на дороге на него стоит обратить внимание. «Это позволило задержать две тысячи нетрезвых автомобилистов в этом году», — подчеркнул спикер. Обсуждение же ушло в сторону правомерности съемки беседы водителя и инспектора.

В сети немало роликов, в которых зафиксировано общение остановленного по требованию водителя с сотрудником ГАИ. Нередко они заканчиваются конфликтом на тему, разрешено ли снимать на видео инспектора при исполнении служебных обязанностей.

«Когда уже начался административный процесс, вопрос о возможности видеосъемки закон трактует однозначно, — пояснил Вадим Гаркун. — Решение, можно ли снимать или нет, принимает орган, ведущий процесс, то есть сам инспектор. Он же определяет место ведения административного процесса. Другой вопрос, разрешена ли видеофиксация во время разговора (например, сразу после остановки). Прямой нормы, запрещающей это делать, в законодательстве нет. Но есть определенные ограничения по поводу распространения данной записи». Говоря простыми словами, беседу снимать можно, но размещать в сети — не всегда.

Также начальник столичной ГАИ проинформировал, что за последние два года все автомобили Госавтоиспекции Минска на 100 процентов были оснащены видеорегистраторами. Кроме того, некоторые сотрудники оснащены нагрудными устройствами. Они, по словам Вадима Гаркуна, дисциплинируют как водителей, так и инспекторов, а записи могут служить доказательствами.

Дополнено

Так как у читателей Onliner.by возникли уточняющие вопросы по поднятой теме, мы попросили юриста Сергея Зикрацкого процитировать выдержки из разных законов страны, регулирующих процесс съемки:

«Право на производство видеосъемки относится к конституционным правам гражданина. Статья 34 Конституции РБ гарантирует право граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Статья 23 Конституции устанавливает, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Поэтому до тех пор, пока законом не будет установлено ограничений по производству видеосъемки, такая видеосъемка будет считаться законной. Например, закон запрещает вмешательство в личную жизнь граждан. Поэтому ограничение съемки в чужих квартирах законно.

Если мы говорим про съемку инспектора ГАИ в общественном месте при исполнении служебных обязанностей, то тут законом возможность съемки не запрещена, а следовательно, она законна. Полагаю, что законно производить съемку не только до момента, когда инспектор начал административный процесс, но и после начала административного процесса. На самом деле в Процессуально-исполнительном кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях есть статья 10.4, которая называется „Применение технических средств“. Дословно она звучит следующим образом:
„1. По решению должностного лица органа, ведущего административный процесс, а также по ходатайству участников административного процесса могут применяться звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемка, использоваться научно обоснованные способы обнаружения, фиксации и изъятия следов административного правонарушения и вещественных доказательств.
2. Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, принимая решение о применении технических средств, уведомляет об этом лиц, участвующих в производстве процессуального действия.
3. О применении технических средств делается отметка в протоколе процессуального действия либо в протоколе об административном правонарушении“.
Но как видно из содержания этой статьи, она не запрещает участникам процесса осуществлять видеосъемку, она просто регулирует действия должностного лица по фиксации процессуальных действий. Поэтому полагаю, что водители вправе фиксировать на видео весь процесс общения с инспекторами ГАИ: как до начала административного процесса, так и после».


Стоит обратить внимание на один нюанс в законодательстве: согласно ПИКоАП, видеозапись при ведении административного процесса может вестись по ходатайству (заявлению) участника (водителя). Гражданин вправе подать это ходатайство (в том числе в устной форме), однако именно лицо, ведущее административный процесс, вправе принять или отклонить ходатайство. При любом решении (разрешении или запрете) инспектор обязан сделать отметку о ходатайстве в протокол.

Также стоит четко разделять разговор между инспектором и водителем и административный процесс (в данном случае - составление протокола). Зачастую конфликты возникают до начала ведения процесса, а именно во время беседы.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by