31 479
22 октября 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Центр отвоевывают пешеходы, велосипедисты и общественный транспорт. Нетипичная Россия

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Казань — очень своеобразный и нехарактерный город для России. С одной стороны, строят широкие дороги и развязки, с другой — особо не церемонятся с автомобильным лобби, вводя платные парковки и организуя велодорожки на проезжей части. Тут самые протяженные полосы для общественного транспорта в стране. А огромное число камер следят за разного рода нарушениями. Однако местами встречаются довольно курьезные моменты. Дорожные впечатления о столице Татарстана — в нашем репортаже.

Казанские дороги можно сравнить с немецкими автобанами

Очень заметно, что регионы в России живут очень по-разному. Ощущения по итогам большой командировки такие: Кировская область — это глухие леса, заросли борщевика на обочинах и ямы даже в центре городов. В Марий Эл дороги получше, водители охотнее уступают дорогу пешеходам на «зебрах», все аккуратнее. А дороги Татарстана можно без стеснения сравнивать с европейскими автобанами — во всяком случае, по качеству дорожного покрытия. На нашем пути не встречалось ям, характерной «стиральной доски» и подвесковырывательных стыков. Как сказали бы у нас, чувствуется крепкая рука хозяйственника.

Пешеходные переходы часто размещают над трассами. В Минске это обычно пешеходный «мостик», а в России — более дорогой вариант с навесом. Получается тоннель над дорогой.

В Германии и Польше такое редко встречается. Обычно западные автобаны размещены вдали от населенных пунктов и прочих мест притяжения, то есть на хайвеях в принципе нечего делать пешеходам.

А вот что совпадает с европейским опытом — так это табло переменной информации, на которое можно вывести оперативные данные, предупреждения. Например, в случае крупного ДТП увести поток в обход. Такие же решения применяются на немецких автобанах.

В данном случае выведена «агитка», но обычно табло используются для информирования о более полезных данных

Ради интереса стали искать статистику об объемах ремонта. Оказалось, в этом году в Казани планируют отремонтировать более 3 миллионов квадратных метров дорожного полотна. Для сравнения: это примерно три территории Минского тракторного завода. Нужно понимать, что Татарстан — один из наиболее богатых регионов России (6-й по экономическим показателям).

Причем работы ведутся не только на основных магистралях, но также в местных проездах, во дворах. В России, знаете ли, такое случается: фасад приглаженный, а на задворках — бр-р-р, стыдно зайти.

Дороги как любят в Беларуси: широкие, можно разогнаться, вдоволь перестраиваться... Генплан предусматривает строительство еще более 350 километров улиц и не менее десяти развязок.

Чем выше знак — тем лучше?

Стоит заехать в центр, как трафик зажимает историческая застройка: улицы узкие, активное пешеходное движение, встречаются нерегулируемые перекрестки. Разумеется, заторы, на которые частенько жалуются казанцы.

По поводу небольших пересечений без светофоров нужно сказать особо. Обзор закрыт, движение разреженное, даже если останавливаться, не факт, что появление автомобиля, мчащегося с перпендикулярной улицы, будет ожидаемым. О-о-очень неприятно. В Европе в таких случаях устанавливают уличные зеркала круглой формы, а у нас, как и в России, это почему-то пока не принято.

Судя по состоянию столбиков, которыми стыдливо огораживают перекрестки, столкновения в таких местах нередки.

Так называемая уличная мебель — знаки, светофоры, разметка — это симбиоз российского, белорусского и европейского. «Пешеходный переход», к примеру, обычно обрамлен «вырвиглазной» каймой зеленого цвета, и это очень контрастирует со старой казанской застройкой.

На перекрестках часто применяются Г-образные стойки. Это стандарт для Берлина, но не для Минска. Так стараются создать как бы привычку — светофор располагается в одной и той же точке на разных пересечениях. Постепенно вырабатывается рефлекс, и ты с ходу находишь сигналы. Правда, в Казани там может быть дорожный знак.

Вообще, тут знак «Пешеходный переход» или «Ограничение максимальной скорости» пытаются повесить повыше, словно это повлияет на безопасность. Или это какое-то негласное состязание между установщиками?

Как и у нас, бросается в глаза большое количество знаков, табличек, указателей. Засилье дорожной информации способствует тому, что реально важные данные могут потеряться во всем этом многообразии. А потом кто-то проезжает на красный или не останавливается перед знаком Stop...

Курьез, связанный с организацией дорожного движения, обнаружили возле Казанского кремля. Представьте обычную улицу, которая идет вдоль стен и башен знакового сооружения, и вдруг возле выезда, вымощенного булыжником, знак «Уступить дорогу». Выходит, что основной поток (а движение там оживленное) должен будет тормозить, если вдруг представительский седан или премиум-кроссовер решит выехать с территории кремля, где расположены некоторые административные учреждения. Можно предположить, к чему это приведет...

Байк-шеринг, платные парковки, пешеходная улица

Что особенно ценится туристами — наличие мест для прогулок. Кроме набережной и кремля, на улице Петербургской организовано пешеходное движение. Образ был создан при поддержке правительства Питера. Малые архитектурные формы, мостики, городская скульптура... Общую атмосферу создают забегаловки, уличные музыканты, развлечения.

Кое-где бордюры в зоне пешеходных переходов понижены до нуля. Местами исполнение на троечку, но попытка зачтена.

Создается ощущение, что постепенно автомобили вытесняют из центра. Предпринята робкая попытка внедрить байк-шеринг. На одной из центральных улиц велодорожку разместили прямо посередине проезжей части. Нечто подобное хотят реализовать на ул. В. Хоружей в Минске. Скептики прогнозируют, что там будут ставить машины и эксперимент не удастся. Казань — наглядный пример, что это не так.

Следующим шагом по деавтомобилизации стало внедрение системы платных парковок. В основном они расположены в центре города. Деньги взимаются в пиковые часы. Интересно, что при этом достаточно подземных паркингов с весьма гуманными тарифами. Тем не менее в платных зонах встречаются хитрецы, стыдливо прикрывающие номера кленовыми листочками.

Одновременно стимул получил общественный транспорт. Казань заняла первое место в неофициальном рейтинге городов России по длине выделенных полос для автобусов и троллейбусов: на 1,217 млн человек приходится 189,4 км «выделенки». Действительно, соответствующие знаки и разметка встречаются постоянно, особенно в центре города.

Казань называют городом красных автобусов. Оказалось, это не шутка — они часто выкрашены в этот цвет. Общественный транспорт перевозит до 1,5 миллиона пассажиров в день. Наиболее популярный вид транспорта — автобус, имеющий 93 маршрута. В парке состоят МАЗы и вагончики производства «Белкоммунмаш».

За соблюдением правил выезда на выделенные полосы следят вездесущие камеры. Казанцы рассказывают, что есть пробелы, но при этом пожаловались, мол, даже если хитро нарушать, то несколько «писем счастья» каждый месяц приходит.

Вообще, камер на дорогах очень много. Датчики, фиксирующие превышение скорости, встречаются постоянно. А выставленные ограничения иногда вызывают большие вопросы — в особенности на междугородних трассах.

В целом парк легковых автомобилей беднее, чем в Москве, Санкт-Петербурге и даже в Минске. Больше всего Lada, китайских брендов и бюджетников российской сборки — Kia, Hyundai, Skoda, Volkswagen и т. д. Автомобили премиум-класса встречаются, как правило, поближе к кремлю.


Несмотря на весь российский колорит и специфичную манеру езды, в Казани нет той агрессивности, непредсказуемости и ощущения хаоса. Движение пытаются успокоить, начав ожидаемо с центра города, который постепенно отвоевывают пешеходы, велосипедисты и общественный транспорт.

GPS-навигаторы в каталоге Onliner

Благодарим автоцентр «Хендэ АвтоГрад» за предоставленный автомобиль,

а также магазин imarket.by за помощь в организации поездки

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by