22 239
28 октября 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Возраст — это такая чушь!» Разбираем вождение дамы на красном Daihatsu

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Частым аргументом в дорожных спорах становится... возраст. Одни говорят: да у тебя еще молоко на губах не обсохло, я на столько-то лет старше тебя. Другие парируют: вам уже пора на отдых, сдайте удостоверение и пропустите молодых. Возрастная дискриминация — большая социальная проблема, о которой почему-то редко говорят. Героиня сегодняшнего «Разбора» — яркий пример, что стереотипы на дороге неуместны. У Елены богатый жизненный опыт, много внуков и красный Daihatsu. Она юрко лавирует в потоке и говорит, что не представляет свою жизнь без автомобиля: «Возраст — это такая чушь! Куда важнее состояние души».

Двадцать лет назад попала в ДТП и решила: «Машина — это не мое»

Встречаемся с Еленой на парковке в центре города, где расположен офис издательства, в котором она работает. Автовладелица с любовью обходит свой красный Daihatsu Cuore: «Я очень люблю этот автомобиль. Мужу поставила ультиматум: машина должна быть с АКП. И он купил мне это чудо, без которого я уже не представляю жизнь. Куда езжу? Мне же надо на работу, потом в фитнес-зал, вечером за покупками. А еще косметолог, подруги, загородные поездки по выходным...»

Наша героиня активно ездит за рулем последние четыре с половиной года, хотя права получила давно — многих комментаторов Onliner.by еще на свете не было.

— Один неприятный случай надолго отбил охоту водить. На заре водительской карьеры снесла строительный заборчик, и семейный «Москвич» заглох на краю котлована, — Елена вспоминает произошедшее с улыбкой, она давно отпустила ситуацию. — Тогда мне всю зиму пришлось ходить в осеннем пальто, так как пришлось отложить планы по покупке шубки — деньги потратили на ремонт автомобиля.

Муж Елены еще долго шутил, мол, во-о-он на том заборчике висит твоя шубка. Хуже было то, что женщина напрочь отказалась снова садиться за руль, сколько ее ни уговаривал супруг.

— Спустя двадцать лет, когда стала много взрослее и серьезнее, я поняла, что все-таки хочу водить, — продолжает наша героиня. — Последним толчком стала замена прав. Когда принесла в ГАИ водительскую книжечку советского образца, девушка, принимавшая документы, ахнула: какой раритет! Тогда я твердо решила предпринять попытку вернуться за руль, помог счастливый случай — нашелся хороший инструктор, и вот уже четыре с половиной года управляю машиной, тьфу-тьфу, без приключений.

— Первое ДТП, каким бы оно ни было, для многих становится серьезной психологической травмой, — замечает Виталий Жуковский, согласившийся принять участие в этом выпуске. — Даже после незначительных столкновений людям сложно вернуться за руль. Нужна как минимум помощь инструктора, чтобы разобраться в ситуации и исключить ошибки на будущее. Иногда требуется вмешательство психолога.

«Комментарии под автоновостями не пишу, но лайки ставлю»

В сознании многих автомобилистов крепко засел штамп: женщины, а уж тем более в возрасте, ездят медленно, долго соображают, реакция снижена. Тогда им стоит посмотреть, как управляет автомобилем Елена: ловко маневрирует, перестраивается, и есть четкое ощущение, что она хорошо читает обстановку. Шустро ездит! Пожалуй, лучше эпитета не подберешь.

Как прилежная ученица, наша водитель проговаривает план действий и комментирует их: «Вот тут пешеходный переход, он всегда заставлен машинами, и я притормаживаю, поскольку боюсь, что кто-то резко выйдет... А там встречные автомобили могут выехать, так что я лучше пропущу, хотя не обязана... Никогда не буду отстаивать глупые принципы. Главный мой аргумент на дороге — избежать ДТП. Помню слова инструктора: вас подставят, сами съедут, а вы останетесь разбираться».

— Если видите, что назревает опасная ситуация, то лучше дистанцироваться, — одобрительно кивает Виталий Жуковский.

Заметно, что водитель Daihatsu Cuore старается отслеживать ситуацию вокруг, взгляд скользит то по одному из трех зеркал, то упирается вперед. Эксперт лишь обратил внимание, что можно слегка поправить боковое зеркало, дабы минимизировать попадание других автомобилей в «мертвую» зону.

— Чего больше боюсь? Новых мест! — неожиданно признается Елена. — Поэтому перед поездкой стараюсь просматривать карту и планировать маршрут.

Подсказываем, что современные картографические сервисы в интернете предлагают фотопанорамы минских (и не только) улиц — можно заранее изучить организацию дорожного движения, чтобы выбрать тактику.

Вообще Елена очень активный интернет-пользователь. Каждый день читает новости, в том числе на Onliner.by: «Комментарии не пишу, но лайки ставлю».

Периодически во время разговора мы вспоминали характерные случаи. Например, вопрос гендерных стереотипов.

— Вот пишут, что женщины будто бы хуже водят, мыслят, реагируют, — рассуждает Елена. — Но это же не так. Вы посмотрите записи с видеорегистраторов — их «героями» чаще выступают мужчины, причем вполне себе брюнеты. А вспомните недавнюю ситуацию в Боровлянах с белой Mazda. Пока не было ролика, все решили, что за рулем наверняка была женщина. Потом появилось видео, и комментаторы были посрамлены.

Путь красного Daihatsu Cuore обычно пролегает из Малиновки в центр города. Владелица хетчбэка особенно подчеркивает, что старается быть как все, ездит со скоростью потока (так советовал муж), но часто выбирает второй ряд, дабы не мешать другим, более быстрым водителям.

— Сама я считаю себя законопослушной и не люблю нарушать, — продолжает Елена. — Поэтому больше всего раздражают те, кто любит висеть на хвосте. Они могут провоцировать на нарушение — например, проскакивать на желтый, хотя я не хочу. Особенно неприятно, когда на трассе прессингуют фуры. Тогда я включаю правый поворот и пропускаю. Пускай летят дальше...

— Есть хороший способ избежать навязывания скоростного и опасного вождения, — советует Виталий Жуковский. — Заранее предупреждайте о намерении снизиться. Допустим, если решили остановиться на желтый сигнал светофора, слегка коснитесь педали тормоза, чтобы загорелись стоп-сигналы. И так повторите несколько раз. Дайте тем самым понять, что не намерены ускоряться.

По словам нашей героини, сигналят ей нечасто. Но такое случается: пытаются подогнать, поторопить, хотя в приличном обществе это считается бестактным — ну мало ли что случилось...

— В таком случае я мило улыбаюсь, и это гасит любой конфликт на корню, — говорит владелица маленького красного хетчбэка. — При этом я ужасно не люблю, когда гендерный вопрос каким-то образом подчеркивают, размещают наклейку «каблучок», например. Звучит как предупреждение: женщина за рулем! Но зачем? Так подчеркиваем, что мы другие, хуже, что ли.

Обращаем внимание, что Елена здорово ориентируется в городе. Знает, какой полосы держаться, запрещен ли левый поворот на следующем перекрестке, где смещается ряд.

— Раньше избегала площади Бангалор, про которую рассказывали всякие ужасы, — вспоминает наш водитель. — Наворачивала круги, объезжала возле Оперного театра. Потом мне показали, как там ездить, и я разобралась. Из трех полос можно прямо. При повороте налево или развороте — нужно заехать в карман. Обращаю внимание на светофоры, помню про стрелку...

Наша героиня отмечает, что в Минске водители массово ездят на желтый и красный сигнал светофора. Даже когда останавливаешься на явный запрещающий, рискуешь, что в твою машину сзади кто-то врежется.

— Знаете, иногда пишут: «Я утер нос». Не надо никому ничего утирать! — убеждена Елена. — Жизнь прекрасная штука, и с годами это понимаешь лучше. Меня не притесняют на дороге, потому что я всегда уступаю. А тот, кто маневрирует, прыгает из полосы в полосу, часто оказывается со мной на одном светофоре.

Эксперту практически не пришлось делать замечаний или давать рекомендаций. В конце поездки он лишь подтвердил очевидное:

— Елена ездит очень неплохо. Много раз видел, как управляют бывалые водители. Знаете, у человека двадцатилетний стаж, а ошибки — детские, на пустом месте создает себе и другим проблемы. Единственное, рекомендовал бы нашей героине на круговых перекрестках держаться чуть левее. Тем более что у вас маленький автомобиль, который легко помещается в пределах полосы.

«За рулем я пою»

Продолжаем беседу в спокойной обстановке. Разговор заходит на более глобальные и жизненные темы. Елена вспоминает, как раньше напрягала мужа: нужно было ехать то к родственникам, то за покупками. После приобретения автомобиля супруге он словно освободил себя от многих обязанностей. В благодарность обслуживает, ремонтирует и иногда даже заправляет хетчбэк жены.

— Мы не напрягаем друг друга. Получив автомобиль, я обрела определенную степень свободы, а супруг имеет возможность больше времени заниматься своими делами, — рассказывает наша героиня. — А свою машинку я обожаю. Она такая маневренная, на ней легко парковаться. Могу даже проверить масло. Но в багажнике инструментов не найдете. Если придется менять колесо, то это не ко мне...

В случае Елены автомобиль сокращает расстояния. В выходные она ездит к родственникам в Лиду, в Слоним к подруге: «Раньше, когда внуки жили в Минске, возила частенько из детского сада домой, они мне подсказывали дорогу. Без автомобиля жизнь не представляю. А подруга меня называет „мобильная блондинка“».

Елена считает, что все разговоры про снижение социальной активности у большинства после 50—60 лет, не имеют отношения к действительности:

— Проблемы возрастной дискриминации надуманны. Возраст — это такая чушь... В паспорте он есть. Но кто ощущает его? Состояние души важнее всего. Вот, например, в моем автомобиле магнитолы нет. Я люблю петь сама, особенно когда еду за город, вижу названия населенных пунктов, возникают ассоциации. Например, на слуцкой трассе есть деревня Загрэбля. И я затягиваю: «Шу-у-умяць вербы ка-а-аля грэблi, што я пасаздiла-а-а. Ня-я-яма майго ой да казачэнька, што я палюбiла-а-а».


— Если вы нахмурясь выйдете из до-о-ома, если вам не в ра-а-адость солнечный денек, — заканчивает выпуск Елена, ловко выруливая на проспект. — Пусть вам улыбнется, как своей знакомой, с вами вовсе незнакомый встречный паренек. И улы-ы-ыбка, без сомне-е-енья, вдруг коснется ва-а-аших глаз, и хорошее настроение не поки-и-инет больше ва-а-ас!

Губная помада в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by