26 623
04 ноября 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Спасал пешеходов или себя? Разбор ситуации в Гродно и тренировка на распознавание опасности

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Ролик о «спасении в День автомобилиста» набрал на YouTube более 50 тысяч просмотров. В комментариях доминируют две точки зрения. Одни клянут рисковых пешеходов из Гродно, другие спрашивают, куда так спешил водитель. Юрий Краснов предлагает сформулировать вопрос иначе — кого скорее спасал автомобилист: себя (от уголовной ответственности) или пешеходов? Ведь ключевая ошибка была допущена раньше, когда управлявший Peugeot не распознал опасную ситуацию и не снизил скорость. Позже, на площадке, эксперт предложил другому автомобилисту, попавшему в аналогичную ситуацию, отработать важные рефлексы.

— Обратите внимание: перед машиной, в которой установлен регистратор, движется маршрутка, — просматривает ролик Юрий Краснов. — Да и у самого автора видео посадка высокая. Возможно, он ехал на грузовике или в микроавтобусе. То есть обзор перекрестка для водителя Peugeot 206 был закрыт. И вот она типичная ситуация: остается свободный коридор, по которому так хочется ускориться. Подобные ситуации описываются в учебниках по безопасности дорожного движения в главе «Основные опасности».

Все отмечают стремительную реакцию водителя легкового автомобиля. Судя по видео, не было ни секунды промедления, что также сыграло ключевую роль в дальнейшем развитии ситуации. По мнению эксперта, далеко не все автомобилисты успели бы так среагировать.

— В комментариях высказывалось предположение, что Peugeot ехал быстро, — продолжает Юрий Краснов. — Учтите, что маршрутка и машина автора видео замедлялись, а следовательно, это сказалось на восприятии скорости хетчбэка. Хотя должен заметить, что легковушка двигалась на грани. Водитель должен был подъезжать медленнее. Так, чтобы иметь возможность остановиться до конца перекрестка.

Тут уместно будет вспомнить пункт 117 ПДД: «Если перед пешеходным переходом остановилось (стоит) или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам движения в попутном направлении, должны снизить скорость движения и при наличии пешеходов уступить им дорогу». Важный момент: какой переход (регулируемый или нет), не уточняется, а значит, требование касается обоих типов.

Эксперт также предположил, что у Peugeot, не исключено, некорректно работает система ABS: «Заметно, что водитель пытался вывернуть руль, что при заблокированных колесах в этой ситуации было бесполезным. Но автомобиль ушел в сильный занос. С другой стороны, если бы антиблокировочная система торможения работала корректно, то машина с большой вероятностью врезалась бы в столб, стоящий справа».

— Что касается пешеходов, то они нарушили все возможное: стали пересекать проезжую часть на красный, к тому же не шли, а перебегали, — перечисляет Юрий Краснов. — Обратите внимание: поначалу они еще сомневались. Потом мысль была, наверное, такой: слева машин нет, справа два автомобиля поворачивают налево — никого нет, пошли. Они даже предположить не могли, что кто-то может появиться. Еще один фактор: они не вместе бежали. Один, который поначалу сомневался, чуть отстал. В результате водителю пришлось уворачиваться сразу от двух объектов. А больший шанс пострадать был у того, кто некоторое время не решался нарушить ПДД.

Куда бежали пешеходы? К остановке? Во время обсуждения ситуации возникла версия, что они пытались укрыться от дождя под навесом.

— В непогоду люди ведут себя иначе, чем когда тепло и светит солнце, — замечает эксперт. — Некомфортные условия заставляют втянуть голову в шею и вприпрыжку бежать к укрытию, не взирая на окружающие факторы. Машины, светофоры отходят на второй план, когда зонта нет, а за шиворот льются потоки воды.

Уместна ли героизация водителя? Наверняка он, давя что есть мочи на педаль тормоза, не думал «собью — не собью». Им управлял инстинкт, который привел опасную ситуацию к благополучному финалу.

— Люди могут оказаться на проезжей части по разным причинам: пьяный, дезориентирован, отвлекся на мобильник, — перечисляет Юрий Краснов. — Есть категория пожилых людей, которых перевезли из сельской местности в город, чтобы досматривать. Попадая на дорогу, они элементарно могут растеряться. То есть люди оказываются на проезжей части в любой момент. Часто водители вообще не готовы к этому. Другие же автомобилисты знают о потенциальной опасности, но все равно не успевают реагировать.

По мнению эксперта, нужно тренироваться, выполнять специальные упражнения. В частности, распознавать аварийную ситуацию и адекватно реагировать на нее. Для участия в таком тренинге мы пригласили Даниила, владельца Mazda 323. Он отозвался на наше приглашение в Twitter, вспомнив свой пример с пешеходами:

— Шла первая или вторая зима, которую я проводил за рулем. Как-то двигался по Орловке. На дороге была снежная кашица. Вдруг на проезжую часть перед моим автомобилем вышли люди — они тоже пересекали проезжую часть на красный. Как все, смотрел разные видео и знал, что мне нужно тормозить прерывисто. А на самом деле сработал инстинкт — я что есть силы нажал на педаль тормоза. Расстояние было достаточное, и они успели вернуться назад, отреагировав на мой сигнал клаксона.

Наш читатель Даниил (слева), согласившийся поучаствовать в тренировке, и Юрий Краснов

Сейчас наступают самые опасные дни для пешеходов: темнота захватывает час пик, скрадывая силуэты людей. Тем вечером, когда мы встречались на специальной площадке, в Минске были совершены наезды на троих человек.

Юрий Краснов предлагает смоделировать реальную ситуацию. На темной дороге стоит автомобиль, к нему подъезжает водитель, и вдруг... выскакивает пешеход.

— Главный смысл этого упражнения — сформировать образ опасной ситуации и отработать правильный механизм действия, — объясняет эксперт. — Задача Даниила — тормозить и одновременно сигналить. Так мы закрепим навыки на базовом уровне.

В роли пешехода выступает сам Юрий Краснов. Он имитирует то пожилого человека, то пьяного, то неадекватного, который резко выбегает из-за препятствия. А иногда вовсе никто не появляется. Так сказать, добиваемся эффекта неожиданности.

Водитель Mazda в первый раз успевает остановиться вовремя. Во второй раз корпус машины заезжает за условную черту. Но эксперт замечает: «Тормозить все равно надо, чтобы предотвратить тяжкие травмы». В третий и последующие разы Даниилу удается отреагировать своевременно, хотя мы старательно отвлекали его разговорами.

— Мне в автошколе достался довольно строгий преподаватель по теории — моя мама, которая решила подготовить меня как следует, — вспоминает молодой человек. — Вообще, мне, конечно, не нравится ситуация, что пешеход всегда прав, но я хочу быть готовым и не сплоховать.

Эксперт слегка меняет суть упражнения: теперь водителю Mazda нужно замедлиться при подъезде к стоящей машине, чтобы понять, какая скорость адекватная.

— Некоторым водителям кажется, что они успеют остановиться. Но когда возникает необходимость резко тормозить, выясняется, что надо было ехать не 60, а 40 км/ч, — говорит Юрий Краснов.

Именно так с Даниилом и случается при первой попытке. Эксперт замечает, что тот двигался слишком быстро и его действия не были предсказуемы для задних водителей.

— Нужно помнить не только о пешеходе, но также об окружающих автомобилистах. Следовательно, при подъезде к препятствию, из-за которого может выйти человек, пару раз выжми педаль тормоза. Тем самым предупредишь о намерениях, — подсказывает Юрий Краснов.

Третье упражнение связано со своевременной остановкой. Эксперт выставляет пирамиду из трех фишек. Задача — коснуться бампером первой и при этом не сбить остальные.

Поначалу Даниил очень осторожничает. Тогда Юрий Краснов сам садится за руль, интенсивно разгоняется, резко тормозит и... Выполнено!

— Это вопрос зрительного восприятия, — рассказывает эксперт. — Конечно, никто так близко не подъезжает к препятствию, но посмотрите на перекрестки — водители постоянно переезжают стоп-линию. В том числе потому, что не понимают, где вообще остановятся. Из-за этого могут происходить мелкие ДТП.


— Честно говоря, не знал всех возможностей своей машины. Например, думал, что тормозной путь будет больше, — признался в конце тренировки Даниил. — Это было не такое уж плохое незнание. Ведь тем самым я всегда перестраховывался. В этом есть плюс, но иногда надо знать реальные возможности. У меня машина без ABS, и очень хотелось понимать, не пойдет ли автомобиль юзом при резком торможении. Знаете, одно дело — смотреть видео на форумах, а другое — личное участие.

— Можно тренироваться даже находясь за рулем в рядовой ситуации, — поддерживает молодого человека Юрий Краснов. — Надо сформировать такие реакции, чтобы даже думая о чем-то постороннем водитель действовал безопасно. Тогда тело начнет рефлекторно реагировать в случае аварийной ситуации.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!