Внезапные выскакивания на встречку с последующим столкновением, наезды на пешеходов, подрезание автобусов и падение пассажиров... На уходящей неделе несколько видеозаписей регистраторов привлекли внимание. «Есть о чем поговорить: и о соблюдении дистанции, и о перестроении без включенных указателей поворотов, и об умных автомобилях, которые сами прогибаются, спасая пешеходов», — говорит Юрий Краснов.
Сразу три схожие ситуации произошли в Минске, Гродно и Щучинском районе. Водители пытались предотвратить попутные столкновения, действовали импульсивно, на рефлексах, и порой получалось только хуже.
— Водители неверно выбирают скорость, а потом резко дергают руль, не глядя в зеркала, — описывает типичную ситуацию Юрий Краснов. — Времени для оценки обстановки остается критически мало, но даже у опытных водителей срабатывает инстинкт: они пытаются избежать именно текущей опасности, не успевая сообразить, что делают только хуже.
Так, в результате лобового столкновения Seat и Rover под Щучином пострадали шесть человек. За рулем первого автомобиля, по данным ГАИ, находился студент одного из вузов, получивший водительское удостоверение семь месяцев назад. Этот фактор нельзя не учитывать — именно данная машина выехала на встречную полосу.
— Меня интересует, когда включил указатель поворота (в ролике видно, что лампочка мигала) водитель Volkswagen, который сворачивал направо? — задается вопросом эксперт. — Обозначать такой маневр, тем более на загородной трассе, следует заранее в силу скоростного режима. Конечно, можно возразить: а если я не уверен, что впереди мой поворот, то введу в заблуждение. Отвечаю. Есть два варианта действий. Первый. Снизить скорость, заранее проинформировав задних водителей загоранием стоп-сигналов и потом нажав соответствующий рычажок. Второй. Включите указатель, а если поймете, что поворот не тот, выключите. Это тоже соответствует ПДД.
Особо необходимо сказать про тех, кто движется сзади. По нескольким признакам можно понять, что передний водитель задумал какой-то маневр, разумеется, если с глазомером все в порядке, и также снизиться.
Что произошло в рассматриваемом случае? Предположений несколько. Например, водитель Seat отвлекся или решил, что Volkswagen повернет быстро. Но ведь мы не знаем, как и по какой причине передний водитель может замедлиться — из-за ямы, «спящего полицейского» и т. д.
— У водителя Rover практически не было шансов увернуться и предотвратить ДТП, — считает Юрий Краснов. — Судя по ролику, обзор частично закрыт, расстояние критически маленькое, Seat резко выехал наперерез. Его водитель в последний момент дернул руль, не думая, что на встречке будут машины. Студенту надо было экстренно тормозить, не меняя направление движения. Удар был бы, но не такой сильный.
Кто-то предположил, что у водителя Rover все-таки была возможность уйти на обочину. Повторимся, это крайне спорное утверждение. Мало того, что времени на это практически не оставалось, нужно еще иметь в виду возможную реакцию второго водителя. Часто встречные автомобили, водители которых уходили от лобовой аварии друг с другом, сталкивались на обочине.
— Хотелось бы также обратиться к тем, кто поворачивает направо: заранее демонстрируйте свои намерения — с помощью стоп-сигналов, указателей поворотов — и следите за движущимся за вами автомобилем. Возможно, вам удастся что-то предпринять, дабы не пострадали третьи лица, — призывает эксперт.
Вторая похожая ситуация произошла на ул. Корженевского в Минске. Сейчас ГАИ ищет Mercedes, который резко перестроился перед маршрутным автобусом. Водитель последнего затормозил — в результате получил травмы пассажир МАЗа.
— Поворачивавший налево стал снижать скорость, пытался разобраться, как выполнить маневр, — просматривает ролик Юрий Краснов. — Водителю Mercedes надо было двигаться с такой скоростью, чтобы успеть остановиться. Но как получилось? Он решил, что тот успеет повернуть, и... Все вышло не так, как он планировал. Затем уже последовала импульсивная реакция: резко вывернул руль вправо, чем вынудил водителя автобуса экстренно тормозить. А там ведь люди непристегнутые ездят... Как-то при подобной резкой остановке видел, как пассажир троллейбуса пролетел через весь салон и оказался возле кабины водителя.
Наконец, третий аналогичный эпизод был зафиксирован в Гродно, где столкнулись четыре автомобиля. Два из них — Renault и Ford — пытались попасть в правый «карман». А в машину автора видео врезался Volkswagen, и Hyundai от удара продвинулся.
— Возможно, водитель Ford не успевал остановиться и, увидев свободный коридор, дернулся вправо, — предполагает Юрий Краснов. — Но вот незадача: такой же маневр решил выполнить водитель Renault. Из этого можно вывести правило: если есть узкий коридор, не пытайтесь туда щемиться — это может быть чревато.
Автор видео вроде бы успевал остановиться, но в его машину врезался еще один автомобиль.
— Многие спрашивали, кто виновен в этом ДТП, — продолжает эксперт. — Но тут не хватает исходных данных. Многое зависит от параметров дороги. Например, если пространство в той ситуации позволяло Ford проехать, то получается, что Renault совершал перестроение и должен был уступить дорогу.
По мнению эксперта, мы не можем не учитывать инстинкт, который сформировался за миллионы лет: мы стараемся уйти от опасности, увернуться. Однако автомобилистам нужно подавлять этот рефлекс и настраивать себя на другие действия: не дергаться резко, не перестраиваться вслепую.
Красноречивая ситуация была зафиксирована регистратором возле гостиницы «Юбилейная». Перед BMW X6 выскочил пьяный пешеход. Автомобиль тормозил, но предотвратить наезд, увы, не удалось.
— В «кармане» стоит очередь для поворота налево и разворота, — напоминает сюжет ролика Юрий Краснов. — Водитель в третьей полосе хорошо среагировал и успел остановиться. И все же у меня есть к нему пожелание: здорово было бы еще включить «аварийку», чтобы предупредить остальных об аварийной ситуации.
Важным обстоятельством стало то, что в ДТП участвовал «умный» автомобиль — оснащенный датчиками, реагирующими на появление пешеходов. А также системой безопасности, которая меняет геометрию капота, чтобы смягчить удар.
— Нет сомнений, что водитель кроссовера могла обратить внимание на снижение скорости в соседней полосе, — считает эксперт. — По видео же заметно, что тормозить автомобиль стал, когда в кадре уже появился сам пешеход. Короче, наблюдайте за соседями по потоку, пускай даже на дороге, где нет пешеходных переходов. Если кто-то резко тормозит — значит, на то есть причина.
На днях к нам поступил вопрос от участников форума, которые спорили по поводу перекрестка возле столичного ТЦ «Замок». Пользователи интересовались, кто должен уступать и на что распространяется знак «Главная дорога».
— На самом деле ситуация довольно простая. У автора видео знак «Главная дорога», — говорит Юрий Краснов. — А водитель Honda CR-V должен был уступить дорогу. Возможно, соответствующий знак размещен высоко, и управлявший кроссовером мог его не заметить. Но даже если это так, то на асфальте данное требование продублировано разметкой. В общем, почему Honda CR-V все же проехал, даже не снизившись, неясно.
У пользователей форума возник вопрос по поводу организации дорожного движения: как это знак «Главная дорога» упирается в Т-образный перекресток. Сложно не согласиться: тут бы табличку с уходом главной дороги налево, и тогда все бы стало на свои места — у выезжающих с паркинга оставался бы приоритет при повороте в любую сторону, чтобы не скапливался затор. Ну а остальным, ничего не поделаешь, придется уступать.
Наиболее громкая ситуация произошла на перекрестке пр. Дзержинского — ул. Есенина в Минске. Есть видеозаписи сразу с двух точек. Во-первых, из салона Opel, который поворачивал налево с проспекта в направлении микрорайона Малиновка.
А во-вторых, со стороны движения BMW X5, который объезжал всех справа и довольно резво выезжал на перекресток.
— Сразу хотелось бы высказать слова негодования по поводу действий водителя BMW, — замечает Юрий Краснов. — Я бы назвал это агрессивным вождением. Его действия были труднопрогнозируемыми. Он думал, что просчитал маневр, но, как впоследствии оказалось, все было наоборот.
Обратите внимание: следом за Opel двигался еще один автомобиль, который стал разворачиваться. То есть выполнять самый медленный маневр в дорожном движении.
— Водитель Opel ехала довольно медленно, несмотря на то что стрелка погасла, когда она пересекла стоп-линию, — продолжает эксперт. — Если говорить формально, то она выехала на разрешающий сигнал. Но мы же о реальной ситуации: надо объективно оценивать размеры перекрестка, прогнозировать время проезда, учитывать резкий старт встречных водителей. В данной ситуации зеленая стрелка погасла, когда Opel находился еще в начале пересечения. Я бы пропустил смену светофора, чем пытался на небольшой скорости проехать четыре полосы.
Как считает эксперт, если уж водитель все-таки решила выполнить маневр, она могла бы применить старый добрый водительский прием — ехать параллельно грузовику, что обезопасило бы ее.
— Роликов так много, что актуальный посыл для участников всех рассмотренных ситуаций подобрать сложно, — признается Юрий Краснов. — Пусть будет так: медлить так же опасно, как и торопиться!
Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by