17 579
25 ноября 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Тарналицкий

Пьяный пешеход, резкий выезд на встречную, подрезание автобуса. Разбор горячих сюжетов недели

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Тарналицкий

Внезапные выскакивания на встречку с последующим столкновением, наезды на пешеходов, подрезание автобусов и падение пассажиров... На уходящей неделе несколько видеозаписей регистраторов привлекли внимание. «Есть о чем поговорить: и о соблюдении дистанции, и о перестроении без включенных указателей поворотов, и об умных автомобилях, которые сами прогибаются, спасая пешеходов», — говорит Юрий Краснов.

Прежде чем вывернуть руль — посмотреть в зеркала

Сразу три схожие ситуации произошли в Минске, Гродно и Щучинском районе. Водители пытались предотвратить попутные столкновения, действовали импульсивно, на рефлексах, и порой получалось только хуже.

— Водители неверно выбирают скорость, а потом резко дергают руль, не глядя в зеркала, — описывает типичную ситуацию Юрий Краснов. — Времени для оценки обстановки остается критически мало, но даже у опытных водителей срабатывает инстинкт: они пытаются избежать именно текущей опасности, не успевая сообразить, что делают только хуже.

Так, в результате лобового столкновения Seat и Rover под Щучином пострадали шесть человек. За рулем первого автомобиля, по данным ГАИ, находился студент одного из вузов, получивший водительское удостоверение семь месяцев назад. Этот фактор нельзя не учитывать — именно данная машина выехала на встречную полосу.

— Меня интересует, когда включил указатель поворота (в ролике видно, что лампочка мигала) водитель Volkswagen, который сворачивал направо? — задается вопросом эксперт. — Обозначать такой маневр, тем более на загородной трассе, следует заранее в силу скоростного режима. Конечно, можно возразить: а если я не уверен, что впереди мой поворот, то введу в заблуждение. Отвечаю. Есть два варианта действий. Первый. Снизить скорость, заранее проинформировав задних водителей загоранием стоп-сигналов и потом нажав соответствующий рычажок. Второй. Включите указатель, а если поймете, что поворот не тот, выключите. Это тоже соответствует ПДД.

Особо необходимо сказать про тех, кто движется сзади. По нескольким признакам можно понять, что передний водитель задумал какой-то маневр, разумеется, если с глазомером все в порядке, и также снизиться.

Что произошло в рассматриваемом случае? Предположений несколько. Например, водитель Seat отвлекся или решил, что Volkswagen повернет быстро. Но ведь мы не знаем, как и по какой причине передний водитель может замедлиться — из-за ямы, «спящего полицейского» и т. д.

— У водителя Rover практически не было шансов увернуться и предотвратить ДТП, — считает Юрий Краснов. — Судя по ролику, обзор частично закрыт, расстояние критически маленькое, Seat резко выехал наперерез. Его водитель в последний момент дернул руль, не думая, что на встречке будут машины. Студенту надо было экстренно тормозить, не меняя направление движения. Удар был бы, но не такой сильный.

Кто-то предположил, что у водителя Rover все-таки была возможность уйти на обочину. Повторимся, это крайне спорное утверждение. Мало того, что времени на это практически не оставалось, нужно еще иметь в виду возможную реакцию второго водителя. Часто встречные автомобили, водители которых уходили от лобовой аварии друг с другом, сталкивались на обочине.

— Хотелось бы также обратиться к тем, кто поворачивает направо: заранее демонстрируйте свои намерения — с помощью стоп-сигналов, указателей поворотов — и следите за движущимся за вами автомобилем. Возможно, вам удастся что-то предпринять, дабы не пострадали третьи лица, — призывает эксперт.

Вторая похожая ситуация произошла на ул. Корженевского в Минске. Сейчас ГАИ ищет Mercedes, который резко перестроился перед маршрутным автобусом. Водитель последнего затормозил — в результате получил травмы пассажир МАЗа.

— Поворачивавший налево стал снижать скорость, пытался разобраться, как выполнить маневр, — просматривает ролик Юрий Краснов. — Водителю Mercedes надо было двигаться с такой скоростью, чтобы успеть остановиться. Но как получилось? Он решил, что тот успеет повернуть, и... Все вышло не так, как он планировал. Затем уже последовала импульсивная реакция: резко вывернул руль вправо, чем вынудил водителя автобуса экстренно тормозить. А там ведь люди непристегнутые ездят... Как-то при подобной резкой остановке видел, как пассажир троллейбуса пролетел через весь салон и оказался возле кабины водителя.

Наконец, третий аналогичный эпизод был зафиксирован в Гродно, где столкнулись четыре автомобиля. Два из них — Renault и Ford — пытались попасть в правый «карман». А в машину автора видео врезался Volkswagen, и Hyundai от удара продвинулся.

— Возможно, водитель Ford не успевал остановиться и, увидев свободный коридор, дернулся вправо, — предполагает Юрий Краснов. — Но вот незадача: такой же маневр решил выполнить водитель Renault. Из этого можно вывести правило: если есть узкий коридор, не пытайтесь туда щемиться — это может быть чревато.

Автор видео вроде бы успевал остановиться, но в его машину врезался еще один автомобиль.

Многие спрашивали, кто виновен в этом ДТП, — продолжает эксперт. — Но тут не хватает исходных данных. Многое зависит от параметров дороги. Например, если пространство в той ситуации позволяло Ford проехать, то получается, что Renault совершал перестроение и должен был уступить дорогу.

По мнению эксперта, мы не можем не учитывать инстинкт, который сформировался за миллионы лет: мы стараемся уйти от опасности, увернуться. Однако автомобилистам нужно подавлять этот рефлекс и настраивать себя на другие действия: не дергаться резко, не перестраиваться вслепую.

Хорошо, что машины теперь прогибаются перед пешеходами!

Красноречивая ситуация была зафиксирована регистратором возле гостиницы «Юбилейная». Перед BMW X6 выскочил пьяный пешеход. Автомобиль тормозил, но предотвратить наезд, увы, не удалось.

— В «кармане» стоит очередь для поворота налево и разворота, — напоминает сюжет ролика Юрий Краснов. — Водитель в третьей полосе хорошо среагировал и успел остановиться. И все же у меня есть к нему пожелание: здорово было бы еще включить «аварийку», чтобы предупредить остальных об аварийной ситуации.

Важным обстоятельством стало то, что в ДТП участвовал «умный» автомобиль — оснащенный датчиками, реагирующими на появление пешеходов. А также системой безопасности, которая меняет геометрию капота, чтобы смягчить удар.

Нет сомнений, что водитель кроссовера могла обратить внимание на снижение скорости в соседней полосе, — считает эксперт. — По видео же заметно, что тормозить автомобиль стал, когда в кадре уже появился сам пешеход. Короче, наблюдайте за соседями по потоку, пускай даже на дороге, где нет пешеходных переходов. Если кто-то резко тормозит — значит, на то есть причина.

Кто кому должен уступать?

На днях к нам поступил вопрос от участников форума, которые спорили по поводу перекрестка возле столичного ТЦ «Замок». Пользователи интересовались, кто должен уступать и на что распространяется знак «Главная дорога».

— На самом деле ситуация довольно простая. У автора видео знак «Главная дорога», — говорит Юрий Краснов. — А водитель Honda CR-V должен был уступить дорогу. Возможно, соответствующий знак размещен высоко, и управлявший кроссовером мог его не заметить. Но даже если это так, то на асфальте данное требование продублировано разметкой. В общем, почему Honda CR-V все же проехал, даже не снизившись, неясно.

У пользователей форума возник вопрос по поводу организации дорожного движения: как это знак «Главная дорога» упирается в Т-образный перекресток. Сложно не согласиться: тут бы табличку с уходом главной дороги налево, и тогда все бы стало на свои места — у выезжающих с паркинга оставался бы приоритет при повороте в любую сторону, чтобы не скапливался затор. Ну а остальным, ничего не поделаешь, придется уступать.

Можно было прикрыться грузовиком

Наиболее громкая ситуация произошла на перекрестке пр. Дзержинского — ул. Есенина в Минске. Есть видеозаписи сразу с двух точек. Во-первых, из салона Opel, который поворачивал налево с проспекта в направлении микрорайона Малиновка.

А во-вторых, со стороны движения BMW X5, который объезжал всех справа и довольно резво выезжал на перекресток.

Сразу хотелось бы высказать слова негодования по поводу действий водителя BMW, — замечает Юрий Краснов. — Я бы назвал это агрессивным вождением. Его действия были труднопрогнозируемыми. Он думал, что просчитал маневр, но, как впоследствии оказалось, все было наоборот.

Обратите внимание: следом за Opel двигался еще один автомобиль, который стал разворачиваться. То есть выполнять самый медленный маневр в дорожном движении.

Водитель Opel ехала довольно медленно, несмотря на то что стрелка погасла, когда она пересекла стоп-линию, — продолжает эксперт. — Если говорить формально, то она выехала на разрешающий сигнал. Но мы же о реальной ситуации: надо объективно оценивать размеры перекрестка, прогнозировать время проезда, учитывать резкий старт встречных водителей. В данной ситуации зеленая стрелка погасла, когда Opel находился еще в начале пересечения. Я бы пропустил смену светофора, чем пытался на небольшой скорости проехать четыре полосы.

Как считает эксперт, если уж водитель все-таки решила выполнить маневр, она могла бы применить старый добрый водительский прием — ехать параллельно грузовику, что обезопасило бы ее.


Роликов так много, что актуальный посыл для участников всех рассмотренных ситуаций подобрать сложно, — признается Юрий Краснов. — Пусть будет так: медлить так же опасно, как и торопиться!

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by