Можно ли доехать из Минска до Сахары своим ходом и устроить там покатушки? Подробная инструкция

24 174
06 декабря 2017 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: Денис Логунович, Renault

Можно ли доехать из Минска до Сахары своим ходом и устроить там покатушки? Подробная инструкция

Автор: Денис Логунович. Фото: Денис Логунович, Renault

Наверное, все видели ролики, где мотоциклы, внедорожники или огромные грузовики эффектно разбивают девственные барханы в Сахаре во время ралли. А вы когда-нибудь думали о возможности самому отправиться в крупнейшую на планете песчаную пустыню и устроить там покатушки? Многие скажут, что это далеко, недоступно и вообще развлечение для Абрамовичей или тех, кто купил биткоины в 2010 году. Да, такая поездка обойдется дороже, чем слетать в Египет, но не так дорого, как можно подумать. Компания Renault решила необычным образом отметить 5-летие модели Duster на нашем рынке и пригласила журналистов из Беларуси, России и Казахстана на самый необычный тест-драйв данной модели. Мероприятие прошло в Сахаре. Не волнуйтесь, мы не станем утомлять вас очередным описанием «Дастера», про который уже писали тысячу раз. Вместо этого мы подготовили целую инструкцию, как можно доехать на своем внедорожнике до Сахары из Минска, покататься там и вернуться на родину живым и невредимым. Закидывайте эту страницу в закладки — понадобится, когда однажды встанет вопрос «как провести отпуск?». 

В какую страну едем? Что с визой?  

Сахара огромная. Если бы не Антарктида, эта африканская пустыня была бы самым крупным «пустырем» на нашей планете. Она занимает треть континента и по площади сопоставима с США. Территория Сахары распространяется на десяток государств, поэтому для начала нужно определиться, в какую вообще страну мы собираемся ехать. Говорят, что самая красивая часть пустыни — в Ливии. По ряду причин ехать туда на машине не рекомендуется (особенно если у вас небронированное авто). Неплохие пейзажи в Чаде, но и туда лучше не отправляться по соображениям безопасности.

Наиболее привлекательной для туриста страной, захватывающей Сахару, является Марокко. Там в целом стабильная экономическая и политическая ситуация, можно смело гулять по улицам и не бояться, что ночью ваше авто разберут на запчасти. Белорусы должны получать марокканскую визу. Ее делают в Москве, и стоит она 2095 российских рублей (около 35 долларов). С выдачами туристических виз проблем быть не должно. Делается она, как правило, однократной, строго с запрашиваемой даты. Набор документов стандартный.

Как добраться?

Самый простой способ доставить свое тело в Марокко — доехать до Москвы, сесть на самолет Royal Air Maroc до Касабланки, и через шесть часов будете второпях запихивать теплую куртку в чемодан, стоя в очереди на марокканский паспортный контроль. Так и сделали журналисты. Но машину в ручную кладь не возьмешь, да и в багаж ее вряд ли примут, поэтому давайте посмотрим, как можно доехать своим ходом. К счастью, маршрут не пролегает через какую-нибудь Сирию. Между нами и Марокко — только цивилизованные страны ЕС (понадобится еще шенгенская виза).

Google Maps показывает, что наиболее простой способ доехать до Марокко на машине — через Испанию и Гибралтарский пролив. Для этого придется намотать 4 тысячи километров от Минска до Гибралтара и сесть на паром Тарифа — Танжер, который идет час. За машину с двумя пассажирами нужно заплатить около 430 долларов (это сразу билет туда и обратно). Получается, по этой схеме между Минском и Марокко 4 дня интенсивной езды. Выехал в пятницу, во вторник уже будешь на территории Африки. Европейская «Зеленая карта» действует на территории Марокко. Это хорошо. К слову, если вы захотите заехать в сам Гибралтар, то придется делать визу, что усложняет планирование отпуска. Мало того что необходимы визы в страны Шенгена и в Марокко, так еще и с гибралтарской заморачивайся (делается в Британском посольстве). И это на каждого пассажира! Кроме того, до испанского Тарифа ехать слишком далеко. Не закрывайте страницу, есть еще один вариант. Даже интересней первого.

До марокканского Танжера можно добраться другим паромом — из итальянского города Генуя. От Минска до этого порта — чуть больше 2 тысяч километров. При наличии двух водителей можно доехать за два дня с ночевкой в Чехии или Словакии. И еще два дня проведете на пароме, который идет через все Средиземное море (разве не круто?). Получается те же четыре дня, что и в случае с Гибралтаром, только половину из них вы просто наслаждаетесь морскими видами и пьете коктейли в баре на судне. Стоимость одного машино-места на пароме Генуя — Танжер — 930 долларов (это туда-обратно, включено два спальных места). Плыть более 48 часов.

Тестовые Duster доставляли из Москвы в Марокко именно таким образом. 8 машин были выпущены специально для этой экспедиции. Все с 1,5-литровыми дизельными моторами, полным приводом и «механикой». Идеальное сочетание для бездорожья. Базовые шины заменили на BFGoodrich All-Terrain T/A KO2, а под днищем установили дополнительную защиту. Вот и вся доработка. Две машины организаторов дооснастили еще верхними багажниками с запасными колесами, лопатами и мощными прожекторами.

Маршрут до пустыни

Скатившись с парома в Танжере, вы не сразу попадаете в пустыню. Африка куда более разнообразна. До Сахары еще два насыщенных дня пути. Двигаемся на юг через Касабланку в Марракеш с ночевкой во втором городе. В Марокко очень хорошие асфальтированные дороги, но многие участки в настоящее время ремонтируются. Можно застрять на час-другой из-за дорожных работ. Если вы никуда не спешите, дело пустяковое, но когда двигаетесь по графику (например, на паром или в аэропорт), то лучше ехать с запасом по времени хотя бы час-полтора.

Движение в стране правостороннее. Знаки примерно такие же, как у нас. Никаких трудностей с ПДД не возникнет. За городом практически везде сплошная линия разметки, но водители не стесняясь обгоняют, пересекая ее. На основных трассах очень много полиции. Проехать 300 км и не быть остановленным почти нереально. А еще хватает военных постов. Здесь нужно остановиться и дождаться, когда человек с погонами и серьезным выражением лица разрешит двигаться дальше. Между Касабланкой и Марракешем платная дорога. Стоит недорого, но расплачиваться можно только марокканскими дирхамами — постарайтесь раздобыть их как можно раньше. Карточку принимают только в крупных городах.

В населенных пунктах нужно быть готовым к тому, что там всем плевать на вашу дорогую «собственность» в виде машины. Пешеходы ходят как в последней миссии GTA San Andreas, многочисленные мотоциклисты запросто «облокотятся» о ваш транспорт на светофоре, а то и случайно поцарапают его, неловко маневрируя в узких местах. В Марракеше есть «двухсторонние» арки, в которые помещается только одна машина. Очередность проезда определяют сами водители, уступающие встречному либо, наоборот, просовывающиеся вперед. В час пик эти арки регулирует полицейский, поочередно останавливая потоки. В городах проблемы с парковками могут возникнуть разве что в самом центре.

Из Марракеша (где лучше переночевать) до самой Сахары день езды. Есть несколько вариантов попасть в самую большую в мире песочницу. Мы отправились через живописные Атласские горы, где нас ждало среднее по сложности бездорожье. Трудные участки можно объехать по дороге, главное — держать курс на город Мхамид-Эль-Гизлане. Здесь же можно остановиться на вторую ночевку. Отели, конечно, не 5-звездочные, но и цены не кусаются. Мы заночевали в установленных непосредственно в пустыне шатрах, которые «реношники» заказывали у местных ребят. По ночам здесь достаточно холодно, поэтому в каждом шатре была газовая горелка.

Въезд в Сахару бесплатный и не требует никаких разрешений. При этом рекомендуется брать с собой местного проводника — без него заблудиться в бесконечных песках проще, чем заполнить миграционную карту Марокко.

Как правильно ездить по пескам? 

Перед выездом в Сахару инструкторы Renault провели подробный инструктаж, чтобы восьмерка отважных Duster вернулась в Москву своим ходом и с минимальными повреждениями. Первое, что необходимо сделать, — это приспустить шины в автомобилях, оставив давление в 1 атм. После этой процедуры лучше резко не крутить баранку: так можно разбортировать колеса. За весь «оффроудный» день у нас «разулся» только один Duster (у него было 0,6 атм в шинах). Сама покрышка не повредилась, и ее просто «обули» обратно на диск. Поддомкратить автомобиль в песках проще всего с помощью пневматического домкрата-«подушки».

При движении исключительно по песку на Duster необходимо отключить ESP, заблокировать межосевую муфту, включив режим AWD Lock, и забыть про существование третьей передачи. Успешно покорять барханы можно только на высоких оборотах двигателя и без резких движений ногами или руками. Про педаль тормоза тоже лучше забыть. Машина в мелкодисперсном песке далеко не укатится сама, а если резко нажать на тормоз, то рискуете нырнуть передней частью в песок, тогда придется работать лопатой.

Принцип проезда песчаных барханов несложный. Подождал, пока впередиидущий автомобиль скрылся за возвышенностью, тронулся со второй передачи и на ровном газе с 3500—4000 об/мин начинаешь подъем. Если чувствуешь, что тяги не хватит, начинаешь плавно поднимать обороты. Как только достигаешь верхушки, плавно отпускаешь газ и стараешься перекинуть машину на ту сторону инерцией. Оценив ситуацию за дюной, аккуратно скатываешься на той же второй передаче. Тормозить нужно, если только уклон слишком крутой.

Первые часы мы передвигались преимущественно по небольшим барханам, любуясь пейзажами и фотографируя верблюдов. Казалось, что «экстрима» на этом тест-драйве уже не будет. Ага, как же! Первым застрял Mitsubishi Pajero Sport, который сопровождал нас в песках. У машины не хотела подключаться передняя ось, и дизельному «Дастеру» пришлось несколько раз выдергивать тяжелый рамный внедорожник из песчаных оков.

Наш маршрут пролегал мимо лагеря, где тренировалась дакаровская команда «КАМАЗ». Казалось бы, кто может быть опытнее, чем пилоты этих машин, но они целый день наматывают десятки километров по песку, чтобы удачно выступить в следующем сезоне. Кто-то сказал, что такие «репетиции» обходятся команде в полмиллиона долларов. Здесь же отдыхала французская пара мотоциклистов, которые выступают на КТМ. Пустыня объединяет людей. Даже незнакомые группы путешественников подъезжают друг к другу спросить, не нужна ли какая помощь и не заканчивается ли вода.

Ближе к обеду высота песчаных гор, которые мы преодолевали, росла вместе с температурой воздуха. Днем в пустыне было до 40 градусов, но мы ездили без включенных кондиционеров, чтобы двигатели развивали максимальную мощность. Стоит ли говорить, что питьевая вода у нас уходила быстрее, чем топливо. К слову, за все дни тест-драйва расход Duster по бортовому компьютеру не поднялся выше 7,2 литра на 100 км, хотя несколько сотен километров машина проехала на второй передаче! При выборе своей следующей машины я теперь однозначно рассмотрю и дизельные варианты.

Сложность проезда высоких дюн увеличивалась, и в рации то и дело звучало «седьмой застрял», «пятый мертво сидит», «помощь требуется четвертому экипажу» и т. п. Два Duster организаторов, как Чип и Дейл, носились туда-сюда, выдергивая очередного «пленника пустыни». Несколько раз мы терялись, не поспевая за «хвостом» колонны и выбирая не ту дюну. Был момент, когда я с уверенностью, что за ближайшим барханом — вся наша команда, забрался наверх, но не увидел никого до горизонта. Значит, где-то свернули не туда. По рации сообщаем свое расположение относительно солнца (а больше там не к чему «прицепиться»), и за нами отправляют квадроциклиста с местным.

Кто-то из организаторов пошутил, что это тест-драйв не столько машин, сколько журналистов. Действительно, экстрима и острых ощущений за дни африканских покатушек было больше, чем на любом другом тест-драйве, в котором нам приходилось участвовать. Что касается автомобилей, все восемь Duster уже вернулись в Москву с пробегами около 10 тысяч километров. Несколько машин потеряли подкрылки. У пары «Дастеров» были оторваны бамперы (и кое-как установлены на места). Кроме того, все машины «наелись» песка, который проникал буквально во все щели. После косметического ремонта, стандартного ТО и мойки эта партия машин займет место в пресс-парке Renault. Считай, прошли «боевую» обкатку. Двигатель, трансмиссия, электроника остались целы и невредимы.

Какие опасности ждут в пустыне?

Самое главное в пустыне — это не заблудиться. При наличии воды и связи вы не умрете и как-нибудь выедете к населенным пунктам. Опасность в другом. Вы можете случайно заехать в Алжир. Физических границ в пустыне нет. Песок и песок. Но вот алжирские (да и марокканские) военные так не считают. Более того, эти две страны постоянно спорят за территории, поэтому, заблудившись в Сахаре, можно наткнуться на внедорожник с зелено-белым флагом и торчащими из окна автоматами.

Еще одной опасностью является живность, обитающая в пустыне. Скорпионы, гремучие змеи, кобры... В общем, смотрите под ноги. Разуваться в пустыне нежелательно: часто ядовитые твари зарываются в песок и греются таким образом. И еще, утром не забывайте вытряхивать ботинки, которые могут стать кому-то временным жилищем.

Перед заездом непосредственно в Сахару лучше заправить полный бак, взять с собой полноценное запасное колесо и очень много воды. Голод в испепеляющую жару не мучает, а вот жажда — постоянный спутник в таких поездках (особенно с принудительно выключенным кондиционером). В пустыне иногда встречаются колодцы, в которых можно пополнить пустые бутылки. И не забывайте, что в пустыне запрещено мусорить. Даже бумажку от жевательной резинки лучше оставляйте в машине.

Выражаем благодарность белорусскому импортеру Renault за организацию поездки

Автомобильные холодильники в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!