Припятский прогиб. Репортаж о том, как восстанавливают связь с большой землей

UPD
09 декабря 2017 в 9:12
Автор: Андрей Рудь. Фото: Onliner.by

Припятский прогиб. Репортаж о том, как восстанавливают связь с большой землей

Автор: Андрей Рудь. Фото: Onliner.by

Для маленького, но умного Турова автомобильный мост над Припятью — что-то вроде дороги жизни. Там, за рекой — виднеется вся страна. Здесь, на правом берегу, — супермодное производство сыров, знаменитый консервированный горошек да каменные кресты непрерывно растут из земли. Без всего этого страна недолго протянет. И вдруг провис мост. Треснул! Это как инсульт. Остановили транспорт, вызвали всех на свете, разослали тревожные SMS... Что дальше? Мы побывали на месте ЧП, посмотрели, как восстанавливают сообщение с большой землей.

«Не прыгай! Дурак…»

7 утра, мост сияет в темноте под энергоэффективными фонарями. С туровской стороны доносится нарастающий грохот. Неужто идут на помощь понтонеры?! Через несколько минут из мрака появляется молчаливая группа взрослых и детей. Торопливо, наперегонки катят по прогнувшемуся асфальту чемоданы на колесиках. Производят шум, которому позавидует любой понтонер.

— С той стороны где-то бусик нас должен ждать… В Италию вот детей отправляем и не знали, что мост закрыт… Надо успеть… — люди сгущают сюрреализм происходящего своими обрывочными объяснениями. Потом уносятся в сумрак, грохот удаляется.

«Прогиб» асфальта ровно на середине моста смотрится впечатляюще. Наверное, тот, под чьими колесами это все хрустнуло и просело, пережил несколько волнительных мгновений. Но имя этого героя неизвестно.

Никто не знал, что мосты в Беларуси умеют так изгибаться. Вскоре после того, как прогиб был замечен, инженеры осмотрели повреждения и на некоторое время разрешили людям ходить по мосту. Потому что — ну а как? (Позже, правда, это разрешение отменили от греха.)

— Не прыгай! Дурак… — умоляет взволнованный женский голос кого-то, у кого поутру хватает энергии на всякие глупости в эпицентре чрезвычайной ситуации.

Житковичи слева, туровские владения справа. Трафик оживляется, надо как-то добираться до рабочих мест, расположенных на разных берегах. Пешеходы движутся во встречных направлениях. Выныривают из темноты, подсвечивая дорогу мобильниками. Исчезают в темноте. Одна полусонная группа молча проходит сквозь другую, один пешеход сквозь другого. Не соприкасаются.

Одни движутся на работу в Житковичи, другие, наоборот, в Туров. Всю жизнь ездили, теперь что-то сломалось в привычном положении дел — но все равно надо идти, лететь, плыть, в крайнем случае стоять и смотреть в ту сторону. Вообще-то, исполком и предприятия по обе стороны реки еще с вечера принялись приспосабливаться к новой ситуации. С одной стороны автобусы и машины подвозят людей к аварийному мосту, с другой — забирают. Для «туристов» вроде нас на дальних подступах расположены посты ГАИ. Инспекторы тактично интересуются, знаем ли мы, что случилось; объясняют, куда теперь с этим знанием податься.

— Надо продолжать жить! — утешают и парни, которые шагают через «прогиб» в сторону Житковичей.

Отработали ночную смену на молочном комбинате, теперь возвращаются домой. Говорят, вчера (когда только обнаружился провал) на работу добирались вообще шикарно — 260 километров через Мозырь. Транспорт обеспечило предприятие.

— Вчера с работы иду, а мне сообщают, что автобуса больше не будет, — рассказывает свою историю спасения Анна, которая живет в Житковичах, а работает в туровской школе. — Шок! В результате через Мозырь домой добиралась 4 часа. Теперь-то уж подстраиваемся с транспортом как-то, жить можно.

Если обстоятельства не удается изменить, белорусы меняются под обстоятельства.

— К Шрубу идем, — сообщают представители одной из наиболее многочисленных делегаций, марширующих по мосту.

Михаил Шруб — это один из самых преуспевающих фермеров страны. Его хозяйство на туровской стороне. Многие работники — на житковичской. На обратном конце моста их тоже должен подхватить автобус.

— Пока так, а потом, говорят, переправу сделают, какой-то «вагон-ресторан» будет нас возить, — женщины выдвигают свои версии слишком светлого будущего и сами же хихикают над тем, как это звучит.

Как дальше жить

С рассветом у моста собираются люди в форме и деловых костюмах. Комиссия по чрезвычайным ситуациям решает, что со всем этим делать.

Местных интересует, почему, собственно, мост решил треснуть. Чиновники предсказуемо отвечают, что надо дождаться результатов исследований.

Известно, что построен этот мост в 1985-м. В прошлом году на нем в последний раз проведен капитальный ремонт дорожного полотна. Остальное должны сказать специалисты. Комиссии сейчас важнее решить, как организовать сообщение с заречьем.

Несколькими километрами ниже моста есть ламповая паромная переправа — катер таскает понтон с берега на берег. По случаю ЧП этот паром перевели на круглосуточную работу. Но он поднимает только 10 тонн, фуру не возьмет. А фурам в Туров надо позарез — там сыр, горошек в банках, овощи и все на свете.

Поэтому в комиссии представители инженерных войск. Говорят, уже в субботу начнут наводить понтонный мост. Готовят подходы к нему.

— Вот здесь сделаем спуск для транспорта на пойму, — дорожники описывают свой кусок работы, которым будут заниматься в ближайшие сутки. — Под вторым береговым пролетом пустим дорогу — и дальше к воде.

В полдень у жителей Житковичей начинают пиликать телефонные мессенджеры: движение по мосту закрыто полностью, ходить больше нельзя. Переправлять людей с берега на берег будут спасатели на лодках.

«Буду впервые на лодочке кататься!»

У моста тем временем все более оживленно.

— Вроде вчера трещина меньше казалась… — люди на берегу тренируют глазомер и строят догадки, почему отменили пешеходное движение. — И вон тех мелких по боковой поверхности не было…

С каждым часом увеличивается количество техники МЧС. Трещат пилы, гудит бульдозер. Привезли и спустили на воду моторные лодки.

— Скоро будут еще палатки, пункты обогрева, горячий чай и все на свете, — обещают спасатели.

Дискотеку не обещают. Со стороны Житковичей подтягивается молодежь из заречных деревень — были в райцентре на учебе, когда узнали, что мост «всё». Сначала разволновались, а теперь, говорят, полегчало, по крайней мере домой можно вернуться.

В жилеты наряжаются пассажиры веселого микроавтобуса с украинским номером. Говорят, едут из Москвы в Ровно — и тут такое. В какой-то момент происходящее начинает напоминать аттракцион.

— Такие впечатления! — радуются украинцы, которым не хватает в жизни впечатлений. — Я буду впервые на лодочке кататься!

В лодки грузят телевизоры и прочие богатства, которые путешественники везут из Москвы. Охотно рассказывают, что там теперь дешевле. На том берегу уже ждет другой микроавтобус, чтобы везти на родину.


Предстоит выяснить, что дальше делать с прогнувшимся туровским мостом. Пока очевидно лишь то, что он надолго выведен из строя.

Дополнено

Понтонный мост через реку Припять в районе Житковичей необходимо ввести в эксплуатацию уже в середине дня 10 декабря. Такое поручение дал заместитель премьер-министра Анатолий Калинин. Сейчас осуществляется переброска понтонных мостов из Могилева и Пинска. Их монтаж планируется начать уже в субботу. Общая длина водной глади, которую необходимо перекрыть, составляет 140 метров. По данному мосту могут двигаться все виды транспорта, включая грузовые машины.

Читайте также:

Цемент в каталоге Onliner.by

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!