15 069
23 декабря 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

«Негоже большим на улицах толкаться». Краснов о водителях-профессионалах и не только

Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

Поведение водителей-профессионалов, два BMW на улице Притыцкого и спасение пешеходов стали темами очередного выпуска «Разборов». В качестве бонуса рассматриваем новую схему организации дорожного движения возле ТЦ «Замок». Юрий Краснов подводит итоги недели и заключает: «Ведите себя прилично, не спекулируйте габаритами и помните о рычажке возле руля: он помогает обозначать повороты».

Одни — как сумоисты, другие — как бегуны

Улица Куйбышева в Минске. Автор видео едет прямо, в его направлении горит зеленый. Как говорится, ничего не предвещает, но вдруг встречный автобус начинает поворот налево. Благо расстояние позволяло заблаговременно снизить скорость, но если бы легковой автомобиль не замедлился, то мы бы обсуждали другую ситуацию.

— Иногда создается впечатление, что водители-профессионалы думают: мол, я большой, как начну поворачивать, они испугаются и уступят, — просматривает ролик Юрий Краснов. — Часто такое наблюдаешь возле остановок в ситуации, когда автобусам-троллейбусам другие водители уступать не обязаны.

Заметим, что общественный транспорт должен иметь приоритет в городе. Это разумно, рационально и не подвергается сомнению. Иногда водителям автобусов и троллейбусов приходится действовать решительно. Например, на улице Янки Купалы при повороте налево (на улицу Богдановича) нужно отъехать от остановки и перестроиться через две полосы за 80 метров. На малолитражке не успеешь, не говоря уже о «гармошке»!

— Понятно, что водители автобусов, грузовиков, фургонов много времени проводят за рулем и постоянно находятся в напряжении, — продолжает Юрий Краснов. — А еще следи за пассажирами, трогайся плавно, старайся вписаться в поворот… Иногда позволяют себе такие маневры! Но вы же поймите, что встречный водитель может не просто испугаться, а растеряться и не сообразить, на какую педаль нажимать.

Эксперт вспомнил случай на перекрестке проспекта Победителей и улицы Игнатенко. Пожилой водитель ВАЗа двигался по проспекту. Перед ним стал совершать поворот налево встречный автобус. Тогда пенсионер резко нажал на педаль тормоза, машину занесло, она оказалась на встречной полосе, где врезалась в другой автобус.

Вообще-то, разделение водителей на профессионалов и любителей несколько устарело в связи с массовым использованием автомобилей. Об этом вспоминают разве что сами шоферы, которые любят козырнуть количеством категорий в удостоверении.

Другой ролик был снят на площади Ванеева. Справедливости ради следует отметить, что тут принята не самая простая организация дорожного движения. Автор вынужден был затормозить и просигналить, когда водитель эвакуатора поехал ему наперерез.

— Водитель эвакуатора не мог перестраиваться через разметку 1.7, — говорит Юрий Краснов. — К счастью, рядом оказался хороший водитель, который предупредил ДТП. С одной стороны, можно понять: человек каждый день ездит, эвакуирует, помогает и мог не заметить или ошибиться. С другой — он же профессионал!

Заговорили о пренебрежительном отношении, которое порой демонстрируют профессиональные водители, обращаясь к обычным автомобилистам.

— Какая может быть логика? — рассуждает эксперт. — Я тут на работе, целыми днями езжу, а вы вокруг мельтешите. Неужели не видите, что я большой, что мне тяжело маневрировать? У вас три зеркала заднего вида, а у меня — только два. Сижу, как в танке… Считается, мол, все изначально должны быть готовы помочь водителю габаритного транспортного средства. Да, я так рассуждаю, еще кто-то, но… Люди тоже разной комплекции. Есть крупные, как сумоисты, и легкие и быстрые, как бегуны. Негласно сложились правила: видите, что идет большой человек, — подвиньтесь, дайте пройти. Но иногда толстосумы спекулируют правом и нарушают правила. Я же большой, мне же можно! А на самом деле нельзя…

Показываем повороты и не ссоримся!

Этот ролик на YouTube собрал уже более 100 тыс. просмотров. Двое водителей BMW чуть было не поссорились на улице Притыцкого. Один из них даже подавал сигналы, призывая другого остановиться. Последний проявил стоическое спокойствие и проигнорировал провокацию.

— Что самое печальное? — говорит Юрий Краснов. — Перестроение на перекрестке стало массовым явлением. Одни стараются всех опередить, пользуясь тем, что этого делать на перекрестке нельзя, и никто, по их мнению, не может так поступать, кроме них самих, разумеется. Другие же перестраиваются вынужденно, потому что потом такой возможности не будет как раз из-за первых. Вот такой замкнутый круг получается.

В ролике не видно, чтобы работали указатели поворотов у обоих BMW в момент спорной ситуации. Может, в крутых автомобилях такая опция отсутствует? Шутки шутками, но известный автомобильный журналист Юрий Гейко как-то приводил мнение водителей, которые обозначают маневр, только если рядом находится машина такого же класса, ну а если бюджетная модель…

— Мне знакомый инструктор рассказывал о курсантке, которая говорила: у нас с мужем такие крутые машины, что обозначать повороты — это ниже нашего достоинства, — приводит пример эксперт. — Вот как ее научить безопасно ездить, если у нее изначально такое отношение к окружающим?

Существует еще одна спорная точка зрения. Некоторая полагают: дескать, мои повороты никому в конкретной ситуации не нужны. Однако рассуждать за других на дороге нельзя. Вы можете не видеть автомобиль, пешехода или велосипедиста.

— Если бы в рассматриваемой ситуации водитель BMW X5 показывал бы поворот, то его оппонент не полез бы туда, — предполагает Юрий Краснов. — В то же время если бы мужчина, управлявший купе, обозначал маневр, то кроссовер, возможно, не стал бы перестраиваться из первой полосы во вторую.

«Зачем кричишь? Я только что тебя от тюрьмы спас…»

Позитивная тенденция: все чаще водители размещают ролики о предупреждении ДТП с участием пешеходов. Большой резонанс получил случай на втором городском кольце в Минске (хотя подобные поступки автомобилисты совершают ежедневно). Вот вам подтверждение от пользователя нашего форума. По словам автора видео, водитель Volvo стал резко ускоряться, не учтя, что впереди еще один пешеходный переход, который могут пересекать люди. Одуматься его заставил гудок клаксона.

— У меня самого была такая ситуация. Двигался по средней полосе по улице Аэродромной. Было уже поздно. Заметил, что сзади на скорости догоняет машина, а впереди дорогу пересекает пешеход, — вспоминает Юрий Краснов. — Тогда я включил левый поворот и сделал вид, как будто перестраиваюсь. Задний водитель стал тормозить, сигналить. Но главное, мне удалось сбить ему скорость. Когда он меня догнал, стал размахивать кулаками. Говорю: «Зачем кричишь? Я только что тебя от тюрьмы спас…»

Эксперт перечисляет методы, которые можно применять для предотвращения наезда на пешехода в подобных ситуациях:

— Во-первых, сигнальте! По ПДД это разрешено делать для предотвращения ДТП — неважно, с вашим участием или нет. Таким образом можно привлечь внимание и пешехода, и водителя. Во-вторых, включайте аварийку.

А вот перекрытие полосы или попытка перестроения считаются крайним вариантом. Ведь неизвестно, как поведет себя приближающийся водитель (может выехать на тротуар или врезаться в столб).

— Хотел также обратить внимание на то, как подъезжают к переходу водители в Минске, — замечает Юрий Краснов. — Многие действуют неправильно: тормозят едва ли не в последний момент и останавливаются прямо перед зеброй, закрывая обзор другим. Лучше действовать так: заранее снижайте скорость, оставляя дистанцию до перехода. Главное требование — ваши действия должны быть предсказуемыми. Пешеход поймет, что вы собираетесь уступать. А у автомобилистов, едущих позади вас, гораздо раньше откроется обзор на «зебру» и останется пространство для вынужденного маневра при отсутствии технической возможности остановиться.

Бонус возле ТЦ «Замок»

Пару выпусков назад мы рассматривали ситуацию на выезде с паркинга ТЦ «Замок». Знаки там были размещены несколько странным образом. Особенно нелепым выглядел знак «Главная дорога» на Т-образном перекрестке. Сейчас организацию дорожного движения изменили.

— Теперь установили табличку, которая показывает, куда уходит главная дорога. Для двух основных направлений стало понятнее и удобнее, — говорит Юрий Краснов. — Выезжающие с паркинга при повороте направо имеют преимущество. В то же время заезжающие на стоянку торгового центра тоже имеют преимущество. Раньше они должны были уступать дорогу, и нередко случались конфликты.


— У нас три пожелания, — подводит итог выпуска Юрий Краснов. — Первое. Если вы водитель-профессионал, так ведите себя соответствующим образом. Тем более что вы подаете пример обычным автомобилистам. Второе. Владельцы BMW, включайте указатели поворотов! Это просто, возле рулевого колеса найдете рычажок. Вниз — поворот налево, вверх — поворот направо. Потренируйтесь перед выездом на дорогу, если еще не привыкли. Третье. При подъезде к пешеходному переходу ведите себя аккуратно, чтобы остальным не пришлось спасать человека, подставляя свою машину.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by