На Новый год всегда принято чего-то желать. Ведущий нашей рубрики решил не оставаться в стороне от магического процесса и назвал пять позиций, которые, по его мнению, можно улучшить в 2018-м. В последнем выпуске 2017-го Юрий Краснов обращается к драчунам и спешунам, велосипедистам и пешеходам, коренным и иногородним.
— Вот почему водители иногда себя ведут странно? — рассуждает в начале выпуска Юрий Краснов. — Наверное, им скучно. Полосу держать, повороты включать, знаки отслеживать... Рутина. Хочется взбодриться, и начинается...
Эксперт составил список из поступков и происшествий, которые во многом зависят от поведения участников дорожного движения. Грешно пенять на светофоры, когда пытаешься проскочить на «розовый» по крайней правой, не озираясь ни на кого. Или сигналишь человеку на нерегулируемом пешеходном переходе. Или едешь на велосипеде без тормозной системы...
В самом деле: по-прежнему огромное число роликов посвящены дорожным разборкам и конфликтам, а видеть это совсем не хочется. Пусть уж лучше будет скучно, но зато мирно, спокойно и предсказуемо.
— Миру мир! Это пожелание адресовано не только автомобилистам, но также велосипедистам, пешеходам, которые бросались пакетами со сметаной и били ногами по бамперам, — говорит эксперт. — Заметьте, оскорбления и прочие нелицеприятные оценочные высказывания стали нормой общения на наших дорогах. Настолько к этому привыкли, что даже не удивляемся. Давайте все попробуем отказаться от таких манер в новом году!
В хорошем смысле в 2017-м запомнился водитель Lexus, который хоть и остановился на МКАД (прямо скажем, это неосмотрительно), но не стал нагнетать конфликт и спокойно уехал, выяснив, что причины для сигнала со стороны автора видео не было.
— Основные приметы агрессивного поведения давно известны: моргание дальним светом фар, несоблюдение дистанции, подача звукового сигнала без причины, подрезание с торможением, — перечисляет Юрий Краснов. — Представьте, если новичок столкнется с такой ситуацией? Неопытный водитель может испугаться и натворить делов.
Отдельного упоминания заслуживают «шашечки» в городе. Много случаев, когда соседи по потоку заводятся и начинают действовать схожим образом.
Эксперты выяснили, что есть прямая зависимость между агрессивным вождением на радиальных магистралях, где люди продолжительное расстояние едут рядом друг с другом, и скоростезависимыми ДТП.
— Даже разрушители легенд посвятили отдельный выпуск этой теме. Как оказалось, никакого смысла в постоянных перестроениях нет, чему подтверждение ролик из Минска с участием Mercedes, — вспоминает Юрий Краснов.
Обстановка на минской кольцевой дороге оставляет желать лучшего. В 2017-м на ней произошло шесть смертельных ДТП. Люди попадали в тяжелые аварии в простейших, на первый взгляд, ситуациях.
Большинство роликов с участием «учителей» сделаны как раз на МКАД. Нельзя не вспомнить историю с BMW X5, водитель которого стал драться и нанес серьезную травму оппоненту. Агрессивный автомобилист был найден. Дело рассматривалось в суде.
— МКАД — это отдельная территория для агрессоров, которые хотят ездить быстро и чтобы им никто не мешал, — считает Юрий Краснов. — На отдельных участках кольцевой в крайней левой полосе разрешено движение со скоростью 100 км/ч. Но все равно находятся те, кто хочет еще быстрее. Тот, кого подгоняют, автоматически оказывается в плохой позиции — либо нарушать, либо становиться заложником конфликта.
Психологи советуют тем, кто хочет добиться какой-то цели, объяснить оппоненту, в чем его выгода. Однако в ситуации со спешкой на дороге это сделать очень сложно.
— Помните, любое действие влияет на карму! — заключает Юрий Краснов. — Если будете плохо себя вести, то с вами непременно будут происходить нехорошие события.
А это скорее пожелание: пусть так будет и впредь, а еще лучше, если примеру таких, как водитель Renault Logan, последуют остальные.
— Здорово, что есть те, кто, рискуя попасть в ДТП, пытаются защитить человека, которому угрожает опасность, — поддерживает Юрий Краснов. — Я тоже такой и многие среди нас! Классно чувствовать себя лучшей частью общества. В книге по этологии вычитал, что альтруизм — генетически заложенная программа и мы готовы пожертвовать собой ради спасения вида.
На самом деле лучшие качества люди проявляли неоднократно, просто не всегда это становилось достоянием общественности. Характерно, что многие, кто реально помогал оказавшимся в сложной ситуации, не любят это афишировать и предпочитают оставаться в тени.
Быстро выросшая в численности группа участников дорожного движения, надо признать, сейчас ущемлена. Оговорка в ПДД касаемо езды по проезжей части, несомненно, ограничивает велосипедистов.
— Помню, как ждал исполнения 12 лет, чтобы мог выехать на велосипеде на дорогу, — вспоминает Юрий Краснов. — Загодя купил в магазине «Мотовело» боковое зеркало и установил его. А в день рождения поехал по ул. Я. Коласа в направлении МКАД. С гордостью двигался как равноценный участник дорожного движения — тогда я чувствовал себя всамделишным водителем.
Позднее были приняты поправки в ПДД, и теперь велосипедисты, чтобы не нарушать правила, должны ехать по тротуару.
— Но там другая опасность: велосипедисты сами стали угрозой — для пешеходов, — замечает эксперт. — Моя знакомая как-то выходила из подземника, и на нее наехал велосипедист. Удар пришелся в челюсть. К счастью, у нее были установлены брекеты, которые спасли от серьезных травм. Хотя она сразу находилась в шоке... А велосипедист сел на свое транспортное средство и уехал.
Юрий Краснов обращается к велосипедистам: «Когда вновь сядете на велосипеды, помните, что вокруг люди и вас могут не видеть. А еще не выскакивайте, пожалуйста, на пешеходный переход на скорости».
Заодно вспомнили про фиксеров, которые ездят на велосипедах без тормозной системы.
— Это спортивный снаряд, который может использоваться только на специальных треках, — считает эксперт. — На дорогах ошибки непростительны: вот вы не успели среагировать и снизить скорость — и оба-на!
— Нельзя делить людей на наших и не наших! — призывает Юрий Краснов. — Все мы белорусы, живем в одной стране и должны друг к другу относиться соответственно. А кто минчанин или гомельчанин... Какая разница?
Вопрос должен ставиться иначе: почему в городах все настолько разнится, что даже опытные автомобилисты теряются, попав на незнакомую улицу.
— Как-то разговаривал с одним человеком, — рассказывает эксперт. — Зашла речь о пл. Победы, где если не успел перестроиться, то не сможешь проехать по кругу. Спросил: дадите перестроиться? Нет, не дам, надо заранее занимать полосу, отвечает. А если иногородний? Тогда разрешу. Ну а как узнать, свой или чужой? И вообще, какая разница? Желаем всем водителям не мыслить стереотипично: чего приехал, почему без очереди?
— А в 2018-м году всем желаю, чтобы с удовольствием помогали друг другу! — заключительное в 2017-м пожелание Юрия Краснова было очень лаконичным.
Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by