93
04 января 2018 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: wikipedia.org, naringslivshistoria.se, rarehistoricalphotos.com, sydsvenskan.se
День «H». Как Швеция за одну ночь перешла на правостороннее движение

Сейчас практически вся Европа имеет привычное нам правостороннее движение транспорта. Из Беларуси мало кто доезжает на своей машине до «левосторонних» стран, поэтому автомобильные путешествия для нас не составляют трудностей в плане ПДД. Сегодня уже мало кто помнит, но некоторые страны Европы (в том числе континентальной) имели «английскую» схему автомобильного движения. Венгрия, Австрия, Португалия и Швеция когда-то были «левосторонними», что кроме всего прочего связано (не удивляйтесь) с противостоянием наполеоновской армии. Венгрия, Австрия (частично) и Португалия перешли на правостороннее движение еще в те времена, когда количество машин на улицах было минимальным, поэтому «рокировка» не вызвала трудностей. А вот Швеция «дотерпела» аж до 1967 года, когда на тысячу жителей в крупных городах приходилось более двух сотен автомобилей. 3 сентября 1967-го местные водители (да и пешеходы) запомнили на всю жизнь. Это был день «H» (Höger — это «право» по-шведски).

О проблеме заговорили еще в 1927-м

В Швеции еще до изобретения автомобиля было принято, что конные экипажи разъезжаются «левыми бортами» (т. е. было правостороннее движение). Впрочем, четкого закона не существовало, да и проблем особых не было — интенсивность движения и скорость повозок позволяли разъехаться всем даже вечером 30 декабря. Первые автомобили поехали по стране уже слева. Корни этого действительно уходят глубоко в историю и связаны с Французской революцией, Наполеоном и другими факторами. Не будем сильно углубляться и перенесемся в 1927 год. Именно тогда в Швеции впервые заговорили о необходимости перейти на правостороннее движение, которым пользовались все соседи: Дания, Финляндия и Норвегия.

Стоит ли говорить, что при пересечении шведских границ автомобилисты испытывали серьезные трудности. Особенно те, кто покидал страну нечасто. И если основные магистрали имели соответствующие развязки, меняющие местами полосы движения, то в крохотных пограничных переходах между Швецией и Норвегией порой даже не была обозначена граница. То есть водители сами должны были перестраиваться на встречную полосу, не прозевав при этом момент въезда на территорию другой страны. Смена полос движения на границах становилась причиной десятков аварий ежемесячно.

Интенсивный рост автомобилизации в Швеции и в целом по Европе увеличивал масштабы проблемы. Но в конце 1920-х правительство посчитало, что переход на правостороннее движение — слишком затратная процедура, и идею об «инверсии» полос забросили, предложив водителям быть более внимательными на границах.

Машины в Швеции всегда были с левым рулем

Парадоксально, но более 90% автомобилей в самой Швеции были леворульными (т. е. предназначенными для стран с правосторонним движением). Значительную долю машин в стране занимали американские модели, и в США не собирались переделывать заводы под выпуск партий с правым расположением руля для такого маленького рынка, как Швеция.

Абсолютно все импортные автомобили в стране были леворульными — даже многие британские модели. Да и шведские производители продавали у себя на родине такие же модельные линейки, как в Норвегии, т. е. особо не переживая по поводу расположения «баранки». Тем более сами водители привыкли сидеть «не на своем месте».

Проблема стоимостью 340 миллионов долларов

С 1934 по 1954 год Риксдаг минимум семь раз возвращался к теме смены полос движения. В эти десятилетия автомобильные парки в Швеции и Норвегии многократно увеличились, и меняющиеся местами потоки транспорта на границах создавали целый коллапс. Еще одной проблемой стали опасные обгоны на загородных трассах. Как известно, левое расположение руля не позволяет водителю безопасно «заглянуть» на встречную полосу во время таких маневров при левостороннем движении.

В дело включились Северный совет и Совет Европы. Представители организаций выразили пожелание создать единую систему автомобильного движения для всей континентальной Европы. Эксперты выяснили, что переход на правостороннее движение обойдется Швеции в 340 миллионов долларов (эквивалентно нынешним 0,5 миллиарда долларов).

В 1955 году был проведен так называемый консультативный референдум, на котором 82,9% населения проголосовали против перехода на правостороннее движение. Тем не менее в 1961-м в Риксдаге заявили, что с каждым годом масштабы грядущей «дорожной революции» только увеличиваются, поэтому переход на общепринятое в континентальной Европе правостороннее движение транспорта уже был неизбежным.

10 мая 1963 года было официально объявлено о «4-летней готовности» к переходу, после чего началась подготовка к самой важной реформе в истории автомобильной Швеции. Парламент образовал целую Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение (Statens högertrafikkommission, или просто HTK), которой поручили разработать и воплотить комплекс мер для безопасной смены полос на общественных дорогах. Дедлайн — 3 сентября 1967 года.

Трудности перехода

За четыре года выявилось огромное количество трудностей, связанных со сменой направлений движения в целой стране. Вся инфраструктура (к слову, достаточно развитая) была заточена под левостороннее движение. К революции были не готовы светофоры, знаки, разметка, пункты оплаты, даже придорожные кафе, съезды и заезды к которым были «левыми».

Но больше всего вопросов вызвал общественный транспорт. Мало того что все остановки были расположены слева по ходу движения и далеко не всех их можно было оставить для новой схемы, так еще и все автобусы в стране были оборудованы пассажирскими дверями только с левой стороны. Для решения этой проблемы почти все такие транспортные средства получили дополнительные двери справа. Те, что остались «леводверными», были проданы в Пакистан.

Подготовка страны 

HTK, щедро тратя государственный бюджет, четыре года разрабатывала различные меры по подготовке страны к переходу на «зеркальное» движение по полосам. Как уже говорилось выше, автопарк, за исключением общественного транспорта, был готов — большинство машин в Швеции всегда были леворульными. Дело оставалось за инфраструктурой и самым главным — информированием людей. Ведь знаки, разметка, светофоры и прочее — это дело простое. А вот заставить миллионы людей мыслить «зеркально» в и без того опасном процессе дорожного движения — куда более трудоемкий процесс.



Было задействовано все. Школы, общественные организации, телевидение, радио, газеты и журналы… НТК объявила конкурс на лучшую «правую песню», где победила композиция «Держи вправо, Свенссон» («Håll dig till höger, Svensson») группы Telstars. Ее крутили по радио, чтобы напоминать водителям о приближении дня Х. Точнее, дня «H». Начиная с октября 1966 года по телевидению периодически показывали программы с видеороликами, посвященными особенностям правостороннего движения. В автошколах поменялась программа. Водителям раздавали перчатки разного цвета: левая была красной, а правая — зеленой. Был выпущен 30-страничный буклет с подробной инструкцией по переходу.

Летом 1967 года на дорогах начали устанавливать новые знаки дорожного движения, которые завешивали черной тряпкой до сентября. Некоторые трудности вызвали односторонние улицы, которые пришлось переделывать, как и многочисленные перекрестки. В Стокгольме установили больше новых знаков, чем было старых. Водителей обязали отрегулировать фары, а желтую (как в США) разметку заменили на привычную для европейцев белую. К августу на дорогах все стрелки с направлениями движения были «правосторонними», но водителям велели «пока не обращать на них внимания». Кроме того, возле пешеходных переходов разместили надписи, призывающие людей, пересекающих проезжую часть, сначала смотреть налево. К сентябрю Швеция была готова поменять «лево» на «право»!

День «H» и его последствия

3 сентября в час ночи движение автомобилей в Швеции полностью остановилось (за исключением машин различных служб). Запрет действовал до шести утра. За это время дорожные службы расчехлили новые знаки, активировали необходимые светофоры, убрали атрибуты «левосторонней» дорожной инфраструктуры. Рук не хватало, и для «перевода» была привлечена армия. В крупных городах движение транспорта было закрыто более чем на сутки. В Стокгольме, например, выезжать на дорогу нельзя было с 10 часов утра 2 сентября до 3 часов дня 3 сентября.

Первое время после перехода в Швеции действовало дополнительное ограничение скорости (на 20—40 км/ч меньше привычной). На крупных перекрестках несколько дней дежурили регулировщики, указывая потокам верные направления движения. День «H» стал главной новостью для страны — все газеты пестрели заголовками и фотографиями «запутавшихся» перекрестков. Несмотря на подготовку и всевозможные способы информирования водителей, в Швеции случилось большое количество аварий. Все они были мелкими — в ДТП 3 сентября в стране не погибло ни одного человека. Как писали журналисты, «переход стал причиной помятых крыльев и задетого самомнения водителей».

Зато в первые месяцы после перехода на правостороннее движение аварийность в Швеции значительно снизилась. Связано это в первую очередь с тем, что водители были предельно внимательными и аккуратными. Позже количество аварий «вернулось» к показателям, существовавшим до 3 сентября, но у шведов больше не было проблем при пересечении границы, как и у гостей страны. Трамваи тоже поменяли направления движения и стали «правосторонними», а вот метро и поезда используют левостороннюю схему движения по сей день. В Швеции по-прежнему разрешено ездить на машинах с правым расположением руля, хотя их количество ничтожно мало. В мае 1968 года аналогичный день «H» устроили в Исландии.

Тормозные жидкости в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Автор: Денис Логунович. Фото: wikipedia.org, naringslivshistoria.se, rarehistoricalphotos.com, sydsvenskan.se
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
04.01.2018 в 8:04
У нас до сих пор цены в старые переводят...
А уже полтора года прошло )))
04.01.2018 в 8:04
С нашим менталитетом за пятилетку не все бы перестроились!...
04.01.2018 в 8:06
У нас когда меняют знаки на перекрестке люди за 2 месяца привыкнуть не могут. А тут такое. Молодцы Шведы
04.01.2018 в 8:08
Ну поэтому и Швеция..Менталитет другой
04.01.2018 в 8:08
Англичан ещё перевести надо, а то совсем отбились на своём острове
04.01.2018 в 8:08
У нас до сих пор цены в старые переводят...
А уже полтора года прошло )))
"makar123":

Давно уже не считаю в старых ценах))
04.01.2018 в 8:13
У нас до сих пор некоторые индивидиумы считают что у нас левостороннее движение ездя по встречке.
04.01.2018 в 8:17
У нас до сих пор цены в старые переводят...
А уже полтора года прошло )))
"makar123":

Какое это имеет отношение к некогда левостороннему движению в Швеции
04.01.2018 в 8:19
У нас до сих пор некоторые индивидиумы считают что у нас левостороннее движение ездя по встречке.
"fogast":

Это понаехавшие з Лондону..
04.01.2018 в 8:21
И заметьте: транспортный налог даже и не думали вводить: всё за счёт казны.
04.01.2018 в 8:21
Почему перешли..Да потому что это не удобно..Путаница и суматоха
04.01.2018 в 8:25
Вчера один дед-старовер из Швеции по кольцевой рассекал...
04.01.2018 в 8:27
развитая страна , там и медведя на велосипеде за месяц научат ездить !
04.01.2018 в 8:28
Ну поэтому и Швеция..Менталитет другой
"kadgan":

Там менталитет очень схож с нашим, особенно в части употребления алкоголя
04.01.2018 в 8:30
С нашим менталитетом за пятилетку не все бы перестроились!...
"Вован28061983":

Статью надо читать: в каком году возникла идея, какая была подготовка и сколько длилась. Абы ляпнуть- типичный диванный беларус
04.01.2018 в 8:33
Остались только самые упоротые с их левой стороной и милями .
04.01.2018 в 8:35
И машины у них хорошие..Особенно грузовые
04.01.2018 в 8:36
Трамваи тоже поменяли направления движения и стали «правосторонними»

В Стокгольме они так и не стали ходить после перехода на правостороннее, лишь в начале 90-ых запустили линию, где пустили старенькие трамваи, как я понял, для туристов, хотя видел, что и местные на нем активно перемещаются
04.01.2018 в 8:43
Ну поэтому и Швеция..Менталитет другой
"kadgan":

Там менталитет очень схож с нашим, особенно в части употребления алкоголя
"booker":

классная страна!и там сухой закон!алкоголь только по паспорту и с местом проживания!
04.01.2018 в 8:45
С нашим менталитетом за пятилетку не все бы перестроились!...
"Вован28061983":

Если даже шведы запутались во время перехода, но не такие они уже ииумные)))
04.01.2018 в 8:47
Представил на сколько лет у нас бы затянулся автомобильный хаос!
04.01.2018 в 8:58
Ну поэтому и Швеция..Менталитет другой
"kadgan":

Там менталитет очень схож с нашим, особенно в части употребления алкоголя
"booker":

классная страна!и там сухой закон!алкоголь только по паспорту и с местом проживания!
"GSX1300R":

Если у нас ввести сухой закон..Экономика вообще заглохнет
04.01.2018 в 9:00
С нашим менталитетом за пятилетку не все бы перестроились!...
"Вован28061983":

Статью надо читать: в каком году возникла идея, какая была подготовка и сколько длилась. Абы ляпнуть- типичный диванный беларус
"Eternal97":

А уж про референдум и как "учли" его результаты - вообще эпично.
04.01.2018 в 9:01
Хорошая статья. Интересная. Почаще бы так
04.01.2018 в 9:17
И заметьте: транспортный налог даже и не думали вводить: всё за счёт казны.
"miha120173":

А откуда деньги в казне? Из тумбочки?
04.01.2018 в 9:21
В Швеции еще до изобретения автомобиля было принято, что конные экипажи разъезжаются «левыми бортами» (т. е. было правостороннее движение). Впрочем, четкого закона не существовало, да и проблем особых не было — интенсивность движения и скорость повозок позволяли разъехаться всем даже вечером 30 декабря. Первые автомобили поехали по стране уже слева. Корни этого действительно уходят глубоко в историю и связаны с Французской революцией, Наполеоном и другими факторами. Не будем сильно углубляться и перенесемся в 1927 год.

А все же было бы неплохо раскрыть как почему шведское автомобильное движение появившееся в 20 веке внезапно стало левосторонним. Ведь основатель нынешней шведской королевской династии наполеоновский маршал Бернадот был французом, где ездят справа.
04.01.2018 в 9:22
И заметьте: транспортный налог даже и не думали вводить: всё за счёт казны.
"miha120173":

А откуда деньги в казне? Из тумбочки?
"2098533":

Как президент любит говорить: "Ни копейки из бюджета, все за счет президентского фонда"
04.01.2018 в 9:32
У нас до сих пор цены в старые переводят...
А уже полтора года прошло )))
"makar123":

Лишь только для того чтобы понять на сколько нас надули. Цены выросли в разы. Пересчитай когда нибудь.
04.01.2018 в 9:35
Машины развозящие почту там до сих пор с правым рулем, чтобы водитель мог положить газеты и прочее в ящик не выходя из авто.
04.01.2018 в 9:35
у нас бы 10 лет деньги мусолили , и то не хватило-бы , снова взяли бы кредит , лет 5 еще знаки , разметку меняли - и снова денег не хватило - снова кредит - во общем лет за 15 перестроились
04.01.2018 в 9:52
В 1955 году был проведен так называемый консультативный референдум, на котором 82,9% населения проголосовали
Вот он, первоисточник .
04.01.2018 в 9:53
500 КамАЗов, выпущенных на дороги внезапно, решили бы проблему без 4-хлетней подготовки.
04.01.2018 в 9:53
У нас до сих пор цены в старые переводят...
А уже полтора года прошло )))
"makar123":

Давно уже не считаю в старых ценах))
"booker":

как считал в долларах, так и считаю )))
04.01.2018 в 9:55
Ну поэтому и Швеция..Менталитет другой
"kadgan":

Там менталитет очень схож с нашим, особенно в части употребления алкоголя
"booker":

классная страна!и там сухой закон!алкоголь только по паспорту и с местом проживания!
"GSX1300R":

если так нравится - носите с собой паспорт и называйте продавцу место проживания.
других-то зачем тянуть в свои фантазии?
04.01.2018 в 9:55
Если у нас поменять движение на правостороннее, то все и везде остановится. Народ и по давно устоявшемуся ездить не научился...
04.01.2018 в 9:58
У нас до сих пор цены в старые переводят...
А уже полтора года прошло )))
"makar123":

Ну не знаю - на базаре все в рублях уже считают... Только люди по-прежнему всё в доллары переводят...
04.01.2018 в 9:58
левостороннее))
04.01.2018 в 10:07
Вот болтология. Есть масса стран с левосторонкой. Таиланд, Кипр, Шри-Ланка, даже северный Кипр, якобы турецкий и то с правым рулем. Хотя вся Турция левая , я про руль. ) И это только то , что я видел в живую. И ничего, живут и выживают в этом кошмаре. Оно конечно проще островным государствам. Мало кто туда попрется на своем авто с левым рулем. Зато как хорош тук-тук , руль у него посредине . И в принципе все равно. Но это для очень южных стран. Типа Таиланда и Шри-Ланки.
И кстати, если кто помнит. Во времена далекие у нас тоже были машины с ПРАВЫМ рулем для развоза почты !
04.01.2018 в 10:16
Так это в Швеции. Там тепло.
04.01.2018 в 10:26
Смотришь на фотографии тех годов в Швеции, как люди одевались, какие машины у них ездили, как магазины выглядели и понимаешь на сколько мы отстали от них....
04.01.2018 в 10:28
У нас до сих пор цены в старые переводят...
А уже полтора года прошло )))
"makar123":

Откуда полтора??? Год прошёл.
04.01.2018 в 10:30
Если у нас поменять движение на правостороннее, то все и везде остановится. Народ и по давно устоявшемуся ездить не научился...
"SSSSD":

Уже....у нас уже правостороннее движение...
04.01.2018 в 10:40
Англичан ещё перевести надо, а то совсем отбились на своём острове
"booker":

а мне нравится, когда в разных странах есть что-то уникальное. В Лондоне правостороннее движение и двухэтажные автобусы, в Каире 1 светофор на весь город, в Сайгоне муравейник из мотобайков и т.д. Нашим внукам достанется мир гораздо скучнее и однообразнее, нам еще повезло.
04.01.2018 в 10:47
познавательная статья. спасибо.
04.01.2018 в 10:58
https://content.onliner.by/news/original_size/09082d0b0ff8723d715fae533f42b601.jpeg
так вот с чего 24 волгу срисовали )
04.01.2018 в 11:01
К слову само перестроение на левый/правый руль никаких особенных усилий не требует. Я перешел на левостороннее за 0.001мин
04.01.2018 в 11:19
Если у нас поменять движение на правостороннее, то все и везде остановится. Народ и по давно устоявшемуся ездить не научился...
"SSSSD":

зато пешики в шоколаде, им вообще пофиг какое движение, главное галава кирпичом в смартфоне и капюшон закрывающий обзор )))
04.01.2018 в 11:26
У нас до сих пор цены в старые переводят...
А уже полтора года прошло )))
"makar123":

Ну не знаю - на базаре все в рублях уже считают... Только люди по-прежнему всё в доллары переводят...
"Koroed2005":

че реально битками еще никто не расплачивается? ))
04.01.2018 в 11:31
С 1934 по 1954 год Риксдаг минимум семь раз возвращался к теме смены полос движения.
И нам походу придётся минимум семь раз возвращаться к теме возврата поясного времени.
04.01.2018 в 11:33
В 1955 году был проведен так называемый консультативный референдум, на котором 82,9% населения проголосовали против перехода на правостороннее движение
Типичный пример, который показывает, что мнение толпы не всегда правильное.
04.01.2018 в 12:06
Молодцы какие. Всё продумали до мелочей, готовились десятилетие считай. А у нас если бы решили перейти на левостроеннее - сделали бы за 1 день...а знаки с разметкой через годика полтора поменяли, водители ж потерпят, не маленькие..и программы в автошколах со временем поменяли бы..подумаешь, всего-то слева на право..
04.01.2018 в 12:09
В мае 1968 года аналогичный день «H» устроили в Исландии.

А смысл? Она на острове чёрти-где. Ладно бы в Англии- они тоннелями связаны с материком.
04.01.2018 в 12:13
Весь дальний восток рф-Владивосток,Хабаровск,Петропавловск-Камчатский ездит на праворульных японцах. Божественные машины. Все привыкли. Как то хотели запретить,еще при ельцине,но уже не рискнули...потому что поняли,что уже поздно.
04.01.2018 в 12:16
вчера один на опеле подумал, что он в швеции до 1967 :)
04.01.2018 в 12:17
У нас до сих пор цены в старые переводят...
А уже полтора года прошло )))
"makar123":


что
"тридцатьпятьпятьсот"
что
"трипятьдесятпять"
- один хрен.
04.01.2018 в 12:21
За статью- 10 баллов!
04.01.2018 в 12:22
Ну поэтому и Швеция..Менталитет другой
"kadgan":

Там менталитет очень схож с нашим, особенно в части употребления алкоголя
"booker":

классная страна!и там сухой закон!алкоголь только по паспорту и с местом проживания!
"GSX1300R":

Что за байки?
04.01.2018 в 12:23
Трамваи тоже поменяли направления движения и стали «правосторонними»

В Стокгольме они так и не стали ходить после перехода на правостороннее, лишь в начале 90-ых запустили линию, где пустили старенькие трамваи, как я понял, для туристов, хотя видел, что и местные на нем активно перемещаются
"bobom":

сейчас там ходят современные трамваи со смешным названием Tvärbanan.
кто не был, рекомендую посетить стокгольм. очень зеленый и красивый город.
04.01.2018 в 12:50
интересно, если транспорт был с левым рулём, то как у них были организованы автобусные остановки? посреди проезжей части?
04.01.2018 в 13:00
Давно уже пора перевести всех на правостороннее движение. И Англию и Японию!
04.01.2018 в 13:01
https://content.onliner.by/news/original_size/09082d0b0ff8723d715fae533f42b601.jpeg
так вот с чего 24 волгу срисовали )
"mcshoon":

с добрым утром! почти весь советский автопром срисован с западных аналогов - фордов, бьюиков, фиатов и пр.
04.01.2018 в 13:14
Вот болтология. Есть масса стран с левосторонкой. Таиланд, Кипр, Шри-Ланка, даже северный Кипр, якобы турецкий и то с правым рулем. Хотя вся Турция левая , я про руль. ) И это только то , что я видел в живую. И ничего, живут и выживают в этом кошмаре. Оно конечно проще островным государствам. Мало кто туда попрется на своем авто с левым рулем. Зато как хорош тук-тук , руль у него посредине . И в принципе все равно. Но это для очень южных стран. Типа Таиланда и Шри-Ланки.
И кстати, если кто помнит. Во времена далекие у нас тоже были машины с ПРАВЫМ рулем для развоза почты !
"Телевик":

интересно, а каким образом Северный Кипр к Турции относится? Это две разные страны.
04.01.2018 в 13:17
Как я от жизни отстал. До сих пор думал, что в Швеции левостороннее движение. :(
04.01.2018 в 13:26
У нас до сих пор цены в старые переводят...
А уже полтора года прошло )))
"makar123":

Ага, а надо брать пример с СуперЛото? Билетик раньше стоил около 5тыщ, а сейчас 2,5р. Вот кому не помешало бы перевести старые цены в новые.
04.01.2018 в 13:26
https://content.onliner.by/news/original_size/09082d0b0ff8723d715fae533f42b601.jpeg

конкретно 24 волга...и потом еще народ утверждает что в ссср была хорошая СВОЯ автомобильная промышленность))))
все цельнотянутое с загивающего запада!!!
04.01.2018 в 13:32

интересно, а каким образом Северный Кипр к Турции относится? Это две разные страны.
"ij_freek":


он относится к турции точно так же как крым к росии - захваченая и никем не признанная территория.
04.01.2018 в 13:48
шо за коммент верхний. никто ничего не переводит)
04.01.2018 в 13:49
У нас до сих пор цены в старые переводят...
А уже полтора года прошло )))
"makar123":

При разговоре все называют в долларах, т.к. понятно - доллар и в 1999 был долларом.
04.01.2018 в 13:53
У нас до сих пор цены в старые переводят...
А уже полтора года прошло )))
"makar123":

+1. А всего лишь надо было 1 нолик из 4 оставить и мозг не пришлось бы ломать.
04.01.2018 в 13:57
У нас до сих пор цены в старые переводят...
А уже полтора года прошло )))
"makar123":

Пришло другое, пенсы теперь с советскими ценами пытаются сравнивать.
04.01.2018 в 14:01

"booker":

С какой это серии ?
Там по-другому в принципе, они очень долго увлекались евгеникой, жестокая штука конечно.
04.01.2018 в 14:05
У нас до сих пор цены в старые переводят...
А уже полтора года прошло )))
"makar123":

А для меня в Минске проспект Победителей до сих пор Машерова, а нынешний Машерова -- цепочка Варвашени-Иерусалимская-Дрозда. А ведь больше 10 лет прошло...
04.01.2018 в 14:17
У нас до сих пор цены в старые переводят...
А уже полтора года прошло )))
"makar123":

При разговоре все называют в долларах, т.к. понятно - доллар и в 1999 был долларом.
"парнас":

И доллары обесценились: сегодняшним 10 баксам по покупательской способности далеко до 10 баксов 90-х
04.01.2018 в 14:19
У нас до сих пор цены в старые переводят...
А уже полтора года прошло )))
"makar123":

Ага, а надо брать пример с СуперЛото? Билетик раньше стоил около 5тыщ, а сейчас 2,5р. Вот кому не помешало бы перевести старые цены в новые.
"epv.09":

Вы не успевает за ценами: текущая цена билета Суперлото - 3 рубля, да-да
04.01.2018 в 15:30
У нас до сих пор цены в старые переводят...
А уже полтора года прошло )))
"makar123":

Так хотят получать старыми, а цены в магазинах оплачивать новыми.
04.01.2018 в 16:20

ij_freek
Сегодня в 13:14
Вот болтология. Есть масса стран с левосторонкой. Таиланд, Кипр, Шри-Ланка, даже северный Кипр, якобы турецкий и то с правым рулем. Хотя вся Турция левая , я про руль. ) И это только то , что я видел в живую. И ничего, живут и выживают в этом кошмаре. Оно конечно проще островным государствам. Мало кто туда попрется на своем авто с левым рулем. Зато как хорош тук-тук , руль у него посредине . И в принципе все равно. Но это для очень южных стран. Типа Таиланда и Шри-Ланки.
И кстати, если кто помнит. Во времена далекие у нас тоже были машины с ПРАВЫМ рулем для развоза почты !
Телевик

интересно, а каким образом Северный Кипр к Турции относится? Это две разные страны.
"ij_freek":


Разные, да не совсем. Лира там турецкая в ходу. Хотя народ простой берет все что стоит. Ну и надо просто побывать в Фамагусте с Севера и посидеть в баре возле зеленой стены. Практически ее касаясь. Посмотреть на развалины.
04.01.2018 в 16:39
xShaman, Ну так у нас и редко предупреждают об изменениях.
Едешь вроде бы по главной потом Бац- и направление главной дороги уже поменялось
04.01.2018 в 18:43
А в Минске Бангалор половина никак не научится проезжать.
04.01.2018 в 20:05
У нас до сих пор цены в старые переводят...
А уже полтора года прошло )))
"makar123":


Перевожу в старые, когда хочу кому-то доказать, что это действительно большая сумма!
04.01.2018 в 20:29
До 3-го сентября 1967 Карлсон "носил" пропеллер спереди.
04.01.2018 в 21:10
В автошколах поменялась программа. Водителям раздавали перчатки разного цвета: левая была красной, а правая — зеленой. Был выпущен 30-страничный буклет с подробной инструкцией по переходу.


в РБ ввели б и начали штрафовать сразу))
04.01.2018 в 21:31
У нас до сих пор цены в старые переводят...
А уже полтора года прошло )))
"makar123":

А для меня в Минске проспект Победителей до сих пор Машерова, а нынешний Машерова -- цепочка Варвашени-Иерусалимская-Дрозда. А ведь больше 10 лет прошло...
"Гунилла":

А для меня это Парковая, какие-такие машеровы
04.01.2018 в 22:20
Надо Беларусь перевести на левостороннее движение! В пику всем!
04.01.2018 в 22:35
Давно уже пора перевести всех на правостороннее движение. И Англию и Японию!
"Антинари":

Слишком много их.
В основном бывшие английские колонии и всякие островные государства.
04.01.2018 в 22:43
Вот она - заграница! Люди совсем из другого теста!
04.01.2018 в 23:20
Давно уже пора перевести всех на правостороннее движение. И Англию и Японию!
"Антинари":

Слишком много их.
В основном бывшие английские колонии и всякие островные государства.
"xx":

Все держится на Англии и Японии, если эти две страны перейдут на правостороннее движение, то и все остальные подтянуться, за исключением раз ве что Австралии. У них там свой колорит, у там все ни как на остальных континентах и они будут блюсти свою исключительность, и даже обрадуются если все остальные перейдут на правостороннее движение.
04.01.2018 в 23:30
Англичан ещё перевести надо, а то совсем отбились на своём острове
"booker":

а мне нравится, когда в разных странах есть что-то уникальное. В Лондоне правостороннее движение и двухэтажные автобусы, в Каире 1 светофор на весь город, в Сайгоне муравейник из мотобайков и т.д. Нашим внукам достанется мир гораздо скучнее и однообразнее, нам еще повезло.
"Archangel(CCCP)":

Не вижу никакой уникальности в том что в Лондоне ЛЕВОСТОРОННЕЕ движение, не у них одних и если они все таки перейдут на правостороннее движение двухэтажные автобусы у них все равно останутся. Да и потом это пару первых дней кажется что это прикольно что у них движение ни как у нас, но потом начнет сильно напрягать. Даже переходя улицу надо смотреть сразу направо а потом налево и будешь постоянно сбиваться и задумываться в какую сторону смотреть. Привычку так быстро не победить.
05.01.2018 в 16:11
У нас до сих пор цены в старые переводят...
А уже полтора года прошло )))
"makar123":

Лишь только для того чтобы понять на сколько нас надули. Цены выросли в разы. Пересчитай когда нибудь.
"vadimski":
А что пересчитывать? лампочка габаритов стоила 5000, стала стоить 2,5 рубля. Подешевела, ёпта...
06.01.2018 в 10:16
В советском союзе рассматривали возможность перехода на левостороннее движение, как в британии. В порядке эксперимента в Москве пустили 200 автомобилей ЗИЛ по левой стороне...
06.01.2018 в 11:03
Швеция - это сила. страна - мечта сказка
06.01.2018 в 11:51
makar123, потому что они скоро вернуться
06.01.2018 в 15:58
У нас до сих пор цены в старые переводят...
А уже полтора года прошло )))
"makar123":

Не так то просто из миллионера превратиться в нищеброда....
11.01.2018 в 8:32
Смотришь на фотографии тех годов в Швеции, как люди одевались, какие машины у них ездили, как магазины выглядели и понимаешь на сколько мы отстали от них....
"NeveRus":

У вас какой-то вечный комплекс. Обычные полувековые фотографии.