Дело о ДТП на белорусско-польской границе передают в Россию — почему? Монолог пострадавшей мотоциклистки

09 января 2018 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Алексей Матюшков, Следственный комитет

Дело о ДТП на белорусско-польской границе передают в Россию — почему? Монолог пострадавшей мотоциклистки

Автор: Виталий Петрович. Фото: Алексей Матюшков, Следственный комитет

Пункт пропуска «Брузги» на белорусско-польской границе, 5 июня 2017 года. В направлении Беларуси на мотоцикле Honda Gold Wing движется женщина. Она возвращается с друзьями из путешествия по Европе домой, в Гродно. Сейчас пройдут границу, и все — считай, дома, где ждут родные. Неожиданно рядом с мотоциклом начинает разворачиваться водитель автомобиля BMW X5 с российскими регистрационными номерами. Происходит столкновение, мотоциклистка ударяется о машину, затем падает на асфальт. Реанимация, восстановление, борьба за собственное лицо. Елена рассказала Onliner.by свою историю.

5 июня, дорога домой

Это было летнее путешествие по Европе. Елена вместе с друзьями-мотоциклистами ездила на байкерский фестиваль в Чехии.

— Кто в теме — тот поймет, — говорит она. — Это ни с чем не сравнимое чувство свободы. Дорога, мотоцикл, чудесные страны, близкие по духу люди — простое счастье. Все было отлично, мы уже возвращались домой. Никуда не торопились, наслаждаясь дорогой.

Заночевали в Варшаве. Оттуда до Гродно — где-то 285 км. Прошел границу — и ты дома.

Елена

— Отоспались и ближе к полудню выехали из Варшавы домой. По пути заехали в Белосток — я заглянула в несколько байкерских магазинов, выбирала кое-какую экипировку, — рассказала Елена.

У нее Honda Gold Wing — красивый белый мотоцикл. Женщина говорит, что в Гродно она одна на таком ездит.

— Не подумайте, я не делаю вид, что сама ангел. Но я никогда не переоценивала свои возможности, никогда не считала, что я все умею на дороге. Да и большой мотоцикл — это совсем другое. Он располагает к тому, чтобы ехать красиво, — говорит мотоциклистка.

Ближе к 17 часам подъезжали к польско-белорусской границе. К тому моменту от всей тусовки осталось всего два человека: Елена и ее приятель на другом мотоцикле. Остальные, попрощавшись, отправились в свои города.

17:05, граница

Елена ехала первой, чуть позади двигался другой мотоциклист. Спокойно выехали из Польши. Стражи граничные широко улыбались женщине на мотоцикле, пожелали счастливой дороги. Что было потом, она почти не помнит.

А было вот что. Елена въехала на территорию белорусского пункта пропуска «Брузги»: получила талон и проехала еще около 100 метров. Затем (примерно напротив грузового терминала) Honda столкнулся с автомобилем BMW X5, на котором были установлены российские регистрационные номера. За рулем находился мужчина 1988 года рождения, гражданин России.

По информации Следственного комитета, автомобиль и мотоцикл двигались одним курсом: со стороны Польши в направлении пункта паспортного контроля на белорусской границе. Водитель BMW ехал по правой полосе, но почему-то стал разворачиваться. В этот момент произошло столкновение с мотоциклом, который следовал по левому ряду.

Удар пришелся практически в центр левого борта кроссовера. Мотоцикл ударился о водительскую дверь, а управлявшая им женщина вылетела из седла, ударилась лицом о кузов машины и упала на асфальт.

На место происшествия экстренно вызвали скорую помощь. Пострадавшую с тяжелыми травмами доставили в реанимацию.

Диагноз

Как следует из материалов следствия, Елене были причинены тяжкие телесные повреждения: в числе прочего были травмированы голова и позвоночник, сломаны ноги, седалищная кость, иссечено лицо.

Расследование ДТП, уголовное дело

По факту дорожно-транспортного происшествия в пункте пропуска «Брузги» было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 317 Уголовного кодекса — «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого телесного повреждения».

— Первое, о чем я спросила следователя, находясь еще в больнице, — кто виноват в произошедшем, есть ли моя вина. Я должна была знать это точно. Мне показали записи с камер видеонаблюдения, и для меня все стало очевидно, — говорит Елена.

Вскоре женщине было выдано постановление о признании ее потерпевшей в ДТП. Велось расследование, были назначены и проведены соответствующие экспертизы. В частности, было установлено, что BMW в момент аварии был в технически исправном состоянии.

Из материалов следствия: «Водитель BMW X5 двигался со скоростью около 43,7 км/ч, чем значительно превышал максимально разрешенную скорость движения на данном участке дороги, установленную запрещающим дорожным знаком „3.24.1 Ограничение максимальной скорости — не более 20 км/ч”».

Превышение максимально разрешенной скорости движения — один из восьми пунктов ПДД, нарушение которых вменялось водителю BMW.

Из материалов следствия: «Он [водитель. — Прим. Onliner.by] в нарушение Правил дорожного движения проявил невнимательность, в не предназначенном для разворота месте приступил к указанному маневру, не убедившись в его безопасности, выехал на полосу движения мотоцикла Honda GL1800, не уступил дорогу и допустил с ним столкновение».

Почти месяц в больнице, еще четыре — на больничном

— Я провела в больнице около месяца. Затем еще четыре — на больничном, — говорит Елена. — Собирала все справки, заключения врачей, так как думала, что они понадобятся для суда.

Моральное состояние женщины было тяжелым даже после того, как она смогла вернуться домой. Гипс сняли, но было непросто смотреть на себя в зеркало.

— Я не хочу рассказывать обо всем, что пришлось пережить. Были операции. В больнице мне дважды оперировали нос, причем сразу это сделать было нельзя из-за травмы шейного отдела позвоночника. Затем, выписавшись, по знакомству попала на осмотр к еще одному доктору. И он оперировал меня в третий раз. Я вытерпела. И затем, когда можно было снять повязки, я готова была целовать ноги этому человеку — потому что он сделал чудо.

На лице остались шрамы, но их пытаются удалить, насколько это возможно.

— Долгое время я находилась в отчаянии, обратилась к психотерапевту, принимала лекарства. Затем как-то отвлеклась, снова стала работать. Но жизнь изменилась даже в мелочах: если раньше я всегда носила платья, каблуки, то теперь не могу это сделать.

«У меня нет ненависти к этому человеку — это дорога»

Елена знает, что водитель BMW приходил к ней в больницу.

— В тот момент я еще была «растением». Все, что помню, — он пришел вместе со своей родственницей, которая живет в Гродно. Что-то они принесли в пакете, поговорили с моей мамой. Затем ушли, — рассказала мотоциклистка. — В следующий раз он связался со мной только спустя четыре месяца, когда приезжал в Беларусь к следователю. Мы с ним встретились, поговорили. Он сказал, что не знал о том, насколько у меня серьезные травмы. Мне трудно понять — почему? Он совершил ДТП, пострадал другой человек, неужели нельзя поинтересоваться?

Со слов женщины, во время той встречи была затронута тема денег. Елена утверждает, что ей предложили компенсацию. Однако озвученную сумму она сочла унизительной с учетом обстоятельств. Поэтому женщина назвала ту сумму, которую в соответствии со своими подсчетами считает справедливой.

— Я ему сказала как есть: мне пришлось трижды делать пластику носа. Это без учета всех других операций. К тому же мой мотоцикл после этой аварии восстановить не смогли — мне нужен новый.

Никаких выплат, по ее словам, так и не последовало.

— У меня нет ненависти к этому человеку — это дорога, он мог меня не заметить, — говорит мотоциклистка. — А теперь мне и денег его не нужно. Я хочу только, чтобы его привлекли к ответственности за то, что произошло. Если бы не он, я бы доехала до нашего пограничника, а там 12 км — и я дома.

Дело передают в Россию

Расследование уголовного дела продолжалось, водителю было предъявлено обвинение. По требованию следователей он являлся в Беларусь, а затем снова уезжал в Россию.

— Я даже не нанимала адвоката — меня уверили, что никакой моей вины в произошедшем нет и беспокоиться не о чем, — вспоминает Елена. — А в декабре я практически случайно узнала, что дело передают в Россию. Как, почему? Да, он гражданин другой страны, но ведь ДТП совершил здесь, приезжал сюда. А теперь меня просто ставят перед фактом: дальше расследованием будут заниматься российские следователи, срок предварительного расследования продлен на 6 месяцев. Простите, но я считаю, что таким образом этот человек просто пытается уйти от ответственности.

Из постановления о передаче уголовного дела: «Поступили ходатайства [водителя. — Прим. Onliner.by] на проведение дополнительных следственных действий, а также на передачу уголовного дела для дальнейшего производства предварительного расследования по месту его жительства в Российскую Федерацию. Явиться в УСК Республики Беларусь по Гродненской области он не может, о чем уведомил орган предварительного расследования посредством сети Интернет с подтверждением своего местоположения в Москве».

Вместе с тем, как уведомили Елену в Следственном комитете, согласно п. 1 ст. 72 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993, каждая договаривающаяся сторона обязуется по поручению другой договаривающейся стороны осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили на территории запрашивающей договаривающейся стороны преступление.

Из постановления о передаче уголовного дела: «Имеются правовые условия для осуществления уголовного преследования против [водителя BMW X5. — Прим. Onliner.by] в Российской Федерации за преступление, совершенное на территории Республики Беларусь».

К тому же поскольку водитель, который находится в России и является гражданином этой страны, отказался явиться в Беларусь, нет возможности принудить его сделать это. В соответствии со ст. 61 Конституции Российской Федерации гражданин этой страны не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

— Получается, что гражданин другой страны может приехать в Беларусь, совершить здесь преступление и уехать к себе домой. И по нашим законам его не привлекут к ответственности. При том что я знаю, что у него в Гродно есть родственники, и никто из них, кстати, пока я была в больнице, пока была на больничном, не предложил хоть какую-нибудь помощь, — возмущена женщина. — Если в белорусском законодательстве есть такой пробел, пусть его исправят. Если я первая, кто оказался в такой ситуации, пусть я же буду последней. Я хочу, чтобы этот человек ответил перед белорусским законом. Если это будет штраф — пусть будет штраф. Но это будет означать, что государство защищает собственных граждан.

Елена уже получила копию постановления о передаче уголовного дела.

Страховые выплаты

Все это время, которое прошло с момента ДТП на границе, мотоциклистка не могла получить страховые выплаты.

— Я писала жалобы куда только возможно, обращалась в прокуратуру, говорила со всеми в страховой компании, — рассказала Елена. — И только благодаря этому после Нового года (3 января, по-моему) мне выплатили деньги по страховке. Но речь только о материальном ущербе, то есть это выплата за разбитый мотоцикл. Что касается здоровья — никаких выплат не было.

Теперь женщина уверена: в подобных случаях не нужно никому верить и ни на кого полагаться.

— С самого первого дня следует обращаться к адвокатам и добиваться того, что положено по закону, — говорит она.

Помощь родных и друзей

— Я очень благодарна медикам в больнице, которые меня выхаживали. Мне очень помогла моя мама. И моя дочь — она ухаживала за мной дома, пытаясь в то же время как-то разрулить мои дела на работе, — рассказала Елена. — Важнее всего для меня то, что я не услышала ни одного упрека в том, что села на мотоцикл. Меня поддерживали, но не жалели, старались отвлечь от того, как я выгляжу, найти для меня какое-то занятие.

Женщина утверждает, что у нее не появилось страха ни перед дорогой, ни перед мотоциклами.

— Счастье в том, что есть друзья. И мотоциклетное братство — это не просто слова, я точно знаю. Через пару дней после того, как сняли гипс, меня приехали навестить мотоциклисты. Представляете, колонна «Харлеев» въехала в мой двор. Я, конечно, комплексовала, плакала, но они меня поддерживали. Вытягивали на свежий воздух, делали все, что могли. А сколько людей мне писали в соцсетях! Я со многими даже не была знакома, а они сопереживали моей ситуации, — говорит Елена.

Теперь ей уже легче. Хотя иногда все так же трудно бывает смириться с произошедшим.

— Я иногда думаю: ну остановись мы на одном лишнем светофоре, ну задержи меня на минутку поляк на границе — и ничего этого ведь не было бы...

Юридические услуги в сервисе Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!