UPD
16 февраля 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

По две стороны от тарифа. Кто в силах разрешить конфликт между диспетчерской и таксистами?

Похоже, маятник на рынке пассажирских перевозок качнулся в обратную сторону. Буквально несколько лет назад казалось, что еще чуть-чуть и Uber уйдет из Беларуси. Уж слишком часто и громко говорили о необходимости жестче регулировать водителей, выполняющих заказы через мобильное приложение. К счастью, этого не произошло — напротив, появились свои платформы, которые успешно развиваются. Но теперь уже традиционные диспетчерские службы вынуждены принимать контрмеры для выживания. Один из наиболее известных перевозчиков на рынке такси — служба «Столица 135» — заявил о снижении тарифов. Сразу же возмутились водители, которые вчера собирались возле «Чижовка-Арены». Корреспонденты Onliner.by выслушали мнения разных сторон и попытались разобраться, что происходит на рынке перевозок.

«Это 135 бастует»

...На парковку «Чижовка-Арены» один за одним заезжают автомобили с плафонами и желтыми наклейками на боках. Случайные прохожие, наблюдающие за процессией, недоуменно переглядываются: «Что за сходка?» Наконец кто-то проявляет осведомленность: «Это 135 бастует».

«Бастует» — громко сказано. Скорее собрались обсудить, что делать в связи с изменением ценовой политики службы такси. Де-факто произошло снижение тарифов — стало быть, таксисты будут получать меньше. При этом отчисления самой диспетчерской остались прежними. Не ясно, что возмутило водителей больше — сам факт вероятной потери части заработка или то, что перевозчик в этой ситуации себя не обделил.

— Тридцать пять, тридцать шесть, тридцать семь... — кто-то из участников решил посчитать количество приехавших автомобилей. Вышло около сотни.

Замечаем, что в основном машины ухоженные, местами встречается премиум-класс. Да, «Столица 135» всегда отличалась уровнем сервиса и отбором водителей. В нашем цикле двухгодичной давности «Тайный гость в такси» эта служба проявила себя лучше всех.

Что же произошло? В октябре прошлого года перевозчик решил повысить тарифы, многие водители восприняли это позитивно. Но пару дней назад, с 14 февраля, компания неожиданно объявила о снижении стоимости поездок. Теперь абонирование (в которое входят подача автомобиля и 3 км пути) тарифицируется по 4,5 рубля (было 6 рублей), 1 км поездки — по 55 копеек (было 70 копеек). Это означает, что с каждой поездки таксисты теперь будут получать меньше.

В то же время плата за заказ (сумма, которую таксист платит за услуги диспетчерской службы) осталась прежней — 1,3 рубля.

С одной стороны, пассажиры могут радоваться, с другой — водители такси взбудоражены: «Мы всегда были лицом службы, старались держать марку. Посмотрите, какие автомобили, какой за ними уход... Почему многие клиенты после октябрьского подорожания остались с нами? Знают, что это сервис, приедет нормальная машина, с непрокуренным салоном и адекватным водителем. А что теперь? Как с такими тарифами и за транспортным средством ухаживать, и нести расходы? Это нереально...»

— Наш заработок с чистого дохода снижается на 30%, — рассказывает водитель, представившаяся Людмилой. — У меня семья, двое детей... Сейчас я задумываюсь, оставаться ли в этом бизнесе. Разговаривали с диспетчерской службой два дня назад. Говорят: не нравится кому-то — мы готовы к оттоку водителей.

Людмила связывает сложившуюся ситуацию с приходом на рынок крупных игроков. Очевидно, речь идет в первую очередь об Uber и «Яндекс.Такси». По иронии последняя платформа в начале работы в Беларуси сотрудничала как раз со службой 135. Но сейчас заявила о новом формате.

— Считаю, что они хотят забрать наших пассажиров, — убеждена женщина. — Однако у нас желтые номера, таксометры, средства СКНО, а если еще вспомнить обслуживание автомобиля... В моем случае это половина заработка.

На вопрос, не рассматривала ли Людмила возможность начать работать с одним из мобильных приложений, отвечает категорическим отказом: «Это не выход. Там слишком низкие тарифы. Это работа даже не за еду. Убить автомобиль? Но я купила машину новой год назад».

Похожие мнения высказывают остальные таксисты, которых наконец призывают обсудить конкретные шаги. Правда, поначалу это напоминает просто выплеск эмоций.

— Это предел, точка кипения...

— Главный вопрос — в снижении тарифов!

— А плата за заказ? Я считал, что по нынешним тарифам мы должны платить 50 копеек.

Звучало много критических высказываний в адрес руководства компании. Однако было видно, что водители остерегаются совсем уж переходить на личности.

— Мы собрались, чтобы объединиться...

— Надо всех собрать, «Алмаз» подтянуть, сделать «Стоп-заказ», а кто будет работать... разбираться законными методами.

Первой реакцией на новость о понижении тарифов было предложение не брать заказы. Собравшиеся утверждали, что поддержавших в чате мессенджера эту инициативу якобы тут же отключали от системы. Правда, вскоре они смогли принимать заказы вновь.

Когда первые эмоции схлынули, все чаще стали звучать конкретные предложения. Было понятно, что многие собравшиеся не хотят уходить из службы, но нынешнее положение дел их тоже не устраивает.

— Пусть будет плата за заказ рубль десять, тогда это будет честно. Служба все-таки хорошая.

— Клиент не заметил повышения в октябре. Ребята, кто ездил на 135-ке, так и ездит на 135-ке. Это ж не ширпотреб какой-то...

Как известно, таксисты — народ горячий. Могут и крепким словцом отходить, и отказаться принимать заказы. Но чтобы сразу столько водителей собрались для обсуждения проблемы — повод должен быть по-настоящему веским. Вспомнили, когда такое случалось последний раз — ах да, несколько лет назад. На следующий день после объявления о запуске UberX съехались представители разных служб. Решали, что делать...

— Мы, водители, всегда старались поступать со своими клиентами порядочно, — у таксистки, которую обступили журналисты, в какой-то момент на лице даже появились слезы. — С нами поступили подло! Хотя бы обсудили пути и выход из ситуации, можно ведь было оставить старый тариф. Я посчитала все возможные затраты, которые несет индивидуальный предприниматель, честно работая с государством. Получилось, что один километр поездки должен стоить шестьдесят копеек. Тогда я выйду в ноль. Но в эту сумму я не включила амортизацию... Всегда считала, что наша служба — лучшая. А теперь мне обидно, что с нами так обошлись. То, что мне сказали по телефону... Это не было оскорблением, но оскорбило меня до глубины души своим смыслом: вы в этой службе больше работать не будете.

Конечно, возник вопрос: а что дальше? Куда пойдут водители, решившие разорвать отношения со службой 135? Мы спросили у некоторых таксистов: как они считают, предложат ли им лучшие условия другие диспетчерские? Мнение единогласное: нет. Но водители грозятся уйти «к другой» просто из принципа.

— Хотим, чтобы руководство диспетчерской службы нас услышало, — объясняет свою позицию таксист по имени Сергей. — Лично я не собираюсь махать шашкой, рассчитываю узнать позицию компании: чем продиктовано понижение тарифов? Компромиссный вариант — один. Если ситуация вынуждает понижать расценки, то нужно уходить от прямых затрат — желтых номеров, повышенных тарифов на страховки и так далее.

Фактически речь идет об уходе от традиционной формы работы через диспетчерскую. Некоторые водители видят выход в приеме заказов исключительно через приложение или сайт.

Сложно спорить, что в нынешней ситуации это кажется логичным. Дисбаланс в условиях работы очевиден: одни обременены многочисленными требованиями, вынуждены приобретать таксометры, средства СКНО, ездить с желтыми номерами... А для других словно действуют иные правила.

И вопрос не в том, чтобы ужесточить и в очередной раз волевым решением закрутить гайки. Нет, посыл простой: от регулятора ожидают в первую очередь послаблений, в частности уменьшения размера страховки, отмены необходимости ездить с желтыми номерами и пр.

В конце концов, уж если речь идет о неравных условиях, то было бы честно предоставить традиционным таксистам какой-нибудь бонус. В Вильнюсе, например, такие перевозчики могут ездить по полосам для общественного транспорта, в отличие от водителей, работающих исключительно на мобильные приложения.

«Яндекс.Такси»: «Взгляды на индустрию такси и на развитие бизнеса разошлись»

Многие связали понижение тарифа и последующее волнение водителей такси с объявлением о новом формате работы «Яндекс.Такси», которое определенное время сотрудничало как раз со службой 135. Ходили разговоры, что якобы произошло недопонимание. Некоторую ясность внес директор по развитию бизнеса «Яндекс.Такси» в России и Беларуси Алексей Федотов:

— С момента запуска «Яндекс.Такси» в Минске до конца прошлого года у нас был только один партнер — 135. Долгое время сервис работал в режиме тестирования (мы изучали рынок и ждали изменения законодательства), им пользовались в основном российские туристы, поэтому наличие одного партнера нас не смущало.

Мы благодарны партнеру за сотрудничество, но наши взгляды на индустрию такси и на развитие бизнеса разошлись, поэтому мы прекратили работать вместе.

Тем не менее мы очень довольны сотрудничеством со 135. Мы нашли в лице ребят грамотных и адекватных партнеров, благодаря им смогли протестировать и хорошо изучить рынок Беларуси. Напомним, эта страна стала для нас первым зарубежным рынком.

Представитель «Яндекс.Такси» также поделился некоторыми соображениями по поводу рынка пассажирских перевозок в Минске.

Так, эксперт считает, что в городе каждый месяц совершается 3—4 миллиона поездок на такси, при этом рынок еще не раскрыл свой потенциал:

«Мы видим на примере других стран, что доступность поездок для пассажиров, скорость подачи машин и работа над качеством — то, что приносит с собой крупная технологическая платформа — способствуют его значительному росту и вместе с тем повышению качества оказываемых услуг. Уверены, что так произойдет и в Беларуси».

Алексей Федотов назвал преимущества работы «Яндекс.Такси» в Беларуси: автомобильная маршрутизация с навигацией, учитывающей пробки; умная система распределения заказов, которая понимает, какой водитель доедет до пользователя быстрее всего; картографический сервис, который знает не только все улицы и адреса домов, но и расположенные в них организации; технологии машинного обучения, которые умеют прогнозировать спрос на поездки в разных районах города и направлять больше водителей в зоны повышенного спроса; алгоритм пешеходной маршрутизации, который в момент заказа автоматически предлагает, например, перейти на другую сторону дороги, чтобы поездка была дешевле, а такси приехало быстрее.

— Еще одно важное преимущество — строгий подход к безопасности, — заверил собеседник. — У нас есть свои технологии контроля водителей, хотя мы и не сотрудничаем с ними напрямую, а работаем только с таксопарками и диспетчерскими. Например, раз в несколько дней водитель должен с определенных ракурсов сфотографировать автомобиль и отправить снимки через водительское приложение «Яндекс.Таксометр». Система определит состояние транспортного средства и после этого откроет водителю доступ к заказам пользователей такси.

Комментарий службы «Столица 135»

Разумеется, мы не могли не переадресовать многие вопросы непосредственно представителям службы такси «Столица 135». Ответить на них согласилась заместитель директора Антонина Малашенка, которая детально описала сложившуюся ситуацию:

— Наиболее болезненный вопрос для водителей, которые работают с нашей службой, — снижение тарифов. Мы это хорошо понимаем. Однако должны заметить, что перевозчики умалчивают об одном существенном обстоятельстве. До последнего времени наши водители находились в наиболее выгодных условиях на рынке, обслуживая пассажиров по самым высоким тарифам в Минске при сравнительно одинаковой стоимости услуг диспетчерской службы. Однако так долго продолжаться не могло, и мы вынуждены были отреагировать, сделав стоимость поездки конкурентоспособной.

Плата за заказ, которую перечисляют таксисты диспетчерской службе, складывается из затрат. Все-таки у нас есть офис, штат диспетчеров, телефония... Это требует определенных расходов. Согласитесь, сравнивать компанию, работающую исключительно через мобильное приложение, и затраты традиционной диспетчерской службы не совсем уместно. У некоторых, вероятно, даже офиса нет, не говоря уже про штат специалистов, обрабатывающих звонки. Тем не менее на сегодня плата за заказ осталась точно такой же, как в других службах.

Хочу также обратить внимание, что есть категория заказов, которые стоят дешевле. Так, водители, имеющие многодетные семьи, получают льготы, а за некоторые заказы плата и вовсе не снимается.

— Почему принято решение о понижении тарифов? Ведь экономических предпосылок для этого нет: наоборот, топливо подорожало, курс рубля сильно не изменился.

— Это связано исключительно с ситуацией на рынке пассажирских перевозок. Например, у двух популярных приложений 1 км пути стоит 37 и 40 копеек соответственно. У нас было почти вдвое выше. Да, у наших водителей были лучше условия, но оставив все как есть, мы бы потеряли рынок.

Хочется заметить, что служба такси «Столица 135» получала довольно много положительных отзывов клиентов, которые отмечали уровень сервиса, более-менее ухоженные автомобили и минимальный риск столкнуться с хамским поведением водителей. Очевидно было, что проводится системная работа с таксистами. Прогнозировало ли руководство компании, принимая непопулярное решение для водителей, негативные последствия?

— Да, мы прекрасно понимаем чувства водителей — условия для них ухудшились. Но принятые меры позволят нам увеличить пассажиропоток и снизить время простоя. Рентабельность с одной заявки будет меньше, но клиентов станет больше.

Конечно, мы проводим определенную работу. Всем, кто приходит и звонит, объясняем. Тех, кто не согласен и не хочет работать, мы не можем заставить работать. Это их воля — они не нанятые сотрудники, а наши партнеры — индивидуальные предприниматели или водители компаний-перевозчиков, заключившие договор с диспетчерской службой. Но не исключаем, что водители пересмотрят позицию. Ведь в других службах аналогичные условия.

Повторюсь, что мы не вправе кого-то увольнять. Однако на днях было принято решение об отстранении от работы с пассажирами пяти водителей, которые, на наш взгляд, вели себя неадекватно.

С их стороны звучали оскорбления в адрес администрации, в том числе с использованием нецензурной брани, угроз криминального характера. Таких людей, разумеется, мы не могли допустить к обслуживанию пассажиров.

Нужно отметить, что после снижения тарифов планируем по-прежнему вести отбор водителей и контролировать качество услуг.

— Как, на ваш взгляд, игра на понижение повлияла на рынок? Диспетчерские будут закрываться или начнут трансформироваться?

— Сложно сказать. Сложилась диспропорция. Мы — традиционная диспетчерская служба, и наши водители выполняют все условия законодательства: имеют опознавательные элементы, желтые номера, таксометры, устройства СКНО... Требований немало, но насколько им соответствуют водители, работающие на мобильные приложения? Условия неравные. Неоднократно мы поднимали такие вопросы, в различных инстанциях. Однако... Транспортной инспекции проще проверить автомобиль, который обозначен наклейками и плафоном, чем искать машину, работающую по приложению.

Отдельно зашел разговор о сотрудничестве службы «Столица 135» и «Яндекс.Такси». Была информация, что якобы между партнерами произошло недопонимание, а с водителями, которые принимали заказы через данное приложение, даже расторгали договоры.

Антонина Малашенка отрицает, что имел место конфликт: «Был тестовый период, который, как и действие договора, закончился. Изначально партнеры не скрывали, что намерены развивать направление самостоятельно, как в других городах и странах.

Что касается отстранения от работы с диспетчерской. Это связано с несоблюдением условий нашего договора, по которому индивидуальный предприниматель или водитель перевозчика не имеет права обслуживать заказы других служб или приложений с логотипами нашей диспетчерской службы.

Те, кто соблюдает наши условия и выполняет заказы через другие приложения, нам хорошо известны и продолжают работать. То есть водитель может принимать заказ через „Яндекс.Такси“, но без наклеек нашей службы. В таком случае нарушения договора нет.

По поводу эконом-тарифа, по которому партнеры предлагали выполнять заказы. На тот момент у нас его просто не было. Соответственно, обслуживать клиентов „Яндекс.Такси“ по более низкому тарифу было бы неправильно. Также нам предлагали размещать наклейку „Яндекс.Такси“ на автомобили, однако данное условие мы посчитали неприемлемым, так как машины ездят и по нашим заказам, которые поступают через диспетчерскую по короткому номеру 135, наш сайт и мобильное приложение. Подчеркну, это скорее вопросы договоренностей между субъектами хозяйствования. Они предложили, мы отказались. Никаких конфликтов не было».

Дополнено

Вечером в пятницу, 16 февраля, в редакцию Onliner.by поступил комментарий директора ГУ «Столичный транспорт и связь» Валерия Шкуратова: «В настоящее время диспетчером такси 135 (СП ООО „Корис — Гуард“ и ООО „Городское такси“) обслуживается 1300 автомобилей-такси, которые выполняли около 240 тыс. заказов в месяц.

Однако с приходом на рынок ряда диспетчеров такси и электронных информационных систем, оказывающих услуги по перевозке пассажиров автомобилями-такси, наблюдается постоянное снижение количества заказов, поступающих диспетчерам такси СП ООО „Корис — Гуард“ и ООО „Городское такси“, и в январе 2018 г. оно составило 170 тыс. (снижение около 30%). Основной причиной неконкурентоспособности диспетчера такси 135 являлся высокий тариф на услуги по перевозке пассажиров автомобилями-такси (70 копеек за 1 км пробега). Например, тариф за 1 км пробега составляет: „Такси Алмаз 7788“ — 55 копеек, Uber — 37 копеек, „Яндекс.Такси“ — 40 копеек.

С целью привлечения клиентов, а именно жителей двухмиллионного города, диспетчером такси 135 было объявлено снижение тарифа за 1 км пробега до 55 копеек. Аналогичные тарифы использует большинство диспетчеров такси г. Минска.

По нашему мнению, принятые меры позволят воспользоваться услугами по перевозке пассажиров автомобилями-такси наибольшему количеству горожан и гостей столицы».


Очевидно, что это не просто конфликт между двумя сторонами — водителями и диспетчерской службой. Ситуация спровоцирована обстановкой на рынке пассажирских перевозок, где наблюдается дисбаланс в правилах существования. И пока кто-то будет закрывать глаза, делая вид, что это суровые игры рынка, а официальных обращений не поступало, проблема сама собой не разрешится.

Тонометры в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка
Без комментариев