На старте ретроралли: полуистребитель-полутрицикл Messerschmitt KR200

32 316
151
05 марта 2018 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков

На старте ретроралли: полуистребитель-полутрицикл Messerschmitt KR200

Говорят, на свете существует только два вида автомобилей: новые и те, что с душой. И чем старше машина, тем душевней ее история. С приходом весны мы открываем новую рубрику — о самых раритетных моделях с «выдержкой» более чем в 40 лет. Многие из этих автомобилей можно встретить в Беларуси в единственном экземпляре. Да и то встреча выдается недолгой — олдтаймеры покидают гаражи коллекционеров только по особым случаям. Публика встречает такое транспортное средство, скажем, на параде и недоумевает: а что же это за аппарат? Попробуем исправить несправедливость неизвестности.

Первый экспонат в нашей коллекции обзоров редких ретрокаров — довольно странный автомобиль (а вернее сказать, мотоколяска) Messerschmitt KR200 родом из конца 50-х. Он, как и десятки других эксклюзивных машин, появится на улицах столицы во время ретроралли 9 июня. В этом году организаторы несколько изменили формат мероприятия, желая превратить «покатушки» в настоящий городской праздник. Все описанные в данной рубрике транспортные средства можно будет детально изучить на площадке у Национальной библиотеки. Любой раритет вдвойне интереснее рассматривать, зная хотя бы каплю его истории. Так что без лишних отлагательств займемся заполнением пробелов.

Компания Messerschmitt всем, даже не большим любителям военной истории, известна своими самолетами. Истребители и бомбардировщики использовались Германией во времена Второй мировой войны. Хотя начинал Вилли Мессершмитт с планеров и спортивных аппаратов. Самолетный дух передался и KR200. И дело даже не во внешнем дизайне или крыше, откидывающейся в правую сторону. Тут более тонкие материи. Усаживаясь в автомобиль, сложно не почувствовать себя пилотом. Покорение воздуха ощущается и в последовательной посадке (пассажир за водителем), и в штурвале, заменившем руль, и в оформлении приборной панели. А после того как Messerschmitt без труда завелся и провез нас первые 100 метров, показалось, что сейчас взлетим. Механизм штурвала присоединен непосредственно к рулевым тягам передних колес, отчего чувствительность неимоверная даже к небольшим движениям (на заснеженной дороге стоит быть еще более осторожным). Посадка очень низкая, верхнеподвесная дверь-«капсула» (как в истребителях) не имеет полноценных стоек, а мотор ровно тарахтит где-то позади пассажирского сиденья — все это вкупе дарит то самое самолетное чувство разгона перед отрывом от земли.

В условиях минской заснеженной весны приходится себя контролировать — привод-то задний. Плюс ко всему ведет только одно колесо. Кто гонял на зимних картах, тот поймет опасения ошибиться с поворотом штурвала. А стоит раритет прилично. И пусть по комфорту мотоколяску действительно можно сравнивать с картом (заметим, даже печка в KR200 не предусмотрена), сам процесс движения несопоставим.

А начиналась история этой модели с того, что компании после окончания Второй мировой войны запретили выпускать самолеты. Тогда herr Messerschmitt объединился с авиационным инженером Фрицем Фенд. Последний предоставил трехколесную мотоколяску в качестве базы. Это было в 1952-м, а спустя три года на свет появился KR200. Аббревиатура обозначает Kabinenroller — то есть мотороллер с кабиной. Небольшой вес, максимальная скорость в 90 км/ч, расчет на инвалидов среди ветеранов войны обеспечили машине успех. Однако выпуск этих маленьких, но шустрых «трициклов» продлился всего девять лет.

Давайте заглянем внутрь KR200. Слева на панели — рычажок подсоса топлива, который нужно тянуть на себя (обязательный атрибут автомобилей тех лет). Далее, слева направо, следуют лампочки-индикаторы света фар вместе с переключателем. А вот дальний свет включается с помощью педали слева от сцепления. Поэтому здесь их четыре. Задние фары на белорусской машине — не оригинал. Эту модель привезли из Германии, где существуют свои требования к осветительным приборам на транспортных средствах. Предыдущему владельцу пришлось подчиниться правилам и интегрировать нестоковые лампы.

Рычаг переключения передач разместили на стенке, к которой крепится крыша, — то есть справа от водителя. Четырехступенчатая трансмиссия переключается по-мотоциклетному — последовательно. Причем нельзя просто взять и включить заднюю. Чтобы начать движение задним ходом, приходится глушить двигатель, утапливать середину замка зажигания и вновь запускать мотор. Теперь он работает с тем же задорным треском, но крутится в обратную сторону. А коробка работает по-прежнему — неизменные четыре передачи. О том, в каком направлении крутится двигатель, можно судить по показаниям лампочек, спрятавшихся за спидометром справа от руля: красный цвет — едем вперед, зеленый — движемся обратно. За комфорт отвечают разве что карманчики для мелочевки, стеклоочистители и, собственно, крыша над головой. Хотя даже в те времена думали об удобной посадке — водительское кресло приподнимается, чтобы пилоту было удобно разместиться в капсуле и протянуть ноги к педалям.

Двигатель разместился в задней части кузова. Мощность двухтактного одноцилиндрового мотора объемом в 191 кубический сантиметр, составляющая примерно 10 л. с., может вызвать улыбку у современного автовладельца. При этом благодаря «самолетной» аэродинамике и малому весу машина разгоняется до скорости более 80 км/ч. Заявленный расход топлива составлял 3,2 литра на 100 км. В нынешние времена владельцам ретромобилей приходится стараться, чтобы найти АИ-72. Ведущее колесо только одно, зато на все три установлены гидравлические амортизаторы. Ну а своим особым треском автомобиль обязан не менее специфической выхлопной трубе, расположенной вертикально.

Этот экземпляр появился в Беларуси сравнительно недавно — прошедшим летом. Немецкая история его неизвестна. Сейчас вспоминают разве что конфузы растаможки: с одной стороны, у машины две оси, с другой — три колеса. Вот и возник спор, как именно квалифицировать KR200: как мотоцикл, трицикл или автомобиль? При первом варианте таможенники требуют 50% от стоимости, при втором — 0,58 евро за «кубик». Финансовая разница в данном случае колоссальна. После недолгих дискуссий на границе все же было решено назвать сей аппарат автомобилем. Ну или автомобильчиком. В любом случае для модели Messerschmitt, чей выпуск закончился в далеком 1964-м, уготована новая история. Напомним, прикоснуться к ней можно будет 9 июня во время ретроралли.

 

Комплекты ксенона в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков
ОБСУЖДЕНИЕ