Первый проект по каршерингу — сервису по аренде автомобилей на короткое время — появился в Минске относительно недавно. Такая услуга оказывается во многих городах по всему миру и предлагает клиентам ряд преимуществ. По сути, это возможность отказаться от собственной машины. Если нужен автомобиль — его можно просто арендовать. Впрочем, несмотря на все плюсы, массовым каршеринг в Беларуси пока не стал. Так есть ли у сервиса будущее в нашей стране? Об этом мы поговорили с руководителем нового проекта WestGroup, запуск которого назначен на ближайшее время.
Существует несколько принципиальных отличий каршеринга от традиционной услуги сдачи автомобиля в прокат. Подробнее об этом рассказала Вероника Шрубок, руководитель проекта WestGroup.
— Во-первых, клиенту не обязательно арендовать машину на сутки или больше. Он может воспользоваться авто, чтобы решить какие-то насущные дела. Каршеринг не устанавливает минимальных сроков: оплата поминутная, можно взять машину просто для того, чтобы доехать из одной точки в другую.
Второе существенное отличие — клиенту не обязательно каждый раз являться в офис проката автомобилей, заключать договор, брать машину со стоянки и возвращать обратно. Это принцип работы каршеринга: в идеале во всех уголках города находятся авто, доступные для аренды. Пользователь сервиса выбирает машину, расположенную поблизости, совершает поездку и оставляет транспортное средство там, где ему удобно (разумеется, соблюдая правила дорожного движения).
Когда на белорусском рынке перевозок появился проект DriveTime, о котором мы писали ранее, клиентам предлагалось приехать в офис компании, где необходимо было заключить договор, предоставив пакет документов. По такому же принципу в тот момент работали европейский DriveNow и российские «Делимобиль» и BelcaCar.
— Мы захотели упростить эту процедуру. Зарегистрироваться в системе можно будет через мобильное приложение, а договор оферты опубликован на нашем сайте.
Сервис не вводит значительных ограничений для регистрации клиентов. Разумеется, у пользователя должно быть действующее водительское удостоверение. Кроме того, водителю должно быть не менее 19 лет, обязательный стаж за рулем — не менее одного года. С самого начала компания решила работать и с иностранными гражданами.
— Мы планируем, что регистрация в системе будет осуществляться следующим образом: клиент скачивает приложение, заполняет все необходимые графы и предоставляет требуемые документы (потребуется фото паспорта и водительского удостоверения). Еще одно обязательное условие — привязка банковской карты для оплаты услуги. После этого каждая заявка будет обрабатываться. По нашему опыту время проверки составит до двух часов. Мы считаем, что это комфортный период ожидания. Когда процедура завершена, пользователь появляется в системе и может выбирать авто.
— Такие действия необходимо будет повторять всякий раз, желая воспользоваться каршерингом?
— Нет, это только регистрация. Пройдя ее, клиенту достаточно будет прислать селфи со своим водительским удостоверением на фоне арендуемого авто. Старую фотографию, кстати, загрузить не удастся — программа сама предложит сделать актуальный снимок. Эти меры необходимы ради безопасности: мы должны быть уверены в том, что передаем машину человеку, который имеет право садиться за руль.
— Возможно ли каким-то образом проверить, что водитель находится в трезвом состоянии?
— Мы думали, как это осуществить, рассматривали вариант с установкой специального алкотестера, в который было бы необходимо дышать. Но пришли к выводу, что такая система будет неэффективной: мы просто не сможем гарантировать, что проверку прошел непосредственно водитель, а не его пассажир либо вообще сторонний человек. Мы осознаем, что с учетом действующего законодательства существует определенный риск. И напоминаем, что за совершенные правонарушения отвечать в первую очередь будет сам водитель.
Запустив приложение и пройдя регистрацию, клиент увидит карту, на которой точками обозначены автомобили, доступные для аренды. При выборе машины появляется дополнительная информация: марка, модель, тип трансмиссии.
— Передавая автомобиль в пользование клиентов, компания рискует, ведь при эксплуатации машина может быть повреждена. Как вы намерены решать подобные проблемы?
— Автомобили застрахованы. Мы не сталкивались с какими-либо проблемами касательно выплат, поэтому не слишком переживаем на этот счет. Наибольший негатив связан с вандальским поведением — от этого никуда не уйти. Знаем о случаях, когда в Вильнюсе и Москве разукомплектовывали машины, полученные через каршеринг. Злоумышленников потом, кстати, находили.
В Беларуси и России используются черные базы клиентов. Там появляется проверенная информация о любом серьезном нарушении: например, разбил автомобиль и пытался уйти от ответственности, попался пьяным за рулем, регулярно нарушает ПДД. Сами понимаете, что никто не рискнет дать машину такому человеку.
— Как быть с «письмами счастья»? Кто будет отвечать за превышения скорости?
— Тот, кто превысил. Эта система давно опробована — штраф будет переадресован клиенту, в чьем пользовании находился автомобиль в указанное время.
— Есть ли возможность заранее отследить, что водитель, к примеру, опасно лихачит, ведет себя слишком агрессивно?
— Конечно, платформа, с который мы работаем, предоставляет нам определенный контроль над автомобилем. Если возникнут какие-либо опасения, клиенту будет выслано предупреждение, с ним свяжется наш сотрудник. Если это не возымеет никакого действия, у нас даже есть возможность принудительно заглушить машину.
— В каких случаях это может быть сделано?
— Например, если мы увидим, что водитель собирается пересечь границу Беларуси. В подобные истории попадали наши прокатные автомобили. Были своевременно приняты адекватные меры, ничего плохого не случилось.
— Наш проект полностью белорусский, финансирование банковское. Начинаем с автопарком в 30 машин. Это, к слову, наши собственные автомобили, — рассказала Вероника Шрубок.
— Вы проводили изучение рынка? Какое количество авто должно быть в Минске для эффективной работы каршеринга?
— Белорусский рынок в достаточной степени не изучен, просто не накоплен необходимый опыт. Российские специалисты, проводя исследование по аналогии с ситуацией на своем рынке, пришли к выводу, что Минску необходимо 2000 машин в каршеринге. Мы пока поостережемся делать такие выводы: хотим посмотреть на развитие ситуации.
— Две тысячи автомобилей — внушительное количество. Но 30 машин — не слишком ли это мало? Будет ли у пользователя уверенность в том, что он найдет подходящий вариант в нужное ему время?
— Конечно, мы отдаем себе отчет, что никто не поедет из центра города, скажем, в Шабаны за ближайшим свободным автомобилем. В планах увеличение нашего автопарка до 300 машин — это реальная цифра.
На стоянке возле офиса компании стоят Kia Rio и Hyundai Solaris. Вероника Шрубок говорит, что на модели этого класса будет сделана основная ставка в новом сервисе.
— Мы предложим нашим клиентам два класса автомобилей: средний и бизнес. Основу автопарка на данный момент составляют Kia Rio, Hyundai Solaris, Skoda Rapid и Volkswagen Polo. Проводим определенный эксперимент с Toyota Aygo — небольшими привлекательными машинами. Посмотрим, будут ли они пользоваться популярностью.
Наш опыт в аренде авто подсказывает, что есть клиенты, которые привыкли ездить на машинах премиального класса. Мы учли это, чтобы удовлетворить все запросы. Однако какие автомобили будут представлены в бизнес-классе — пока секрет.
Нужно отметить, что конкуренты из DriveTime также говорили, что в их автопарке будут модели того же уровня — Hyundai Solaris, Renault Sandero, Skoda Rapid.
Да и в Uber значительную часть автопарка составляют машины вроде Volkswagen Polo.
Кроме того, WestGroup предложит клиентам автомобили как с механической, так и с автоматической коробкой передач. Стоимость аренды будет одинаковой, все зависит от привычки водителя.
Компания проводит опрос среди своих клиентов, чтобы узнать, как они отнесутся к брендированию машин.
— Мы общались на эту тему с представителями Uber, и они поделились своим опытом. Многие клиенты ценят то, что пользуются, по сути, обычными автомобилями, без наклеек и прочей коммерческой атрибутики. Мы же пока рассматриваем этот вопрос.
WestGroup использует российскую разработку MongeoCar.
— Мы довольны этим продуктом. С учетом специфики разработчики готовы адаптировать платформу именно под нас, — заверила Вероника Шрубок.
— Можно ожидать какие-то особые опции?
— Конечно. Одна из них — это дистанционный запуск двигателя. То есть клиент сможет сам выбрать, когда машина заведется, чтобы успеть прогреться к его приходу. Или летом, когда жарко, водитель сможет заблаговременно включить кондиционер и сядет в авто, где поддерживается комфортная температура. Еще одна идея появилась на основе российского опыта. Несколько лет назад, когда в Москве были сильнейшие морозы, многие арендные машины просто не смогли завестись. Чтобы избежать такого, в случае необходимости мы сможем настроить работу двигателя каждого нашего авто: они будут периодически заводиться и прогреваться, чтобы гарантированно быть готовыми к поездке.
Вероника Шрубок считает, что при определенных обстоятельствах клиентом каршеринга может стать любой водитель. Поэтому целевую аудиторию в компании определяют максимально широко.
— Основных категорий клиентов, как нам кажется, три. Во-первых, это автомобилисты, которые по какой-то причине не могут воспользоваться своим транспортным средством. Например, машина находится на СТО. Вторая категория — это активные люди, которым автомобиль нужен для решения неотложных дел. Третья ставка — иностранцы, которые приезжают в Беларусь без машины, но привыкли находиться за рулем.
— Таким образом, все службы и приложения, работающие по принципу такси, являются вашими конкурентами?
— Отчасти. Если мы подразумеваем вечерний город с тусовщиками, то они, вероятно, выберут такси. Клиент каршеринга — это скорее тот, кому нужно помотаться, что-то сделать, решить вопросы либо куда-то съездить. Мы определили для себя, что зона работы нашего каршеринга — это вся Беларусь. Ездить можно будет везде, но оставлять машину, по крайней мере поначалу, нужно будет только в областных центрах.
— Это значит, что у жителей регионов тоже будет возможность воспользоваться каршерингом?
— В будущем — возможно. Пока мы не собираемся целенаправленно расставлять наши автомобили в других регионах. Но если кто-то возьмет машину в Минске, приедет на ней, скажем, в Брест и там оставит — то, конечно же, любой наш клиент в Бресте сможет эту машину арендовать.
— Каршеринг, по сути, уже существует в Минске, но особой популярности не снискал. Как вам кажется, почему?
— Одна из причин — слишком мало машин. Скажем так, у нас есть видение того, как вести этот бизнес, как завоевать рынок. Надеемся, что мы сможем избежать чужих ошибок.
На первых порах WestGroup запускает четыре тарифа: «Минутный» (для среднего и бизнес-класса) и «Суточный» (также для двух классов).
Расценки следующие:
Название тарифа | «Минутный» | «Минутный» (бизнес) |
Стоимость за 1 минуту | 29 копеек | 58 копеек |
В стоимость тарифа «Минутный» включены 70 км. За превышение километража придется доплатить.
Название тарифа | «Суточный» | «Суточный» (бизнес) |
Стоимость за сутки | 99 рублей | 198 рублей |
В стоимость тарифа «Суточный» включены 350 км.
Между тем у конкурентов из DriveTime, к примеру, есть аналогичный тариф «Минутный» — 29 копеек. Суточный тариф у этого сервиса дешевле — 79 рублей при включенных 300 км. Кроме того, существует тариф «Сутки 45»: стоимость 45 рублей, но в нее включены только 45 км пути.
Сложнее сравнивать стоимость каршеринга и, к примеру, услуг Uber. Здесь все зависит от дальности поездки и затраченного на нее времени. Кроме того, может действовать повышающий коэффициент.
В настоящее время минимальная стоимость подачи автомобиля Uber составляет в Минске 1 рубль 80 копеек. Минимальный тариф — 3 рубля 30 копеек. Каждый следующий километр пути обойдется не менее чем в 37 копеек, каждая минута — как минимум в 5 копеек.
Если говорить понятнее, то 10-километровая поездка по городу не в час пик и при нулевом коэффициенте будет стоить на Uber порядка 6—7 рублей и займет примерно 15—20 минут.
Смартфоны в каталоге Onliner.by
Читайте также:
В меру новостей, в меру мемов и много веселья в нашем сообществе в VK
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by