09 декабря 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

«Выгоднее, чем такси и Uber». В Минске запускают проект по каршерингу

На рынок перевозок Беларуси вот-вот придет новый игрок, который откроет незнакомую нам до сих пор услугу по каршерингу. Арендовать машину (без водителя) на короткое время, да хоть на пять минут, можно будет со смартфона буквально одним нажатием кнопки. Во всяком случае, минская компания DriveTime заявляет именно о таких планах. Сервис позиционирует себя как новый вид общественного транспорта. И более выгодный, чем такси или Uber. У нас появились десятки вопросов, главный из которых такой: как в белорусских условиях, где есть жесткие меры по конфискации авто за пьяное вождение, вообще можно реализовать такой проект? Оказалось, это осознанный риск, а бизнес-модель основана на европейских, американских и российских примерах с поправкой на нашу специфику.

Когда мы тестировали сервис DriveNow в Берлине, то мечтательно вздыхали: «Эх, нам бы такое!» Уж слишком много препятствий, в том числе законодательного характера, виделось для вхождения на наш рынок. Казалось, крупные игроки не пойдут на риски. Поэтому когда получили пресс-релиз о громком запуске от никому неизвестной компании, очень удивились и поначалу были настроены весьма скептически.

Некоторые сомнения были развеяны во время встречи с учредителями новой компании DriveTime — Иваном Дылевичем и Иваном Желтоногиным и представителем российской фирмы — разработчика технологии Mongeo Connected Technology Дмитрием Смирновым.

— У меня брат переехал жить в Германию. Первое, что он сделал, — продал машину. Сейчас для передвижения по городу использует велосипед и каршеринг, — рассказывает Иван Дылевич. — Я сам попробовал сервис и удивился, насколько это удобно. Так почему бы не реализовать такое в Беларуси? И вот около года мы уже плотно занимаемся проектом. Даже приступили к тестированию. Открытый его этап намечен на январь.

Один из руководителей DriveTime Иван Дылевич

Готовясь к встрече, мы пытались хоть что-нибудь узнать про компанию DriveTime, но сведений о ней практически нет. Этому, как оказалось, есть объяснение. По словам наших собеседников, фирма и торговый знак зарегистрированы совсем недавно — под проект каршеринга. Но основатели не новички в аренде автомобилей — более четырех лет занимаются прокатом машин, а стало быть, специфику знают не понаслышке.

На первых порах в Минске будет около 50 брендированных авто. Парк еще не сформирован, однако критерии определены — «бюджетники» российской сборки, в максимальной комплектации, с автоматической коробкой передач. Это могут быть Hyundai Solaris, Renault Sandero, Skoda Rapid и др.

Когда речь зашла о принципах работы, нам это очень напомнило схему европейского DriveNow или российских «Делимобиля» и BelcaCar. Первым делом пользователю нужно прийти в офис и заключить договор. К моменту запуска будет работать несколько точек в Минске, впоследствии они появятся и в других городах Беларуси.

— Потребуются лишь паспорт и водительское удостоверение, в крайнем случае — медсправка (если в правах имеется отметка, что они без заключения врача недействительны), — отметили в DriveTime. Учредители компании уверяют, что кипу документов предоставлять не нужно, а вскоре, не исключено, регистрацию можно будет пройти вообще через приложение, выслав фото паспорта и водительского удостоверения.

Однако есть несколько существенных ограничений: заключать договоры планируется только с более-менее опытными водителями. Не имеющим достаточного опыта может быть отказано.

Также сотрудники компании оставляют за собой право отказать злостным нарушителям скоростного режима или водителям, которые ранее лишались прав за пьянку. «Планируется проверять новых клиентов на отрицательную историю», — предупреждают в DriveTime.

После оформления договора, который надо заключить только перед первой поездкой, клиент получит логин и пароль. Необходимо будет скачать бесплатное приложение (для iOS и Android) и авторизоваться. Дальше все просто. На карте отобразятся все свободные автомобили. Нажав на иконку, можно будет увидеть описание машины, примерное количество топлива в баке и фото.

Пиар-менеджер DriveTime Марина Громова

Выбрав понравившийся автомобиль (обычно это ближайший), пользователь получает временной диапазон, за который можно добраться до машины. В Берлине на это отведено 15 минут, в Москве — 20 минут, сколько будет в Минске — пока неизвестно. Если человек не успеет, то ему придет уведомление, мол, закончилось время ожидания и автомобиль снова попадет в список доступных.

— Как машины будут распределяться по городу? Вдруг получится так, что все они окажутся на окраинах, а в центре — ни одной? — спрашиваем.

— Этот вопрос рассматривался. В Минске по нашему заказу проводили специальное исследование, во время которого были определены горячие точки. При необходимости специальная техническая служба будет переставлять автомобили в места повышенного спроса, — заверили представители DriveTime.

Самым необычным является то, что пользователю придется принимать машину — на это выделят три минуты. В случае с DriveNow алгоритм реализован с помощью бортового компьютера — требуется ответить на ряд вопросов и подтвердить, что автомобиль не поврежден и с ним все в порядке.

Аналогичные действия придется проделать и у нас. Только не через бортовой компьютер, а непосредственно в приложении. Отметив несколько пунктов, новый арендатор берет на себя ответственность за авто.

Разумеется, компания не полагается исключительно на внимательность пользователя. Все машины планируется оснастить датчиками, и в случае серьезной аварии диспетчер системы получит тревожное сообщение. Более того, без ведома оператора нельзя будет даже открыть капот или багажник. Клиенту позвонят и вежливо поинтересуются: «Зачем понадобился доступ к моторному отсеку?» Это сделано в первую очередь для предупреждения злоупотреблений и чтобы ни у кого не возникло желания, допустим, разукомплектовать арендованный автомобиль.

— Предполагается также использовать обратную связь, — продолжают сотрудники DriveTime. — Например, если после предыдущего пользователя машина осталась грязной или в салоне мусор, то можно будет оставить отзыв об этом клиенте. А мы учтем информацию.

Как говорят представители компании, будет составлен стоп-лист, в который попадут нежелательные клиенты. Туда отправят не только грязнуль, но также агрессивных водителей.

Система, полагаясь на датчики, сможет анализировать стиль вождения. Если пользователь регулярно резко разгоняется и так же тормозит, дрифтует или превышает скорость, сначала поступит предупреждение от диспетчера. Водитель не внял рекомендациям? Его отправляют в блэк-лист, а действие договора приостанавливают. То есть «убивать» арендную машину никто не позволит.

Обратная ситуация: человек аккуратно использует автомобиль и система это видит. Таких клиентов компания намерена поощрять бесплатными минутами аренды машины и другими «плюшками».

Но вернемся к автомобилю. Вот человек забронировал и нашел машину. Открыл с помощью приложения и одобрил состояние. Как только началась аренда — придется платить. Сколько? Предполагается ввести несколько тарифов — в зависимости от времени проката и километража. Также стоимость будет зависеть от региона использования: в Минске один тариф, на загородной дороге — другой (условно дачный, более дешевый).

— Это будет выгоднее, чем такси или Uber, — уклончиво отвечают на вопрос о расценках наши собеседники. — Скажем, сейчас прокат автомобиля в Минске стоит от 40 до 60 деноминированных рублей в сутки. Но если машина нужна только на 20 минут, чтобы завезти тяжелые пакеты из магазина домой? Каршеринг в этом смысле будет оптимальным решением, в особенности при поездке на большие расстояния. Чем дальше — тем выгоднее.

Дмитрий Смирнов

Ограничения по длительности использования автомобиля не будет. Машину можно оставить в режим ожидания — тогда включится льготный тариф, но каждая минута все равно будет стоить денег. Что же касается платных уличных парковок, то пользователи каршеринга смогут спокойно оставлять там автомобили — сервис собирается приобрести абонементы. Отметим, что в Европе самые удобные места на паркингах забронированы как раз сервисами каршеринга.

По окончании аренды оставлять машину можно везде, где разрешено по ПДД. То есть возвращать авто туда, где вы его брали, не нужно. Однако есть ограничения. Во-первых, на момент запуска это можно будет сделать только в Минске. Во-вторых, нельзя будет завершить аренду, оставив машину на закрытой территории. Например, прокатный автомобиль нельзя будет бросить на стоянке ТД «Ждановичи» — сервис просто не позволит завершить процесс. Постепенно приложение пополнится списком таких парковок «за шлагбаумом».

Бóльшую часть времени мы говорили, конечно, о возможных злоупотреблениях. Ощущение такое: риски изучали детально и все в договоре обещают учесть. К примеру, «письма счастья» за скорость переадресуют пользователю, у которого машина находилась в момент нарушения. В случае ДТП потребуется не только вызвать ГАИ, но и сообщить о случившемся диспетчеру системы — на место происшествия, если это возможно, выедет аварийный комиссар. При попытке покинуть пределы Беларуси (пользоваться автомобилем разрешено только на территории нашей страны) диспетчер просто заглушит двигатель — система позволит сделать это дистанционно.

— Да, не все моменты мы сможем контролировать, — признают сотрудники DriveTime. — Допустим, пользователь передаст управление автомобилем другому человеку (что будет запрещено по договору). Но ответственность в случае аварии или иной нештатной ситуации будет нести именно арендатор, что будет оговорено в документах.

Отдельный вопрос касается конфискации авто за пьяное вождение. Как показывает практика, законодательство не смотрит, кому принадлежит машина: управлял нетрезвый «повторник» — значит, изъять! Нет никакой гарантии, что за рулем арендного автомобиля не окажется такой рецидивист. И что потом?

— В этом смысле мы идем на осознанные риски, но стараемся минимизировать их, — объясняют в компании. — Как говорилось выше, будет проводиться тщательная проверка истории водителя. При этом мы прекрасно понимаем, что есть люди, которые могут попасться пьяными дважды в течение суток. Но от такой опасности не избавлено ни одно транспортное предприятие страны — ни автопарки, ни сельхозпредприятия, ни прокатные компании. В худшем случае после конфискации мы сможем предъявить регрессный иск арендатору.

Впрочем, довольно о рисках! Подобные сервисы призваны облегчать жизнь горожанам, а небольшой процент злоупотреблений не идет в счет. Как показывает опыт Европы и России, каршеринг стремительно набирает популярность. «Подобный проект был запущен около года назад в Вильнюсе. Начиналось все с 50 автомобилей, сейчас в системе задействовано 600 машин», — приводят такой пример собеседники.

— Каршеринг — решение для нерегулярных поездок, — убежден Иван Желтоногин. — Мы подчеркиваем, что не являемся конкурентом такси или Uber, однако использование нашего сервиса более выгодно. Он скорее будет служить дополнением к общественному транспорту, позволять горожанам более комфортно решать повседневные задачи. Кому-то нужно добраться до ночного клуба или подвезти девушку, кому-то — перевезти на дачу рассаду.

Иван Желтоногин

Идеальный сервис каршеринга в западных городах построен так, что поблизости всегда можно найти свободную машину. В результате берлинец или лондонец не обременен расходами на обслуживание собственного автомобиля, страховку, налоги, стоянку, заправку и так далее. При этом в любой момент, если остро понадобилось, он может запустить приложение и найти транспортное средство.

Так же, как в Германии или России, обслуживать машины, следить за их внешним видом, доливать «омывайку» и пр. будет техническая служба. Как утверждают представители компании, это будет осуществляться ежедневно. Впрочем, если пользователю захотелось заправить автомобиль, то он сможет сделать это самостоятельно. Нужно обратиться к диспетчеру. Через некоторое время «эсэмэской» пришлют код от «таблетки» и укажут ближайшую заправку. За это начислят дополнительные 10—15 минут пользования автомобилем.

Особенная гордость сервиса — технологическая платформа и оборудование MongeoCar, которые могут легко подстраиваться под новые потребности. Система была создана два года назад в России, но в проекте участвовали также белорусские разработчики. Как заверил Дмитрий Смирнов, именно на этой платформе начинал российский «Делимобиль» и продолжает работать BelcaCar.


Бóльшую часть времени наши личные автомобили стоят на парковках и ждут, пока мы работаем, утоляем голод или спим. Если задуматься, то машина, главное предназначение которой двигаться, в основном находится в статике. Каршеринг в корне ломает такой подход. С одной стороны, игрок зарабатывает на максимально выгодном использовании автомобиля, с другой — пользователи получают возможность не привязываться к конкретному транспортному средству, но все равно иметь под рукой условно свою машину.

Смартфоны в каталоге Onliner.by

Читайте также:

«Большинству не так важна марка и год выпуска автомобиля». Прошел год с момента прихода Uber в Беларусь

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков