На старте ретроралли. «Чиновничий» ЗИЛ-115, недостижимый для обыкновенных советских граждан

01 апреля 2018 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Малиновский

На старте ретроралли. «Чиновничий» ЗИЛ-115, недостижимый для обыкновенных советских граждан

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Малиновский

«Простым людям такое и не снилось», — вот что первое приходит в голову, когда смотришь на этот олдтаймер. Возможно, снаружи она «кирпичная», а премиум-статус подчеркивает разве что ее длина, однако внутри все иначе. Во времена, когда москвичи мечтали о «Запорожце», а жители Запорожья копили на «Москвич», правительственной верхушке СССР поставляли на тот момент супермашины. Шел 1978 год, чиновники разных мастей бились за модель 115 (позже — 4104) от завода имени Лихачева, всячески пытаясь пересесть на новинку со своих «Чаек». Но не всем было положено. Раскинувшись на заднем диване лимузина, мы поняли почему.

«Когда ехал на ЗИЛе из Москвы, незаметно для самого себя разогнался до максимума, — говорит механик, демонстрируя лимузин. — Взглянул на стрелку спидометра, а она уже за 200 км/ч перевалила. А главное — машине хоть бы хны. Едет ровно, двигатель не ревет. Бесспорно, этот образец автомобилестроения шедеврален для советских времен». Посмотреть и потрогать шедевр можно будет во время ретроралли 9 июня на площадках у Национальной библиотеки и Дворца республики.

Известно, что 115-й обладает уникальным свойством: он никогда не переворачивается на крышу. Что бы ни случилось, каким бы ни был удар при ДТП, ЗИЛ не опрокинется. Этой особенностью он обязан не только длинной базе (6,339 метра) и торсионной подвеске, но и размещению мотора: его поместили максимально низко. А двигатель тут огромный — атмосферный четырехтактный 7,7-литровый V8 с максимальной мощностью в 315 л. с. при 4600 об/мин. Попробуйте отгадать, каков расход у такого агрегата, с учетом того, что механик по дороге из российской столицы в белорусскую делал остановки чуть ли не на каждой АЗС, а в баке помещается 120 литров. Не будем тянуть: автомобиль пожирает 22 литра бензина на сотню километров. Предпочитает АИ-98.

Сидеть в этом «черном крокодиле» спереди откровенно неудобно. Очевидно, шофер и охранник не должны были чувствовать себя так же хорошо, как и начальник, сидящий позади. Интересный момент: передние кресла выполнены в коже, а задние — для элиты — из велюра. А ведь в современных объявлениях хвастают кожаным салоном… И все же, сидя на переднем пассажирском месте ЗИЛа, не чувствуешь себя комфортно. Спинка упирается в перегородку — особенно не расслабишься. Во время важных переговоров на задних диванах эту самую перегородку поднимали. Стекло выдвигалось при помощи электропривода — для этого предусмотрена отдельная кнопка. Но, очевидно, не ради расслабления вперед усаживали телохранителя. Его задачей в первую очередь было следить за обстановкой.

У водителя с комфортом дела обстоят еще хуже: к мешающей за спиной перегородке добавляется пусть и тонкий, но довольно массивный руль. Места для ног остается маловато. Судя по всему, управлять автомобилем ему приходить в положении «смирно». Обзорность отличная, а с учетом подогрева лобового стекла — еще и всесезонная. Такие машины чаще всего двигались в сопровождении по расчищенным от гражданских автомобилей улицам. Возможно, потому наилучшим образом просматривается обстановка впереди (никак не сбоку), а о том, что творится сзади, вообще лучше не задумываться.

Уследить за хвостом «крокодила» — задача не из легких. В вытянутый более чем на метр багажник помещаются телефонная станция, запаска, горловина бака, и места еще хватает для восьмого пассажира. Сбоку задняя часть выглядит несколько гипертрофированной. Однако на управление такое строение не влияет: двигатель с объемом под 8 литров вполне себе справится, если его установить в автобус. Ну а в поворотах водителю и без того приходилось аккуратничать. Одна отрада — возить на супероснащенной машине всенародного лидера и щелкать многочисленными кнопочками.

Как она едет? Как крейсер, не иначе. С таким весом и размерами по-другому и быть не может. Привод в машине задний, однако как следует дрифтануть на такой получится вряд ли. С другой стороны, огромный мотор с места толкает ее вперед с немалой силой — в теории при старте можно полировать асфальт. Управляться с таким длинным автомобилем весьма непросто, но спасает легкий руль с гидроусилителем. Любой водитель современного лимузина расскажет вам лекцию об избыточных кренах на поворотах. Этой участи не избежал и ЗИЛ, однако траекторию он держит безукоризненно.

Мы специально заехали на горку, чтобы проверить тормоза и трансмиссию. В этом испытании 115-й заслужил похвалу. Тормозная система даже спустя столько лет после выхода с конвейера работает безотказно. А автоматическая трансмиссия с гидротрансформатором и трехступенчатой планетарной коробкой передач удивила механическим стопором для удержания автомобиля на уклоне. По ямам мы старались не ехать (как и личные водители высших советских чинов), но те неровности, которые встретились на нашем пути, остались абсолютно незамеченными. Передняя подвеска тут независимая с торсионом, на поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости, задняя — на продольных рессорах с полиэтиленовыми прокладками между листами.

Механик обращает наше внимание: каждая деталь на каждом правительственном ЗИЛе маркировалась. В нашем случае везде выгравированы цифры «167», они же входят и в аналог VIN. Делалось это ради гарантии качества, с целью отследить историю каждого из выпущенных образцов либо для чего-то еще, сейчас сказать сложно. Перестановка деталей с одного авто на другое не допускалась. Детали кузова изготавливались вручную и индивидуально подгонялись одна к другой при сборке. Кузов покрывался 9—15 слоями краски с промежуточной сушкой и полировкой каждого слоя. Помимо разборки, были и другие ограничения: например, запрет на выезд за границу. Известно всего несколько случаев, когда машину вместе со «слугой народа» отправляли самолетом в капиталистическую страну. Конкретно об этой модели нам известно, что в Беларусь она попала из столицы России, раньше машина принадлежала генпрокурору Московской области, позже — его вдове.

Самое приятное мы оставили на закуску. Раскинувшись на заднем велюровом диване, мы почувствовали себя вождями. Дорогие материалы повсюду. Декоративные вставки — из натурального дерева. «Это карельская береза, — уточняет механик. — А точнее, ее корни и наплывы (капы) на стволах — именно они обладают такой неповторимой уникальной расцветкой из-за деформированного направления роста волокон древесины». До среднего ряда раскладных сидений не дотянет ногами и двухметровый баскетболист. Хотя попробовать дотянуться можно: рядом с креслом размещен тумблер для изменения положения угла сиденья. В максимально раздвинутом положении можно чуть ли не лежать. Все правильно, советским чиновникам полагалось отдыхать хотя бы в пути.

Тут же, в подлокотнике у стенки запрятан ящик. Сразу подумалось: наверное, бар. Но нет, под крышкой оказались радиоприемник знаменитого на весь Союз латвийского производителя Radiotehnika и прикуриватель. В теории его можно было заменить на телефонный аппарат. По периметру салона мы насчитали шесть динамиков. Среди других приятностей — две (для переднего и заднего салонов) независимые системы отопления и кондиционирования, электрические стеклоподъемники (стекла трехслойные), лампы индивидуального освещения для каждого пассажира, дополнительные ручки открывания дверей для средних пассажиров.

Оценивая 115-й ЗИЛ с поправкой на время, можно сказать, что этот автомобиль отнюдь не уступает представительским машинам капиталистов восьмидесятых годов. Вполне естественно, что высшие чины СССР боролись за право иметь такую модель в своем гараже. Почувствовать себя в роли вождя сможет и каждый, кто придет на ретроралли 9 июня на площадки у Национальной библиотеки и Дворца республики.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by