В чем революция? Ищем отличия «Яндекс.Такси» от «традиционных» сервисов

 
18 030
03 апреля 2018 в 14:48
Автор: Андрей Рудь

Сервис «Яндекс.Такси» объявил о приходе в Гомель и о намерении «покрыть» остальные областные центры. Компания распространила типовое сообщение: «Теперь жители и гости города могут заказывать такси через мобильное приложение для iOS и Android…» — такое же публиковалось, когда сервис приходил в Бишкек, Нижневартовск, Кокшетау и так далее. А что, собственно, произошло? В чем революция? Мы проехали по одному маршруту и с «Яндекс.Такси», и с «традиционным» такси.

Новый игрок?

Рынок перевозок полон, клиенты купаются в нем, как сытые тюлени. Одни таксомоторные сервисы завязаны на диспетчерах, другие, наоборот, принципиально исключают посредников между пассажиром и водителем. Все борются, снижают, повышают, улучшают. Хочешь — бери Uber (если повезло жить в столице), хочешь — вызывай «обычное» такси. А если совсем отчаянный — то вот тебе совершенно одичавший «бордюрщик», ловко обитающий в складках Административного кодекса. Удобно.

И в это разнообразие врывается «Яндекс.Такси».

Фото: «Яндекс.Такси»

— Мы не фирма такси, мы — приложение для онлайн-заказа такси, которое соединяет пользователей с местными таксопарками, — сразу уточняет директор по развитию бизнеса «Яндекс.Такси» в России и Беларуси Алексей Федотов.

Фото: «Яндекс.Такси»

Окей, скачиваем на телефон приложение. Удобная штука. Но чудом она являлась лет 10 назад. Теперь похожие программы есть едва не у каждой службы такси.

Вообще-то, определение Алексея Федотова нам что-то сильно напоминает. Может, кто-то помнит сервис Taxify, который был довольно удобным, но прожил у нас почему-то недолго. В любом случае, пассажиру незачем разбираться во всех этих тонкостях. Его интересуют цена, скорость, удобство — а чем перевозчики занимаются внутри себя, знать необязательно.

Интерфейс приложения «Яндекс.Такси» простой и понятный (как, впрочем, и в конкурирующих приложениях, которые «пристегнуты» к другим службам такси). Наша же задача — найти принципиальные отличия. К таким, например, можно было бы отнести возможность заплатить банковской картой. Либо вообще привязать ее к учетной записи (как в Uber) и не париться.

Но нет.

Забегая вперед — позже мы спросили у Алексея Федотова, когда появится возможность рассчитаться карточкой и привязать ее. «Эта функция в работе, — ответил он. — Есть ряд технических вопросов, которые мы решаем. Очень надеемся, что совсем скоро она появится и в Беларуси».

С оформлением заказа все просто. Программа определяет твое положение (можно назначить и другое), вводишь место назначения, жмешь «Вызвать». Длина нашей поездки — почти 14 километров. Уже подсчитана ее примерная цена — 11,4 руб. Удобно, ничего нового. Правда, машин на карте пока не слишком много. После минутной задумчивости программа сообщает, что через 7 минут приедет синий Opel. В моем случае в качестве одного из «таксопарков-партнеров» указана «Удобная автошкола» — что бы это ни значило.

 Как говорил Алексей Федотов, сервис работает с существующими таксомоторными парками. С какими конкретно — не перечисляет: «На старте у нас три партнера и несколько десятков машин. Конечно, будем увеличивать это число».

Пока ждем, ради интереса зададим такое же расстояние по Минску. Например, от железнодорожного вокзала до Уручья. Хм, вышло на рубль дороже. Очередное доказательство того, что жить в Гомеле — невероятно выгодно. (Если забыть, что Uber просит за такую поездку 9 рублей.)

Надежды на то, что приедет машина с картинки, не оправдались. Прибыл обычный гражданский автомобиль, в котором ничто не выдает «Яндекс.Такси». И вообще такси. Кстати, приехал быстрее, чем за 7 минут.

— Будут и в раскраске, — утешил водитель. — Это только начало.

Ну, если будут — тогда уж заживем. Пока едем, водитель охотно объясняет, как работает система.

— Вот в моем телефоне указан маршрут. Стоимость поездки программа считает сама. Учитывает стоянки, особенности трафика, прочие факторы. Поэтому в конце сумма может отличаться от той, что была указана у вас вначале. Но не принципиально, если не было серьезных отклонений от маршрута или долгих остановок. Например, вы решили сходить в магазин — в этом случае, возможно, выгодней прервать поездку и потом вызвать новое такси.

Таксометра в машине не видно. Как и кассового аппарата — значит, на чек рассчитывать я не могу. Водитель рассказывает, что таксометр фактически встроен в приложение. А чеки, вообще-то, будут выдаваться таксистами — это он просто выехал на маршрут, чтобы «изучить спрос» и разузнать настроение клиентов. А так «все будет».

На финише водитель разворачивает ко мне экран смартфона — итоговая стоимость оказалась меньше, чем та, которую изначально посчитала программа — 9,8 руб. вместо 11,4.

Видишь разницу? А она есть... Наверное

Попрощавшись, коварно запускаем приложение «традиционной» таксомоторной службы. Всегда ею пользовались, и теперь надо понять, почему должны пересесть на «Яндекс». Вводим обратный маршрут. Приложение посчитало примерную цену: 10,94 руб.

Напомним, «Яндекс» изначально зарядил 11,4. В данном случае различие не слишком принципиальное — таксисты объясняют, что, программа могла учесть какие-то развороты, особенности парковки, изменение трафика, фазы Луны…

Секунд через 20 следует звонок — водитель просит уточнить, где конкретно мы стоим. Еще через 2 минуты машина на месте.

На этот раз имеются признаки такси — желтая полоска с логотипом на боку автомобиля, кассовый аппарат внутри. И точно такой же смартфон с картой и «таксометром». Приложение у водителя запущено другое, но принцип тот же.

Относительно появления в городе нового сервиса водитель иллюзий не питает и большой революционности в происходящем не видит:

— Фактически, просто появилась как бы новая служба такси. В которой будут работать те же люди, что и были. Да, любой водитель перейдет туда, если увидит, что там более выгодные условия. Как, например, в Uber… Но ничего такого вроде не произошло. Сидим ровно.

Чек (настоящий, бумажный) по итогам поездки несколько меньше, чем изначально предрекало приложение — 10,59 руб. Но на 79 копеек больше, чем взял «Яндекс». Повторимся, могли сказаться «фазы Луны» и маневрирование при посадке-высадке.

 


 

Стоит привести некоторые факты, которые перечислены в официальной рассылке «Яндекс. Такси». Для Гомеля действует единый тариф: стоимость посадки не превышает 2,7 рубля. Километр стоит не больше 55 копеек, минута поездки — 3 копейки. Например, за 6 рублей можно доехать от Центрального рынка до парка «Фестивальный». При выезде за город каждый километр стоит не более 65 копеек.

«Это недорогой, быстрый и надежный способ добраться на работу, съездить за покупками или в гости, — сказано в пресс-релизе. — Автоматически передавая заказ водителю, который сможет приехать быстрее всего, мы сокращаем время подачи машины и холостого хода, а новый заказ для водителя ищем в том месте, куда водитель уже направляется с пассажиром. Все это снижает себестоимость поездок: водители больше зарабатывают, а пользователи меньше платят».

Также мы поинтересовались: в чем же принципиальное отличие от других служб такси? Ведь сегодня у многих есть мобильные приложения и все говорят о низких тарифах.

— Мы считаем, что преимущество «Яндекс.Такси» — сложные технологии «под капотом» приложения, — говорит Алексей Федотов. — Они умеют не просто заказать такси по вашему адресу. Только один пример: анализируя трафик, текущие перекрытия и пробки, приложение может подсказать пользователю, что стоит обойти дом с другой стороны, и такси туда приедет быстрее, а стоимость поездки будет заметно дешевле. Кроме того, технологии не только влияют на себестоимость поездки, но и на ее качество и безопасность  (тот же дистанционный контроль качества, рейтинги водителей и тому подобное).

При этом, подчеркну, что мы всячески приветствуем конкуренцию: чем она выше, тем более качественный и доступный сервис получают пользователи. Ведь конкуренты стремятся не отставать друг от друга.

Директор по развитию бизнеса Яндекс.Такси в России и Беларуси не скрывает: намерены «приехать» во все областные центры и крупные города, запустить оплату с привязанных карт, увеличить число таксопарков-партнеров и машин.

- Будем развивать сервис в стране, чтобы появилось еще больше полезных функций и для Беларуси. Например, на днях в приложении появится чат для водителя и пассажира (функция уже запущена в России). Еще работаем над авторизацией водителей в системе по голосу и чертам лица.

Из менее очевидного — в Минске у нас есть группа разработки беспилотной платформы для автомобилей, и мы намерены ее сильно расширять. Но вообще не очень любим рассказывать о планах. Лучше будем делиться новостями, когда уже есть чем.

Читайте также:

Мобильные телефоны в каталоге Onliner.by

NEW! Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите на м в Viber!

Автор: Андрей Рудь
Без комментариев