Почему в Kia Sportage не сработали подушки безопасности при ДТП? Покупатель судится с автодилером

11 апреля 2018 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Почему в Kia Sportage не сработали подушки безопасности при ДТП? Покупатель судится с автодилером

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Свой новый Kia Sportage минчанка Елена покупала в 2013 году в автоцентре у официального дилера в Беларуси. Она искала безопасную машину, так как сама много времени проводит за рулем и возит своего ребенка. А спустя три года эксплуатации автомобиля наша читательница попала в аварию и получила травму: при столкновении с другой машиной в Kia не сработали подушки безопасности, а ремень не удержал женщину, и она ударилась головой о зеркало заднего вида и лобовое стекло. Елена подала иск в суд, но автодилер с претензиями не согласен, указывая на то, что подушки безопасности и не должны были сработать. Мы выслушали обе стороны и попытались разобраться, как такое возможно.

Покупка очень безопасного автомобиля

— У меня ребенок, я много его вожу. Я фактически живу в машине, — начинает Елена. — Поэтому когда закончилась гарантия на мой предыдущий автомобиль — Toyota Camry, — мы с мужем стали подыскивать новый. Причем выбирали самую безопасную модель. Да, могу сказать, что нас подкупил 5-летний гарантийный срок. Приехали в автоцентр Kia, и там нас заверили, что мы выбираем супербезопасную машину, которая имеет пять звезд по результатам краш-теста Euro NCAP.

Елена

Действительно, в 2010 году комитет Euro NCAP опубликовал результаты краш-теста этого поколения Sportage. Модель получила пять звезд, которые означают, что автомобиль имеет хороший по всем показателям уровень противоаварийной защиты. Степень обеспечения защиты водителя, к примеру, оценена в 93%.

Елена купила Kia Sportage.

— В марте 2013-го, когда я приехала к дилеру, в наличии оставалось всего три автомобиля этой модели. Производство: Словакия, 2012 год. Гарантия составляла пять лет либо 150 тыс. км, — рассказала собеседница. — Я приобрела модель в максимальной комплектации, машина обошлась мне более чем в $36 тыс. в эквиваленте. Но вопросов не возникало, я возила ребенка, автомобиль обслуживала так, как сказали в автоцентре, — все было хорошо.

Первый звоночек: на ходу выпала тормозная колодка

Все было хорошо до 2016 года. Тогда, спустя три года эксплуатации кроссовера, начались проблемы. Сначала на улице Гинтовта у машины выпала тормозная колодка.

— 14 мая мы с братом ехали со стройрынка в Уручье, собирались заехать за моим сыном и нашей мамой, после чего отправиться на дачу, — говорит Елена. — Подъезжаю к перекрестку, а у меня проваливается педаль тормоза. Я кое-как вырулила, благо скорость была небольшой, брат быстро сориентировался и рванул ручник. Выходим, а нам кричат с автобусной остановки: «Смотрите, у вас что-то выпало из автомобиля!» Брат подошел, хотел взять в руки, но деталь была очень горячая. Оказывается, тормозная колодка — она просто вывалилась на ходу. Остановился еще один водитель. Когда увидел, что произошло, красноречиво высказал свое мнение о машинах, которые рассыпаются по дороге.

Женщина позвонила дилеру. Тот быстро прислал эвакуатор, автомобиль увезли на станцию. Водитель утверждает, что использовала тормозные колодки к тому моменту на протяжении 23 тыс. км, тогда как меняет их через каждые 40 тыс. км.

— Примерно за $500, которые были у меня на карточке, мне поменяли все тормозные колодки и все диски — полный сервис. Позднее я рассказала друзьям о том, что произошло. И мне сказали, что это какая-то невероятная история. Я решила написать претензию в Kia. Все закончилось мировым соглашением. Мне предложили компенсировать мои расходы на замену дисков и колодок, а также пообещали выполнить за счет компании техобслуживание после 150 тыс. пробега — так они сохраняли мою лояльность. Впрочем, до этих 150 тыс. я все равно не доехала, — с горечью добавляет читательница.

Комментарий дилера

Корреспондент Onliner.by обратился в ООО «Автопалас-М» с просьбой прокомментировать инцидент с выпавшей тормозной колодкой. Приводим ответ полностью:

«Относительно колодок поясняем, что причина их выпадения связана с тем, что клиент не произвела замену тормозных дисков, хотя и неоднократно предупреждалась устно и письменно о необходимости произвести замену дисков ввиду их чрезмерного износа.

На заключение мирового соглашения мы пошли из-за того, что ошибочно не указали в заказ-наряде о необходимости произвести замену тормозных дисков (хотя ранее указывали), чем клиент и воспользовалась, предъявив нам претензию.

В практике нашей организации это был единственный случай такого выпадения колодок. Наверное, потому, что другие клиенты относятся к рекомендациям СТО более внимательно. Поражает тот факт, что ситуация была урегулирована сторонами около полутора лет назад, а клиент вновь поднимает этот вопрос».

Авария

Действительно, одометр этой Kia замер на отметке 112 273 км. 18 октября 2016 года Елена попала в аварию на перекрестке улиц Академика Карского и Янковского в Минске.

— Ехала по навигатору, эти улицы мне плохо знакомы. Хорошо, что ребенка оставила в тот вечер с мамой, — вспоминает водитель. — Я поворачивала с улицы Карского налево на улицу Янковского, где только одна полоса движения. Видела встречную машину: она также поворачивала налево, то есть мы разъезжались. Я перевела взгляд, чтобы попасть в эту единственную полосу, и в темноте не заметила, что едет еще Fiat.

В Kia работал видеорегистратор — все видно на записи.

— От удара Fiat отбросило на зеленую зону, он оказался возле столба. Когда я открыла глаза, то увидела, что очевидцы бросились к этой машине спасать водителя. Я подумала, что тоже должна его спасать. Отстегнула ремень безопасности — это слышно на записи. Затем попыталась открыть свою водительскую дверь, но она раскрылась не полностью — такой силы был удар. Вышла и тоже побежала к Fiat. Но в тот момент водитель уже объяснял мне на весь перекресток, кто я такая и что он обо мне думает. Тогда я поняла, что моя помощь ему не особенно нужна.

Елена по понятным причинам находилась в шоковом состоянии. Звонила друзьям, искала знак аварийной остановки. Болела голова, женщина прикрывала лоб рукой — там была ссадина. В какой-то момент к ней подошел мужчина, водитель Range Rover. Он вложил Елене в руку ключ от ее автомобиля, сказал, что заглушил двигатель и вызвал скорую.

— И ГАИ, и медики приехали быстро. Мне предложили госпитализацию, но я отказалась: никто из моих знакомых еще не успел подъехать, к тому же нужно было отвечать на вопросы инспекторов.

Во время столкновения Елена вылетела с водительского места, разбила головой зеркало заднего вида и повредила лобовое стекло. Женщина получила сотрясение головного мозга, ушибы мягких тканей головы и лица.

Читательница полностью признала свою вину в ДТП.

— Водитель Fiat, как мне сказали, не пострадал. Он уже получил страховую выплату. Свою машину я покупала в кредит, поэтому у меня в обязательном порядке было оформлено каско. Насколько я знаю, Fiat восстановлению не подлежал. Тем не менее в этой машине 1993 года выпуска при боковом ударе сработали две фронтальные подушки безопасности. А в моей Kia 2012 года выпуска при лобовом ударе не сработала ни одна, а всего в автомобиле моей комплектации их шесть, — отметила Елена.

Что случилось с подушками и ремнем безопасности?

Вскоре после ДТП была произведена оценка повреждений, полученных Kia. Специалист компании «Белгосстрах» составил акт осмотра транспортного средства, в котором указал, что подушки безопасности не сработали. Он также указал систему безопасности в числе возможных скрытых дефектов автомобиля.

— Акт оценщика дал нам повод задуматься о том, что так не должно было случиться. Почему в такой машине не сработали средства защиты при ДТП? Поэтому я пригласила экспертов, чтобы они проверили работоспособность системы пассивной безопасности, — рассказала женщина.

Двое экспертов провели два независимых осмотра ремня безопасности. Оба установили среди прочего, что при резком наклоне длина ремня увеличивается, позволяя водителю свободно перемещаться, то есть ремень не фиксируется.

— Ремень безопасности, положение которого должно было зафиксироваться при ДТП, по какой-то причине не удержал меня. И я по инерции вылетела вперед, прямо головой в стекло. Потом были произведены соответствующие замеры: чтобы я достала до стекла, ремень должен растянуться более чем на 20 см, — говорит Елена.

Наша читательница предоставила видео, сделанное во время выездного заседания суда.

— «Во время неожиданной остановки или удара положение ремня будет зафиксировано. Таким оно будет и в том случае, когда сидящий человек попытается слишком быстро наклониться вперед», — зачитала женщина выдержку из руководства по эксплуатации автомобиля. — Почему тогда у меня в машине этого не произошло? Нет никаких сомнений, что ремень должен был меня удержать, но я вылетела в лобовое стекло. Кстати, этот ремень еще и не сматывается, как обычно в автомобилях. Его выщелкиваешь — и ничего не происходит. Нужно помогать рукой, тогда он начинает медленно сматываться.

Всего по инициативе читательницы было проведено пять экспертиз. Кроме работоспособности пассивной системы безопасности, эксперты постарались ответить на вопрос, какой была скорость Kia в момент столкновения с Fiat, а также какими были интенсивность и направление удара.

— Почему не сработали подушки безопасности, если моя скорость в момент удара была, как установил эксперт, 37 км/ч (погрешность 3 км/ч)? Они должны были сработать, так как для этого соблюдены три условия: скорость, направление и интенсивность удара, которые указаны в руководстве по эксплуатации, — добавила Елена.

Эксперт Фальковский высказал точку зрения, что, исходя из требований, предъявляемых к системам пассивной безопасности, в рассматриваемом ДТП подушки безопасности действительно должны были сработать. Он указал: «Поскольку в момент ДТП не сработал ремень безопасности, это значит, что он не дал команду в блок управления системами пассивной безопасности, соответственно, не сработала подушка безопасности».

По словам эксперта, датчики удара, установленные в автомобиле, подают сигналы непрерывно по электрической цепи в блок управления для срабатывания подушек безопасности отдельно друг от друга в двух случаях: если имел место сильный удар или происходит резкое замедление. При этом если один из датчиков поврежден (например, при ударе), то второй в любом случае передаст такой сигнал в центральный блок управления.

Основываясь на заключениях экспертиз, Елена подала претензию ООО «Автопалас-М», а затем и иск в суд. После уточнения исковых требований она попросила обязать ответчика незамедлительно и безвозмездно устранить недостатки автомобиля, а именно: заменить блок управления подушками безопасности, систему подушек безопасности в сборе, в том числе подушки безопасности (передние, боковые и другие), датчики удара (передние, боковые), все ремни безопасности с преднатяжителями и пиронатяжителями, а также механизмом блокировки ремней безопасности в сборе, в том числе жгут проводов пола и проводку передней консоли салона, разъемные соединения, а также взыскать материальную компенсацию морального вреда, причиненного в результате получения телесных повреждений в силу невыполнения системой пассивной безопасности автомобиля своих функций, в размере 100 тыс. рублей и пеню за просрочку устранения недостатков.

Кроме того, Елена попросила обязать ответчика компенсировать ее расходы на услуги экспертов в размере более 2615 рублей.

Решение суда

Гражданское дело по иску Елены к ООО «Автопалас-М» рассматривал суд Минского района.

Требования истицы были удовлетворены частично.

А именно:

  • суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований о замене системы ремня безопасности водителя;
  • в удовлетворении оставшихся требований истицы в части устранения недостатков в системе пассивной безопасности автомобиля суд отказал;
  • размер материальной компенсации морального вреда снижен до 1000 рублей;
  • требования о взыскании неустойки, а также расходов за получение заключений экспертов удовлетворены частично;
  • общий размер суммы, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истицы, составляет 2461 рубль 10 копеек.

Реакция сторон

Решение суда Минского района обжаловали сразу три стороны.

Елена намерена добиваться пересмотра гражданского дела по ее иску.

— Мне показалось, что суд постарался, насколько это возможно, уменьшить траты автодилера. В результате в моей машине заменят только водительский ремень безопасности, а мне выплатят сумму меньше той, что я потратила на экспертов, чтобы предоставить доказательства в суде. Я свою позицию по подушкам считаю доказанной. Мне не известно, в чем неисправность системы безопасности: связана ли она с датчиками, или с ремнем, или с блоком управления. Но я считаю, что в этом ДТП, с учетом скорости моего автомобиля, а также интенсивности и направления удара, подушки должны были раскрыться, а ремень — удержать меня, — уверена женщина.

Кроме того, Елена считает, что неверно была рассчитана сумма, подлежащая взысканию с ответчика. Пеня, по ее словам, была рассчитана не исходя из стоимости всего автомобиля, а исходя из стоимости замены водительского ремня безопасности.

Официальную позицию ООО «Автопалас-М» мы представим позднее. Пока же отметим, что только благодаря документам, предоставленным нашей читательницей, известно, что ответчик также направил кассационную жалобу. Решение суда о частичном удовлетворении требований истицы ответчик считает необоснованным и подлежащим отмене. ООО «Автопалас-М» просит суд отказать истице в удовлетворении всех ее требований.

Кроме того, стало известно, что поступил кассационный протест за подписью заместителя прокурора Минского района.

«Судом сделаны выводы о том, что отсутствуют достоверные доказательства того, что системы подушек безопасности водителя в момент ДТП были в неработоспособном техническом состоянии ввиду имеющихся недостатков проданного автомобиля. В то же время судом установлен факт того, что система ремня безопасности водителя была в неработоспособном состоянии на момент совершения ДТП, в связи с чем истицей были получены легкие телесные повреждения», — отметил зампрокурора.

По его мнению, не исследовался вопрос о возможной причине несрабатывания подушек безопасности в связи с выходом из строя ремня безопасности, который, как достоверно установлено, не был работоспособным.

Зампрокурора попросил отменить решение суда в части отказа в удовлетворении иска о замене блока управления подушками безопасности, подушек безопасности в сборе (в том числе подушек безопасности и датчиков удара) и направить гражданское дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

Комментарий дилера

Корреспондент Onliner.by обратился в ООО «Автопалас-М» с просьбой прокомментировать претензии Елены. Были заданы следующие вопросы: «Что, с вашей точки зрения, стало причиной того, что подушки безопасности не сработали? Допускаете ли вы, что это могла быть неисправность? В каком случае подушки безопасности должны срабатывать, а когда при ДТП этого может не произойти? Что могло произойти с ремнем безопасности? Считаете ли вы, что имела место неисправность? Сталкивались ли с подобными ситуациями другие клиенты — владельцы автомобилей Kia? Каково отношение компании к иску клиента? Делалась ли с вашей стороны попытка прийти к мировому соглашению? Какое решение суда устроило бы вашу компанию?»

Приводим ответ дилера полностью:

«По убеждению нашей организации, в автомобиле Kia Sportage отсутствуют недостатки подушек безопасности и ремней безопасности. В условиях произошедшего ДТП подушки не должны были срабатывать.

На наш взгляд, клиент пытается отремонтировать свой автомобиль, поврежденный именно по ее вине, за наш счет, не имея на то законных оснований. Надеемся, что суд учтет нашу позицию и вынесет справедливое, законное решение».


Рассмотрение кассационных протестов состоится в суде Минской области в четверг, 12 апреля.


Елена просит отозваться водителя Range Rover, который был очевидцем столкновения Kia и Fiat на перекрестке улиц Академика Карского и Янковского, произошедшего 18 октября 2016 года около 19:30. Кроме того, она разыскивает водителя Kia Sportage, попавшего в ДТП под Минском 12 января этого года: автомобиль Kia того же поколения, что и у Елены, столкнулся с маршруткой. Связаться с нашей читательницей можно по электронной почте.

Юридическая помощь в сервисе «Услуги» Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by