Образ Анастасии Нифонтовой абсолютно не вяжется с миром ралли-рейдов. В изматывающих многодневных гонках приходится тяжко даже крепким натренированным мужикам: адские физические нагрузки, падения с трагическими последствиями, не говоря уже о перепадах температур и желании на пятый день бросить все к чертям... Хрупкая женщина с точеной фигуркой одинаково изящно смотрится как в элегантном платье, так и в мотоэкипировке. В соцсетях спортсменка, профессионально выступавшая в пяти мотодисциплинах, в том числе на «Дакаре», и выигравшая ряд крупнейших соревнований, говорит о победах с некоторой долей иронии. Однако в интервью Onliner.by Анастасия рассказала, какими усилиями достается «место на тумбочке».
— Вы сейчас кто — радиоведущая, мото-, автогонщица? По соцсетям очень сложно понять...
— Всё и сразу! И на мотоциклах соревнуюсь, и на автомобилях. А еще веду эфиры на радиостанции.
— Давайте с самого начала. Местом вашего рождения значится город Вашингтон. Как вы там вообще оказались?
— Точнее сказать, там оказались мои родители. Отец работал в США, строил советское посольство. Поскольку командировка была длительная, протяженностью 4—5 лет, то взял семью. В это время как раз родилась я. Сразу скажу, что практически ничего не помню о том периоде жизни — только по рассказам родных. Когда мне было три года, мы вернулись в СССР.
— Во всех интервью вы говорите, что мотоцикл подарили родители. А откуда взялась такая мечта?
— Не могу ответить, не знаю. Мне все детство нравились именно мотоциклы, и из всех игрушек в магазине я отдавала предпочтение им. А когда подросла, захотела большой, настоящий и свой. Родители смирились с этой моей страстью, и мы с отцом на 16-летие поехали покупать мотоцикл.
Это был «Тула», он до сих пор хранится на родительской даче. Конечно, я на нем уже не езжу, теперь это скорее экспонат.
— Многие как раз начинают свою водительскую жизнь с «покатушек» на даче на отцовском «Минске» или Jawa. Но это ведь достаточно опасно...
— Ну я-то не ездила по дорогам общего пользования. В 16 лет тренировалась на поле, где никого не было. А позже садилась за руль мотоцикла во время соревнований, которые проходят на закрытых треках.
— В какой момент произошел переход от дача-рейдов к участию в мотогонках?
— Устроилась на работу в компанию, которая занималась продажей мототехники. Там все ребята были фанатами мотоспорта — кроссовых, раллийных гонок. С ними-то и поехала на первые соревнования в 1999-м, это был этап чемпионата России. Гонка называлась «Баха Селигер», и я была единственной девушкой, принимавшей тогда участие в ней.
— Эта компания, которая занималась мототехникой, была первым местом работы?
— Вовсе нет! Сначала я работала в библиотеке Института иностранных языков.
— У вас вообще интересные жизненные вехи. Ведь вы заканчивали московский иняз и ВГИК.
— Да, у меня два высших образования.
— Но не пошли ни по первому, ни по второму пути...
— Почему же... Это как посмотреть. Иностранный язык мне нужен каждый день. Конечно, я не работаю лингвистом, но знание английского жизненно необходимо: у меня много друзей из разных стран, да и по работе приходится общаться с иностранцами.
Знаниями, полученными во ВГИКе, тоже пользуюсь регулярно. До недавнего времени я вела передачи на телеканале «Драйв», выступала в роли ведущей и продюсера. А еще раньше работала на «АВТО24», «Авто плюс». К тому же сейчас снимаю экшен-ролики для соцсетей.
— Первый успех был в чешском городе Мост?
— Нет, но это было мое первое и, можно сказать, единственное участие в шоссейно-кольцевых гонках. Такой мимолетный эпизод.
— Правильно ли я понимаю, что вы участвовали в пяти мотодисциплинах?
— Да. Мотокросс, эндуро, шоссейно-кольцевые гонки, супермото, а начиналось все ралли-рейдами, к которым я и вернулась.
— Первая любовь — вечная...
— Это большое приключение, микрожизнь, которую ты проживаешь. Гонка ведь не полчаса длится, как в мотокроссе. Соревнования проходят от пяти дней до двух недель.
Весь день куда-то едешь, постоянно меняется пейзаж: то камни, то горы, то пустыни... Видишь места, в которые обычные туристы не добираются. Во-первых, это романтика мотопутешествий, а во-вторых, азарт.
— А участие в столь разных дисциплинах — это что, поиск себя или какой-то план? Может, где-то на стене висит список: надо попробовать это, то и еще там покататься.
— Просто мне разные мотоциклы нравятся. Хотелось попробовать все.
— Вы участвовали в соревнованиях, которые проходили в Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке... Впечатления от какой страны были самыми яркими?
— Каждая страна интересна по-своему. ОАЭ — это большие барханы, бесконечная пустыня, безумная жара. Боливия — высокогорье, колоритные местные жители. Пустыня Атакама (Чили) — самое засушливое место в мире, где практически не бывает осадков.
— Удается ли вам в кураже гонки подметить какие-то моменты, обратить внимание на природу, людей?
— Конечно. Глаза же открыты. И потом есть участки, где мы спокойно доезжаем до финиша и можно разглядеть окружающий ландшафт.
— Гонки длятся много часов и даже дней. Спортсмен остается наедине с мотоциклом и окружающей обстановкой. Или вы постоянно держите контакт с кем-то из группы поддержки — например, через наушник?
— Никаких наушников! Когда участвуешь в гонке, это абсолютная концентрация на дороге и дорожной книге. Думать о чем-то постороннем совершенно нет времени. Вот на тех спокойных участках, о которых я говорила выше, можно и музыку послушать, и немного расслабиться. А во время гонки не до этого.
— Каково женщине в жестком спортивном мире, где практически одни мужчины? Можно представить, насколько это тяжело даже в бытовом плане.
— Мужчинам в ралли-рейдах приходится сложно, а женщинам — тем более, поэтому-то нас не так много и всех знают наперечет... Как вы верно заметили, даже бытовые моменты могут напрягать. Представьте гонки где-нибудь на севере Марокко, где в январе температура ночью опускается до минус 7—10 градусов по Цельсию. Вечером приезжаешь, когда уже нулевая температура, а из удобств — шланг с холодной водой. Приходится ложиться спать в чем была. Только на 4—5-й день заставляешь себя залезть под такой «душ».
Но в этом и есть определенный интерес гонок. Ты не только трассу на время проезжаешь, а еще и преодолеваешь все сопутствующие трудности. Если справился — молодец, на финише получаешь удовольствие.
— Растиражированный эпизод, произошедший во время одного из «Дакаров», — когда оператор не помог вам поднять мотоцикл. Сразу на эмоциях вы возмутились: как же так? Но спустя некоторое время, вспоминая вгиковский опыт, заметили, что он поступил верно, выполнял свою работу. Как оцениваете эту историю сейчас?
— Абсолютно банальный сюжет, не знаю, почему его мусолят в каждом интервью. На самом деле таких историй — миллион. Просто они не попали в кадр. А в тот раз ничего необычного не произошло: шел 13-й день гонки, я была изрядно вымотана, мотоцикл упал на склоне горы. Мне показалось, что я смогу поднять. Но удалось это сделать наполовину, а на финальный рывок сил не хватило — все-таки 180 килограммов... Оператор же просто выполнял свою работу.
Естественно, эмоции в тот момент были, и я их выразила в большей степени, чем обычно. Подчеркну, каждый делал свое дело. Меня никто не заставлял ехать на гонку, и рассчитывать можно было только на себя.
— А были истории похлеще?
— Каждый раз на гонке что-то такое случается. Бывает, что в округе вообще никого нет. А мотоцикл тяжелый, самой поднять сложно... Когда есть возможность, разумеется, просишь о помощи.
— Какие мысли бывают в такие моменты? Хочется побыть слабой, сказать, что я больше так не могу, и бросить все?
— Случаются эмоциональные спады, но я воспринимаю их иронично.
— Вы говорили, что перед гонками работаете с психологом, настраиваетесь особым образом. А что самое гнетущее — тревога, страх, отсутствие связи со своей командой?
— На таких протяженных гонках от психологического состояния действительно многое зависит. Самое сложное — найти мотивацию. На 4, 5, 10-й день сил нет никаких, травмы накопились, и заставить себя утром встать и ехать дальше очень тяжело.
Нужно находить что-то внутри и вновь садиться за руль. Многие морально ломаются именно в такие моменты. У меня пока получалось с собой договариваться.
— Какие аргументы находите? Самого себя сложнее всего обмануть.
— Все банально. Когда хочется все бросить, я вспоминаю, что это как раз тяжелее всего: придется эвакуировать мотоцикл, вызывать «техничку». А так — едешь своим ходом до точки Б, и все. Ну и себя перестанешь уважать, если слабину дашь. Но главное, получаешь удовольствие от финиша, потому что в тяжелые моменты смог перешагнуть через себя.
— В соцсетях вы иронично высказываетесь относительно достижений. Например, медали называете блинчиками на веревочке. А когда занимаете призовое место, то пишете, мол, постояла на тумбочке. Почему такое отношение?
— Это скорее заигрывание. Понятно, что за каждой так называемой чашкой и блинчиком — большая работа, серьезная подготовка и вообще целое приключение.
— Во время гонок основная нагрузка приходится на ноги, руки, позвоночник. Чем еще чреваты длительные переезды во время ралли-рейдов?
— На самом деле весь организм участвует в работе. Сложнее всего приходится ногам и спине. Поэтому когда я готовлюсь к соревнованиям, бóльшую часть упражнений посвящаю укреплению этих групп мышц.
— После гонки как восстанавливаетесь? Может, уколы делаете или обезболивающие принимаете?
— До этого не доходит. Спасает массаж. К сожалению, брать с собой массажиста мы не можем, но у других команд мануальщики имеются. Пользуюсь возможностью — обращаюсь за помощью к коллегам.
— Дайте совет мотоциклистам, которые в лучшем случае ездят полгода, садясь за руль весной. Нужно ли готовиться особенно, специальную зарядку там делать или еще что-то?
— Все зависит от цели и желания. Если просто ездить по городу, то не думаю, что требуется особая подготовка. Когда речь идет о соревнованиях, то тут другой вопрос. Но вне зависимости от того, ездит человек на мотоцикле или нет, нужно укреплять скелет и следить за собой.
— Получается, старая мотоциклетная байка справедлива: выбирай тот байк, который сможешь поднять?
— Понятно, что это базовая вещь. Если мотоцикл остановить и не выдвинуть подножку, он упадет. Как ты его будешь поднимать? Но это не основное умение или критерий при выборе байка. Знаю, что многие хрупкие девчонки ездят в компании ребят, которые всегда готовы помочь.
— Несмотря на то что проводите столько времени в мужском, жестком мире спортивных гонок, вам всегда удается сохранять женское обаяние — во время соревнований или когда вы в деловом костюме. Как у вас это получается?
— Все-таки я ощущаю себя девочкой, не хочется превращаться в механика-слесаря. Когда не на мотоцикле — слежу за собой, хожу к косметологу, парикмахеру, подбираю наряды.
— Несколько лет подряд вы участвовали в «Дакаре». Почему пропустили гонку в этом году?
— Все банально: не было спонсоров. Участие в такого рода соревнованиях обходится очень дорого, и бюджет не нашелся. Но к следующей гонке я уже готовлюсь, вроде бы должно получиться.
— Знаю, что поиск спонсоров — достаточно болезненный для спортсмена процесс. Как вы находите партнеров?
— В двух словах не расскажешь. Порой на это уходит больше времени, чем на тренировки. Приходится разрываться между подготовкой и поиском партнеров, спонсоров. Даже когда поиск успешно завершен, расслабляться нельзя, это бесконечный процесс.
— С какими брендами работаете?
— На данный момент — с представительством Toyota в России, Motul и многими другими компаниями, которые занимаются развитием мотоспорта и помогают спортсменам. Основной принцип — работать с тем, с кем приятно. В конечном счете они фактически становятся членами твоей семьи.
А если продукция, которую они производят, не нравится, то лучше сразу отказаться, какие бы деньги ни предлагали.
— Как распоряжаетесь вырученными средствами?
— Деньги уходят на тренировки, аренду трека, экипировку, обслуживание и доставку мотоцикла на гонки, проживание во время соревнований, билеты. Необходимо еще оплачивать труд тренеров. Несмотря на мой опыт, все равно нужны специалисты, которые помогают, подсказывают, задают ритм. Это не только мотоциклетная, но также физическая подготовка.
— А аккаунт в Instagram сами ведете или кто-то помогает?
— Все аккаунты в соцсетях веду лично. Лучше меня никто не сделает. Знакомые спортсмены пытались нанимать специальных людей, но читателям вскоре становится понятно, что человек ведет не сам. Вот почему люди на меня подписываются? Знают, что могут вести прямой диалог со мной, а не с посредником. У подписчиков есть возможность попросить совета или подбодрить перед гонкой. И это ценно! Хотя, конечно, времени на соцсети уходит много.
— Комментарии читаете?
— Да, все. Реагирую на критику, отношусь к ней позитивно. Это позволяет становиться лучше. Потому что когда хвалят, ты расслабляешься. Но как только поступает разумное замечание, то есть стимул работать над собой.
— Когда в Google указываешь ваше имя, то система подсказывает, что чаще всего люди интересуются, есть ли у вас муж. Знали об этом?
— Нет, интересная информация. (Смеется.) У меня есть муж, двое детей. Супруг — Антон Гаврилов. В команде мы его называем боссом. Все технические вопросы — это его компетенция, он присутствует на всех моих гонках, поддерживает. Мой самый близкий и родной человек.
Мы целыми сутками вместе, и наша жизнь тесно связана с мотоциклами. Есть небольшой семейный бизнес по продаже запчастей, экипировки.
Дети тоже с нами частенько ездят на соревнования. Понятно, на «Дакар» их не возьмешь, тогда они остаются с бабушками-дедушками, которые болеют за нас, переживают и помогают.
— Идеальный мотоцикл для города, как вы говорили в одном из интервью, это 600-кубовый...
— Я вообще считаю, что ездить по городу, особенно по Москве, на мотоцикле страшно. Иногда, конечно, выбираюсь на байке на улицы, но чаще передвигаюсь на большой машине. Это более комфортно и безопасно. Искренне считаю, что 600 кубов — выше крыши. Особенно если водитель не очень опытный. Потому что когда покупают сразу литровый, да еще шоссейный, то это не совсем оправданно.
— А почему в обычной жизни опасаетесь ездить по городу?
— Тут много причин, и все связаны с безопасностью. Во-первых, мотодвижение в Москве носит кратковременный характер, и автомобилисты за зиму забывают о существовании такого вида транспорта. Во-вторых, опасаюсь непредсказуемых действий со стороны других водителей. Вот решила блондинка, что ей нужно в магазин заехать, и со второго ряда повернула направо, а ты по первому едешь. Или таксист разворачивается через двойную сплошную. Причин — миллион.
К сожалению, много друзей и знакомых, обладавших большим опытом и стажем вождения, погибли. В основном из-за неправильных действий автомобилистов. Все это очень печально.
— Ну а как оцениваете подготовку самих мотоциклистов? Вы же наверняка наблюдаете и можете делать выводы.
— Мне сложно оценивать всех. Я просто вспоминаю, как сама сдавала на категорию А. На экзамен пришли тридцать человек, причем многие приехали на своих мотоциклах. Никто из них не мог вписаться в «змейку»! Когда я на все это посмотрела, мне стало страшно. Ведь они опять поедут в город и в случае возникновения экстренной ситуации ничего не смогут сделать. В тот день, кроме меня, никто не сдал.
А гибэдэдэшник бегал и радостно хлопал в ладоши: «Одна-единственная девчонка сдала, а тридцать мужиков не смогли». Но мне было не до смеха.
— Детей, насколько я понимаю, тоже учите на мотоцикле ездить?
— Дочь — ей 14 лет — умеет ездить на мотоцикле. Но особого восторга не испытывает и интереса не проявляет, она скорее погружена в свои девчачьи истории.
Сына, которому 6 лет, тоже посадили на мотоцикл. И вот он со мной катается на кроссовой трассе, ему это пока нравится.
— Судя по всему, вы их буквально с пеленок приучали к мотодвижению. У вас в Instagram есть классная фотка: вы в боксе, в мотоэкипировке и кормите ребенка.
— Когда Тимофей родился, он с месячного возраста ездил с нами. В то время проходили съемки с телеканалом «Драйв». Приходилось в дороге кормить, на бегу, так что он у нас в этом смысле привычный.
— Расскажите о планах. К чему сейчас готовитесь?
— Конечно, это «Дакар-2019». Работаем с партнерами над этим проектом, 90%, что все получится. Надеюсь, ничего не помешает.
— Но еще раньше пройдет открытие мотосезона в Минске. В прошлом году вы участвовали в аналогичном мероприятии — H.O.G. Spring Challenge.
— Да, меня удостоили чести — я ехала в начале колонны. Для меня байкерская история немного неизведанная, но было интересно погрузиться в эту культуру. К сожалению, сейчас большая загруженность, много планов, тренировки, опять-таки работа с партнерами и спонсорами. Но в будущем планирую участвовать в таких поездках, тем более что Минск встретил гостеприимно.
В этом году H.O.G. Spring Challenge 2018 пройдет в Минске 29 апреля. Мотоциклисты проедут от Кургана Славы к площадке у Дома футбола, где в 11:00 начнется развлекательная программа. Выступят мастера Moto Freestyle и стантрайдеры на мотоциклах Harley-Davidson. Также в программе — аттракционы для детей, зона, посвященная самому известному международному ралли-марафону «Шелковый путь», и концерт.
Мотоциклы на «Мотобарахолке» Onliner.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by