22 477
15 апреля 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Еду 150 км/ч, сейчас стану на дыбы». Краснов изучает места тусовок мотоциклистов

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Сегодня в Минске откроют мотосезон. Накануне Юрий Краснов проехался по излюбленным местам тусовки байкеров. Оказалось, у «Короны» уже никто не собирается, а вот точки на Кульман и Октябрьской шумят. Между тем мотоциклистов с каждым годом становится больше, права категории «А» все чаще получают девушки. Откровением стало, что среда теперь очень разрозненная. «Нет уже прежней сплоченности. Бывает, собратья проедут мимо и даже не поздороваются», — сетуют мотоциклисты.

«Раньше все мотоциклисты города друг друга знали»

Дворик возле «Лавки» на улице Октябрьской. Михаил Северин (в мотосреде его знают под именем Майк) вспоминает, как три года назад приехал сюда с друзьями, и они включили на всю громкость музыку: «Из соседней дискотеки народ повываливал, начали танцевать прямо на улице. С тех пор мы стали завсегдатаями, а потом другие мотоциклисты подтянулись».

К разговору присоединяется Александр, опытный байкер. Ездит на мотоцикле с 2004 года. Нынешний Suzuki V-Storm 650 — его пятый байк. Мужчина демонстрирует чистый водительский талон. Куда больше о его мотоциклетном стаже говорят значки и нашивки на жилете.

— Для любого уважающего себя байкера жилет — необходимый атрибут, это своеобразный дорожный дневник, — рассказывает Александр. — И это не просто так. За каждый значок могут спросить: а ты был там? Вот у меня тут со слета «Железных братьев» на Минском море в 2009-м. Эта нашивка появилась после поездки в Сморгонь. Тут Барановичи... На почетном месте «Завiруха-2015».

Говоря о прежних годах, мотоциклисты со стажем иногда ностальгируют. Вспоминают, что раньше тусовка была не такой обширной, все байкеры друг друга знали, был свой кодекс, правила и привычки. Встречаясь на дороге, всегда поднимали руку в знак приветствия, причем делали это на автомате, потому что наверняка знали — кто-то из своих.

— Со временем мотоциклистов становилось больше, новые поколения приводили своих авторитетов, и это стало куда-то уходить, — замечает Михаил.

— Люблю посидеть на мотоцикле, — с непривычки Юрий Краснов подходит к байку с правой стороны.

Для мотоциклистов это знак: человек не из нашей тусовки, не в курсе понятий и простых вещей (слева садиться удобнее).

И хотя ведущий рубрики имеет права категории А, мотоциклами он давно не управлял и большого опыта не имеет:

— Мне почему мотоцикл не давали? В тех BMW, которые были в ГАИ раньше, я еле доставал до земли носком ноги. А учиться надо было: в «Стрелу» принимали с условием наличия категорий A, B и C.

Во время обучения у Юрия Краснова произошел забавный случай. Вместе с напарником они отрабатывали навыки на площадке. Договорились ехать навстречу друг другу, и в последний момент один будет сворачивать, а другой проедет прямо. А как-то оба свернули одновременно...

— Мне удалось удержать мотоцикл, а напарник упал. Потом нас спрашивали: как вы так умудрились? — смеется ведущий рубрики. — Так что я теперь в основном если езжу на байке, то с помощью смартфона. Вот набираю 150 км/ч, сейчас на дыбы стану...

Александр вспоминает «свою» аварию, в которую попал в 2009 году. После столкновения с автомобилем он оказался в больнице — с переломами обеих челюстей, руки, контузией глаз.

— Тогда у меня был Suzuki GSX-R 600, я ехал по ул. Сухаревской во второй полосе, — мотоциклист рассказывает так, как будто все случилось вчера. — Неожиданно от края проезжей части стал отъезжать автомобиль без включенного указателя поворота и перегородил мне дорогу. Я выжал передний тормоз, и сейчас понимаю, что это было ошибкой. Заднее колесо приподнялось — головой ударился об угол крыши, а лицом выдавил боковое стекло. Когда меня забрали в больницу, на место ДТП приехали мотоциклисты (неизвестные мне люди). Пока восстанавливался, они отремонтировали мотоцикл. Конечно, я за это заплатил — все-таки время, материалы. Но поймите, само отношение!

Байк стал пропуском в тусовку

По словам Юрия Краснова, сейчас есть большой интерес к мотоциклам и обучению езде на них: «Многие спрашивают, на какие курсы пойти. Причем часто обращаются девчонки. Они на велосипеде толком не умеют ездить, а тут байк подавай...»

Михаил тоже обратил внимание на эту тенденцию. Мотоциклист считает, что это цепная реакция: девушки листают Instagram, замечают мотоциклисток в кожаных комбинезонах и тоже хотят попробовать.

— Но не учитывают, что там шесть передач, какие-то ручки, педальки, а еще ведь нужно чувствовать мотоцикл, — говорит байкер.

Постепенно разговор заходит о том, что мотоцикл теперь стал не собственно транспортным средством, а пропуском в определенную молодежную тусовку, где собираются разные люди.

Это такой повод познакомиться, в том числе с противоположным полом. Парням нравится, что можно предложить прокатиться, а девушки не отказываются.

Вспоминается такой итальянский опыт. Когда в одном из городов власти заметили, что в обществе слишком много одиноких людей, они затеяли целую программу. В частности, в супермаркетах появились специальные тележки, которые предлагалось брать тем, кто ищет вторую половинку. Ты вроде бы не кричишь об этом на каждом углу, но даешь вполне конкретный посыл.

Так вот для Минска такой посыл часто — это мотоцикл. Даже если не удалось познакомиться с девушкой, можно всегда потусоваться в среде единомышленников.

Ведущий рубрики решается на эксперимент — берет в руки камеру и подходит к двум девушкам, явно скучающим в уголке:

— А если бы вам мотоциклист предложил прокатиться — согласились бы?

— У меня есть парень, — перехватывает инициативу одна из них.

— А если бы не было?

— Почему бы и нет! Только что мотоциклиста от другого парня отличает?

— Я вот только что прокатился. Оказывается, байкер очень даже отличается... Он может сделать вам хорошо.

Подруги признаются, что мотоциклисты подходят знакомиться в первый раз, но главное — девушки явно заинтересовались и не высказывают явный негатив. Значит, схема работает?

«Как будто по воздуху летишь, но боязно»

К нам подходят трое парней. Говорят, что катают пятый сезон. Рассуждаем о том, почему мотоциклы стали столь популярны в последнее время. Скучный город? Или веяние моды? А может, многим молодым людям проще купить байк, чем машину?

— Город ни при чем, — не соглашаются ребята. — Ездят везде... Это такая эмоциональная разгрузка после работы. Четкого плана по перемещению нет. Сейчас тут, потом еще куда-нибудь поедем.

Оказалось — и это стало для нас откровением, — у «Короны» мотоциклисты уже не собираются. Меняется не только мотосреда, но и места, привычки, правила.

Юрий Краснов просит прокатить его на байке. Спустя несколько минут делится впечатлениями: «Как будто по воздуху летишь и при этом страшно, ты же не защищен ничем. Адреналин! Похожие эмоции испытывал в детстве — в парке Челюскинцев на „Супер-8“».

Между тем многие опытные мотоциклисты не спешат открывать сезон. Тут есть несколько причин. Во-первых, автомобилисты еще не привыкли после зимы, что на дороги возвращаются быстрые двухколесные транспортные средства. Во-вторых, не нанесена разметка. А в-третьих, еще не до конца смыли песок, которым обильно посыпали проезжую часть в гололедицу. На таком покрытии можно легко поскользнуться.

— Особенно опасен мелкий щебень, который остается после ремонта, — делится опытом еще один мотоциклист. — Его не видно, и он разлетается по всей дороге. Въезжаешь в поворот и падаешь...

— А еще часто техническое состояние мотоцикла влияет, — говорит Михаил. — Нередко молодые люди покупают байки на последние деньги. Ему ж нужно выжать шесть передач. У него на нормальный шлем не остается, а ездить быстро хочется. Вот и получается толком необслуженный двадцатилетний «японец» с лысой резиной.

Улица Кульман вдруг превратилась в оазис ночной жизни

Перемещаемся на другую популярную среди мотоциклистов точку. Улица Кульман вдруг превратилась в оазис ночной жизни. Шаурму тут продают едва ли не круглосуточно. Забавно, что в этом месте встречаются, можно сказать, две противоборствующие стороны — мотоциклисты и сотрудники ГАИ.

— Это удобно. Можно всегда приехать поесть, — заказывает чай Михаил. — Говорим обо всем подряд — и за жизнь, и про новый выхлоп.

Подходим к группе байкеров. Краснова сразу узнают и жмут руку: «О! Смотрите...»

— А у мотоциклов есть сиденья с подогревом? — ежится ведущий.

— Не у всех.

— Так вот почему вы постоянно девушек с собой возите!

Одна из обсуждаемых новостей сейчас — мотовзвод ГАИ, о создании которого давно говорили. Ребята рассказывают, что уже видели инспекторов на мотоциклах.

Речь неминуемо заходит о безопасности, и эта тема буквально сквозит в воздухе. Однако развить ее не получается. Когда подходим, кто-то просто отворачивается, кто-то, узнав, что репортаж для Onliner.by, демонстративно отказывается от общения.

В целом это подтверждает слова старых мотоциклистов: тусовка становится все более разрозненной и массовой. Новые поколения диктуют свои правила. Старая школа уже не авторитет.


— Раньше мне казалось, что мотоциклисты всегда вместе и очень сплоченные, — подытоживает Юрий Краснов. — Но выяснилось, что среди них тоже бывают терки, каждый немного сам по себе. Их лидеры говорят о необходимости проводить занятия, повышать культуру. Хорошие, правильные слова, однако могу предположить, что в ближайшее время этого не будет. Есть отдельные люди, которые обучают. Тусовка? Такое впечатление, что это просто времяпровождение. В любом случае такое явление есть, и в Минске это движение набирает обороты.

Мотошлемы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by