Минская ГАИ готова задействовать инструмент, который позволит системно и массово привлекать за нарушения правил стоянки в городе. Речь идет о приборе «Паркрайт», фиксирующем припаркованные автомобили в запрещенных местах. Напомним, соответствующие изменения в законодательство внесены несколько лет назад. Оставалось отработать технологию и назначить оператора. Сегодня журналистам на территории Национального аэропорта Минск продемонстрировали действие прибора: спецавтомобилю достаточно проехать два раза с разницей в пять минут. Ожидается, что это позволит реализовать принцип неотвратимости наказания за массовые нарушения.
Ничего принципиально нового. В служебном автомобиле ГАИ установлен прибор «Паркрайт», который ранее демонстрировали журналистам. Это устройство российского производства, его еще называют сканером парковки.
Девайс размещен под лобовым стеклом и направлен направо. Как только он въезжает в зону, отмеченную как запрещенную для парковки (на карту наложена маска, прибор ориентируется по GPS), то начинает сканировать номера автомобилей.
Но один раз зафиксировать мало. Придется сделать это дважды, причем не менее чем через пять минут. Это связано с формулировкой в ПДД: стоянкой считается прекращение движения более чем на этот временной промежуток.
— Прибор работает в автоматическом режиме. Он определяет зоны, где стоянка запрещена, и фиксирует регистрационные знаки, — рассказал заместитель начальника Минской ГАИ Андрей Зырянов. — Затем информация поступает в базу, данные обрабатываются. Составляется протокол об административном правонарушении, который подписывается сотрудником ГАИ и отправляется владельцу транспортного средства.
Нам предложили посмотреть, как выглядит процесс из салона автомобиля, в котором установлен «Паркрайт». На экране — стандартный интерфейс для подобных устройств: несколько изображений, GPS-координаты, дата, время и прочие данные.
На территории аэропорта установили специальный информационный щит. Однако, как подчеркнули в ГАИ, в других местах таких предупреждений не будет: «Иначе придется возле каждого знака „Остановка и стоянка запрещена“ ставить такой же».
— Наиболее востребован нижний ярус, — объяснили инспекторы. — Здесь остановка и стоянка запрещены, установлены знаки, нанесена запрещающая разметка, однако нарушения — регулярные. Раньше приходилось искать водителя, тратить время на оформление, объяснять нарушителям, почему их привлекают к ответственности. Теперь, когда все фиксируется прибором, удастся ускорить процесс и сделать наказание неотвратимым.
Сначала служебный автомобиль движется по нижнему ярусу. Как заверяет производитель, прибор будет работать даже на скорости в 50 км/ч. Но в данном случае машина ехала около 10—15 км/ч. Только в объектив попал номерной знак стоящего BMW, как рамка выхватила номер и распознала символы.
Но, как мы говорили, этого мало. Нужно зафиксировать автомобиль в запрещенном для стоянки месте дважды (разница при этом — минимум в пять минут). Программное обеспечение настроено так, что сверяет прежнее положение машины и потом выдает сообщение.
Когда служебный автомобиль через некоторое время (прошло более пяти минут) сделал второй круг, прибор вновь заметил тот же BMW и просигнализировал о фиксации нарушения.
— В программе нет возможности очистить журнал выявленных нарушений, — уточнили инспекторы. — Это сделано умышленно, чтобы исключить коррупционную составляющую.
После этого машина ГАИ несколько раз проезжала мимо кроссовера с номерами Гомельской области. Водитель и пассажир явно заметили нечто странное, но это их не смутило.
Мы предположили, что молодых людей могло ввести в заблуждение правило 20 минут — плата за пребывание автомобиля на территории привокзальной площади в течение этого времени не взимается.
— На самом деле это не имеет отношения к запрещающим знакам, — заметили сотрудники ГАИ. — В любом случае оставлять машину необходимо в положенном для этого месте.
Инспекторы напомнили, что на территории аэропорта и рядом есть несколько платных стоянок (стоимость разная). Имеется также бесплатная парковка, которая, к слову, пользуется спросом.
Затем сотрудники ГАИ решили заехать на верхний ярус, где запрещена стоянка. Но сути это при работе с «Паркрайтом» не меняет: действует то же правило пяти минут.
При повторном проезде прибор тут же стал сигнализировать о вновь зафиксированных автомобилях. Как нас заверили, впоследствии операторы проверят информацию, и даже если один из символов номера не будет читаемым, реальный нарушитель будет устанавливаться.
Протокол о нарушении правил стоянки будет выглядеть так же, как за превышение скорости. Единственный нюанс, как говорят в ГАИ, связан с фотографиями — они будут более информативными.
— К ответственности привлекается именно владелец транспортного средства, — отметил Андрей Зырянов. — Однако есть возможность переоформить протокол, сообщив, кто допустил нарушение.
"Необходимость предоставлять доказательства причастности другого водителя в этом случае ложится на владельца автомобиля".
— У нас нет задачи всех оштрафовать. Мы не заинтересованы в количестве протоколов, — заверил заместитель начальника ГАИ города. — Нам нужно решить проблему в наиболее болезненных точках столицы. Как только напряжение там снимется, станем отрабатывать другие места. Возникнет необходимость заезжать в какой-то сложный с точки зрения парковки двор — это будет сделано. Но все по порядку.
Он также сообщил, что система привлечения за нарушение правил парковки в автоматическом режиме отработана ГАИ: «Никаких операторов нет, мы все делаем сами».
По словам Андрея Зырянова, деньги от штрафов будут поступать в республиканский бюджет.
— Поскольку в Минске проблем с парковкой больше, то этими приборами оснащены все районные ГАИ города. Такие же устройства направлены в областные центры, — сообщил Андрей Зырянов.
А отработку в аэропорту решили проводить по нескольким причинам. Во-первых, несмотря на ряд предпринятых ранее мер, тут много проблем с парковкой. Во-вторых, это компактная территория, где легко было обозначить запретные зоны.
— Многие хотят оставить машину непосредственно около входа в здание аэропорта, — обратили внимание инспекторы. — Сейчас данные нарушения будут фиксироваться в автоматическом режиме. Это системная, ежедневная работа, и она продолжится до тех пор, пока проблема не решится. Думаем, поскольку наказание неотвратимое, мы скоро ощутим эффект.
Первое время с помощью «Паркрайта» будут отрабатывать непосредственно территорию аэропорта. Стоянку АЗС, где тоже постоянно припаркованы автомобили, трогать пока не планируют, но если потребуется, то готовы выезжать и туда.
— На данный момент мы начинаем отрабатывать наиболее болезненные точки города, где есть угроза безопасности, — заметил заместитель начальника Минской ГАИ. — Например, перекресток улиц Притыцкого — Лобанка, где водители общественного транспорта вынуждены останавливаться во втором ряду, чтобы высадить пассажиров.
Как рассказали инспекторы, приборы планируется использовать в первую очередь в центре столицы: на ул. Маркса, возле Комаровского рынка, железнодорожного вокзала.
— В каждом районе города есть зоны, по которым уже можно работать с «Паркрайтом», — заверил Андрей Зырянов.
В частности, в Московском районе это ул. Уманская, где постоянные проблемы с парковкой; в Заводском — станция метро «Могилевская».
Постепенно сотрудники ГАИ планируют расширять зоны отработки и даже, если потребуется, заезжать во дворы.
В Беларуси соответствующие изменения в законодательство были внесены еще летом 2014 года. Затем приводились в соответствие другие нормативные документы, кодексы и пр. Например, часть 6 статьи 18.22 Кодекса об административных правонарушениях теперь звучит так: «Остановка или стоянка транспортного средства с нарушением правил дорожного движения либо неправомерная стоянка транспортного средства на месте, отведенном для стоянки транспортных средств инвалидов, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, влекут наложение штрафа в размере одной базовой величины».
Для более тяжелой техники предусмотрен бóльший штраф (пункт 7 этой же статьи КоАП): «Остановка или стоянка грузового автомобиля, автобуса, колесного трактора, самоходной машины, прицепа с нарушением правил дорожного движения, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, влекут наложение штрафа в размере трех базовых величин».
В ГАИ понимают, что по примеру Москвы появится искушение прикрыть один из символов регистрационного знака.
— В таком случае мы намерены привлекать к ответственности за заведомо скрытый регистрационный знак, — предупредили инспекторы. — За это нарушение предусмотрен штраф от 10 до 20 базовых величин.
Как отметил Андрей Зырянов, вестись автоматическая фиксация нарушений правил остановки и стоянки будет из служебных автомобилей ГАИ.
— Что будет, если машина уедет до истечения пяти минут? — спрашиваем у инспекторов, проводивших тестирование прибора.
— В таком случае нарушение не фиксируется.
— А не получится ли так, что система зафиксирует медленно движущийся автомобиль и сочтет это за нарушение?
— Нет, ведь работа прибора основана на GPS-данных. Он заметит, что местоположение изменилось.
— Тогда другая ситуация. «Паркрайт» заметил нарушение, дважды зафиксировал его. Что произойдет, если эта же машина будет стоять под запрещающим знаком в другом месте?
— Будет оформлено еще одно нарушение, и владелец транспортного средства получит два «письма счастья».
В ГАИ рассчитывают, что на этот раз запуск «Паркрайта» (три года назад уже объявляли, что сканер парковки выехал в город) вызовет реакцию у водителей. Эксперты менее оптимистичны: прежде чем появится эффект, нужно, чтобы каждый получил «письмо счастья» и понял, что все всерьез. Как же будет на самом деле, узнаем в самое ближайшее время.
Парковочные радары в каталоге Onliner.by
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by