«Сколько раз говорил, не поеду. Но каждый год вновь здесь». Двухколесный репортаж с Brest Bike Fest
203
27 мая 2018 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Андрей Рыбачук
«Сколько раз говорил, не поеду. Но каждый год вновь здесь». Двухколесный репортаж с Brest Bike Fest

На трассе M1 по пятницам всегда серьезный трафик. Ближе к Бресту обычно поток разряжается. Но только не в последний уик-энд мая. По дороге повсеместно видны мотоциклисты: кто остановился на обочине передохнуть, кто спит чуть поодаль от трассы в тени собственного байка, а кто рвет по крайней левой. Нет сомнений — все едут на байк-фестиваль под Брестом. За Жабинкой — съезд с M1, еще пару километров — и дорогу перекрывает патрульная машина. Автомобили здесь безвластны. Дальше можно только двухколесным.

Пятница, вечер. Порядок хаоса

От поста ГАИ до базы «Орленок» приходится идти пешком не одну сотню метров, но направление спутать невозможно даже в темноте. Именно оттуда раздаются мощные басы гитар и рев моторов. На территорию можно въезжать с мотоциклом — паркуйся в лесу где угодно. На входе меня ждет один из организаторов. Михаил утверждает, что в этом году приедет около 10 тысяч байков, а может, и больше — сложно посчитать. От ответа на вопрос, почему съезжаются именно сюда, мужчина ловко уходит: «Лучше спросить у самих ребят».

Буквально выдергиваем из толпы первого попавшегося человека в джинсовой жилетке с нашивками. Оказалось, приехал из Литвы. Причем с подругой и 7-летним сыном. Как на байке можно привезти ребенка? Все становится понятным, когда Айварас демонстрирует свой BMW R1200. Справа от машины приделана футуристического вида люлька для одного пассажира. Отец говорит, это универсальный вариант для перевозок: он с подругой на мотоцикле, ребенок — в люльке. Байк вместе с коляской держится идеально: «На 110 км/ч можно отпустить руль». Крыша устройства задвигается с помощью кнопки под рамой, внутри капсулы — сиденье с пневмоуправлением, USB-разъемы (чтобы маленький Йокубас не скучал в дороге, мог во что-то поиграть на планшете). «Вообще-то, большую часть дороги он проспал, — говорит сам водитель. — Как обычно. Он с двух лет со мной катается по фестам. Можно сказать, ветеран байк-движения. А вот подруга в Беларуси впервые. Все едет и удивляется: народ такой веселый, душевный. А так в Бресте было всегда, поэтому сюда и едем».

Чуть в стороне за перекрестком — мобильный шиномонтаж для тех, кто издалека. Если присмотреться к номерным знакам, можно заметить байки как из Казахстана, так и из Дании. Техники указывают на горку изношенных шин — несколько истерлись до корда. Кто-то, похоже, докатился до места на ободе.

Тут же, на пересечении, припарковал свой BMW человек, который мог бы многое рассказать о мотопутешествиях на тысячи километров. Но не может. К знаменитому на весь мир немому байкеру из Минска Владимиру Ярцу выстроилась очередь из желающих сделать селфи. «Человек весь мир объездил (124 страны), можно и в очереди постоять», — слышится в толпе.

«Где здесь основная тусовка?»

Задаю этот вопрос парню в косухе. Ответ прост и правдив: «Да везде!» Дух мотоциклетной свободы порождает анархичный порядок. Байки подгазовывают, пытаясь проехать сквозь толпу, девушки, потягивая мини-кальян, выбирают новую кожаную курточку, Scorpions из колонок Honda Gold Wing пытаются перекричать Nizkiz, захвативших сцену и танцпол. Все смешалось в дымке мангалов и легкого тумана, оставшегося после дождя. Кажется, тут все знают друг друга. Женский голос из-за деревьев зовет: «Андрей!» Приветственным жестом на призыв отвечают человек пять, среди них даже девушка. И вот девочка-байкер с фиолетовыми волосами уже счастливо обнимается с одетым в оранжевую робу нужным Андреем. А может, и не с нужным. Возможно, и не с Андреем.

Среди толпы выделяются две девушки с мигающими сережками. «Estonia» — гласит надпись под черепом с косичками на куртке. Аннеле и Сигне говорят, что они здесь сами по себе, без клуба. «Мой муж тоже байкер, — рассказывает одна из них. — Долгое время катался в одиночку. Говорил, мол, это его личное увлечение. Однажды я увидела фото в Instagram, как он едет с какой-то незнакомой барышней на заднем сиденье. Устраивать скандалы я не стала — ну, подвез так подвез. Я поступила иначе: пошла и сдала на права на мотокатегорию. И теперь ему не уступаю. Он хотел поехать со мной в Брест. Но я сказала, мол, извини, это мое личное увлечение».

«Сейчас в Эстонии все больше и больше девочек за рулем байков, — добавляет Аннеле, приехавшая на итальянском Aprilia Shiver. — Не знаю, может это как-то связано с ростом прав женщин в Европе и стране. Например, к нам пришел глобальный клуб WIMA, есть и локальное движение Dark Diamonds. Женщины, наверно, сильнее боятся садиться за руль мотоциклов, но тех, кто не хочет быть просто „номер 2“, все больше».

Уже темнеет. Во время беседы с девушками не заметили, как отошли от центральной «улицы», обрамленной торговыми рядами с майками, нашивками, пивом, закусками и прочей мотоатрибутикой. Мы оказались в палаточном лагере. Здесь тоже своя атмосфера. В хаотичном порядке чередуются мотоциклы, палатки и мангалы. Мощные фары Harley Davidson подсвечивают компанию, разложившую яства с напитками прямо на земле. Концертная площадка отсюда не близко, но это не повод, чтобы не танцевать. «Тут главное — выбрать хорошее место: чтобы недалеко от тусовки, но и не слишком близко к сцене — иначе не уснешь, — делятся тактикой парни. — Хотя время для сна на месте минимально. Гуляем всю ночь обычно. А если гуляем не мы, то соседи. Потише становится примерно к 4 утра. Хотя все равно нет-нет да кто-то выкрутит ручку для прикола. В общем, сюда приезжают не отдыхать».

Покидаю лагерь, иду на звуки гитарных риффов. Юра Стыльский, придерживая гитару, открывает на сцене бутылку шампанского. «Сегодня у феста 18-летие? — говорит лидер группы „Дай Дарогу!“. — Тогда всех с праздником!» И разливает напиток в пластиковые бокалы, протянутые с танцпола. Публика, и без того подогретая, взвывает, и хаос приобретает еще больший беспорядок. Не каждый сможет пережить эту какофонию эмоций, но байкеры, видимо, за этим сюда и едут. Наступает ночь, но впереди запланировано выступление еще пары групп, а также другая культурная и не очень программа.

Субботнее утро. You Shall Not Pass

«После боя выжили не все» — это фраза про картину лагеря мотофеста, каким он предстает утром. Кто-то завтракает разогретыми на огне ссобойками, кто-то попивает кофе у палаток с уличной едой, ну а кто-то даже не пытался вставать. Среди палаток виднеется фигура парня, потягивающего пиво. Просит называть себя как угодно — можно Миллионер. Через пару часов — торжественный проезд колонны по улицам Бреста, но он никуда не собирается: «Сегодня обойдусь. Нет смысла и пытаться выехать — на выезде с территории стоит несколько кордонов из патрулей ГАИ, всех „продувают“. Байкеры уже привыкли и не задают вопросов. По сути, кому нужны пьяные в колонне? Может, где-то в лесу и есть обходной путь, но тебе о нем никто не скажет. Правда, ребята рассказывали, что и там стоят гаишники. Главное, соблюдать золотое правило слетов — после полуночи не пьем. У меня не получилось, потому остаюсь».

На выезде действительно работает не менее десяти инспекторов. У всех двухколесных проверяют документы, просят пройти алкотест. Но прежде — «„продувка“ добровольная», без наказаний. К мобильному пункту освидетельствования стоит очередь. Большинство байкеров все же проходят тест. Но вот прибор пищит — содержание алкоголя превышено. «Это мне еще часика два можно супчик поесть?» — спрашивает мужчина. Медработница назидательна, но мягка: «Два часа — это минимум. За руль даже не думайте. Потом перед выездом — снова сюда».

«На территории лагеря им можно все, — сотрудник ГАИ, подполковник милиции, по моей просьбе разъясняет порядок. — Но там, за поворотом, начинается дорога. Добровольный тест они проходят для себя, чтобы понимать, можно ли садиться на мотоцикл. Но если не пройдут проверку наших инспекторов, сразу составляем протокол. Они понимают, что цена высока — 3 года лишения прав и штраф от 50 до 100 базовых величин, — поэтому стараются вести себя прилично. Эквивалент более 600 долларов. Для иностранца немалая сумма. Хотя по итогам прошлогоднего фестиваля было составлено 22 протокола за нетрезвую езду».

А из лагеря выезжает все больше и больше байков

Мотоциклисты направляются на построение колонны. Для этой миссии задействована дорога у брестского аэропорта. За пару десятков минут она оказывается полностью заполненной. Спрашиваю у пары из Минска, есть ли какой-нибудь порядок: может, вначале едут самые красивые и дорогие мотоциклы или вперед пускают наиболее опытных, почетных? «Вроде бы нет, — говорит девушка. — Как приехал — так и занял очередь в колонне. Особого порядка нет. Просто едут компаниями, распределяются по странам и друзьям. В прошлый раз было так же. На сколько километров растягивается колонна, сказать сложно. Но очевидно: байков так много, что для этого перекрывают участок M1 и главную улицу Бреста».



Чтобы понять масштаб, достаточно упомянуть, что колонна в черте города проехала за полчаса. То есть после проезда первого мотоцикла прошло полчаса, прежде чем до этого места смог добраться последний. Костяк справился за 13 минут. Признаться, таких пробок я не видел еще ни в одном областном центре. Вряд ли автомобилисты по достоинству оценили такую презентацию.

Финальная точка — площадка у Ледового дворца. Как и все 18 предыдущих лет, сюда по-прежнему приходят горожане. «Зачем? Да в первую очередь детям интересно, — говорит мужчина, пришедший с сыном. Представляться по имени он не стал, „потому что госслужба“. — Сын посмотрит на мотоциклы, папа — на девочек. Все довольны. Есть же какая-то эстетика в транспорте! К моему удивлению, сын был в особом восторге от советских мотоциклов: вот „Иж“, например. Я, помню, сам катался в детстве на „Планете“. А еще раньше мой отец катал меня в коляске на „Днепре“. В общем, брестчане довольны».

Действительно, на площадке у Ледового довольно многолюдно. Большинство людей — с детьми. Мальчишки и девчонки бессовестно нарушают правило «не садись на чужой байк», а владельцы только улыбаются и помогают им взобраться. Кислотного цвета «спорты», сияющие хромом чопперы, безумные ракурсы селфи с брутальными мужиками в обнимку, мороженое и квас из бочки — таков незатейливый рецепт городского праздника.

«Гордыня? Почет? Это вряд ли, — рассуждает на тему мотивов участников колонны Александр, приехавший из Москвы на Honda Transalp. — Для байкера почетны большие пробеги. На моем — 40 тыс. км. А колонна — чтобы показать: мы большая тусовка, нас на дороге много. Не забывайте об этом».

Обратно в лагерь

Подходит время, когда в лагере начинается концерт, а значит, пора уезжать из города и возвращаться в логово. И вновь я «на базе», прорываюсь сквозь толпу мотоциклистов, наблюдаю за оживающим палаточным лагерем, иду на звуки гитарных риффов.

Сложно пройти мимо широкого мужчины с бородой и в смешной шапочке. «Сорыч, „Аль-Каши“ из Питера, — представляется он. — На Honda Gold Wing заехал сюда за восемь с половиной часов с остановками только на заправку. Я, как и ты, всё до сцены дойти не могу. А приехал уже давно. Постоянно по пути кого-то встречаю. Знаю здесь больше половины людей, это точно. Каждый октябрь на посиделках в честь закрытия сезона встречаемся с мотобратьями за бокалом. Обсуждаем: „Ну что, поедем в Брест под лето?“ Все орут: „Ай, да ну! В 18-й раз? Надоело уже. Сколько можно?“ А сегодня встречаю всех тех орущих здесь, на Brest Bike Fest. И так каждый год. Приезжают сюда ребята из Прибалтики, Польши, России. И это то место, где мы можем пересечься со старыми друзьями, разделенными границей Востока и Запада. В этом, пожалуй, и уникальность».

Сорыч прав: дойти до танцпола нелегко. Мы поболтали с питерцем не более пяти минут, и за это время подошло три байкера с дружескими объятиями. «Может, здесь и нет ничего особенного, но люди все равно едут, — говорит один из новых знакомых. — Тут можно приехать в одиночку и за вечер обрасти друзьями „не разлей вода“. А после такой атмосферы единения сюда просто тянет».

Мотоциклетные аккумуляторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Андрей Рыбачук