17 409
02 июня 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Полиция на электромобилях и пешеходы на красный. Дорожные впечатления о Лиссабоне

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Частые гудки клаксона (почти как в Египте), пешеходы идут на красный, полиция на электромобилях... Все это Лиссабон. Во время проведения «Евровидения» корреспонденты Onliner.by не только оценивали вокальные данные исполнителей, но присматривались к принципам организации дорожного движения, привычкам водителей и общественному транспорту. Многое запросто можно реализовать в Беларуси, но...

О чем речь

Принцип организации пространства: очереди на вокзале, велодорожки, автомобили

На железнодорожном вокзале очередь формируется с помощью лент и стоек, как в аэропортах. Регулятор в лице администрации, с одной стороны, чересчур не вмешивается, а с другой — предлагает соблюдать четкий порядок. Очень эффективно. Нет неразберихи, склок, ругани и, конечно, тех, кому очень нужно на минуточку спросить. Почему в Минске не так?

Еще одно наблюдение, сделанное на вокзале: обратите внимание на специальные пандусы, которые установлены на станциях в Лиссабоне. Они предназначены не только для людей с инвалидностью, но также для мам с колясками и вообще всех, кому тяжело преодолевать барьеры. А теперь вспомните, по каким ступенькам порой приходится взбираться, чтобы попасть в плацкартный вагон поезда Брест — Москва. Есть разница?

Нельзя сказать, что Лиссабон очень велосипедный город. Из-за холмистого рельефа этот вид транспорта не получил бешеной популярности. Два года назад единицы встречались на великах. Потому сейчас особенно заметна разница: двухколесного транспорта стало значительно больше.

Взгляните, как устроена велодорожка на одной из центральных улиц. Она выделена конструктивно и цветом. Разумеется, там асфальт, а не плитка, как на остальной части тротуара. Причем пешеходы не ущемлены — им оставили достаточно места, чтобы комфортно передвигаться, а не тесниться на узенькой полоске.

Людей, насколько это возможно, развели в пространстве, и нет дурацких конфликтов, кто и кому должен уступать. В этом и заключается функция проектировщика: грамотно распределить городскую площадь, минимизировав число возможных пересечений путей, а не установив невыполнимые или нерациональные условия.

Иногда велодорожка находится на проезжей части, тогда она совмещена с полосой для общественного транспорта. Нужно ли говорить, что туда, как правило, легковые автомобили не заезжают?

Снова про использование совместного пространства. Узенькая улочка в центре (минским водителям на заметку: вот это узко, а на Немиге очень даже просторно). По одной полосе в каждом направлении, по которым движутся трамваи, автобусы, экскурсионные автомобили и обычные водители.

Обратите внимание, сколько пространства оставили пешеходам, защитив тротуар лаконичными столбиками. И не нужно мудрить с формами и вырвиглазным цветом — эстетически городская среда не пострадала.

Снова комплимент в адрес лиссабонских властей. Посмотрите, как все организовано на этом бульваре. Нашлось место для движения, стоянки, пешеходов, да и деревья удалось сохранить.

Автопарк: в основном бюджетные «европейки» и достаточно электрокаров

Обычные португальцы — люди не богатые. Автопарк в стране в целом похож на наш, за исключением автомобилей российской сборки: нет Volkswagen Polo Sedan, Kia Rio и Hyundai Accent. В остальном же бюджетные «европейки»: Renault Clio, Opel Corsa, Volkswagen Golf, выпущенные энное количество лет назад.

Есть машины посвежее, есть постарше, есть совсем раритетные. Но в основном представлены недорогие экземпляры, произведенные в Испании, Франции, Германии.

Принцип такой же, как и в остальной Западной Европе: чем меньше автомобиль, тем лучше. Тот, кто хочет выделиться, покупает Abarth, MINI или Alfa Romeo.

При этом куда чаще, чем в Минске, встречаются электрокары — и дорогие, и не очень. Нашим корреспондентам на глаза попадались Opel Ampera, Nissan Leaf (полицейский!), BMW i8, Peugeot iOn.

А когда они вызвали Uber, то откликнулся водитель Renault Zoe. Получасовая поездка обошлась чуть меньше чем в десять евро.

Как и у нас, автомобили, работающие на этот сервис, ничем не обозначены. А вот такси можно распознать по зеленым стойкам и крыше.

Парковка: места для инвалидов обозначены спецтабличкой

Скромность португальцев в выборе обусловлена не только экономичностью, но также банальной нехваткой места. Улицы, как говорилось выше, узенькие, парковок (стоянки в будние дни в рабочее время платные) мало. Постоянно приходится лавировать в потоке.

Стоянка для инвалидов не просто обозначена знаком и разметкой. На табличке указан регистрационный номер автомобиля, который может находиться на спецместе.

На некоторых парковках выделена специальная зона для скутеров. Их, как и велосипеды, не так часто встретишь, как, например, в Барселоне, но все же таких транспортных средств больше, чем в Минске. Иногда, впрочем, мопеды бросают прямо на тротуаре, и если они несильно мешают пешеходам, на это часто закрывают глаза.

И все же не будем идеализировать лиссабонцев. Не однажды видели, как машины ставят вторым рядом или на тротуаре, существенно затрудняя движение другим.

Не сказать, что это всегда остается безнаказанным. На одном из автомобилей недвусмысленно был установлен блокиратор колеса.

Привычки, общественный транспорт, полиция

Среди подмеченных привычек португальцев, которые бросаются в глаза приезжим: водители довольно часто сигналят — стоит кому-то на секунду замешкаться, как раздается гудок клаксона. Правда, не такой хамский, как у нас, а что-то вроде интеллигентного напоминания: «Эй, амиго, не спи — поехали уже».

Пешеходы чувствуют себя на улицах весьма вольготно. Запросто могут пойти на красный сигнал светофора, если автомобилей нет. Но, конечно, там, где это безопасно, — на скоростную магистраль, понятное дело, никто выскакивать не будет.

В дни «Евровидения», когда проводилась эта фотосъемка, на улицах Лиссабона было много полиции. Хотя в обычное время ее значительно меньше. Обратите внимание на обмундирование и служебный транспорт.

Про общественный транспорт нужно сказать особо. Как отмечают наши корреспонденты, в основном перемещавшиеся на метро и автобусах, система устроена удобно. Вход через переднюю дверь, там установлены валидаторы, как в минском транспорте. Талон на одну поездку стоит 1,3 евро, проездной на день — 6,5 евро.

Однако есть нюанс: чтобы автобус остановился, необходимо проголосовать. То же самое касается выхода из общественного транспорта. Нужная остановка? Жми кнопку.

Желтый трамвайчик считается символом города. Удивляет, как вагонам удается передвигаться в условиях ограниченного пространства. Иногда рельсы выписывают такие вензеля... Кажется, вот-вот заденет припаркованное авто или съедет с путей. Но ничего, обходится.

Характерный момент: автобусная остановка защищена основательным ограждением. Подобные конструкции у нас применяются на МКАД. Это и есть забота о людях. Все признают, что водитель может нарушить или ошибиться, но это не должно привести к критическим последствиям.


В целом же страна произвела приятное впечатление. Мягкий климат, свой выход к океану, опять-таки удобная транспортная инфраструктура, свежие морепродукты и расслабленные местные жители.

Туристические рюкзаки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by