Uber + «Яндекс.Такси» = ? Двоякая ситуация на рынке перевозок

05 июля 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Uber + «Яндекс.Такси» = ? Двоякая ситуация на рынке перевозок

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Рынок пассажирских перевозок в Минске вновь лихорадит. После объединения бизнесов двух крупных платформ — Uber и «Яндекс.Такси» — пользователи жалуются на сложности с вызовом автомобилей, на стоимость поездки, на водителей со средним баллом 4,2... Что происходит? Тщетно пытаемся разобраться уже который день. Пресс-службы обоих сервисов оперативно комментируют ситуацию, но предельной ясности по-прежнему нет. Переадресовали представителям компаний пять самых насущных вопросов от пользователей.

О чем речь

Пользователи: это теперь один сервис? А кто главный?

Год назад произошло важное событие, на которое мало кто обратил внимание. «Яндекс» и Uber объявили об объединении бизнесов по онлайн-заказу поездок. Компании заявили, что хотят вместе строить «персональный общественный транспорт» — альтернативу личному автомобилю и маршрутным транспортным средствам. Звучало очень оптимистично.

«Объединенная компания будет использовать технологии и знания „Яндекса“ в области картографического и навигационного сервисов и поисковых систем и опыт Uber как мирового лидера среди онлайн-сервисов для заказа поездок», — отмечали стороны в июле 2017-го.

Пассажирам обещали сокращение времени ожидания, а водителям — уменьшение времени простоя (читай — увеличение потенциального заработка). По идее так и должно быть: объединенный сервис включит преимущества обеих платформ.

Однако до последнего момента было не ясно, чего именно ждать. Только неделю назад, после обновления приложения Uber, стало понятно, что одними юридическими формальностями не обойдется. Переходный период напрямую коснулся пользователей, которых по большому счету это вообще не должно волновать.

Отметим, что первым на белорусский рынок пришел Uber — в ноябре 2015-го, предложив оплату по карточке и удобный заказ автомобилей в несколько кликов. Представители компании через полгода сообщали: «Минск стал чемпионом по скорости развития сервиса в Европе. Каждый месяц число наших пользователей прирастает на одну Марьину Горку или два Браслава. Более полумиллиона человек открывали приложение в Беларуси. Среднее время подачи автомобиля составляет 5,7 минуты. Средняя оценка водителей — 4,87».

Сейчас уже мало кто вспоминает, что пришлось пережить Uber в Беларуси. И бурное возмущение таксистов, и требование оформлять заказ-наряды (несмотря на детальные отчеты о поездках), и попытку зарегулировать условия для платформы. Казалось, сервису все-таки удалось выстоять...

«Яндекс.Такси» пришел в феврале 2016-го. Но победных реляций не последовало, чему, на наш взгляд, есть два объяснения. Во-первых, нельзя воспринимать белорусский рынок как часть российского — в Минске все же иные предпочтения, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Во-вторых, не была своевременно решена возможность оплачивать поездки по карточке, а для многих пользователей, уставших от старых привычек таксистов, это было важнейшим условием.

После объявления о заключении сделки год назад аналитики Financial Times сделали такой вывод: Uber уступает «Яндексу» российский рынок такси после нескольких лет напряженной конкурентной борьбы.

На данный момент в Минске работают оба приложения. Есть ли разница, через какое заказывать автомобиль? Сказать сложно. Слишком много неопределенных моментов. В частности, декларируется, что теперь оплатить поездки можно и по карточке, и наличными.

Но несколько наших читателей (пользователи Uber) в первые дни после обновления столкнулись с проблемами: оплата с привязанной карты не проходила, водители требовали ехать «через банкомат». При этом в салонах их автомобилей не было кассового аппарата.

Пока в комментариях изгаляются, размышляя «Какое название получит новая компания: „Яндубер“ или „Уберояндекс“?», эксперты пытаются понять, в чем будет ее стратегия и надолго ли сохранится двойственность платформ.

— В Минске по-прежнему доступны и будут доступны оба приложения — Uber и «Яндекс.Такси», — ответили в пресс-службе Uber. — Служба поддержки Uber тоже активно приходит на помощь: пользователи, как и раньше, могут обращаться в нее через приложение на смартфоне. Обратите внимание, что ответ службы поддержки при этом может прийти по электронной почте или SMS. Связаться со службой поддержки Uber можно и в соцсетях.

В пресс-службе «Яндекс.Такси» придерживаются той же позиции: «У каждого из двух приложений есть свои сильные стороны, свои алгоритмы ценообразования, свои поклонники. Водители, подключенные к обоим приложениям, несколько дней назад перешли на новую объединенную платформу (это и есть „Таксометр“). Это значит, что доступных машин в обоих сервисах станет больше, а качество и безопасность повысятся (например, потому, что водитель, заблокированный в одном из сервисов, будет автоматически заблокирован и во втором)».

Там также анонсировали новую услугу (дедлайн пока не назван) по заказу автомобилей за границей: «В тех странах, где нет „Яндекс.Такси“, но есть Uber, через приложение „Яндекс.Такси“ можно будет заказать Uber и наоборот».

Вопрос, кого считать главным в результате объединения, в пресс-службе «Яндекс.Такси» считают не вполне корректным: «Сервисы объединились, чтобы благодаря сильным сторонам каждого из них вместе двигать рынок. Но если возвращаться к условиям сделки, то 59,3% объединенной компании принадлежит „Яндексу“. Генеральным директором объединенной компании стал Тигран Худавердян, который до того возглавлял „Яндекс.Такси“».

Пользователи: теперь при вызове «Яндекс.Такси» может приехать автомобиль Uber и наоборот?

— Да, именно так, — подтвердили в «Яндекс.Такси». — Как уже говорилось ранее, для пользователей по-прежнему доступны два приложения — со своими интерфейсами, функциями, алгоритмами ценообразования и службами поддержки. Кому-то субъективно больше нравится одно, кому-то — другое.

Пользователи: сколько ждать?

Важнейшим критерием для Uber всегда было среднее время подачи автомобиля. В первые дни после запуска (в ноябре 2015-го) оно составляло 10—12 минут. Позже сократилось до 7 минут. Представители сервиса намерены были снизить показатель до 5 минут. Идеалом же назывались 2—2,5 минуты, как в Сан-Франциско.

Но после обновления приложения многие пользователи заметили, что время ожидания увеличилось.

Возможно, водители до последнего тянули с переоформлением и потому сейчас наблюдаются сложности с заказом автомобиля?

В пресс-службе Uber проблему списывают на рост спроса и то, что многие стремятся протестировать новую версию приложения:

— Да, мы встречали отзывы, что машину теперь сложно заказать, что она очень долго едет. В некоторых случаях это может быть связано с сильным ростом спроса (многие хотят протестировать новую версию приложения Uber), в некоторых — с техническими моментами. Но на самом деле, по нашим данным, среднее время подачи автомобиля за последнюю неделю составило не более 6 минут. Рассчитываем, что в ближайшие недели этот показатель снизится еще сильнее.

В «Яндекс.Такси» тоже обещают, что время ожидания для пользователей снизится и будет составлять всего пару минут.

Пользователи: стоимость поездки увеличилась?

Неоднозначные комментарии приходят относительно стоимости поездки. Особенно в первые дни после обновления пассажиры Uber отмечали, что цены повысились. Напомним, уже продолжительное время информация о коэффициентах обозначается при заказе автомобиля с помощью пространной фразы «Высокий спрос» или «Очень высокий спрос».

С оплатой вообще происходило что-то непривычное. Например, один из пользователей сообщил нам, что списание произошло через несколько минут после начала поездки, т. е. задолго до ее завершения.

— Тарифы по городу не изменились, но стоимость поездки зависит не только от них, — заверили в пресс-службе Uber. — В отдельных районах количество заказов периодически может превышать количество машин, работающих на линии и готовых выполнять поездки. В этом случае алгоритм автоматически формирует повышающий коэффициент — это вынужденная мера, которая помогает воспользоваться такси тем, кому важно уехать максимально срочно, даже в периоды высокого спроса. Как уже отмечалось выше, в некоторые моменты спрос был очень высоким — вероятно, пользователи, которые жаловались на повышение цен, не обратили внимание на уведомление об этом.

Один из читателей по имени Александр утверждал, что сумма за поездку увеличилась после того, как он сел в автомобиль (вызванный через Uber).

— Стоимость поездки, рассчитанная в момент заказа, может увеличиться только в случае, если водитель ждал пользователя по адресу, указанному в приложении, дольше 5 минут, — сообщили представители Uber. — В этом случае к итоговой сумме поездки будет добавлена сумма за платное ожидание (количество минут, умноженное на стоимость одной минуты). Поэтому мы рекомендуем делать заказ через приложение Uber тогда, когда пользователь уже готов выходить и ему не нужно много времени на сборы.

А вот что по поводу стоимости сообщили в пресс-службе «Яндекс.Такси» (уточнив, что с недавних пор там введен повышающий коэффициент, а сейчас специалисты компании работают над введением оплаты по карточке): «Ценообразование в приложениях происходит независимо друг от друга. Повышающий коэффициент автоматически включается в моменты повышенного спроса, когда число желающих уехать во много раз больше числа доступных машин, — чтобы те, кому действительно очень нужно уехать, могли это сделать. В такие моменты наши партнеры стараются вывести на линию побольше водителей (а наличие повышающего коэффициента дополнительно их стимулирует), чтобы предложение поскорее уравновесило спрос и коэффициент пропал».

Интереса ради попробовали заказать автомобиль в двух приложениях, указав одну точку. От здания Минской ГАИ до «Минск-Арены» бюджетная поездка обошлась бы в 6,5 рубля, синхронно утверждали обе платформы.

Пользователи: приезжают водители на старых автомобилях со средним баллом 4,2. Это нормально?

Ранее представители Uber сообщали, что при снижении оценки водителя до 4,5 балла система автоматически отключает его от работы. «В последние дни приезжали парни с рейтингом 4,2 балла», — пишут наши читатели.

Они также обратили внимание на то, что подавались нетипичные автомобили: вместо привычных Volkswagen Polo Sedan и Skoda Rapid приезжали более возрастные машины. В одном случае это был Peugeot 307, в другом — Toyota Venza.

— Рейтинги части водителей отображаются некорректно, — рассказали в пресс-службе Uber. — С ошибкой сейчас разбираются разработчики. Рейтинг 4,2 действительно ниже порога блокировки, такие водители не смогли бы принимать заказы.


Конечно, это не все новшества, о которых пишут на форумах и в комментариях. Так, сообщается, что изменилась картографическая основа в приложении Uber, не приходят отчеты о поездках и пр. Но все это кажется не таким существенным по сравнению со стабильной работой платформ и перевозчиков.

В пресс-службе Uber свой комментарий завершили на оптимистичной ноте: «Мы убеждены, что благодаря единой платформе число машин, доступных пользователям обоих сервисов, станет больше, а качество и безопасность повысятся. В том числе за счет того, что водитель, заблокированный в одном из сервисов, не сможет приезжать на заказы пользователей другого сервиса. Переключение водителей на единую платформу — сложный технологический процесс, и мы благодарим пользователей обоих сервисов за понимание. Скоро все наладится».

Коллеги из «Яндекс.Такси» вторят: «В ближайшее время появится возможность оплатить поездку банковской картой, сервис будет запущен в новых городах (сейчас „Яндекс.Такси“ работает в Минске, Гомеле, Витебске, Могилеве и Речице), в перспективе — появление собственной программы страхования».


Прошла неделя после изменений на рынке пассажирских перевозок, и можно делать первые выводы. Честно говоря, появление нового сильного игрока пока не чувствуется, скорее есть ощущение потери старого. Некоторые минчане, привыкшие к заказу автомобиля в пару кликов, стали натужно вспоминать короткие номера диспетчерских служб такси. Впрочем, эта ситуация может стать хорошим шансом для других местных перевозчиков, которые на волне всеобщей «уберизации» обзавелись своими приложениями.

Смартфоны в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by