27 июня 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка; Государственный комитет судебных экспертиз

«Некоторые на премиальные внедорожники ставят бэушные тормозные диски...» Эксперты о неисправностях, которые приводят к ДТП

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка; Государственный комитет судебных экспертиз

Аварии из-за технических неисправностей довольно редки, и большой огласки эти случаи обычно не получают (выбивается разве что громкое происшествие возле ТЦ «Замок»). Хотя периодически эксперты все же обнаруживают поврежденные тормозные шланги или люфт в рулевом управлении автомобилей, попавших в ДТП. «Нередко это становится сопутствующим фактором, а вовсе не основной причиной происшествия. Значение имеют также приемы управления, выбор скорости и прочее», — обращают внимание сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз. Они дали ряд рекомендаций, как вовремя обнаружить неисправность, и рассказали, что может случиться, если игнорировать стук в подвеске или капли в районе бачка с тормозной жидкостью.

Тормозная система

Обычно в Государственный комитет судебных экспертиз поступают запросы от следователей. А это значит, что непоправимое уже случилось: произошла авария, в которой кто-то серьезно пострадал или погиб. Как правило, в первую очередь исследуются тормозная система, рулевое управление, ходовая часть транспортных средств.

По словам экспертов, чаще всего выявляются неисправности тормозной системы. Недостаточное усилие или провал педали, и машина больше не подчиняется. На что же обращать внимание автовладельцам, дабы не попасть в такую ситуацию?

— Совет стандартный: плановое прохождение техобслуживания, во время которого при необходимости заменят колодки, диски, суппорты и так далее, — говорит эксперт-автотехник Государственного комитета судебных экспертиз Виктор Костюкович. — Конечно, многие у нас ездят до тех пор, пока машина не откажется везти. Если не хотите платить за диагностику на СТО, то хотя бы проходите техосмотр. Эта мера реально позволяет выявлять основные неисправности.

Виктор Костюкович

Увы, сейчас система техосмотра переживает не лучшие времена. Многие автомобилисты признаются, что не проходят ТО из-за необходимости оплачивать госпошлину. В конце прошлого года представители «Белтехосмотра» сообщили: «Более половины зарегистрированных в Беларуси автомобилей ездят без пройденного техосмотра. Из 3 млн машин около 1,7 млн так и не побывали на станциях диагностики».

При этом нет данных, подтверждающих, что произошел резкий рост аварийности из-за неважного технического состояния автомобилей. Эксперты также не заметили всплеска такого рода ДТП.

Тем не менее в их архиве — немало характерных случаев. Вот один, наиболее примечательный. На загородной трассе машина премиальной марки сбила пешехода.

Водитель сразу после ДТП объяснял: «Отказали тормоза». Во время исследования эксперты обнаружили треснувшие тормозные шланги.

— Как обычный водитель может обнаружить неисправность тормозной системы? — спрашиваем.

— Самое простое и очевидное — контролировать педаль торможения. Если ход изменился или она стала проваливаться — нужно срочно обратиться на СТО и желательно доставить туда автомобиль на эвакуаторе, — рекомендуют сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз. — Также советуем обращать внимание на подтекание технических жидкостей. Несколько капель под капотом могут говорить о серьезной неисправности. Откройте капот и приглядитесь, нет ли подтеканий в районе бачка с тормозной жидкостью, целы ли шланги, нет ли трещин, разрывов и других повреждений.

А вывернув колеса (если установлены литые диски), можно в подробностях рассмотреть тормозные диски. Если поверхность гладкая и блестящая, то все в порядке. Но зачастую, как мы убедились во время одного из репортажей, все не так идеально: «ямы», «бурт», ржавый налет.

— Существует мнение, будто можно проточить диски и они, мол, станут как новенькие, — рассказывает о распространенном заблуждении Виктор Костюкович. — Ни в коем случае не поступайте так! Дело в том, что поверхность имеет специальную обработку, а снимая рабочий слой, вы нарушаете целостность материала.

Эксперты предупреждают еще об одном мифе: якобы установка новых колодок на старый тормозной диск скажется на этой детали благоприятно — снимет ржавчину и т. д. На самом деле это приводит к уменьшению рабочей площади фрикционного материала. Грубо говоря, колодки работают только на 75% или того меньше.

— Мало кто знает, что у барабанных тормозов тоже есть колодки, и они требуют замены, — посвящают в детали сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз. — У автомобилей с барабанными тормозами, попадающих к нам, состояние зачастую удручающее. Снимаешь барабаны, а накладки буквально отваливаются от колодок. Большинство их не меняют...

По мнению экспертов, чаще всего автовладельцы все же в курсе неисправностей тормозной системы или как минимум догадываются.

Вспомните, водитель ЗИЛа, сбивший пешеходов возле ТЦ «Замок», возил с собой бутылки с тормозной жидкостью — неужели просто так?

— Бывает, владельцы премиальных машин устанавливают бэушные тормозные диски. Внешне автомобиль выглядит прилично, а поворачиваешь передние колеса — одна ржавчина, — с ходу вспоминает несколько случаев Виктор Костюкович. — Хозяева стареньких машин иногда поступают так: вместо замены тормозного суппорта просто глушат контур, вкручивая туда болт. В итоге жидкость на колесо не подается и оно не участвует в торможении.

К слову, про тормозную жидкость. Не все знают ее особенность — она обладает гигроскопичностью, то есть поглощает влагу. Чем дольше процесс эксплуатации, тем больше скапливается влаги и, соответственно, тем ниже температура кипения. Закипание приводит к образованию пузырьков воздуха, что чревато провалом педали тормоза. Специалисты советуют менять жидкость через три года после покупки нового автомобиля, а в последующем — каждые два года.

Во время разговора мы не могли не задать интересовавший многих вопрос. Водитель ЗИЛа, сбивший пешеходов на пр. Победителей, доехал же как-то до торгового центра, хоть грузовик и имел ряд серьезных технических неисправностей. Представитель прокуратуры во время судебного заседания заметил: «Водитель дважды нажал на тормоз (судя по стоп-сигналам), но все равно продолжил движение прямо, не попытался уйти от удара. Машина проехала примерно 70 метров, прошло около 5 секунд. Считаем, этого было достаточно, чтобы снизить скорость или изменить траекторию движения».

Так мог ли мужчина предотвратить трагедию? Сам он утверждал, что «если бы крутанул руль, то жертв, возможно, было бы больше».

Обратите внимание: во время судебного заседании обвиняемый признавал, что отвлекся... («К переходу подъехал по средней полосе со скоростью 40 км/ч, не более 60 км/ч. Немного отвлекся — или не знаю, что случилось, — и уже желтый сигнал», — цитата из показаний водителя ЗИЛа.) И хотя тормозная система была неисправной, в определенных ситуациях есть возможность замедлить транспортное средство с помощью коробки передач или ручника.

Рулевое управление

С неисправностями рулевого управления, которые привели к аварии, сталкиваться приходится реже, говорят в Государственном комитете судебных экспертиз. Впрочем, пару случаев там припомнили. Один из них произошел в мае 2016 года. Тогда ГАИ кратко сообщала обстоятельства: «Водитель Mazda, гражданин России, выехал на полосу встречного движения и врезался в Ford. Пострадали 7 человек, погибла 10-летняя девочка».

— У Mazda (это был Xedos 9) сзади установлены рулевые тяги. После ДТП был назначен ряд экспертиз, в результате которых выяснилось, что во время движения произошло разрушение этого узла и колесо стало вилять, — цитирует заключение Виктор Костюкович.

Самая характерная неисправность рулевого управления — повышенный люфт, что приводит к ухудшению управления на скорости. Грубо говоря, поворачиваешь руль, а колеса не поворачиваются. Эту неисправность легко определит любой более-менее опытный автомобилист. А уточнить «диагноз» помогут на СТО, где должен быть люфтомер.

— Люфт возникает вследствие того, что разбиты шаровые соединения, — напоминает специалист.

Ходовая часть

«Выстрел» колеса — это не только пугающий звуковой эффект, но еще и потеря управления со всеми вытекающими последствиями.

По словам экспертов, в этой, безусловно, аварийной ситуации многое зависит от реакции водителя: «Если произошел разрыв шины переднего колеса, то автомобиль, как правило, уводит в сторону „пробоя“. Что делать? Резко тормозить нельзя, иначе произойдет занос. Следует плавно вывернуть руль в противоположную от выстрелившего колеса сторону и таким образом выровнять машину».

— Почему вообще происходит разрыв шин? — интересуемся.

— Причины разные. Самая распространенная — износ шины. Периодически осматривайте колеса, на резине не должно быть надрывов, порезов, которые обнажают корд. Шина — это не просто кусок резины, а сложное изделие с каркасом.

Выясняя, сколько еще «отходит» шина, часто ориентируются на высоту протектора. Нужно также иметь в виду, что производитель закладывает определенный срок эксплуатации. Вычислить его можно по дате изготовления резины (указывается на боку).

— Многое также зависит от условий хранения, — замечает Виктор Костюкович. — Знаю о таком случае. В Минск доставили партию шин, которые хранились неправильно. В результате они стали «квадратными». Установили на автомобиль, накачали, а форма осталась прежней. Во время движения машина вибрирует, ощущение — словно едешь по стиральной доске.

Эксперты привели необычный пример неисправности, приведшей к ДТП. У грузовика ГАЗ заклинивало тормозные колодки, в результате чего перегревался колесный диск. Под действием высокой температуры шина расплавилась, и произошла ее разгерметизация. Итог — дорожное происшествие с тяжкими последствиями.

Более типичные ошибки, которые допускают автовладельцы, — это установка болтов, не предназначенных для конкретного типа диска (для «литья» и «штамповок» применяются разные, а при переходе с «лета» на «зиму» иногда оставляют прежние). К чему это приводит? Во время эксплуатации соединения разбиваются и диск отваливается — колесо улетает...

— Вообще же затягивать болты положено динамометрическим ключом, — обращают внимание эксперты. — Иначе, во-первых, это может привести к созданию излишнего напряжения, что чревато повреждением тормозного диска. Во-вторых, разность усилия, с которым затянуты болты, влияет на биение диска при торможении. В результате происходит перекос.

Специфическая комплектация колеса, а точнее, незнание, как с ним обращаться, тоже может приводить к травмам и гибели. Колеса некоторых грузовиков имеют бортовое или замочное кольцо, которое выполняет роль фиксатора.

— Иногда их неправильно устанавливают при сборке. Когда накачивают воздух и давление вырастает — кольцо вылетает, нанося повреждения окружающим, — описывает характерный случай Виктор Костюкович. — Не так давно при схожих обстоятельствах погиб человек, производивший монтаж запасного колеса на бензовоз. Оказалось, что запаска долгое время подвергалась воздействию влаги, соли — кольцо проржавело и материал не выдержал напряжения.

Болезнью старых ВАЗов («копеек» и «шестерок») называют повреждения шаровых опор. При износе (чему может способствовать разрыв пыльника) так называемого шарового пальца он вылетает с посадочного места, конструкция разъединяется и стойка колеса уходит в сторону. Симптомом может быть банальный стук в подвеске. Более точно причину шума назовут на СТО, не потребуется даже никаких особых приборов — достаточно монтировки.

Причиной заноса у более современных автомобилей может стать заклинивание ступичного подшипника, которое предваряет посторонний гул во время движения. А если приподнять колесо и попробовать раскачать, то обнаружится ход, которого быть не должно.

— Несколько лет назад на МКАД именно из-за этой неисправности вынуждена была остановиться женщина, управлявшая автомобилем, — припомнили такой случай в Государственном комитете судебных экспертиз. — Через некоторое время на нее был совершен наезд. Она погибла.

Газовое оборудование

Пару лет назад с периодичностью в две недели произошли два взрыва в машинах с газовым оборудованием. К счастью, никто не погиб, но транспортные средства оказались сильно повреждены. Оба случая были зафиксированы после установки баллона в багажное отделение — после первой заправки.

— Стали разбираться, в чем же дело, — листает материалы исследования Виктор Костюкович. — Выяснилось, что на станции забыли установить патрубок. Вроде бы мелочь, но эта деталь отвечала за стравливание «лишнего» газа в атмосферу. В результате сброс происходил в багажный отсек. Ну а при высокой концентрации газа достаточно малейшей искры, да хоть бы от включения поворотника, чтобы произошел взрыв.

Осветительные приборы

Такая «мелочь», как неисправность осветительных приборов, тоже может влиять на аварийность. Из-за того, что перегорела лампочка ближнего света фар, восприятие дорожной обстановки меняется. Реальная ситуация?

По данным экспертов, речь идет об уменьшении видимости на десять метров, что критично при появлении пешехода.

Если бы горели обе фары, то водитель смог бы увидеть человека вовремя и остановить автомобиль. А так...

Нетипичные случаи

К нехарактерным случаям относят, например, неочищенное лобовое стекло зимой. Некоторые автомобилисты не утруждают себя смахиванием снега и выезжают с едва заметной «амбразурой», мол, чего там — и так доеду. В результате не замечают опасность и происходит ДТП.

Эксперты же выясняют, что будь стекло очищено от снега, у водителя имелась бы возможность заранее заметить автомобиль.

А однажды в Государственный комитет судебных экспертиз привезли аккумулятор, который взорвался во время зарядки (производится в специальной камере). Удивлению не было предела, когда прямо в корпусе поврежденной АКБ нашли осколок зажигалки. Скорее всего, кто-то додумался закурить в комнате, где была концентрация паров водорода.

Прицепные устройства

Очень специфическая тема, но не менее актуальная, чем состояние легковых автомобилей. Тем более что иногда под удар попадают как раз таки гражданские транспортные средства.

— В 2016-м в Ивацевичах у лесовоза на ходу отделился прицеп и оказался на встречной полосе, где произошло столкновение с Volkswagen, — показывает архивные снимки Виктор Костюкович. — Водитель легкового автомобиля погибла.

Как выяснилось, прицепное устройство лесовоза, имевшее следы глубокой коррозии, разрушилось. В какой именно момент это случилось, сказать сложно, но эксперты уверены: «Это произошло до ДТП».

Наши собеседники напомнили, что с подобными неисправностями запрещено участвовать в дорожном движении.

«Перечень неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их участие в дорожном движении. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи)» (пункт 42, глава 7, приложение 4 к ПДД).

Повторимся, аварии из-за технических неисправностей автомобилей происходят не так уж часто. Однако вполне реально попасть в ДТП по причине плохого состояния тормозной системы или «подуставших» шин в критичных обстоятельствах, когда нужно предпринимать резкие маневры. Обычно, говорят эксперты, автовладельцы хорошо знают о слабых местах машины, но не всегда торопятся исправлять недостатки.

Наборы инструментов в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by