Российские СМИ: машины из РФ не проедут в Беларусь и другие страны Таможенного союза
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
405
11 июля 2018 в 16:46
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by

Требования ЕЭК по повышению локализации в автопроме до 50% могут с 1 июля резко затруднить поставки автомобилей российской сборки в страны ТС, пишет российский «Коммерсантъ». Это не коснется лишь КАМАЗа, который смог войти в реестр ЕЭК по локализации. По словам источников «Ъ», отсутствие в реестре остальных российских автоконцернов в первую очередь связано с конфликтом между Москвой и Минском. Это еще один нюанс вступившего в силу техрегламента, который наделал шуму с обязательным требованием свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) для авто, ввозимых из-за пределов ЕАЭС.

«По решению ЕАЭС №72 от 2014 года с 1 июля 2018 года для свободного обращения автомобилей на территориях государств — членов Таможенного союза должно выполняться условие наличия технологических операций по сварке и окраске кузова и достижения уровня локализации производства от 50%, — напоминают в российском издании. — Речь идет о ввозе машин, собранных в одной из стран ТС, в другую. До этой даты локализация должна была составлять не менее 30%, была также предусмотрена квота в РФ для автомобилей из Беларуси — не более 10 тыс. легковых машин в год. В реестре ЕЭК по локализации, обновлявшемся в феврале, упомянуты несколько десятков моделей, но речь идет всего о нескольких площадках, большей частью о сборке в Казахстане. Включен лишь один российский автоконцерн КАМАЗ, один белорусский — МАЗ и шесть казахстанских — „Азия-Авто“ (модели Lada), „Сарыаркаавтопром“ (Ssang Yong), HyundaiTransAuto, DaewooBusKazakhstan, СемАЗ („ЛиАЗ“ и модели „ГАЗ“) и «КамАЗ-Инжиниринг». Ни российских АвтоВАЗа, группы ГАЗ и „Соллерса“, ни заводов, построенных в РФ иностранными автоконцернами, в реестре нет».

«Остальные российские автоконцерны не могут свободно вывозить автомобили в страны ТС, теперь это неправомерно», — говорит один источник «Ъ». Другой собеседник утверждает: «Основанием для поставок в страны ЕАЭС выступает подтверждение страны происхождения, которое дает сертификат СТ1, выдаваемый ТПП». Еще один источник уточняет, что, напротив, «СТ1 нужен для беспошлинных поставок в СНГ». Он замечает, что решение ЕАЭС №87 от 2014 года привязывает реестр к электронным ПТС, полный переход на которые должен произойти к 1 ноября 2019 года. Юристы подтверждают, что правом свободного обращения автомобилей из российских автоконцернов в ЕАЭС теперь обладает только КАМАЗ, а в отношении остальных должны применяться пошлины.

Собеседник «Ъ» в отрасли напоминает, что исходно нормы по локализации были инициированы РФ для защиты своего рынка от «китайской отверточной сборки на заводе „БелДжи“ в Белоруссии»: «Российские производители, кроме КАМАЗа, не вошли в реестр из-за разногласий именно между Москвой и Минском. В ходе проверки белорусская делегация не подтвердила соответствие уровню локализации даже у АвтоВАЗа». Ситуация должна была обсуждаться на совете ЕЭК до 1 июля, но из-за чемпионата мира по футболу все отложили. При этом, по данным издания, в Минпромторге РФ заверяют, что «в 2017 году, согласно отчетам компаний, средний уровень локализации на предприятиях российского автопрома составлял более 55%». По утверждению ведомства, в настоящее время в ЕЭК российскими предприятиями поданы заявки на включение в реестр.

Мы от Onliner.by в свою очередь дополним последний комментарий цитатой белорусского Госстандарта: «Проект изменений в ТР ТС 018/2011, подготовленный Госстандартом РБ в 2015 году, который предусматривает и исключение необходимости подтверждения соответствия единичных транспортных средств, ввозимых физлицами для собственных нужд на территорию ЕАЭС, требованиям ТР ТС 018/2011, не поддержан другими государствами-членами».

Как известно, ключевой экспортный рынок для РФ — Казахстан, где часть автоконцернов уже локализовала производство после того, как Астана в 2016 году ввела утильсбор на импортные авто. Таким образом, ограничение на свободный оборот машин в ТС коснется в первую очередь Беларуси. По данным «Белстата», в 2017 году из РФ в РБ импортировано 44,1 тыс. легковых автомобилей на $558,2 млн.

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by