21 сентября 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Объем меньше — выбор больше. Снова повезем тачки из Европы?

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Mercedes GLA и B-Class, Audi A3, семиместные Opel Zafira и Renault Grand Scenic, ну и не будем забывать о Volkswagen Golf, Renault Megane, Seat Leon, Opel Astra, MINI Cooper, которые также подпадают под т. н. «льготную» (по понятным причинам берем это слово в кавычки) растаможку. Все больше автомобилей становятся проходными в Беларусь, и интерес к немецким, бельгийским, французским автохаусам снова возрастает. К главным аргументам для покупателей можно отнести то, что это машины, которые не поставляются дилерами в нашу страну, с лучшими комплектациями, более высоким уровнем безопасности и так далее. Присматриваемся к европейскому рынку и разбираем нюансы с экспертом, который последние годы работает в этой сфере.

Два варианта: самостоятельно или с помощью посредника

Как и прежде, есть два варианта. Первый — все сделать самому: найти автомобиль на одной из европейских площадок, перевести задаток, приехать в страну и перегнать машину в Беларусь. В этом случае нужно досконально знать юридические, таможенные и страховые нюансы.

Второй путь проще, однако связан с необходимостью обращаться к посредникам, у которых есть доступ на крупные аукционы.

Сейчас появляется все больше автомобилей, которые подходят под «льготную» растаможку. Это касается машин, выпущенных 3—5 лет назад и имеющих объем двигателя менее 1,5 литра. Раньше в данную категорию, как правило, попадали лишь небольшие хетчбэки, но с распространением турбированных двигателей таких транспортных средств стало гораздо больше.

Например, теперь в категорию «льготных» попадают Renault Grand Scenic — 5- и 7-местные, с бензиновыми и дизельными двигателями. Аукцион на один из таких вариантов начинается от 7,1 тыс. евро (НДС не включен).

У этого Renault Grand Scenic из Бельгии — дизельный двигатель объемом 1,5 литра. Хорошая акустика (Bose), парктроник, кожаный салон, подогрев сидений... Аукцион стартовал с 7,1 тыс. евро

Михаил Титов занимается поставкой автомобилей из Западной Европы. Он называет следующие аргументы в пользу покупки машины в ЕС: «Есть крупные аукционы, где каждый день на продажу выставляется около тысячи автомобилей, а в пятницу — несколько тысяч. Эти площадки предоставляют максимальную информацию о транспортном средстве, делают подробный фотоотчет и даже дают гарантию, которая реально работает. Был случай, когда я заказал BMW 5-Series GT, у которой уже в Минске обнаружилась проблема с форсункой. Сделал на станции официального дилера диагностику, предоставил заказ-наряд, и аукцион компенсировал мне 600 евро за ремонт».

Михаил Титов

Главное преимущество — машину можно приобрести без уплаты НДС. Хорошо осведомленные автомобилисты знают, почему на популярных немецких сайтах вроде mobile.de или autoscout24.com указывают две цены: нетто и брутто.

Брутто — стоимость, отягощенная налогом на добавленную стоимость. А нетто, соответственно, не включает эту сумму. На секундочку, в Германии главная ставка НДС составляет 19%. Так что для тех, кто хочет сэкономить при покупке автомобиля из Европы, это важнейшая, иногда определяющая информация.

Это чем-то напоминает систему Tax Free, только в данном случае речь идет не о паре джинсов или телевизоре, а о машине и, соответственно, гораздо большей сумме возврата. Да, придется повозиться с документами. Но игра стоит свеч!

Как вернуть НДС?

На нашем форуме бывалые перегонщики уже описывали алгоритм: вам понадобится получить от продавца автомобиля договор купли-продажи и техпаспорт с пометкой о проведенной сделке.

Собрав документы, покупатель машины обращается к таможенному агенту (брокеру), который оформляет экспортную декларацию. При пересечении границы необходимо сделать заключительный шаг: обеспечить доказательство, что транспортное средство покинуло территорию ЕС.

— Дальнейшее зависит от честности продавца, — рассказывает опытный перегонщик автомобилей Максим. — Покупатель предоставляет автохаусу или аукциону документы о том, что машина уже не находится в ЕС (как-то у меня даже потребовали предъявить техпаспорт о регистрации машины в Беларуси), и те возвращают указанную сумму. Можно на карточку, можно наличными. Правда, в последнем случае придется снова ехать туда, где вы покупали автомобиль.

По словам Михаила Титова, НДС удается вернуть не всегда. Один из его знакомых столкнулся с обманом: «Владельцы небольшого автохауса, продавшие машину, около полугода кормили „завтраками“, но деньги так и не перевели. Можно было, конечно, подать в суд, однако они прекрасно осознавали, что для гражданина Беларуси это представляет большие сложности».

Отметим также, что при возврате НДС на банковскую карточку могут возникнуть вопросы у налоговой инспекции: «Что за странный перевод в валюте из-за рубежа?»

Есть и другой вариант — когда всю головную боль берет на себя посредник: он занимается подбором автомобиля, доставкой, возвратом НДС и пр. А взамен имеет свой процент.

— Оформление идет через компанию, зарегистрированную в ЕС и работающую на протяжении двух лет. Это обязательное условие, — объясняет Михаил Титов. — У нас есть доступ к крупному аукциону, на котором выставляется множество автомобилей. Плюс в том, что приобрести машину изначально можно по нетто-цене, не уплачивая и не возвращая НДС. Наше условие — транспортное средство доставляется на автовозе до Вильнюса (около 450 евро) или Минска (650—700 евро).

Рассматриваем еще одно объявление. Предлагается Renault Megane (2015 г. в.) за 5 тыс. евро, пробег — 180 тыс. км. Обращаем внимание на подробный отчет: предлагается 45 фотографий, каждая царапина или скол зафиксированы дважды (общий вид и крупно само повреждение).

Откуда везут машины?

География поиска автомобиля, по словам нашего собеседника, мало изменилась: чаще всего транспортные средства везут из Германии, Бельгии, Франции, Швейцарии, Голландии.

— Самой приятной по ценам считается Италия, — делится наблюдениями Михаил Титов. — Возможно, это связано с тем, что там комплектации автомобилей беднее, в частности машины не оснащены подогревом сидений, руля, нет подготовки для эксплуатации в более холодном климате.

При самостоятельном перегоне нужно учитывать не только технические нюансы (например, необходимость замены антифриза, который может замерзнуть уже при минус 15 градусах по Цельсию), но и юридические. Так, в Италии и Франции в принципе не выдают транзитные номера.

— Как быть в этой ситуации?

— Кто-то говорит, что в таком случае везти машину можно только автовозом, — делится своим опытом перегонщик Максим. — Однако я не раз двигался в направлении Беларуси за рулем автомобиля с обыкновенными французскими номерами. Однажды в Польше полиция пыталась вменить мне нарушение. Я хорошо говорю по-польски, поэтому стал приводить свои доводы. В частности, попросил продемонстрировать транзитный французский номер. Тогда от меня отстали.

Не меньше проблем в некоторых странах может возникнуть при оформлении обязательной страховки. Так, во Франции, как пишут на нашем форуме, в страховой компании предложат полис по высокой стоимости. Бывалые перегонщики рекомендуют заранее (через интернет) найти страхового агента, который продаст «зеленую карту» по адекватной цене.

— В этом смысле Германия — либеральная страна, — считает Максим. — Там страховку продают пакетом — вместе с транзитными номерами, которые, к слову, изготавливает множество небольших компаний.

Растаможка: не забудьте узнать дату производства

Самое ответственное для гражданина Беларуси — это растаможка автомобиля, которая проводится на границе. В этой связи надо учитывать еще одну особенность европейских автохаусов и аукционов: обычно там указывают дату регистрации или постановки машины на гарантию, но не производства. При оплате же таможенных платежей ориентируются именно на день, месяц и год изготовления транспортного средства.

— Дату выпуска большинства автомобилей, например производства VAG, можно проверить в интернете (хотя бы с помощью сайта https://carinfo.kiev.ua), — говорит Михаил Титов. — Но, скажем, в случае с Citroen и Peugeot это сделать сложнее. Тогда можно запросить справку у белорусского дилера, который по VIN-коду предоставит необходимые сведения. У меня был такой опыт с Citroen. Ответ был готов через четыре дня, услуга обошлась в 40 рублей.

Чтобы пройти растаможку, придется предъявить техпаспорт на автомобиль и договор купли-продажи (в который может входить инвойс — аналог акта приема-передачи).
Растаможка такого Ford Tourneo (в салоне 7 мест) обойдется в сумму около 2,5 тыс. евро. Цены на аукционе стартовали с 8,6 тыс. евро (НДС не включен)

— Таможенную пошлину необходимо перечислять в белорусских рублях по курсу Нацбанка (привязка к евро), — предупреждает Михаил Титов. — Можно оплатить наличными или по карточке. В последний раз оформление заняло около двух часов. Утильсбор тоже взимался на границе. В случае с автомобилем 2015 г. в. мне это обошлось в 740 рублей.

Речь идет о довольно редкой и необычной для Беларуси машине — Citroen C4 Cactus. Благодаря пластиковым нашлепкам на дверях и бамперах модель выглядит весьма экстравагантно. Кое-кто даже называет ее кроссовером.

У данного экземпляра дизельный двигатель объемом 1,6 литра (расход — 5,4—5,5 литра на сотню в городе). Один нюанс — роботизированная коробка грешит замедленными реакциями и требует дополнительной настройки.

По словам владельца автомобиля, на станции официального дилера обещали провести диагностику мотора и подвески, а также настройку «робота» за 40 рублей.

Четырехлетний BMW X5 за 24 тыс. евро. Такое бывает?

Чтобы получить представление о европейском рынке бэушных автомобилей, просим показать машины, которые являются проходными и подпадают под льготную растаможку. Особенно бросаются в глаза универсалы, минивэны, компактвэны, микровэны и маленькие хетчбэки, от которых мы уже успели отвыкнуть.

Вот, например, универсал Opel Astra (2014 г. в., не путать с годом появления модели — 2012) с дизельным двигателем в 1,3 литра и механической коробкой передач. Автомобиль из Голландии, в хорошей комплектации. В объявлении особенно подчеркивается, что расход составляет всего 5 литров. Пробег — 106 тыс. км. Цена на аукционе начиналась с 5,3 тыс. евро.

Французские машины всегда были популярны у белорусов. Например, этот дизельный Renault Megane наверняка бы заинтересовал многих: кожаный салон, заводская тонировка задней полусферы, акустика Bose... Разве что пробег может отпугнуть (168 тыс. км).

Переходим к премиуму. Симпатичный Mercedes B-Class. Цена на аукционе стартует с 8,6 тыс. евро (НДС не включен). Объем дизельного двигателя — 1,5 литра, пробег — 142,6 тыс. км, МКП.

Одна из самых любимых моделей BMW у наших людей — X5. В данной версии установлен 2-литровый двигатель (дизель). Пробег — 136 тыс. км, год выпуска — 2014 (не путать с годом появления модификации — 2013). Старт аукциона — 24 тыс. евро (НДС не включен; для объективности надо прибавить 5,4 тыс. евро за растаможку).

Еще один проходной Mercedes — GLA — стартует с 10,5 тыс. евро (НДС не включен). Двигатель — 1,5 литра, пробег — 153 тыс. км. Внутри все как у премиальных марок.

Как говорят у нас в комментариях, «Мерседес» есть «Мерседес».

Подпадает под «льготную» растаможку и Audi A3 (2014 г. в.), которая ездит на газу. Версия S-line, АКП. Пробег — 157 тыс. км. Старт аукциона — 9,4 тыс. евро (НДС не включен).

— И все же есть мнение, что просто так 3- и 5-летние автомобили европейцы не продают, — спрашиваем напоследок. — Либо это машины с огромными пробегами, которые эксплуатировались как рабочие лошадки, либо проблемные экземпляры.

— Действительно, есть такая точка зрения, — подтверждает Михаил Титов. — Поэтому при самостоятельном поиске автомобиля нужно обращаться на проверенные площадки, в крупные автохаусы. Просто хотя бы проверьте, сколько у них предложений, есть ли отзывы на Google. В случае с аукционами все немного проще. Если есть проблема, то это будет указано («шум в моторе» или «не заводится»), вплоть до мелких повреждений и высоты протектора шин. Кроме того, аукцион выдает гарантию — если обнаружится серьезный дефект, не указанный в отчете, то всегда можно предъявить претензию. Крупные компании, как показывает наша практика, дорожат репутацией и готовы искать компромиссы.


Сейчас появляется довольно много заманчивых предложений из Европы, которые могут привлечь внимание белорусов. По оценкам экспертов, это может вызвать приток автомобилей с Запада. Пока возможность сохраняется, а вот что будет дальше, не совсем ясно. С 1 января 2019 года потребуется установка кнопки экстренного вызова, но не это является самой большой сложностью (в России их монтажом занимается несколько фирм). Главные опасения связаны с введением сертификата о безопасности конструкции транспортного средства. До сих пор непонятно, насколько это затронет автомобили, ввозимые из ЕС и США.

Благодарим за помощь в подготовке публикации
нашего давнего партнера  ООО «БелАукцион-ГРУПП»

Автомобили из Германии на «Автобарахолке»

синий, минивэн, дизель 1.6 л, автоматическая, передний привод
черный, универсал, дизель 1.6 л, механическая, передний привод
черный, хетчбэк, электро, автоматическая, передний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by