19 435
23 сентября 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Роман

«Левостороннее движение? Не замечал, на дорогах хаос». Впечатления белоруса о поездке в Непал

Автор: Андрей Журов. Фото: Роман

Какофония из гудков клаксонов, броуновское движение машин и о-о-очень медленные скорости. Это основные автомобильные впечатления нашего читателя Романа, на днях вернувшегося из Непала. Молодой человек ездил в горы, но до природных красот пришлось прорываться через заторы Катманду, затем предстояла 200-километровая поездка на автобусе, которая длилась восемь (!) часов. Еще три часа занял марш-бросок на внедорожнике. А потом пришлось два дня идти пешком...

Двести километров за 8 часов...

Раньше я бывал в Таиланде, а потом планировал как-нибудь съездить в Индию, но после Непала желание отпало, — признается Роман. — По прилете в Катманду столкнулся с транспортным хаосом и шумом. Огромное число автомобилей, мотоциклов, велосипедов, водители которых передвигаются по понятным только им правилам. А среди всего этого пешеходы, которые пытаются пересечь проезжую часть.

Наш читатель сравнивает Непал... с Великобританией. Спокойно! В том смысле, что в обеих странах левостороннее движение.

Когда приезжаешь в Лондон, то первая мысль: оба-на, у них же все придерживаются крайнего левого положения, — говорит молодой человек. — А вот в Катманду на это не обращаешь внимания. Какая разница? На дорогах такой хаос, и даже если ты перепутаешь и станешь ехать по встречке, никто особо не возмутится. К слову, на аналоге нашей кольцевой дороги так и происходит: одни пытаются соблюдать правила, другие движутся как хотят.

Несмотря на столь очевидные противоречия, на непальских дорогах редко встречается агрессия, конфликты, ссоры. Люди научились договариваться, а не злиться друг на друга. Тем более странно выглядит, когда белорусы, имеющие лучшую инфраструктуру, постоянно находят повод поругаться.

Если бы Роман знал, что его приключения только начинаются...

По планам предстояла поездка из Катманду в третий по величине город Покхара (в нем живет около 300 тысяч человек), откуда начинаются многие популярные туристические маршруты.

Казалось бы, какие-то двести километров, что там ехать? Да, в Беларуси (на плохие дороги которой столько жалоб и стенаний в комментариях), так и было бы, но только не в Непале...

Мы ехали на довольно комфортабельном по местным меркам автобусе с кондиционером, — рассказывает турист. — Это немного скрасило наше восьмичасовое (!) путешествие. Дело в том, что мы двигались примерно со скоростью 20 км/ч и менее, постоянно объезжая ямы, неровности.... Представьте себе извилистый горный серпантин, покрытие которого абсолютно разбито. К тому же автобус постоянно обгоняли и опережали автомобили.

Белорус воспринимал это как приключение, экзотику и подготовку к уединению. Эдакое погружение перед отрывом от человечества с его шумными машинами и суетой.

Кроме низкой скорости, по словам Романа, удручала постоянная трясучка. Перед поездкой всем пассажирам заботливо раздали пластиковые пакеты (к счастью, они никому не понадобились) и литр воды.

Больше всего, конечно, расстроила неоправданная трата времени: поездка длилась целый день, который можно было бы потратить на другое, — замечает наш читатель. — Поэтому обратно мы решили лететь на самолете местных авиалиний. Билет в одну сторону обошелся в $123. Это чем-то напоминало воздушную маршрутку с потертыми сиденьями и пилотами, которые находились в зоне прямой видимости пассажиров. Зато весь путь занял час вместо восьми!

...и еще три часа на 55 км

От Похкары предстояло добраться до гор. Путь на внедорожнике тоже был чересчур медленным: 55 километров удалось проехать за три часа.

Основной маршрут пролегал по крутой горной дороге, — вспоминает Роман. — Не то чтобы было страшно, но многие переживали неприятные минуты. Когда впереди лежит валун (накануне сошел селевой поток) размером с туристический автобус и представляешь, что такой «камушек» может свалиться на крышу твоего автомобиля...

Про внедорожник, на котором выполнялся рейс до гор, нужно сказать особо. В данном случае это был автомобиль регионального производства (на дорогах также встречаются Hyundai, Suzuki и Toyota). На втором ряду вместо троих человек устроен «диван» для четверых. На третьем тоже произведены изменения — размещены сиденья друг против друга (помещаются еще четверо). А вещи — на крышу!

Если на местных дорогах в основном передвигаются пикапы и внедорожники, которые благодаря клиренсу могут преодолеть великое множество выбоин и ям, то в городах обычное разнообразие: хетчбэки, универсалы, компактвэны. Есть очень старые машины, есть посвежее, но большинство «середнячки».

«Много микроавтобусов, которые используются как маршрутки. В маленькую коробчонку набивается до 15 человек»

На капотах машин можно увидеть свастику

Свои машины непальцы любят, и есть приметы, которые очень напоминают белорусские традиции. Например, в части религиозных привычек. Только если у нас на приборную панельку монтируют/наклеивают иконки, то там почетное место занимают буддистские и индуистские символы.

А на капотах автомобилей можно увидеть религиозные символы, которые наносят легкосмываемой краской утром после проведения ритуалов, — продолжает Роман. — В основном это свастика. Израильтяне, с которыми мы познакомились по пути из Катманду в Покхару, мягко говоря, были шокированы.

Такие табуированные символы в нашей культурной и исторической традиции не приняты и вызывают исключительно негатив.

Еще одна особенность — на зеркалах (боковых и салонном), дверных ручках, даже дисках колес повязывают яркие ткани.

У белоруса сложилось ощущение, что непальцы, возможно, ввиду религиозных убеждений очень миролюбивые люди. Даже если кто-то совершает непонятный и неудобный маневр для остальных, никто не начинает качать права и уж тем более «учить».

Особенно курьезным выглядит общественный транспорт в Катманду, делится впечатлениями Роман. На подножках автобусов свисает пацаненок, который выполняет сразу несколько функций. Во-первых, зазывает пассажиров, поторапливая и помогая им забраться в салон. Во-вторых, он взимает плату за проезд, хотя талонов не выдает. В-третьих, работает как парктроник. Да-да, не удивляйтесь! Специальным свистом или стуком по кузову автобуса он сообщает водителю, сколько осталось до препятствия.

По словам Романа, это воспринимается скорее как местный колорит, а не недоразумение.
Подготовка к покраске автомобилей

Гудят, когда хотят предупредить о маневре и просто обозначить свое присутствие

Организация дорожного движения практически отсутствует, точнее наблюдаются отдельные ее элементы. Это практически все, что нужно знать про Непал. Многие читатели восхищаются, как умудряются в хаотичном движении водители разъезжаться. А наш читатель оценил это вживую: «Езда по встречной полосе — привычное дело. Надо повернуть? Никто поворотники не включает, разве что когда надо пересечь двойную сплошную линию. А о маневрах сообщают при помощи гудка клаксона, он же используется для приветствия знакомых и просто чтобы обозначить свое присутствие».

Расплата за несистематизированное движение — очень низкие скорости, постоянное напряжение и стресс для водителей, а также отсутствие возможностей для пешеходов в безопасном режиме пересечь улицу.

По словам белоруса, на некоторых перекрестках он замечал светофоры, но ни одного работающего не видел. Поэтому на середине пересечений важных улиц можно увидеть полицейских. Иногда для них обустроена будка. Ну как у нас в 1970-е!

Понять смысл жестов регулировщика не всегда просто непосвященному туристу. Со стороны его действия кажутся неторопливыми. Вот вроде бы он повернул для вашего направления жезл с надписью Stop, но второй рукой вдруг разрешает определенный маневр для какого-то водителя. Мол, вы все стойте, а ты — ладно, поезжай.

Такое ощущение, что пешеходов полицейский вообще не замечает, — удивляется наш читатель. — Непальцы дорогу пересекают медленно, и это считается более безопасным, поскольку при быстрой ходьбе или беге тебя могут просто не заметить.

Как говорит Роман, он сам ждал около двух-трех минут, чтобы перейти дорогу. Местные жители шли напролом, однако туристы обычно подлавливают момент, когда это можно сделать безопасно.

На проезжей части иногда видны остатки разметки, — описывает увиденное белорус. — Чаще присутствует двойная сплошная, разделяющая потоки. Местами установлены бетонные ограждения, например на кольцевой дороге Катманду. Знаки встречаются редко, и, кажется, на них никто особого внимания не обращает. А вот правило помехи справа (тьфу, конечно же, слева, там же левостороннее движение!) на равнозначных перекрестках в Непале работает.

В очередной раз наш читатель подчеркивает, что это не помешало сформироваться некоей своей водительской культуре в Непале, где не принято кричать, ругаться и прессинговать друг друга в дорожных условиях.

На туристических улочках встречаются велорикши, а в основном в городе приезжие передвигаются на такси. Средняя поездка стоит $2—3.

Мотокультура: вчетвером на одном байке

Про мотоциклы, их водителей и пассажиров нужно сказать отдельно. На них ездит и стар и млад — даже грудных детей перевозят!

Выглядят байки довольно простенько, — замечает белорус. — Более-менее хорошие встречаются в столице, в Катманду. А в основном непальцы катаются на 125-кубовых, напоминающих наш «Минск».

Моторизованной двухколесной техники очень много. «Причем водитель всегда в шлеме, а пассажир в 99% случаев — без. Лишь однажды видел туристок, которые озаботились этим средством безопасности», — рассказывает Роман.

Про правила перевозки пассажиров и грузов в Непале, похоже, слышали отдаленно. На мотоциклах и скутерах могут ездить втроем и даже вчетвером. Во время дождя, а они бывают очень сильными, один пассажир выполняет роль зонтика. Он растягивает огромный целлофановый пакет над собой, водителем и остальными пассажирами.

А когда нужно доставить что-то тяжелое или объемное, часто используют двухколесный транспорт. Выглядит такая конструкция ни шатко ни валко.

Несмотря на столь яркие дорожные впечатления, Роман отдыхом остался доволен. После того как внедорожник доставил их до крайней точки (дальше дорога просто заканчивалась), молодой человек отправился в горы. А там деревни, спокойствие и тишина (автомобилей же нет!)...

До выбранного места добирались около двух дней, — описывает увиденное наш читатель. — Жили в гостевых домиках с весьма спартанской обстановкой. Комната с бетонным полом обшита деревом, из мебели — две кровати, зато с чистым постельным бельем. Санузел иногда снаружи, общий. Горячий душ — за отдельную плату ($1-2), поскольку газовые баллоны, которые используют для нагревания воды, доставляют на ослах, мулах или в руках.

Но все это стоит того, уверяет Роман, чтобы выйти утром к завтраку и любоваться сумасшедшими по красоте пейзажами. Чистейший горный воздух, минимум звуков и спокойствие. Идеальное место для медитации. Эх...

Внедорожники на «Автобарахолке» Onliner.by

серый, внедорожник, дизель 3 л, автоматическая, полный привод
серебристый, внедорожник, бензин 2 л, автоматическая, полный привод
черный, внедорожник, бензин 3.6 л, автоматическая, полный привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by