04 октября 2018 в 8:00
Источник: Дарья Спевак. Фото: Анна Занкович

«Сегодня мотоцикл стоит двести рублей, а завтра — мешок картошки». Житель Вилейки — о коллекции ретротехники

Источник: Дарья Спевак. Фото: Анна Занкович

С виду — обычный коттедж в вилейском частном секторе. По двору снует угольно-черный пес Ронни, забегает в просторную беседку с камином. Здесь бы готовить шашлык и петь задушевные песни, но негде — практически все заставлено ретротехникой. «За четыре года я собрал более сорока мотоциклов, из них пятнадцать — в заводской краске, — с гордостью говорит хозяин дома Владимир Чижов. — Я даже не буду учитывать велосипеды, мопеды (их около десяти) и автомобили. Вся техника — из 1950—60-х, на ней ездили наши дедушки-бабушки. И она еще не только в строю, но и радует людей, когда мы выставляем ее на тематических слетах».

Некоторые мотоциклы раньше хранились буквально в груде хлама

К 2015 году герой публикации вырастил сына, посадил дерево, построил дом и начал собирать коллекцию. Многие не понимают, как ему удалось за короткий промежуток времени найти столько мотоциклов и автомобилей.

«Приходилось ездить по всей Беларуси. Если кто-то сейчас позвонит, то могу срочно сорваться в Гомель или Витебск... Когда объявляется достойный вариант, он быстро уходит»
Владимир Чижов

В 1980-х, еще ребенком, Владимир часто ездил на мотоциклах. У его отца были «Днепр К-750», МТ-9 и другие модели:

— Около десяти лет назад я продал К-750 с документами за $20 в эквиваленте, тогда мотоциклы меня не интересовали. А когда выполнил свой жизненный план, вдруг вспомнил о нем. Первый мотоцикл, с которым я участвовал на ретрослете, — тоже К-750, 1959 года выпуска. На таких мототусовках свою технику стали предлагать пожилые люди, рассказывать, где, что и у кого стояло раньше. Немножко мотоциклов появилось в последние два года: пенсионеры, пока были живы, не продавали их — старая закалка: «Хай стаіць». И деньги предлагаешь — не отдают. Но внукам это не надо, отправляют на свалку... То на «Мотобарахолке» находишь, то друзья предлагают, уже зная, что я этим занимаюсь. Мотоциклы, которые в заводской краске, пришлось покупать — люди понимают, что это стоящая техника.

Самые большие деньги, которые Владимир отдал за мотоцикл, — $400—500 в эквиваленте. Он говорит, что это небольшая цена. Некоторые вообще дарили технику, мол, заберите как лом. В коллекции, которую демонстрирует вилейчанин, в глаза бросается что-то похожее.

— Этот тяжело назвать мотоциклом, — показывает на DKW SB 200 наш собеседник. — Такие аппараты выпускались в 1930-е годы в Цшопау (Германия).

Коллекционер рассказывает историю экспоната. Полгода назад позвонил брат, который живет в Мяделе, и сказал, мол, у друга куча металлолома, посмотри, вдруг что-то заинтересует, — и скинул фото. В груде хлама мужчина заметил раму этого удивительного мотоцикла.

— Вероятно, он даже был задействован во время Второй мировой войны. Думаю, попал к нам как трофейный, — предполагает Владимир. — На нем есть номер рамы, мы скинули данные в базу, и вуаля — вся информация на мониторе: модель, год и др. Чтобы отреставрировать мотоцикл, нужно отдать около десяти тысяч рублей, но все равно красавцем еще не будет. Покупать запчасти и комплектующие на немецких сайтах очень дорого — цены просто космос! Финансово это невыгодно. В принципе, все невыгодно.

Наш собеседник сетует, что люди забывают мотоисторию: «Если мы не оставим им наследие, через десяток-другой лет никто и не вспомнит, на чем ездили деды и прадеды. Многие уже не понимают, что такое мотоцикл с коляской. А экземпляров, которые на ходу и в строю, с каждым годом все меньше».

Коллекционер приноровился преображать технику, избавлять ее от ржавчины и других непрезентабельных отпечатков времени. Разумеется, цель — восстановить близко к оригинальному состоянию, как требуют принципы истинных реставраторов.

— А это К-125, выпущенный в начале 1950-х (производился на заводе им. Дегтярева), — продолжает Владимир. — Мотоцикл заводится, но далеко на нем не уедешь — очень старые шины. Это первый наш «Ковровец» (так называли дорожные мотоциклы). Аналог — «Минск». На этом даже родные надписи сохранились. Не вижу смысла их убирать, это история!

«Вся проблема старых мотоциклов в том, что для них нужен бензин А-66, а достать его невозможно»

У многих советских мотоциклов — заводские «косяки»

Реставрировать технику коллекционеру помогает его друг Виктор Кибалко, тринадцать лет проработавший в авиации и занимавшийся сварными, токарными и фрезерными работами.

— Во многих мотоциклах советского производства заметны заводские «косяки». Инженеры многое почерпнули у немцев, но не было должного контроля за исполнением работ, — полагает специалист.

Виктор Кибалко

В Вилейке у Виктора спецоборудование, в том числе токарный станок, на котором он занимается восстановлением мотоциклов. На некоторых ездит. Сейчас, например, — на модели «Днепр МТ-10-36».

— В 1985 году у меня был такой же, в 1991-м я его продал, тоже предварительно модернизировав. Покупатель ездил на нем семнадцать лет и продал в соседнюю деревню. Несколько лет назад меня заела ностальгия: а ну-ка, думаю, найду! Но не удалось. Начал искать такой же, и вот, — рассказал собеседник.

Самый «возрастной» мотоцикл Виктора — «Днепр К-750» 1966 года выпуска. Его мужчина нашел буквально под забором в Костеневичах (деревня в Вилейском районе). Собрал и отремонтировал за зиму.

— Я его не реставрировал, не пытался восстановить заводской оригинал, а делал под себя, кое-какие дизайнерские решения поменял. Ходовую часть не трогал. Установил поменьше фару, оголил переднюю вилку. В этом году ездил на нем в Сморгонь и Островец на дни города, а также на фестиваль «Кола часу», — вспоминает мастер.

«Днепр К-750» — на переднем плане

Про каждый мотоцикл, говорит Владимир, можно написать книгу.

— А любимчики есть? — спрашиваем.

— Тяжело сказать, — задумывается он и рассказывает историю покупки легендарного М-72 (выпускался в Москве, Горьком, Киеве, Ленинграде). — Еще не до конца собран, достался мне в плачевном состоянии. Я был в Минске, привез жену в посольство. Пока ждал, открыл сайт по продаже мотоциклов, а там — он. Звоню. Подтверждают, что есть. Я бросаю все дела и еду. Если бы не успел за полчаса, его просто сдали бы в металлолом!

К слову, супруга Владимира относится к увлечению мужа нейтрально — не возмущается, что даже беседка для отдыха полностью заставлена техникой, но и особого оптимизма не выражает.

— Сегодня уже просто негде все ставить. Гараж здесь, гараж на даче.... Ищем помещение. Предлагают в Гродно и Бресте, но далеко ездить. Хотелось бы в Вилейке. Если арендовать, платить налоги — однозначно уйду в минус. Я готов бесплатно показывать технику, проводить экскурсии, ездить на все городские праздники. Но чтобы в городе просто предоставили помещение — такое у нас, думаю, не пройдет, — задумчиво говорит коллекционер.

«Подбегаю — вылезает, жах, туфлем чиркнул»

Чтобы отвлечь энтузиаста от грустных мыслей, просим рассказать про скутер бежево-вишневого цвета.

— Это мотороллер «Вятка ВП-150» 1963 года выпуска. Он очень удобен для женщин в платье — при посадке не вымажешь. Было очень много версий: и грузовая, и с фургоном — мороженое развозить, квас. В СССР ничего нового не изобрели — «Вятку», например, скопировали с итальянской Vespa. Этот мотороллер отреставрирован, покрашен — он не в самом хорошем варианте. Сделал ради слетов — на него обращают внимание, — говорит Владимир и показывает еще один мотороллер — бирюзового цвета. — И этот из серии «спрятать платье» — «Тула Т-200», 1960-х годов. Он полностью в заводской краске — нашел в Пинске. Эти мотороллеры тоже были грузовыми.

Собеседник демонстрирует нам еще несколько своих гордостей — довольно редкий мопед Stadion S 22 (чешского производства) и мотоцикл Pannonia (Венгрия). Оба — в заводской краске.

— Мне кажется, что Pannonia в таком состоянии в Беларуси больше не найти... Хотя у нас же есть коллекционеры — поставил в уголок на ковер и сам любуется, — делится наблюдениями Владимир. — Мне нужно, чтобы техника ездила и чтобы на нее смотрели люди — это доставляет удовольствие. Поэтому выезжаем на все слеты, праздники города — куда пригласят и куда не пригласят.

Коляску к Pannonia коллекционер искал отдельно. Поскольку она сделана из алюминия, их раньше массово сдавали в лом. Найти сейчас такую — большая удача.

— Позвонил мне один дедушка — приезжай, забери Jawa. Говорю, ты уже столько лет здесь, все знаешь, помоги найти раритеты... Целый день катались по хуторам — ничего интересного. Напоследок решили заехать в одну деревеньку. А там — Pannonia, но страшненькая... Внуки ее изрисовали, и документов нет. Мы уже уходим, а хозяин спрашивает: «Может, вам коляска нужна?» И достает с чердака это чудо! Я вообще не понимаю, как она сохранилась в таком состоянии. А он еще достает козырек, который выполнен из очень хрупкого материала. Даже коврик есть для пассажиров...

Во время слетов Владимир больше всего переживает за этот козырек — обыватели, не понимая ценности ретротехники, ненароком могут повредить редкую деталь.

 Мы выкрасили этот мотоцикл, отреставрировали, отдали кучу денег, а кто-то подойдет с кольцом на руке и случайно чиркнет... Или еще хуже — шлем лежит, скинут — разобьется. Вот если бы это стекло (тот самый козырек Pannonia. — Прим. Onliner.by), если бы мне его побили, я бы... — мужчина машет головой в недоумении. — Не знаю, что бы я сделал! Мы стояли втроем и просто отгоняли! Охраняю один мотоцикл, другим глазом слежу за остальными. Только отвлекся — кто-то успел залезть в коляску! Подбегаю — вылезает, жах, туфлем чиркнул. Этот тент на коляске — 1959 года, родной. Когда забирал мотоцикл, при погрузке его порвали. Зашил, все восстановил. На слете специально, чтобы в коляску не залезали, закрыл.

— Это было ошибкой, — оживился и вступил в разговор Виктор.

— Да, — подтверждает Владимир. — Надо было просто открыть... Порвали, уважения вообще никакого! Детям 10—12 лет говорю, мол, пожалуйста, фотографируйтесь, но в коляске нельзя. Только отворачиваюсь — летит пацан и с разгону просто в эту коляску — та-дах! И я стою... Там плотненький мальчик... Вещь 1959 года... Сшить можно новодел, взять другую ткань, но это будет не то.

— Надо табличку ставить «Не влезай, убьет!» — шутим.

— А поможет? — смеется собеседник. — Ну закрыта коляска, как можно сюда сесть?! Оказывается, можно! Решили на следующие слеты делать ограждения. Многие коллекционеры именно из-за этого вообще не вывозят технику на публику.

Все эти мотоциклы на бензине с маслом

Несмотря на такие происшествия, после слетов вроде «Кола часу» у Владимира всегда остается приятное впечатление: «Эйфория, будто в казино выиграл».

— Люди подходят, просят — заведи, хоть послушать, как она вообще ездит... Pannonia, Jawa, «Иж» — все эти мотоциклы на бензине с маслом. Старые люди, кто ездил на них раньше, просят просто понюхать этот выхлоп, вспомнить, каково это!

На слетах вилейчанина впечатляют единомышленники — «больные этим делом люди», как он их называет.

— На одном из мотофестивалей награждали тех, кто больше всего проехал на своей технике до финиша (мероприятие проводилось в Заславле). Город Брянск, дедок на «Иж-350» проехал 600 км. И это только третье место! Мы стоим и удивляемся. На втором — мужик из Праги на Cezet 1960-х. 1200 км. А на первом — девушка, которая приехала с мужем и ребенком на двух М-72 с колясками. В одной сидел десятилетний ребенок. Этот мотоцикл в принципе может ехать в лучшем случае 60 км/ч, а его крейсерская скорость — 50. А они приехали из Саратова — 1600 км! Пример этих людей очень вдохновляет.

На фестивалях коллекционер и его друг пытаются поддерживать стилистику того времени. Одеваются так, как выглядели бы владельцы «Иж» и Jawa в 1950—60-е годы.

— Коллекция собралась большая, хорошие мотоциклы сейчас попадаются редко, — окидывает взглядом раритеты мужчина. — Поэтому постепенно перешел к машинам. «Волга» 21-я сразу появилась, потом «Москвич» 407-й, 401-й. А недавно — горбатый «Запорожец» 1964 года. Редкая модель, одна из первых. Автомобиль полностью в заводской краске, только отполировал — думаю, в Беларуси других в таком состоянии нет. Салон никогда не перешивался.


Как говорит Владимир, для него смысл коллекционирования заключается не в том, чтобы собирать все подряд. Героя публикации интересует техника, которая находилась в советское время на территории СССР. И не имеет значения, как она туда попала, — важно, что продавалась советским людям.

синий, хетчбэк, бензин 0.8 л, механика, задний привод
другой, седан, бензин 2.4 л, механика, задний привод
зеленый, седан, бензин 1.5 л, механика, передний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Купить мотоцикл на «Мотобарахолке»

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by