«Электрошокер — это от собак»: что происходит на дорогах за МКАД после наступления темноты

10 декабря 2018 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

«Электрошокер — это от собак»: что происходит на дорогах за МКАД после наступления темноты

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Жизнь за городом серьезно отличается от того, к чему мы привыкли, находясь внутри кольца, если говорить упрощенно. Возможно, интенсивность движения за пределами МКАД несколько ниже, зато скорости зачастую повыше и темнеет там куда раньше — от недостаточной освещенности. В вечерний час пик, когда по хорошо освещенным проспектам из центра столицы в «спальники» тянутся 10-балльными гирляндами автомобильные потоки, всего в пяти-десяти километрах за городом уже глубокая ночь, которую разрезает близорукими фарами старая «бэха» да бледноватый фонарь возле продуктовой лавки. В такую непроглядную темень Onliner отправился на дежурство вместе с ГАИ Минского района. Чем живет пригород?

Что мы увидели

Темная ночь

Всем нравится пригород. Живописные пейзажи, свежий воздух, меньше шума. Можно даже найти  магазины со скидками на зефир в шоколаде. Но с осенними ветрами картина резко меняется. Темнеет рано, и компенсировать это нечем: фонарей мало даже в населенных пунктах, а на дорогах местного значения освещение зачастую и вовсе не предусмотрено. В то же время тротуаров нет от слова «совсем». И людям приходится добираться домой как попало: часто пешком или на велосипеде по краю проезжей части, ведь грунт в стороне от дороги либо размыло дождями, либо засыпало снегом. Легко ли на неосвещенной трассе вовремя заметить в свете фар силуэт пешехода? Не отвечайте, это риторический вопрос. А за этим вопросом может последовать другой: имел ли водитель возможность своевременно увидеть и предотвратить?

Всестороннее решение проблемы требует серьезных усилий и затрат. Поэтому ситуацию пытаются удержать под контролем более простыми способами. Один из них — использование световозвращающих элементов. Если в городе не все понимают, каким образом фликер может помочь избежать опасности на дороге, то подальше от МКАД это становится очевидным. Пешехода, обозначенного световозвращающим элементом, в условиях недостаточной освещенности заметно на куда большем расстоянии — соответственно, у водителя выше шансы среагировать.

Вместе с начальником ГАИ Минского района Иваном Кузьменко мы едем по дороге от Заславля к агрогородку Петришки. До столицы отсюда рукой подать — на горизонте видны огни Каменной Горки. А у нас здесь хоть глаз выколи — освещения на дороге почти нет.

— Это участок с повышенной аварийностью. В этом году один человек здесь погиб, а чуть дальше, на пешеходном переходе, был совершен наезд на ребенка, — говорит руководитель районной Госавтоинспекции.

В наступившей темноте легко представить, как водитель, не проявив осторожность, не увидел пешехода на неосвещенной «зебре».

— В Минском районе проводится комплекс мер по снижению травматизма среди уязвимых участников дорожного движения. Пешеходы, велосипедисты, возчики гужевого транспорта — они никак не защищены на проезжей части. Сотрудники ГАИ проверяют наличие фликеров, выступают с профилактическими беседами в школах и трудовых коллективах. Когда это необходимо, применяем административный ресурс, — говорит Кузьменко.

Ночной ларек

Въезжаем в Петришки. Это небольшая деревня неподалеку от оживленной трассы (М7, Минск — Ошмяны — граница Литвы). Становится чуть светлее: возле ночного ларька светит фонарь — один из немногих источников света вокруг.

Продают алкоголь, сок, чипсы. Есть фликеры. Пару штук. Очевидно, что в большом количестве такой товар не заказывают — спрос невелик. За 1 рубль 68 копеек можно купить наклейку из специального светоотражающего материала. По цене она как раз конкурирует с бутылкой пива.

Госавтоинспекция вправе настоятельно рекомендовать увеличить ассортимент световозвращающей продукции.

— И предлагайте, пожалуйста, покупателям фликеры. Может быть, кто-то купит. Вы же сами видите, как темно на улице.

— Еще бы не видеть! Так это еще хорошо, что фонарь появился — я за него год воевала, — говорит продавец Татьяна Александровна.

Фонарь — это, оказывается, непросто. Это согласование, установка, подключение, расходы. Женщина добилась, чтобы его установили возле магазина. А что нужно, чтобы фонари появились вдоль загородных дорог, на пешеходных переходах, на темных пока улицах в агрогородках?..

У Татьяны есть и электрошокер. Говорит, что боится собак. Не тех, городских, которые на поводке гуляют по парку, а настоящих бродячих псов: вынырнут такие из темноты в безлюдном месте — любой испугается. А тут подсказали идею — электрошокер. Не нужно даже его использовать по назначению — достаточно только активировать в руке.

— Смотрите, — сказала Татьяна Александровна и нажала на кнопку. Промелькнула электрическая искра, раздался удивительно громкий звук разряда. Стало не по себе. — Собаки на это реагируют моментально: разворачиваются и обходят меня стороной. Надежная вещь — ходить по улице с таким прибором не страшно. Ну и фонарь необходим — дорогу осветить.

Внимание, дети

Попрощавшись с Татьяной Александровной, выходим из ларька. По другой стороне улицы вдоль проезжей части идут школьницы. Факультативы, что ли, так поздно заканчиваются? Настоящий фликер имеется только у одной девочки. Еще у одной к портфелю прицеплен блестящий брелок, но есть сомнения в его световозвращающих свойствах. У двух других девочек ничего подобного нет, но каждая идет с включенным телефоном, освещая себе дорогу встроенным фонариком.

Штрафовать их никто не станет, но детей убедительно просят передать родителям просьбу купить фликеры. Сотрудники ГАИ объясняют, зачем это все.

Некоторые считают эти элементы чем-то неуместным. Отчасти ситуацию спасают производители одежды и аксессуаров, которые стали использовать светоотражающие вставки. Купить школьнику портфель, который бы светился сам по себе, — один из возможных способов частично решить проблему. В то же время носить фликер-брелок или иметь светоотражающую вставку только с одной стороны — не всегда безопасно. Если портфель находится за спиной, как водителю встречной машины вовремя разглядеть человека?

Теперь о фонариках. Их используют для освещения дороги — приходится банально светить под ноги, чтобы, к примеру, не ступить в лужу. Мы обратили внимание, что для этих целей повсеместно используются телефоны, хотя встроенные в них светодиоды чаще всего не способны обеспечить эффективное освещение. Полноценный фонарик подошел бы лучше. С точки зрения дорожной безопасности это тоже неплохо — водитель видит, что что-то светится у обочины. Но всецело полагаться на такой способ нельзя. Фонарь или телефон могут внезапно разрядиться, особенно зимой. Фликер проще, а значит, надежнее.

Но вернемся к детям, тем более что одна девочка, кажется, вот-вот расплачется.

— Я не хочу стоять потом на учете в милиции, — говорит она.

Ее уверяют: все будет в порядке. За своими учениками уже спешит завуч местной школы. Женщина говорит, что учителя постоянно напоминают детям о мерах предосторожности.

Дети остаются под присмотром завуча. Заходим в большой продуктовый магазин. Кассир показывает ассортимент световозвращающей продукции. Специальные полоски по рубль двадцать — то что нужно. Кстати, за нарушение ПДД пешеходом (ч. 1 ст. 18.23 КоАП) предусмотрено предупреждение или штраф в размере от 1 до 3 базовых величин (от 24,5 до 73,5 рубля). За эти деньги можно купить от 20 до 60 фликеров.

— Часто их покупают?

— Редко, — честно говорит кассир.

В этот момент к кассе подходит девушка. Она ведет за руку молодого человека.

— Покупают! Мы покупаем, дайте два! — просит она кассира. — И сфотографируйте нас.

Авария на трассе

Пока мы были в Петришках, поступила информация об аварии на трассе М6 (Минск — Гродно). Столкнулись фура и легковушка — больше ничего не известно. Так это всегда и бывает. Не теряя времени, выезжаем туда, поговорим по дороге.

Протяженность всех дорог в Минском районе — несколько тысяч километров. Но наибольшая интенсивность движения и самые высокие скорости, разумеется, на трассах, соединяющих столицу с областными центрами и ведущих еще дальше, за границу. Здесь всегда много транзитного большегрузного транспорта. Пока едем, обращаем внимание на несколько затертых пешеходных переходов.

— Было принято решение об их закрытии — знаки сняты, установлены ограждения. Никаких объектов поблизости нет, переходы не востребованы, — пояснил Иван Кузьменко. — Важно обеспечить безопасность дорожного движения на трассах, где разрешено двигаться с высокой скоростью. Для этого необходимо — там, где это возможно — разграничить потоки, не допустить выхода пешеходов на проезжую часть.

Авария с участием большегрузного автомобиля произошла неподалеку от деревни Горани, сообщили по радиосвязи. Мы где-то неподалеку. Один из экипажей, который находился ближе, уже на месте.

Автопоезд Volvo столкнулся с Volkswagen Passat, в котором находилось несколько человек. Удар был несильным, легковушку развернуло поперек полосы, и грузовик толкал ее перед собой, пока не остановился. Никто не пострадал.

— Сильно машине досталось? — спрашиваем у мужиков из Volkswagen.

— Да, нормально так... Обе двери, крыло, стойка — это только то, что видно. Что с кузовом, еще нужно смотреть.

— Как так получилось?

— Так кто ж его знает. Вон, у этого товарища нужно спрашивать, — ответили мужики, кивая на водителя фуры.

У грузовика российские номера: 67-й регион — Смоленская область. Водитель неразговорчив, выглядит расстроенным, но в целом спокойным.

— Издалека идете?

— Да, из-за границы. Какая разница?

Мужчина кому-то звонит: «Да кто его знает! Был удар, их развернуло перед кабиной. Нет, не пострадали — только машины».

Сотрудники ГАИ проводят замеры, оформляют документы.

Ситуация странная. Автопоезд ехал в полосе левее Volkswagen и, по предварительной версии, опережал легковушку. То есть водитель Volvo видел Passat, но по какой-то причине, так и не выполнив опережение, стал перестраиваться вправо. Удар пришелся в левый бок Volkswagen, в заднюю часть. Автомобиль развернуло перед кабиной грузовика. Не самый плохой вариант развития событий: если бы машину отбросило в другую полосу, где на скорости двигался транспорт, все могло бы быть куда серьезнее.

Пока движение на участке гродненской трассы в направлении Минска затруднено. Место происшествия обозначено, сотрудники ГАИ собирают необходимую информацию, опрашивают очевидцев. Это продлится недолго, важно как можно скорее открыть все полосы.

Девушки на шоссе

Мы возобновляем движение. Едем в направлении Минска, до МКАД уже рукой подать. Неожиданно дорогу перед автомобилем ГАИ перебегает девушка. Она пересекает одну полосу за другой, резко загораются стоп-сигналы машин. Пешеход все же добирается до разделительного ограждения, перелезает его и затем совершает еще один рывок — до противоположной обочины. Там девушку дожидается подруга.

— Мы знаем эту категорию граждан, — констатирует Иван Кузьменко. — Такое поведение на дороге нельзя назвать безопасным. Находясь зачастую в нетрезвом состоянии, они бегают через дорогу туда-сюда в зависимости от ситуации. Похоже, этой девушке показалось, что кто-то остановился на другой стороне, и она поспешила туда, не думая, какому риску себя подвергает.

Развернувшись, возвращаемся на тот же участок трассы. Обе девушки находятся там же, продолжая вглядываться в проезжающие автомобили. Начальник ГАИ Минского района созванивается со Ждановичским отделом милиции, принимается решение доставить подруг туда.

— Неизвестно, в каком они находятся состоянии, сколько еще намерены пробыть здесь, к чему это в конце концов приведет, — поясняет Иван Кузьменко. — Для разбирательства необходимо доставить их в милицию.

Девушки садятся в машину ГАИ неохотно. Говорят, что простужены и собирались ехать домой, ждали такси. Вот только дожидались они его почему-то на стороне, ведущей из города.

— Давно так работаете?

— Как сказать. Уже больше 100 протоколов, — ответила одна из задержанных. — Но все штрафы оплачены. 

Подруги рассказали, что им по 28 лет, образование — 9 классов школы. Ни у одной из них нет ни семьи, ни детей — так они говорят. Одна была замужем, но вспоминает об этом с какой-то горькой улыбкой.

Обе хорошо знают, что будет дальше. В райотделе в отношении них составят административные протоколы по ст. 17.5 КоАП — «Занятие проституцией», после чего решение будет принимать суд. Девушкам грозит штраф либо административный арест.

После того как задержанные доставлены в райотдел, участие ГАИ в этом процессе завершено.

Фонарь и фликер — что еще нужно?

ручной/тактический, светодиод, 300 лм в максимальном режиме, 380 м, 1x18650
Нет в наличии
ручной/тактический, светодиод, 140 лм в максимальном режиме, 120 м, 1хAA
кемпинговый, светодиод, максимальное время работы: 20 ч, 3xAA

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by