Электромобили — хайп или реальность? Эксперт «Белоруснефти» ответил на важные вопросы
 
8147
225
23 января 2019 в 16:22
Автор: Денис Логунович

Максим Сусаренко, инженер группы перспективного развития новых энергетических технологий объединения «Белоруснефть», является одним из главных специалистов концерна в области электрокаров. Для того чтобы разобраться, являются EV-машины хайпом или объективной реальностью, он ответил на основные вопросы по данной теме.

По прогнозам аналитических агентств, к 2025 году в мире произойдет окончательный поворот в сторону электромобилестроения, а доля рынка новых электрических машин составит около 30%. Такие выводы подтверждают, например, стратегии развития крупнейших автопроизводителей — Volvo, Jaguar Land Rover, Volkswagen, Ford. Эти компании планируют полностью электрифицировать свои модельные ряды.

Что ждет Беларусь? 

Катализатором развития электромобильного транспорта во всем мире является государство. Через применение различных стимулирующих мер. Речь идет об установлении нулевых ставок ввозных таможенных пошлин на электромобили и НДС для физических и юридических лиц, а также о предоставлении различных бонусов. Имеются в виду льготные кредиты (под 1—2 %) и налогообложение, субсидии на приобретение электрокаров, бесплатные парковки. Этот ряд можно еще продолжать. В разных странах — разные преференции.

Желание руководства страны двигаться в данном направлении нашло отражение в недавно принятом президентском указе «О стимулировании использования электромобилей». В нем закреплено, что владельцы электромобильного транспорта освобождены от уплаты госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

В Беларуси насчитывается около 200 электромобилей. Если предположить, что в стране сведут к нулю совокупный таможенный платеж на ввоз электромобильного транспорта, то вероятен «бум электромобилей», как это произошло в Украине. Всего за год. В 2018-м в Украине зарегистрировали 5908 машин на электротяге. А общее количество таких авто теперь составляет около 19 тысяч единиц.

А что насчет собственного производства?

Что касается отечественных электромобилей, то речь может идти только об их сборке. По данным Минпрома Республики Беларусь, до 2022 года на внутренний рынок планируется поставить единственный китайский электромобиль отечественной сборки — Zotye е200 с пробегом около 200 километров. Его ориентировочная стоимость — 43 тысячи белорусских рублей.

Развитие зарядной инфраструктуры

В 2018 году сеть электрозарядных станций «Белоруснефти» увеличилась на 69 единиц. Общее количество ЭЗС компании теперь составляет 84. В 2019 году планируется установить еще 166 таких станций. Совокупное количество зарядных станций к концу года составит более 240 единиц. Кстати, это больше, чем в Эстонии, которая считается одним из лидеров и первопроходцев в создании зарядной инфраструктуры. Сегодня по Беларуси можно передвигаться на электромобиле даже с небольшим запасом хода. «Белоруснефть» намеревается начиная с 2022 года установить 20 супербыстрых зарядных комплексов (или 100 ЭЗС). Суммарная мощность каждого из них составит от 2 МВт, а установленная мощность одной станции — 475 кВт.

Сколько будет стоить зарядить электромобиль? 

Все хотят много станций, на которых можно заряжаться дешево и быстро. И это понятно. Но в реальности зарядка электромобиля — это совокупность множества элементов, действий и оборудования. Государство продает электроэнергию для ЭЗС по тарифу, определенному МАРТ (Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь). Он составляет 0,15693 белорусского рубля (без НДС) за 1 кВт·ч. Вроде неплохо, но попытка зарядиться по такой цене обречена на неудачу.

Во-первых, это тариф не для владельцев электромобилей, а для юридических лиц, которые оказывают услуги по зарядке. То есть стоимость закупки электроэнергии у государства. Во-вторых, тот, кто занимается предоставлением услуги, получит, помимо тарифа, только точку подключения в сетях Минэнерго. А это подстанция или даже просто кабель, от которого в удобное для зарядки электромобиля место необходимо проложить сети (построить, реконструировать электросетевое оборудование и т. д.). И затем самое главное — установить зарядную станцию. Любым другим способом электроэнергия вряд ли попадет в электромобиль.

Конечно, кто-то может заряжаться и дома. Но мы говорим о национальной сети зарядных станций, где можно пополнить аккумулятор быстро, безопасно, без лишних усилий, в наиболее удобном для водителей месте: в торговых и бизнес-центрах, на спортивных объектах, трассах и т. д.

«Белоруснефть» с 2014 года предоставляет услугу по зарядке электромобильного транспорта на безвозмездной основе. Во втором квартале 2019 года планируется сделать услугу платной. Стоимость будет составлять в пределах 0,3 белорусского рубля за 1 кВт·ч. При таком тарифе стоимость 100 километров пути, при расходе в 18 кВт, составит около 5 рублей 40 копеек. Это почти в 2,3 раза дешевле, чем стоимость пробега аналогичного расстояния на автомобиле с ДВС. При среднем расходе в 8 литров на 100 километров получается 12 рублей 20 копеек.

красный, седан, электромобиль, автомат, задний привод
81 000$ / 71 830€
другой, хетчбэк, электромобиль, автомат, передний привод
15 499$ / 13 744€
серебристый, хетчбэк, электромобиль, автомат, передний привод
15 000$ / 13 302€

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Автор: Денис Логунович