32 679
06 января 2025 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий

E433 Vitovt Max Electro. Изучаем обновленный электробус в деталях

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий

Сегодня электробусы на улицах городов, особенно крупных, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Но когда все только начиналось, такая техника была экзотикой среди экзотики. Минск запустил электробусы раньше Москвы — в 2017 году, и с тех пор только флагманских BKM E433 Vitovt Max Electro было три поставки. Сейчас заканчивается третья. Машины из разных партий отличаются друг от друга. Изучим нюансы самой свежей версии.

Отличия лучше всего видятся в сравнении, поэтому есть смысл вспомнить предыдущие версии электробусов семейства E433. Кузов у всех машин, по сути, один. Отличия заключались в дизайне передней и задней масок, а также в конструктиве электрооборудования.

Краткая история белорусских электробусов

Первый опытный образец Е433 был построен в 2016 году. Тогда еще даже до конца не верилось, что машины такого типа могут выйти на городские маршруты. Еще не было ни инфраструктуры, ни опыта эксплуатации, экономику проекта только просчитывали. В СМИ тема активно пиарилась, звучали обещания, что под конец 2016 года мы уже поедем на таких. Но этого не произошло. Голоса скептиков зазвучали громче.

Однако весной 2017 года обкатка в условиях городского трафика все-таки началась, а летом на регулярные пассажироперевозки в Минске вышли сразу 20 желтых электробусов Vitovt Max Electro производства завода «Белкоммунмаш». Изначально планировалось, что электробусы выйдут на центральные и самые «престижные» маршруты столицы. Но городские власти, видимо в целях отработки технологии, отправили новый вид транспорта на периферийный маршрут, связывающий промышленный район Тракторного завода с Курасовщиной. Первые зарядные станции также появились в «нетуристических» местах — возле МТЗ и на ДС «Серова».

Кадр ниже сделан как раз на ДС «Серова» в первые дни работы электробусов на маршруте. И хоть сам по себе дизайн семейства Vitovt к тому моменту был известен уже несколько лет, сочлененные электробусы все равно воспринимались как пришельцы из другого мира.

В конце 2018 года появилась обновленная версия с видоизмененным дизайном, где линзовую оптику перекомпоновали. К тому моменту электробусы уже вышли на центральные улицы и стали обслуживать, если так можно выразиться, самый экскурсионный маршрут белорусской столицы — №1. В 2019-м 28 таких машин передали в «Минсктранс», а суммарное «поголовье» электробусов Vitovt в городе приблизилось к полусотне.

В 2021 году парк столичных троллейбусов пополнили еще и «Витовты» модели 43300D. Это была вариация на тему E433 Vitovt Max Electro. В России такую технику называют электробусами с динамической подзарядкой, а по-нашему это был троллейбус с увеличенным автономным ходом. В общей сложности «Минсктранс» получил от BKM Holding полсотни таких «гармошек». Именно на них впервые появилась трехстворчатая передняя дверь с отдельным входом для водителя.

Третий вариант дизайна передней маски был воплощен в жизнь в самом начале 2022 года. Его применили для опытного электрогрузовика Vitovt II Truck electro prime и троллейбусов, которые BKM Holding тогда делал для столицы Боснии и Герцеговины — города Сараево.

Этот же дизайн достался по наследству и третьей версии электробуса E433 Vitovt Max Electro, которых заказано 10 штук.

Особенности версии 2024 года

Лучше ли новый дизайн старого? Пожалуй, все-таки да. По крайней мере, внешне отличить электробусы из самой свежей поставки можно безошибочно. Оклейка во весь борт была использована на самом первом экземпляре в демонстрационных целях, на линию эта машина и последующие вышли уже без нее.

Однако и помимо передней маски отличий хватает. Например, токоприемник сдвинули ближе к передней оси для большего удобства при подключении к зарядке. Но снизу этого не видно. Новое расположение токоприемника можно рассмотреть либо сверху, либо в процессе зарядки.

Компоновку отсека с суперконденсаторами также существенно переработали. Особенно хорошо отличия видны в сравнении с самой первой версией. Поставщик оборудования тот же — китайская компания Aowei Technology.

А вот теперь уже знаменитая трехстворчатая передняя дверь. Водителям такое решение определенно пришлось по вкусу. И без того самая просторная кабина в классе стала еще больше по внутренним габаритам.

Еще один нюанс, который бросается в глаза, — обилие камер видеонаблюдения. Да, ими теперь оборудован абсолютно весь подвижной состав «Минсктранса», даже самые старые машины. Но в новом электробусе камер особенно много, и они установлены сразу, то есть еще на заводе.

Дизайн рабочего места водителя также обновлен. Мультируль выглядит весьма достойно. Все клавиши управления под рукой.

Интерфейс мультимедийного щитка приборов тоже соответствует духу времени и эволюционирует. Софт пишут собственные программисты BKM Holding, так что за актуальные обновления можно не переживать.

Самое заметное нововведение в салоне — передняя накопительная площадка, увеличившаяся в размерах без малого вдвое. Опыт эксплуатации, особенно на загруженных маршрутах типа «полтинника», связывающего Сухарево с «Дружной», показал, что это востребовано.

Да, конечно, двумя рядами сидений по левому борту пришлось пожертвовать, но тот же «полтинник» мчит по Железнодорожной как гоночный болид, а время в пути в «единице» от конечной до конечной — всего 15 минут. В часы пик людей много, поэтому общая пассажировместимость предпочтительнее числа посадочных мест.

В остальном салон такой, к какому уже успели привыкнуть минчане. И да, во всех электробусах поставки 2024 года есть кондиционер. Вот его в ранних машинах очень не хватало.


Ярко-желтые электробусы E433 Vitovt Max Electro уже стали привычным элементом пейзажа минских улиц, причем не только центральных. Они, безусловно, часть «лица» и общего имиджа белорусской столицы. Свежая поставка десяти E433 «третьей генерации» пойдет только на укрепление этого имиджа.

Читайте также:

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by