34 440
123
03 марта 2019 в 8:00
Автор: Николай Градюшко. Фото: автора и Renault
«Новый автомобиль тонет 12 минут». Экстремальный тест-драйв на льду озера

YouTube завален фатальными заносами на зимних трассах — а это тысячи жизней каждый год. Вот ты беззаботно мчишься, и все хорошо, а через секунду рихтуешь бампером сугроб или летишь на встречку. Чтобы оценить ситуацию и предпринять спасительные действия, остается лишь мгновение… Хорошо прокачать навыки зимнего вождения помогают специальные курсы. Как раз такой полезный обучающий тест-драйв организовала компания Renault, пригласив журналистов и блогеров в Карелию на лед Ладожского озера.

Renault устраивает зимнюю школу экстремального вождения третий год подряд. За несколько дней до мероприятия начинают готовить площадки — замерзшую озерную гладь, раллийный трек, снежное бездорожье и лесную трассу. В этом году обилие локаций было дополнено переменчивой погодой: на протяжении двух дней температура понижалась от +2 до –10 и под колесами были то мокрая снежная каша, то лед. Идеальные условия, чтобы почувствовать, как ведет себя машина на разнообразных дорожных покрытиях.

Управляемый занос и «танцы» на льду

В первый день погода озадачила. Крепкий карельский мороз сменился оттепелью, и поверх раскатанного льда проступила вода. Инстинкт самосохранения так и говорил: даже не вздумай туда выезжать.

Организаторы успокаивали: к концу февраля лед на Ладожском озере набирает толщину 30—40 см, чего вполне достаточно, чтобы в условиях оттепели выдержать грузовик, не говоря уже о внедорожниках и кроссоверах. Но все же рекомендовали держать дистанцию 15 метров и выстраиваться в шахматном порядке.

А глубина все-таки какая? — в шутку поинтересовался кто-то из журналистов.

— Вообще, новая машина тонет минут 12, — поддержал общий веселый настрой старший инструктор. — Главное — не паниковать и не открывать дверь, эвакуироваться только через окно.

За заездами по озеру, кстати, наблюдали спасатели МЧС, что само по себе внушало чувство безопасности.

К услугам участников школы были предоставлены полноприводные версии Duster, Kaptur и Koleos на шипованной резине Michelin. Все упражнения выполнялись с отключенной системой стабилизации, чтобы водители полагались не на автоматику, а только на свои умения и чутье.

Первый день — упражнения на льду озера. Начинаем с самого простого: резкий разгон до конуса — торможение. Машина останавливается у следующего конуса. Затем задание усложняется: первый конус убирают, и надо самостоятельно «нащупать» момент, когда ударить по тормозам, чтобы остановиться аккурат возле дальнего конуса. Здесь важно понять и запомнить, какова длина твоего тормозного пути, научиться чувствовать это расстояние.

Затем в соседних рядах одновременно стартуют две машины. Одна уходит на полтора-два корпуса впереди. Водитель первой машины сам выбирает, когда резко тормозить. От второго требуется сохранять расстояние во время движения и не прозевать момент оттормаживания. Главное — не пересечь при этом условную линию бампера.

Дальше пошли «змейки» с различной глубиной заходов в поворот. Торможение в прямом коридоре, загрузка передней оси, только потом поворот руля и газ на выходе. Вроде бы ничего сложного, но с непривычки все получается шероховато: из-за перекрутов руля Kaptur виляет на выходе из поворотов. Остается лишь краснеть и с завистью смотреть на ловкие маневры более продвинутых учеников.

Раза с четвертого «змейка» удалась как по учебнику, даже инструктор по рации похвалил, но времени осмыслить свои ошибки практически нет. Новый элемент еще сложнее — движение в управляемом заносе вокруг «клумб» из конусов. Сначала по часовой стрелке, затем против. Здесь мы меняемся машинами, и теперь забрасывать в занос надо уже не юркий Kaptur, а массивный Koleos.

Нажатием на педаль газа и поворотом руля закручиваю автомобиль вокруг своей оси, плавно увеличиваю тягу… и опять «танцы» на льду. Это ошибки новичка: передержал руль в крайнем положении, пропустил точку возврата.

Постепенно управляемый занос становится основным стилем вождения. Новое задание — проехать всю площадку в режиме ритмического заноса, бросая машину то вправо, то влево. Самое главное — слаженно работать педалью акселератора и рулем, тем самым вовремя тушить колебания, не допускать критических углов. «Влево руль! Газ, газ, газ! — гремит в рации инструктор. — Сбросить. Уже вправо руль. Газ!»

Упражнение очень полезное. Ритмический занос часто возникает на зимних трассах при резких перестроениях. Машина начинает характерно вилять из стороны в сторону, попытки перепуганного водителя стабилизировать курс приводят к эффекту маятника — амплитуда колебаний нарастает, и авто оказывается в кювете (в лучшем случае). Виной всему, как правило, запоздалый возврат руля, из-за чего заднюю часть резко бросает в противоположную сторону.

Правило простое: колеса должны смотреть туда, куда должна ехать машина. В таком положении энергия заноса гасится максимально эффективно.

В конце урока инструкторы показали еще один эффектный элемент — «полицейский» разворот при движении задним ходом. Газ в пол, сцепление, резкий поворот руля. В момент вращения важно вернуть руль в нулевое положение, иначе машина остановится с вывернутыми колесами.

На десерт первого тренировочного дня нам дают пройти две трассы — сначала снежное бездорожье, где также учат азам выживания в зимнем лесу, а затем холмистую лесную дорогу с инструктором на пассажирском сиденье в роли штурмана.

Побороть рефлексы и не улететь в сугроб

Раллийный трек с извилистыми поворотами — для нас это уже боевые условия. После серии тренировочных заездов трассу предстоит проехать на время, используя все знания и навыки, полученные накануне.

зимние, для легковых автомобилей, с шипами
зимние, для легковых автомобилей, возможность ошиповки

— Тормози только на прямых колесах, работай рулем на опережение, смотри туда, куда должен ехать автомобиль, а не на бруствер — машина следует за твоим взглядом, — дает наставления инструктор на старте.

После двух-трех кругов, несмотря на явные ошибки, появляется азарт и ложная уверенность в своих силах. Скорость прохождения поворотов растет. На очередном вираже Duster улетает в бруствер, поднимая в воздух облако снежной пыли. Надеюсь, этот момент никто не успел сфотографировать.

— Грубая ошибка, — спокойно комментирует инструктор. — Не сбросил скорость перед поворотом, испугался заноса и рефлекторно нажал на тормоз. Все — машина стала неуправляема.

Бороться на треке с собственными рефлексами и годами наработанными привычками не так-то просто. Дает о себе знать целый комплекс ошибок — запоздалый газ при выходе из поворота, позднее распрямление руля и неправильный хват.

— Ты делаешь перехваты там, где они не нужны. Перебираешь руль на поворотах — теряешь контакт с колесами и не понимаешь, куда едет машина, — терпеливо объясняет «штурман».

Большую часть трека можно рулить безотрывно. Специалист советует держать руки в точках 9—3 или 10—2 (по аналогии с циферблатом часов). Такое положение позволяет чувствовать направление колес. Когда же перебираешь руль — теряешь его нулевую точку. При такой манере управления чтобы понять, как стоят колеса, надо посмотреть на руль. Как только переводишь взгляд — перестаешь смотреть на дорогу и рискуешь улететь в сугроб.

От круга к кругу ошибок становится меньше. Вняв советам инструктора, вовремя сбрасываю газ, правильно выбираю траекторию вхождения в поворот, справляюсь с ритмическим заносом. Школа работает! И пусть время контрольного заезда далеко от лидеров группы, секунды не главное. Куда важнее понимание физики поведения машины при недостаточном сцеплении колес с дорогой.

Можно пересмотреть десятки «обучалок» на YouTube, но в реальной дорожной ситуации улететь в отбойник. Без практики в этом деле не обойтись. Двухдневный тест-драйв не делает из водителя профессионала, но азы контраварийного вождения, безусловно, дает. Закрепить знания помогут полноценные курсы, а если такой возможности нет, специалисты советуют самый простой вариант — найти пустую заснеженную парковку и потренироваться на ней. Понять, что такое занос и как с ним справляться, лучше на безопасной площадке, чем на загородной трассе.

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Николай Градюшко. Фото: автора и Renault