12 января 2019 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Дуркуйте, всех опережайте, и повыше скорость». Вредные советы от Краснова по зимнему вождению

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Каждый раз повторяется одно и то же: на заснеженной трассе находятся водители, которым, несмотря на сложные дорожные условия, нужно быстрее. А потом видеорегистратор фиксирует неуправляемый занос и неумелую попытку выйти из сложного положения. Обычно автомобилист делает только хуже. «Сколько раз говорилось, как действовать, а толку? — возмущается Юрий Краснов. — Так может, эффективнее давать водителям вредные советы? И это заставит задуматься о неразумных действиях, которые подвергают риску окружающих?» А это мысль, давайте попробуем!

Занос произошел согласно графику?

Сейчас почти каждый день появляются сообщения о заносах и последующих ДТП. Автомобили кружатся, как балерины, вокруг собственной оси, оказываются на встречной полосе, вылетают на скорости в кювет, врезаются в деревья и столбы. Последствия этих происшествий нередко печальные.

— Когда-то давно ни зимней резины не было, ни ABS, ни ESP. И ничего, водители как-то справлялись, доезжали на своих «Жигулях» и «Москвичах» куда нужно! — вспоминает Юрий Краснов. — А сейчас чуть снег выпал — и посыпались аварии.

«Спрашивается, зачем же вы ехали так быстро, если не умеете стабилизировать машину в простейшей ситуации?»

Самое интересное, что самоуверенность автомобилистов порой зашкаливает. Помните, как в том анекдоте про комиссию на стройке и прораба, который велел делать вид, что все идет по плану, а стена рухнула согласно графику? Вот-вот...

— Выезжая на заснеженную полосу, водитель попал в сложную ситуацию, — комментирует ролик ведущий рубрики. — Когда перестроился правее и казалось, что основная опасность позади, случилось непредвиденное. Возможно, фактор расслабления, имевший место, предопределил аварийную ситуацию. Что же случилось? Сам автор видео уверял, мол, «газа не давал». Быть может, при перестроении он не совсем аккуратно управлял рулевым колесом. А когда машину повело, не исключено, ударил по тормозам.

«Главное, конечно, сделать вид, что ничего такого не произошло и вообще все под контролем!»

«И новички, и старожилы с корочками советского образца могут оказаться в аварийной ситуации»

— Чтобы попасть в занос, надо не уметь крутить рулевое колесо и точно направлять автомобиль, — Юрий Краснов решает дать вредные советы, к которым нужно относиться с иронией. — А выехав на загородную дорогу — набрать скорость побольше и опережать, опережать, опережать. Еще следует полностью довериться системам безопасности, хорошим покрышкам и прочему, обязательно отметив это в последующем ролике с видеорегистратора. Ну это если, конечно, повезет и вы останетесь целы-невредимы.

«Короче, дуркуйте, всех опережайте, обгоняйте. А при малейшей опасности — сразу тормоз в пол. Потом слабо попытайтесь вернуть контроль. Только не возвращайте рулевое колесо обратно — пускай машину бросит в следующий занос, да еще пуще прежнего, чтобы уж точно из него нельзя было выйти. Так гораздо интереснее будет»

По мнению ведущего «Разборов...», водительский стаж на риск попасть в занос никак не влияет. И новички, и старожилы с корочками советского образца в равной степени могут оказаться в такой ситуации:

— У нас же пока хорошее сцепление с дорогой есть, все едут как оторопелые. Но чуть автомобиль понесло, и ага! Безобидное скольжение способны развить в кошмарное происшествие. Чтобы этого не случилось, надо отрабатывать навыки и развивать мышечный рефлекс.

«Машину не убьем? У меня нет каско...»

Участником выпуска стал наш постоянный читатель Борис. Он, как и герой ролика, тоже попадал в неуправляемый занос: «Однажды ехал по крайней левой полосе трассы. Кто-то позвонил, и я просто перевел взгляд на телефон. В следующий момент зацепил левыми колесами заснеженный край, и машину понесло. Чудом выровнял автомобиль и не попал в ДТП. Как? Сам не знаю, но в будущем хотелось бы действовать более осознанно».

По словам мужчины, он уже не первый год хочет потренироваться на закрытой площадке (заезды проходили на автодроме ДОСААФ) под чутким руководством Юрия Краснова. Иногда желания сбываются...

Прежде ведущий рубрики сам садится за руль и демонстрирует суть упражнения — затягивает ручник, вводя переднеприводную машину в занос, а затем стабилизирует ее:

— Надо подгазовать и поработать рулем. Многие в такой ситуации бросают педаль газа, и тогда автомобиль вращает вокруг собственной оси. А отдельные вовсе отпускают руки, закрывают глаза и просто кричат...

За руль садится Борис, у которого поначалу выводить машину из искусственного заноса (в неуправляемое скольжение автомобиль отправлял Юрий Краснов, в самый неожиданный момент затягивавший ручник) получается корявенько.

— Можно я не буду газовать? — настороженно спрашивает курсант. — Машину не убьем? У меня нет каско...

— Не бойся, скорость всего 15—20 км/ч. Для сравнения: на трассе автомобили в подобных ситуациях движутся 80—90 км/ч, — успокаивает ведущий «Разборов...».

К слову, учиться зимнему вождению или нет — большой вопрос. В Швеции как-то проводился эксперимент. Одну группу курсантов автошколы решили обучить навыкам экстремального вождения. А спустя некоторое время, когда те получили права и отъездили год-два, посмотрели статистику.

Оказалось, что «курсанты-экстремалы» чаще попадали в ДТП в зимних условиях, чем обычные водители. Объяснение такое: они чувствовали себя чересчур уверенными, позволяли больше, чем другие, и рисковали, что приводило к авариям. От затеи масштабировать опыт на все автошколы отказались.

— Даже тот, кто регулярно тренирует контраварийное вождение, на дороге может не выйти из заноса, — соглашается Юрий Краснов. — Ведь на автодроме отрабатывают маневры при скорости в 20—30 км/ч, иногда — до 50—60 км/ч, а попадают в занос на 80—90 км/ч...

Куда должны смотреть колеса

Между тем у Бориса явно стало получаться лучше, что сразу отметил ведущий рубрики:

— Вот, он уже понимает, что колеса должны смотреть туда, куда ты хочешь ехать. А поскольку здесь передний привод, то вытягивать автомобиль нужно газом.

— Инстинктивно хочется сцепление выжать или тормоз, — жалуется курсант.

— А нельзя! Терпи... Это распространенная ошибка, потому что первая реакция — остановить машину.

Теперь Юрий Краснов чуть усложняет задачу — устанавливает ограждение, которое будет выполнять роль препятствия (или движущегося автомобиля). Борису предстоит ехать прямо на стойки, затем машина по традиции отправится в занос — придется ее стабилизировать, при этом объезжая препятствие.

— Включай вторую, разгоняйся! — командует инструктор. — Это уже ближе к реальным обстоятельствам, поскольку занос происходит в двух типичных ситуациях: при повороте и обгоне/опережении с последующим перестроением.

Например, недавно на трассе М4 (Минск — Могилев) водитель Hyundai как раз планировал опередить ВАЗ, но...

— Перед Hyundai ехал грузовик, и он его как будто нагонял, — просматривает ролик Юрий Краснов. — Вот на мгновение зажглись стоп-сигналы, и кроссовер понесло... Дальнейшие действия водителя анализировать нет смысла — опять же недостаточный уровень мастерства. Но критическую ошибку он допустил раньше — когда стал совершать опережение: слишком приблизился к грузовику, не определился со скоростью, ехал параллельно ВАЗу.

Впрочем, вернемся на автодром. Борис, отрабатывавший в поту контраварийные действия, явно не ожидал, что его машина будет проезжать в нескольких сантиметрах от стойки.

— Страшно! — признается мужчина.

— Самое важное — вернуть колеса назад, — подбадривает ведущий «Разборов...». — При заносе многие выворачивают руль и ждут, а когда начинается еще больший занос в другую сторону, то пасуют. Такие виляния происходят, пока автомобиль окончательно не бросит в кювет или столб.

Ни ESP, ни хорошая резина не помогут...

Юрий Краснов обращает внимание, что скорость в отрабатываемой ситуации всего 35—40 км/ч, ESP включен, но машина, заметьте, легко уходит в занос:

— При значительном превышении предельной скорости, когда теряется сцепление, автомобиль несет боком и ничего сделать невозможно. Системы безопасности, шипованная резина не помогут, если вы едете чересчур быстро.

Очередное усложнение упражнения. После ограждения ведущий рубрики выставляет фишки, обозначающие полосу, в которую предстоит попасть нашему водителю. Грубо говоря, Борису нужно объехать препятствие, выровнять машину и остаться на условной проезжей части. Очень жизненно!

Выполнив 5—6 заездов, Борис явно стал лучше работать рулем, смелее газовал. Результат — автомобиль отлично выходит из заноса.

— Совсем другое дело, — одобрительно кивает Юрий Краснов.

Конечно, наш водитель заранее готовился к заносу, находился в сравнительно спокойных условиях, на него не давил риск вылететь в кювет.

— В реальной ситуации в лучшем случае секунда-две уйдут на распознавание, осознание и шок, — объясняет ведущий «Разборов...». — А после заснеженного участка дороги ты можешь попасть на мокрый асфальт, где совсем другое сцепление.

«Еще влияет то, что, тренируясь, ты изначально планируешь контраварийные действия, в реальной же ситуации все происходит наоборот — рассчитываешь, что занос не произойдет»

— На автодроме есть пространство для маневра и право на ошибку, — подытоживает Юрий Краснов. — А на настоящей дороге — встречные машины, бордюры, кюветы, столбы, деревья... Повторю старую истину: конечно, надо уметь выходить из заноса, но важнее его не допускать.

для внедорожников/минивенов и кроссоверов/легковых автомобилей, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 100 (800 кг), евроэтикетка: D/E/72 дБ

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by