16 февраля 2019 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Словно три-четыре секунды ехал с закрытыми глазами». Об авариях, которые происходят с новичками

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Сразу после получения водительских прав новичок ведет себя за рулем крайне осторожно — аккуратно перестраивается, боится кому-то помешать, многократно перепроверяет информацию. Что же происходит через полгода-год регулярных поездок? Адаптировавшись к потоку и ощутив легкость управления, водитель получает первое удовольствие. Он уже смелее маневрирует, высказывает недовольство действиями других, громче слушает музыку. Последствия ложной уверенности обычно оформляются в протоколе ГАИ. Сегодня разбираем как раз такое происшествие, видеозапись которого была сделана из автомобиля виновника аварии.

Два типичных ДТП с неопытными водителями

Опыт Юрия Краснова говорит, что новички спустя полгода-год управления транспортным средством обычно попадают в два типа происшествий: выполняют роль локомотивов т. н. «паровозов» или же задевают припаркованные во дворе машины — как правило, правой стороной.

Авария, которая произошла несколько дней назад на пр. Пушкина в Минске, относится к первому типу. Водитель Skoda Rapid двигался по крайней левой полосе. Впереди стал замедляться Honda Accord, у него загорелись стоп-сигналы. Но автор ролика, словно не замечая этого, на скорости врезался в заднюю часть японского седана.

— Если хотите попасть в «паровоз», то это прямо образец, как совершать подобные ДТП. Обычно такие происшествия случаются из-за водителя, который планировал перестроиться, но засмотрелся в зеркало заднего вида. То есть плохо контролировал ситуацию впереди, — анализирует запись Юрий Краснов.

Этим объясняется то, что водитель Skoda продолжал движение даже после того, как у Honda загорелись стоп-сигналы. В течение трех-четырех секунд автомобиль автора видео продолжал сближаться. Времени для торможения, согласитесь, более чем достаточно.

— Во время занятий в автошколах не хватает времени, чтобы научить предотвращать такие ситуации, — признает ведущий рубрики. — Я рекомендую тренировать периферическое зрение, вырабатывать навыки быстрого переключения внимания на боковые и салонное зеркало и вперед.

По словам Юрия Краснова, человеку, как выяснили ученые, для распознавания ситуации достаточно посмотреть в боковое зеркало в течение 0,07 секунды. Водителю Skoda понадобилось в 42—57 раз больше!

Видно также, что перед самым столкновением автор видео начал ускоряться. Вероятнее всего, он заметил снижение скорости передних машин и затем переключил основное внимание на боковое правое зеркало. А ускорение — попытка оторваться от автомобиля, двигавшегося следом, но правее.

В последний момент, судя по всему, водитель Skoda увидел препятствие впереди и попытался все-таки перестроиться, но неудачно.

Результат — налицо. Разбиты бампер, переднее левое крыло, фара. Также поврежден капот. Есть ли внутренние дефекты, пока не ясно (открыть капот не удалось). В то же время машина на ходу, даже передние парктроники работают.

Всего в ДТП были повреждены четыре автомобиля. Виновным, разумеется, признали водителя Skoda, оформили протокол. Молодому человеку придется восстанавливать свою машину (благо есть автокаско), в следующий раз обязательная страховка будет иметь еще более высокий коэффициент.

«Нельзя залипать, глаза должны бегать»

Водитель Skoda ездит за рулем восемь месяцев. Говорит, что это первое в его жизни ДТП. После аварии ночь не мог заснуть, обдумывал произошедшее.

— Планировал перестроиться, посмотрел в правое боковое зеркало, а когда глянул вперед, было уже поздно, — рассказывает молодой человек. — Справа была машина, и я мог бы уйти в ту полосу — тогда аварии бы не было. Но...

Виновник ДТП подтверждает, что ускорялся именно для перестроения. По его словам, указатель поворота был включен заблаговременно, но это не помогло (напомним, по ПДД поворотник не дает преимущества).

— Многие молодые водители не понимают, что у них проблемы с восприятием информации. Залипание на образ — характерная ошибка, — объясняет ведущий рубрики. — Глаза должны бегать. Ты же прозевал момент интенсивного снижения скорости передними автомобилями. В твоем случае стоило не торопиться, а просто остановиться и спокойно дождаться возможности.

«Напомним закон №555: если смотришь в боковое зеркало дольше секунды, то когда-нибудь врежешься в задний бампер»

Юрий Краснов замечает, что музыка в салоне динамичная, кажется, звучит достаточно громко. Это тоже косвенный признак того, что молодой человек чувствовал себя довольно уверенно.

— Водитель Skoda попал в плен иллюзии, адаптировавшись к минскому трафику, — продолжает ведущий «Разборов...». — Как говорят, у него крылья выросли. Как это обычно бывает с новичками? Сначала тяжело, боятся заглохнуть или откатиться на горке. Потом мандраж проходит. Вроде быстрее соображаешь, дальше видишь дорогу, предугадываешь действия других водителей. Вот как только появилась легкость и вы стали получать удовольствие — сразу берите себя на контроль, потому что уже оказались в зоне риска.

Наш собеседник подтверждает, что поначалу любая поездка была стрессом. Потом стало поспокойнее. Начал чаще возмущаться действиями окружающих автомобилистов. В общем, характерная эволюция от новичка до завсегдатая потока...

Упражнение: смотрим в зеркала и считаем вслух

Садясь в попавшую в ДТП Skoda, Юрий Краснов замечает, что зеркала настроены корректно. Это тоже могло стать одним из факторов происшествия. Но в данном случае дело явно не в этом.

— При настройке боковых зеркал необходимо отрегулировать их так, чтобы слегка был виден корпус автомобиля, — обращает внимание ведущий рубрики. — Тогда в городском потоке можно будет правильно оценить расстояние до машины в соседней полосе. Главное, чтобы можно было видеть соседний ряд и транспортные средства в нем.

Юрий Краснов предлагает владельцу Skoda тренировать реакцию и т. н. переключаемость внимания. Можно упражняться как на автодроме, так и в потоке автомобилей. Например, двигаясь по определенной траектории, курсант должен периодически отслеживать ситуацию сзади, бросая взгляд то на боковые, то на салонное зеркало. А если взгляд задерживается слишком долго, то инструктор должен тут же одернуть обучаемого.

— Есть и другое упражнение, которое не потребует аренды специальной площадки, — продолжает ведущий «Разборов...». — Садитесь за руль и считаете вслух. На «раз, два, три» смотрите вперед. На «че» — в зеркало заднего вида, на «тыре» — опять вперед.

«Важно, чтобы вырабатывалась привычка бросать взгляд на зеркала и возвращать его»

Ведущий рубрики предупреждает, что поначалу это будет неосознанный взгляд, но впоследствии мозг адаптируется и сможет осмысленно отслеживать информацию при дефиците времени.

— Несколько человек мне говорили, что в правое зеркало надо смотреть постоянно, хотя мне казалось, что только при перестроении. Это так? — задает вопрос водитель Skoda.

— В него мы смотрим реже, и ничего плохого в этом нет. При поездке по трассе даже можно так настроить левое зеркало, что будешь видеть всю обстановку. Но из-за конструкции кузова это возможно не в каждом автомобиле.

По словам Юрия Краснова, во время занятий он часто устанавливает в машины курсантов панорамные зеркала, которые дают больше информации: «Обучаемые сразу начинают лучше понимать обстановку. А когда снимаешь, то навык остается».

Если возвращаться к рассматриваемой ситуации, то напрашивается также вывод не только о тактической ошибке, но и о стратегии управления автомобилем. Почему водитель Skoda до последнего ехал именно в левом ряду? Это тоже характерно для новичков — не задумываться о дальнейших действиях, пока не появится препятствие перед капотом.

— За 500—1000 метров я перестроился в крайнюю левую полосу — по-моему, в среднем ряду двигался кто-то медленный. А потом просто не успел вернуться назад — не ожидал, что очередь на поворот будет настолько длинной, — объясняет автор видео.

Еще один очевидный совет неопытным водителям: планируйте маршрут заранее. Если не знаете особенности организации дорожного движения, то следует посмотреть панорамы улиц на картографических сервисах и выбрать стратегию: какого ряда лучше придерживаться, где придется перестраиваться и когда лучше это делать.


— Любое умение надо тренировать, а новичкам — в особенности переключаемость внимания, — подытоживает Юрий Краснов. — Когда будете видеть обстановку на 360 градусов, тогда поймете, сколько опасностей и рисков вокруг.

основная камера: 120°, видео 1920x1080 H.264, G-сенсор, экран 4.3"
Снят с продажи
основная камера: 5 Мп 170°, видео 1920x1080 H.264, GPS, G-сенсор, экран 8" 1600 x 400
основная камера: 2 Мп 138°, вторая камера: 1 Мп, видео 1920x1080, G-сенсор, экран 4.3" 800 x 480

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by