Так ли просто купить новый велосипед? Два колеса, рама, трансмиссия, тормоза — обычный набор, можно и не заморачиваться. Вот только в магазинах нас путают: новая модель, современные технологии, свежее поколение навесного оборудования. Имеет ли смысл обращать на это внимание или не стоит все усложнять — это же просто велосипед? Давайте посмотрим, на чем производители предлагают нам кататься, и постараемся разобраться, что нового в этих новинках.
По большому счету все несложно. Самые крупные производители занимаются разработкой геометрии велосипедной рамы, которая обеспечит наилучшие характеристики велосипеда. Удачные модели (речь все еще о рамах) живут долгие годы, не претерпевая серьезных изменений. При этом продолжается работа над материалами и их обработкой. Сталь осталась у любителей ретро и туризма, алюминий пока держится, но компании стремятся продавать больше компонентов из карбона. Пока разница в цене слишком высока, и дорогой карбоновый велосипед остается выбором узкого сегмента покупателей.
Пример Cube. Одна модель, доступная как с алюминиевой рамой, так и с карбоновой. Но это не единственная разница. Карбоновые велосипеды компонуются более дорогим навесным оборудованием. Уж если на карбоновый велосипед сегодня все равно придется раскошелиться, то покупатель хочет получить все по максимуму. В результате цена на два велосипеда отличается примерно в полтора раза.
Другой вариант. Два велосипеда с одинаковой геометрией, один алюминиевый, другой — из карбона. И стоят практически одинаково — почему? Потому что обвес у алюминиевой модели существенно лучше. Речь о шоссейных Focus Izalco Race.
Есть ли смысл платить больше за раму из углепластика? Это предмет спора, который не утихнет в велосипедной среде еще долго. За что хвалят карбон: это легкий, жесткий и прочный материал, который способен гасить вибрации от несовершенства дороги. Но жесткость и прочность — неочевидные плюсы. А легкость: посмотрите, карбоновый велосипед легче алюминиевого аналога на полкилограмма. Выходит, за каждый сэкономленный грамм производитель предлагает доплатить минимум 1 доллар в эквиваленте. Согласны?
Еще одна тенденция последних лет — эксперименты с трансмиссией. И здесь мяч на стороне не велосипедных брендов, а производителей велокомпонентов, таких компаний в мире совсем немного — можно пересчитать по пальцам одной руки. В конкурентной борьбе друг с другом американский, японский (а в шоссейном варианте и итальянский) производители приходят к спорным решениям.
Помните, как любители выбирали велосипеды 5—10 лет назад? Чем больше передач — тем лучше, так нам тогда казалось. И не важно, что это имело значение только при покупке, а потом все равно ехали как получалось, пугаясь из-за хруста при переключении.
Сегодня все чаще можно встретить только одну звезду в системе. Логичное решение для велосипедов, которым требуется повышенная проходимость: трейловые, гравелы, фэт-байки. Считается, что относительно небольшая звезда спереди и кассета с большим диапазоном сзади в любой ситуации обеспечат необходимое передаточное отношение. Поэтому стали выпускать сверхобъемные кассеты по 12 скоростей (такие уже есть у Sram и Campagnolo) с очень широким диапазоном (от 10—11 до 50).
Но в последнее время предпринимаются попытки применить это и в других дисциплинах: горные хардтейлы, даже шоссейные велосипеды только с одной передней звездой — это мы уже видели. И пусть практичность таких решений остается спорной, есть о чем задуматься и простым велолюбителям: нет смысла гнаться за количеством скоростей, если может быть достаточно всего одной. Такое уже было, вспомните. Все новое — это хорошо забытое старое.
Один из самых быстро развивающихся типов велосипедов — электробайки. Идея отличная: простой и экологичный транспорт, который, с одной стороны, позволяет вести здоровый образ жизни, а с другой — не требует серьезных усилий на любом рельефе. Ехать достаточно быстро и на большие расстояния — вот что обещают покупателям производители таких велосипедов.
Существенных минусов — два, и это те проблемы, которые пытаются решать мировые велосипедные бренды. Обе связаны с батареей. Всем хочется, чтобы электровелосипед держал заряд подольше, при этом весил поменьше.
Сегодня электровелосипед — это дооборудованный электродвигателем почти аналог стандартной модели любого типа: хоть горный, хоть шоссейный. Электричество помогает разгоняться и держать скорость, катаясь в излюбленном стиле. Но батарея и электромотор почти вдвое увеличивают общий вес велосипеда. Если это модель в пункте проката либо у владельца есть возможность хранить ее в гараже — нет проблем. А что если нужно затащить такой велик на 8-й этаж?
Другой важный момент — цена. Из-за того что электровелосипеды весят изначально больше, производители используют рассчитанные на повышенную нагрузку рамы, а также навесное оборудование классом выше — оно надежнее работает под нагрузкой. Покупателям придется раскошелиться ради велосипеда, который едет практически сам.
Производители зачастую изменяют соотношение используемых звезд: передняя, на 34 зуба, «подрастают» до 38 зубов, а вместо кассеты 11—36 используют огромную 11–42. Почему так? Потому что большая звезда спереди лучше себя проявит на прямых и ровных участках дороги, а чтобы так же комфортно чувствовать себя на сложном рельефе, в качестве компенсации появился вариант с 42 зубами сзади.
В остальном все остается прежним: двигатель (250 ВТ) поможет почувствовать себя настоящим велогонщиком — быстрым и выносливым.
В бюджетный сегмент велосипедов изменения приходят неспешно. Все новинки производители стремятся внедрять в топовые версии своей продукции, провоцируя тех, кто тратит много, регулярно обновлять свой велосипед. Затем новые технические решения по наследству передаются младшим, дешевым моделям. Поэтому разница между двумя велосипедами разных годов выпуска может быть ничтожной и будет носить скорее косметический характер. Использует производитель новый шаблон окраски, другую цветовую гамму — вот и новый велосипед.
Это не хорошо и не плохо. Старые модели магазины стараются распродать к началу нового сезона, затем получают новые, почти такие же, которые также за год нужно реализовать.
В этом и заключается парадокс: покупая бюджетный велосипед, можно вообще не задумываться о тенденциях в развитии велостроения. Достаточно просто обслуживать свой велик, и с ним все будет в порядке. У покупателей дорогих моделей всегда болит голова. Во-первых, рынок всегда предлагает комплектующие получше, полегче, посовременнее. Во-вторых, через некоторое время производитель выведет на рынок следующее поколение велосипедов, которые объявит революционными. Не отдавал же человек столько денег год назад, чтобы теперь ездить на старье. Так это и работает: успешный производитель — не тот, кто знает, как создать, а тот, кто умеет продать.
И напоследок о том, какие еще велосипедные тренды наблюдаются в последнее время.
Покрышки становятся шире
Когда-то считалось, что узкие, плотно накачанные шины имеют лучший накат. Но, глядя на профессиональных спортсменов, начинает меняться и рынок. На шоссе сегодня наилучшим выбором считаются покрышки шириной 25 мм или даже 28 мм (еще недавно общепринятым стандартом было 23 мм, а то и уже).
На кросс-кантри все чаще устанавливают резину от 2,25—2,35 дюйма и шире.
Тут же подоспела и наука. Покупателям заявили, что широкие покрышки имеют более подходящее пятно соприкосновения с поверхностью, кроме того, они лучше «проглатывают» неровности дороги. Где же раньше были все эти советы?
Диски победили
Принято считать, что дисковые гидравлические тормоза являются наилучшим вариантом для велосипедов практически любых типов. Диски не так зависимы от погоды, лучше реагируют на импульс, да и вообще, это сложная система тормозов, принцип которой используется и в других транспортных средствах.
До последнего держался шоссейный велоспорт, но даже там диски используются все чаще. Это, к слову, напрямую связано с шириной покрышек — с дисками можно использовать более широкую покрышку, которая не поместится в обычные «клещи».
А в случае с так называемыми горными велосипедами и вовсе вопросов не возникает. V-brake во многом уступает дискам, и дело не в том, считаете ли вы, что ободной тормоз сможет остановить ваш велосипед. Дело в том, что производитель уверен, что вам нужны диски. Они уже не стоят дорого и используются даже в бюджетных моделях.
Еще больше велосипедов в Каталоге Onliner
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by