19 мая 2019 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Трамвайная остановка, на которой возникает когнитивный диссонанс». За что оштрафовали водителя Lada

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

В центре внимания сегодняшнего выпуска «Разборов...» оказалась трамвайная остановка, а точнее две. Вроде бы ничего особенного — установлены знаки, нанесена разметка, но многие водители с ходу не понимают, нужно ли притормаживать, например, если к островку подъезжает трамвай. Водитель Lada до последнего момента был уверен, что нет. Однако его остановили сотрудники ГАИ и привлекли к ответственности. Разбираемся в неоднозначном случае.

Водитель: «Меня предупреждали о ГАИ, но я ехал спокойно, думая, что ничего не нарушаю...»

Остановки, о которых пойдет речь, расположены между ст. м. «Тракторный завод» и универмагом «Беларусь». Рядом — стадион «Трактор» и парк 50-летия Октября. Место не очень оживленное, однако именно здесь можно увидеть сотрудников ГАИ, которые пристально наблюдают за трамвайной остановкой. В этом мы сами убедились во время «Разборов...».

— В конце апреля ехал по улице Долгобродской (со стороны Серебрянки в направлении центра города), — рассказывает Владимир, водитель Lada Vesta. — Встречные водители моргнули дальним светом фар, предупреждая, что впереди автомобиль ГАИ. Я ехал спокойно, как мне казалось, ничего не нарушал, поэтому особо не беспокоился.

Владимир, водитель Lada

По его словам, он обратил внимание на трамвай, который двигался в попутном направлении, но не придал этому значения:

— Он поравнялся со мной, «аварийка» у него была включена. Из трамвая вроде бы никто не выходил. Я спокойно проехал дальше, притормозив перед «спящим полицейским». Затем услышал требование об остановке из автомобиля ГАИ, который проследовал за мной.

Водителю объяснили, что, не остановившись перед трамвайной остановкой, он нарушил требование ПДД, точнее — п. 120. Инспекторы напомнили: перед островком установлен знак «Остановочный пункт трамвая», и это не просто информация к размышлению, а посыл к прямому действию, то есть к остановке.

П. 120 ПДД: «Водитель должен остановиться, уступив дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановочном пункте маршрутному транспортному средству либо от него (со стороны дверей), если посадка (высадка) пассажиров производится с проезжей части дороги или с посадочной площадки, расположенной на ней. Начинать движение разрешается только после закрытия дверей маршрутного транспортного средства и выключения на нем аварийной световой сигнализации (светового указателя правого поворота)».

Владимир вину признал, штраф в 1 б. в. (сейчас — 25,5 рубля) оплатил. Но по-прежнему недоумевает: «На этой остановке есть островок, „спящий полицейский“, пешеходный переход... Я был полностью уверен, что люди направляются к тротуару через „зебру“, а не напрямую по проезжей части. Если бы пешеходы ожидали на тротуаре, то вопросов нет: я бы остановился у разметки, пропустил...»

Как объясняет водитель Lada, у него, как и многих других минских автомобилистов, сложился следующий образ: если остановочный пункт трамвая имеет ряд конструктивных элементов (а не как раньше только разметку), то останавливаться необязательно. Ведь пассажиров направляют к переходу, чтобы они пересекали дорогу безопасно и в одном регламентированном месте.

Это, конечно, заблуждение, но оно имеется у многих автовладельцев.

— На улице Якуба Коласа, через которую тоже проложена трамвайная линия, ситуация аналогичная, с одним но: там установлено ограждение, хотя знак «Остановочный пункт трамвая» тоже имеется (правда, установлен на островке). Там останавливаться тоже нужно? — задает резонный вопрос Владимир.

Изучаем ПДД. Останавливаться надо, даже если есть ограждение?

Пытаемся разобраться в том, что говорят ПДД. В п. 120 пешеходам косвенно разрешают направляться через проезжую часть к трамваю, находящемуся на остановке. Хотя сам пункт сформулирован как запрет для водителей. Такая вот казуистика...

В то же время есть п. 23, который позволяет садиться в транспорт с тротуара или обочины, правда, при отсутствии посадочной площадки. А в данном случае она есть.

П. 23.1 ПДД: «Пассажир обязан осуществлять посадку (высадку) только после полной остановки транспортного средства с посадочной площадки, а в случае ее отсутствия — с тротуара или обочины»

Еще интересный момент касается статуса человека, садящегося в трамвай или выходящего из него. В какой момент он становится пешеходом/пассажиром? Тоже хороший вопрос...

Юрий Краснов замечает, что водителю Lada запросто могли вменить п. 121 ПДД, по которому в зоне остановки запрещено опережать трамвай с включенной «аварийкой».

П. 121 ПДД: «Запрещается опережать движущийся трамвай, у которого включена аварийная световая сигнализация (световой указатель правого поворота), в зоне остановочного пункта трамвая, обозначенной дорожным знаком „Остановочный пункт трамвая“ и (или) горизонтальной дорожной разметкой 1.17.2».

Вывод такой: вне зависимости от того, установлено или нет ограждение, водителям попутных автомобилей нужно останавливаться, если у трамвая, подъезжающего к остановке, включена «аварийка». Хотя это, конечно, звучит в контексте некоторых ситуаций (как на улице Якуба Коласа) порой абсурдно.

Возникает ощущение, что ПДД не успевают за дорожной инфраструктурой, которая в Беларуси хоть и развивается, но крайне медленно. Вот в какие пункты нужно вносить изменения!

ГАИ: водители претензий к организации дорожного движения не высказывают

По нашим наблюдениям, каждый второй водитель при подъезде к остановке трамвая с включенной «аварийкой» притормаживает. Остальные проезжают без остановки.

Пассажиры трамваев на этих остановках выходят редко. Вокруг парк и особых точек притяжения нет. Те, кто все же выходят, направляются к пешеходному переходу или к широкому «спящему полицейскому», на котором нанесена разметка, как на «зебре».

Примечательный нюанс, на который обращает внимание Юрий Краснов: «С одной стороны зона остановочного пункта „упирается“ в газон, то есть пассажиры трамвая туда вряд ли направятся, а скорее пойдут к переходу. С другой — размещен высоковатый бордюр, который может служить преградой для пешеходов. В таком случае не проще ли было бы конструктивным способом направлять людей туда, куда они и так идут?»

Когда мы присутствовали на месте «Разборов...», стали свидетелями характерной картины. Недалеко от остановки заняли позицию сотрудники ГАИ. Инспекторы прождали недолго: буквально через несколько секунд заметили водителя BMW, который не остановился, несмотря на моргающий «аварийкой» трамвай.

Включились спецсигналы, и через несколько минут водитель автомобиля давал пояснения. Владимир вздыхает: «Прямо как в моем случае...»

— Пообщался с инспекторами, — говорит Юрий Краснов, который оперативно проследовал за служебной машиной ГАИ. — Они сообщили, что останавливали тут немало водителей. Объяснения стандартные: задумался, торопился. Удивительно, что претензий к организации дорожного движения никто еще не высказывал.

По мнению ведущего «Разборов...», говорить о нарушениях со стороны сотрудников ГАИ нельзя. Они действуют формально, но в рамках полномочий. Другое дело, что у многих водителей, учитывая контекст, возникает когнитивный диссонанс.

«Они видят „спящий полицейский“, пешеходный переход и распознают это как уже типовое решение, при котором не требуется останавливаться»

Сомнения недопустимы. Они влекут аварийные ситуации

То, что пешеходы — пассажиры трамвая появляются в этом месте редко, является лишь дополнительным фактором риска. Когда водители не готовы к появлению человека, его выход на проезжую часть становится неожиданностью. Как поведут себя автомобилисты? Да, есть «спящий полицейский», вынуждающий притормозить, но если кто-то решит выйти раньше?

— Пожалуй, это единственное место в Минске с трамвайными остановками, на которых водители теряются, — считает Юрий Краснов. — Честно сказать, я не могу дать однозначный ответ, обязан пешеход идти к переходу или может выходить на проезжую часть.

Как бы то ни было, путаница и сомнения недопустимы на дороге. Вкупе они влекут предпосылки к аварийным ситуациям. После сегодняшней статьи многие наверняка будут осторожны и остановятся. Но ведь по улицам ездят те, кто не увидит публикацию...

Ведущий «Разборов...» вспоминает, что похожая проблема была возле площади Змитрока Бядули. Но там установили ограждение, и ситуация сразу нормализовалась. Напрашивается такое же решение и здесь, тем более что сейчас в городе активно устанавливают ограждения посередине проезжей части. Почему же на улице Долгобродской забыли?


— Судя по словам Владимира, он опасности для окружающих не представлял, хотя формально ПДД нарушил, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Водители в любом случае снижают скорость, поскольку тут расположены искусственные неровности. Очевидно, требуется изменение обстановки, которая вводит в заблуждение. Чтобы у автомобилистов не возникало сомнений: нужно или нет уступать дорогу пассажирам трамвая.

основная камера: 130°, видео 1920x1080, G-сенсор
Выбор покупателей
основная камера: 5 Мп 140°, видео 2592x1944 H.265, G-сенсор, экран 2" 320 x 240
основная камера: 2.1 Мп 139°, видео 1920x1080, GPS, G-сенсор

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by