20 июля 2019 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Нервы не выдерживают, и водители перестраиваются в полосу для общественного раньше». О сложностях поворота направо

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

В кои-то веки общественный транспорт в Минске получил приоритет — на проспектах Независимости и Победителей сначала установили соответствующие знаки, а потом нанесли разметку. В определенной мере это создало проблему для автомобилистов. Оказалось, не все в состоянии дождаться прерывистой линии, чтобы перестроиться. В результате в невыгодном положении оказываются те, кто пытается строго следовать ПДД. Или все-таки регламентированный участок для смены полосы слишком мал?

«Нарушивших вынужденно привлекать к ответственности нечестно»

— Раньше о полосах общественного транспорта предупреждали только знаки, а в этом году их обозначили с помощью разметки, — напоминает Юрий Краснов. — Однако, как все новое, это вызвало у многих водителей непонимание. Например, автомобилисты недоумевают, почему прерывистая разметка расположена так близко к перекрестку.

Подобные меры введены на двух главных улицах города — пр. Независимости и пр. Победителей. Автомобилисты в абсолютном большинстве приняли правила игры, но кое-что, как водится, пошло не так.

«На дорогах с полосой движения для маршрутных транспортных средств, обозначенных дорожными знаками „Полоса для маршрутных транспортных средств“, „Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств“, запрещаются движение, остановка и стоянка других транспортных средств на этой полосе.

Если полоса движения, обозначенная дорожным знаком „Полоса для маршрутных транспортных средств“, отделена от остальной проезжей части дороги прерывистой линией горизонтальной дорожной разметки, то для осуществления поворота водитель обязан перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу для посадки (высадки) пассажиров у правого края проезжей части, если это не создаст препятствия для движения маршрутных транспортных средств» (пункт 124 ПДД).

Достаточно понаблюдать за ситуацией несколько минут, чтобы убедиться: некоторые водители стремятся перестроиться в крайний правый ряд пораньше. То ли нервы не выдерживают, то ли не обращают внимания на сплошную линию разметки.

В результате, как у нас нередко получается, в невыгодном положении оказываются те водители, которые принципиально пытаются действовать по ПДД. То есть доезжают до прерывистой линии разметки и уже тогда перестраиваются. Но не выходит! Там занято...

— Водителям приходится либо останавливать второй ряд, дожидаясь своей очереди, либо нарушать и пересекать сплошную линию разметки, — рисует два возможных варианта ведущий «Разборов». — Во втором случае привлекать водителя к ответственности будет нечестно. Ведь его вынудили, заставили!

«Почему штрафуете только меня?»

Кто бы мог подумать, что новой проблемой для минских водителей станет поворот направо, точнее, перестроение для поворота. Если остановиться напротив цирка, то можно заметить некоторую неразбериху в действиях автомобилистов. Прерывистая разметка начинается за 50—55 метров до перекрестка, как раз в зоне остановочного пункта.

А теперь представьте, что остановился сочлененный автобус МАЗ, длина кузова которого чуть более восемнадцати метров. Все! Остается перестраиваться в хвост или же пытаться проскочить спереди.

 

— Я сам часто поворачиваю направо на перекрестке Независимости — Я. Купалы, — говорит ведущий рубрики. — Когда пытаешься перестроиться в крайний правый ряд, то замечаешь, что место уже занято. Кто-то сменил полосу раньше, а ты оказываешься в дураках. Думаю, не я один.

Сразу находим подтверждение этому предположению: часть водителей перестраивается метров за сто до прерывистой разметки, часть  едет аж от пл. Победы, считая, что им разрешено, ведь они направо поворачивают.

— В основном водители перестраиваются через сплошную, — замечает ведущий рубрики. — Это может означать, что они хотели бы иметь возможность совершить маневр раньше. Для перестроения нужно пространство и время, чтобы сориентироваться, оценить скорость попутных автомобилей. А если еще в зоне остановки притормаживает автобус или маршрутка...

Одни явно усиленно ищут прерывистую линию разметки, другие такими мелочами не заморачиваются.

Иногда по действиям водителей можно четко определить мотив использования крайнего правого ряда. Кто-то действительно не дождался разрешенного места. А кто-то осознанно использует полосу для опережения.

— Как пишут в комментариях, самые умные решают быть быстрее всех, — иронизирует Юрий Краснов. — Это свидетельствует о том, что системно за данное нарушение не привлекают и водители об этом прекрасно знают. Хотя навигатор предупреждает, что работает камера контроля полосы, но многие понимают: это не так.

В этом явлении кроется основная опасность. На данный момент абсолютное большинство автомобилистов полосу для общественного транспорта спекулятивно не использует (кроме как для поворота направо). Главная угроза исходит от тех, кто действует откровенно нагло. Тогда правильные водители начинают возмущаться: «А почему мне так нельзя?» В результате явление масштабируется. А когда ГАИ останавливает водителя, который пробует систему на прочность, и привлекает его к ответственности, тот справедливо возмущается: «На каком основании штрафуете только меня?»

Совет от Краснова: «включайте режим кота Леопольда»!

Теперь Юрий Краснов сам садится за руль и выезжает на пр. Независимости. Двигаясь от пл. Победы, он замечает Peugeot в крайнем правом ряду: «Такое чувство, что водитель движется там сознательно. Надеется опередить несколько автомобилей и затем перестроиться во второй ряд». Через несколько секунд так и происходит...

Наш водитель оценивает протяженность участка, на котором разрешено перестроение в правый ряд. По его мнению, достаточно, правда, при одном «но»: «никто не будет нарушать и перестраиваться раньше». А это, как мы уже убедились, сейчас кажется трудновыполнимым условием.

— Важно, чтобы водители в таких ситуациях помогали друг другу, — Юрий Краснов «включает кота Леопольда». — Видишь, что человек просится в правый ряд, так подожди, притормози.

В районе Октябрьской площади по полосе для общественного транспорта движется Hyundai Elantra. Ведущий рубрики перестраивается за ним, когда появляется прерывистая разметка. А оказывается, что водитель корейского автомобиля вообще едет прямо... Тоже типично.

Кстати, некоторые таксисты считают, что им тоже разрешено пользоваться полосой для общественного транспорта. Юрий Краснов готов разочаровать: «По ПДД, на эти транспортные средства право не распространяется».

Особенно остро проблема стоит в местах, к которым прилегают жилые кварталы

Перемещаемся на пр. Победителей, где общественный транспорт также получил приоритет в виде выделенной полосы. Тут проблема, по словам ведущего «Разборов», ощущается сильнее:

— Люди, которые живут возле проспекта, говорят, что пространства для совершения перестроения критически мало. Ты все время находишься в напряжении из-за тех, кто перестраивается раньше. Это проблема.

Как раз в этот момент справа от нас в крайнем правом ряду едет Jaguar. Наконец он поворачивает направо.

— Как раз на это в основном и жалуются, — считает Юрий Краснов. — Водителю надо перестроиться, а сбоку машина едет. Особенно остро стоит проблема, если к улице прилегает жилой квартал.

 

Если обратиться к зарубежному опыту, то проще всего вспомнить о Вильнюсе. Когда там ввели такие полосы, то поначалу наблюдалась схожая картина. Как решили проблему? В кабины автобусов установили видеорегистраторы. В конце смены водители сдавали карты памяти, нарушителей привлекали. Это получило огласку, и система стала работать полноценно. А во многих российских городах установлены видеокамеры, фиксирующие выезд в ряд для автобусов и троллейбусов, что тоже эффективно.


— Проблема есть, — подытоживает Юрий Краснов. — С одной стороны, можно укорять организацию дорожного движения, требовать увеличения регламентированного участка для перестроения. С другой — именно поведение водителей ломает систему. Если бы отдельные товарищи не использовали ряд для общественного транспорта спекулятивно, то и проблемы не возникло бы. В таком случае встает вопрос, почему не налажена система наказания?

взрослый/подростковый (макс. 110 кг), до 25 км/ч, мощность 250 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 7.8 А·ч, рекуперация, вес 12.5 кг
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 30 км/ч, мощность 300 Вт, запас хода 45 км, аккумулятор 10.4 А·ч, рекуперация, материал платформы: алюминий, вес 14 кг
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 25 км, аккумулятор 8 А·ч, материал платформы: алюминий, вес 15 кг