Почти забытая Toyota Supra. Нашли в Минске японский турбоспорткар 1980-х

19 августа 2019 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: Александр Ружечка

Почти забытая Toyota Supra. Нашли в Минске японский турбоспорткар 1980-х

Автор: Денис Логунович. Фото: Александр Ружечка

Если сегодня загуглить «Toyota Supra», то поисковик выдаст нам последние новости, касающиеся нового поколения Toyota Supra. Но поклонники настоящих JDM'овских машин относятся к модели А90 крайне негативно. Коллаборация с BMW убила весь японский дух «Супры» — теперь это BMW Z4, просто в кузове купе. Под капотом — баварская «шестерка». Впрочем, было бы наивно полагать, что Toyota возродит свои рядные моторы с шестью цилиндрами. Таким образом, поколение A80 остается самой любимой и, можно сказать, единственной культовой Supra в головах автолюбителей. И кажется, люди стали забывать, что до «восьмидесятки» было еще три поколения спорткара. Возьмем, например, A70. Задний привод. Есть рядные 6-цилиндровые моторы. Имеется надежная турбоверсия. Чем не культ? Об этой почти забытой «Супре» третьего поколения сегодня и поговорим.

Сказ о том, как поссорились Supra и Celica

Многие из вас, возможно, не знали, но раньше семейства Toyota Supra и Celica были объединены. Когда в 1979 году миру представили первое поколение «Супры», оно официально называлось Toyota Celica Supra. При том что отдельной модели Celica на тот момент было уже без малого 10 лет, и она фактически легла в основу новоиспеченной модели. История «дуэта» длилась до 1986 года. Модель с двойным названием успела сменить два поколения, пока в середине 1980-х японцы официально не объявили, что Supra и Celica отныне пойдут разными дорогами.

Toyota Celica 1971 года

И дороги были настолько разными, что сегодня трудно даже представить, что переднеприводная маломощная Celica, ставшая чуть ли не «машиной для бедных стритрейсеров», когда-то была породнена с породистой Supra, о которой мечтают все автолюбители, неровно дышащие к японскому автопрому. В середине 1980-х дела у Toyota шли хорошо и компания могла себе позволить эксперименты по выпуску двух абсолютно разных нишевых моделей.

Самый мощный двигатель Toyota

На Supra A70 дебютировал знаменитый двигатель 7M-GE, который впоследствии ставился и на седан Mark II. Это 3-литровый рядный мотор с шестью цилиндрами. Агрегат семейства GE был атмосферным и развивал примерно 200 л. с. и 260 Н·м. На каждый цилиндр приходилось 4 клапана, расположенных под углом 50 градусов.

Несмотря на то что Supra A70 оснащалась и 4-цилиндровыми двигателями, на рынке наиболее популярны именно 3-литровые версии. Хотя «наиболее популярны» — слишком громкое выражение. Автомобиль редко появляется в продаже, и купить такую машину примерно так же сложно, как продать. Цены обычно зашкаливают. Даже аварийные и поломанные Supra A70 стоят несколько тысяч долларов по курсу. А за такой хороший экземпляр, как у Дмитрия, могут просить от 10 тысяч в эквиваленте (примерно столько за него и просили в объявлениях).

У Дмитрия топовая версия Supra с мотором 7M-GTE. Буква «Т», появившаяся в заводском индексе агрегата, означает наличие турбины. Объем такой же, как у обычного GE, — 3 литра. Наддув добавил три десятка дополнительных «лошадей» и отличный подхват с низких оборотов. Таким образом, отдача двигателя данной «двухдверки» составляет 232 л. с. и 325 Н·м. В 1986 году, когда японцы только представили данный турбомотор, он был самым мощным во всем концерне. Машина, на которой ездит наш читатель, сошла с конвейера в 1989 году.

— Машина полностью в стоке, все запчасти оригинальные. Владею ей с 2010 года. В детстве мечтал именно об А70, и когда увидел в продаже, не удержался и купил. Хотя деньги тогда собирал на 3-литровый Lexus RX. В Беларуси эта Supra с конца 1990-х. До этого ездила по Германии. Выставил ее на продажу, потому что почти не езжу. Я живу в центре и не нуждаюсь в автомобиле. Жалко на Supra смотреть, как она простаивает во дворе. Автомобилем интересуются. Даже журналисты приезжали, — рассказал нам Дмитрий.

За 9 лет, на протяжении которых машина была в одних руках, были заменены лобовое стекло, поплавок в бензобаке, передние амортизаторы, все тормозные диски, прокладки под клапанной крышкой. Дмитрий проехал на Supra всего 20 тысяч километров. Масло, понятное дело, менялось не по одометру, а по календарю — каждый год.

— Ездить на этой машине одно удовольствие. Буквально каждая поездка дарит эмоции. Зимой я на ней не ездил. Даже шин не покупал никогда. Вы поймите, это очень быстрый и резвый автомобиль. По скользкому покрытию ездить на нем было бы нелегко, — улыбаясь, рассказал владелец эксклюзивного спорткара.

Машина действительно очень быстрая. До 100 км/ч Supra c двигателем 7M-GTE и «механикой» (5 ступеней) разгоняется за 6,3 секунды. Автомобиль, напомним, выпустили более трех десятков лет назад. Был еще 4-ступенчатый «автомат», но в прошлом веке динамика машин с АКП уступала «трехпедальным», поэтому люди предпочитали покупать спорткары «на палке».

Запчасти для такого эксклюзива приходится заказывать. Причем разные детали идут разное время. Тормозные диски, например, шли всего три дня, а лобовое стекло пришлось ждать месяц. В автомобиле очень богатая для 1989 года комплектация. Есть старенький климат-контроль, «круиз», полный электропакет. При желании можно снять крышу — эта Supra имеет кузов тарга. Крышу можно открутить и сложить в багажник в специальные пазы.

Максимальная цифра на спидометре — 280. Современные дети уже не заглядывают в машины, а вот в каком-нибудь 1995-м вопрос «сколько на спидометре?» был для нас важнее курса доллара и ставки рефинансирования. В салоне «Супры» виднеется относительно современная магнитола и «уставшие» кожаные кресла, которые не мешало бы перешить.

Любопытно, что у Supra A70 были и откровенно слабые версии. Например, 2-литровый 1G-EU, развивающий всего 105 л. с. Для не самых заядлых гонщиков выпускались еще и 135-сильные экземпляры. Такие моторы хоть и не доводили водителя до экстаза при каждом открытии дросселя, но и не делали машину слишком меланхоличной. Зато при желании можно было заказать 280-сильную рядную «шестерку», которая швыряла автомобиль до сотни за 5,1 секунды. Это уровень породистых спорткаров тех годов.

Supra A80

Самой же любимой «Супрой» остается предпоследнее поколение, выпускавшееся с 1993 по 2002 год. На этой модели история истинно японской Toyota Supra обрывается. Автомобиль оснащался рядными 3-литровыми моторами мощностью до 324 л. с. Причем эти двигатели легко настраивались, и сторонние ателье выдували из них намного больше. «Супра» до сих пор остается одной из самых лучших машин для дрифта, и найти леворульный экземпляр по доступной цене невозможно. Обычно продавцы выставляют прайс в десятки тысяч долларов.

В Беларуси не продается ни одной Supra A80 (хотя парочка ездит). В России несколько праворульных версий все-таки выставлены на продажу, и стоят они от 12 до 30 тысяч долларов в эквиваленте. Но поставить их на учет в нашей стране не удастся.

Выбор покупателей
взрослый/подростковый (макс. 110 кг), до 25 км/ч, мощность 250 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 7.8 А·ч, рекуперация, вес 12.5 кг
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 30 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 6 А·ч, рекуперация, материал платформы: алюминий, вес 11.7 кг

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by